kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие навыков самопознания и самовосстановления (1-4 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие навыков самопознания и самовосстановления (1-4 классы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактических игр, направленных на развитие навыков самопознания и самовосстановления (1-4 классы)»

Игра «Колючка».


Основные задачи:

  • предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры;

  • открытие новых форм сотрудничества друг с другом;

  • социализация «отвергнутого» ребенка;

  • обучение учеников навыкам самопознания и самовосстановления.



Игра состоит из двух частей.

Время, необходимое для проведения первой части - 1 час 20 минут, второй – 1 час 10 минут.


Место проведения.

Учебный класс или кабинет, где есть возможность раздвинуть парты, столы и разместиться на стульях по кругу.

Помещение должно быть достаточно просторным для того, чтобы в нем можно было проводить подвижные игры.


Возможности игры.

Игра разработана для учеников 5-6 классов. Проводится после социометрического эксперимента с целью интеграции «отвергнутого» ребенка в коллектив класса, налаживания отношений. Игра имеет также большое диагностическое значение.



Содержание игры.

Эта игра позволяет детям оказаться на волшебной поляне, представить себя растущим на ней цветком, найти свое место и освоить новые формы взаимодействия друг с другом.

В ходе игры ребятам представится возможность осмыслить формы своего общения с другими и обсудить качества характера и социальные нормы поведения, необходимые для конструктивного общения, определить ценные качества, способствующие взаимопониманию и установлению контакта с другими.


Предполагаемый результат.

Обучение навыкам самовосстановления, знакомство с новыми формами взаимодействия, развитие внимательного и дружелюбного отношения к одноклассникам, хорошее настроение.


Необходимые материалы.

- стулья (по количеству участников);

  • музыка для релаксации;

  • 2 листа ватмана;

  • по 2 листа формата А4 на каждого участника;

  • цветные карандаши;

  • фломастеры;

  • клей или скотч;

  • ножницы.


Участники.

Игра предназначена для учащихся 5-6 классов. Оптимальное количество участников - от 10 до 20 человек. Для проведения игры необходим один ведущий. Психологу может ассистировать педагог данного класса. Ведущий должен иметь навыки тренинговой работы, ведения групповых дискуссий.






Сценарий игры.

Первое занятие.


Этап «Приветствие».

Ведущий и участники занятия заходят в класс и садятся в общий круг.

Ведущий приветствует всех учеников, представляется и знакомится с ними.

Каждый ученик по очереди называет свое имя и продолжает предложение «Мне нравится…» или «Я люблю…».

Например: - Меня зовут Марина. Я люблю читать книги и знакомиться с интересными людьми.


Этап «Разминка».

В начале игры проводится приходинамическая разминка. Для этого подойдут любые игры, повышающие энергетику группы, например, «Внимание».

Все участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (при численности группы 14-16 человек можно выполнять упражнение в двух шеренгах, создав соревновательную ситуацию).

Ведущий встает около одного из концов шеренги и дает инструкцию: «Надо стремиться выполнить каждое задание как можно точнее. Задание первое: расположитесь в шеренге так, чтобы здесь, около меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги – тот, у кого самый небольшой среди нас рост. Начали».

После того, как группа выполнила задание, ведущий проходит вдоль шеренги и проверяет точность его выполнения. Если задание выполняется в двух группах, можно предложить им взаимно проверить точность выполнения задания.

«Задание втрое: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, на противоположном конце шеренги – с самыми светлыми волосами».

Кроме названных двух, можно использовать следующие задания:

- В начале шеренги должен стоять человек с самыми темными глазами. В конце – с самыми светлыми;

- Начало шеренги – это 1 января, конец – 31 декабря. Надо расположиться по датам (без учета года) рождения.

Все задания дают возможность обсудить, как удается достигать понимания в общении.

Эффекты данного упражнения разнообразны.


Этап «Составление правил группы».

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как правила любой психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и т.п.


Этап «Ведение в игру».

Ведущий: «Ребята, сегодня вы окажетесь на волшебной поляне. На ней растут самые разные цветы и эти цветы умеют разговаривать и взаимодействовать друг с другом. Представьте, что вы и есть эти цветы. Подумайте, каким цветком могли бы быть вы и нарисуйте его на этой карточке».

Ведущий встает и раздает детям листочки размером 10х10 см, звучит спокойная музыка, и ученики рисуют свои цветы. Музыка звучит до тех пор, пока дети рисуют.

Ведущий: « Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу вас поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Авторы рисунков расскажут, какие цветы они нарисовали, остальные могут задать вопросы, если им будет что-то непонятно».

Ребята рассказывают о своих цветах, остальные рассматривают рисунки и задают вопросы.


Этап «Размещение на поляне».

Ведущий: «Все эти цветы росли на большой солнечной поляне. Ребята, представьте, что наш класс – это и есть волшебная поляна. Найдите себе место на ней и станьте там, где бы вам хотелось, чтобы рос ваш цветок».

Дети выбирают себе место, определяют, с кем рядом они хотели бы «расти», а ведущий отмечает для себя личную «зону комфорта» каждого участника при его взаимодействии с другими участниками.

Ведущий: «Ребята, вы нашли место на поляне для своего цветка. Нравится ли ему там расти? Если хотите, можете перейти туда, где вам будет наиболее комфортно».

Если у детей есть желание, они переходят на новое место.


Этап «Создание волшебной поляны».

Ведущий показывает ученикам на лист ватмана на стене и говорит: «Ребята, этот лист – наша волшебная поляна. Сейчас мы все вместе будем приклеивать на него ваши рисунки. Разместите рисунки так, как вы стоите».

Ребята подходят по очереди к листу ватмана и с помощью скотча или клея приклеивают к нему свои рисунки.


Этап «Введение в сказку».

Ведущий: «А сейчас послушаем сказку».

а большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники.

Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: вот небо – большое, чистое и светлое, а вот солнце – теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле.

Она думала так изо дня в день, и все больше сжималась от одиночества, и все твёрже становились ее иголочки.


Этап «Обучение приемам эмоциональной разрядки и мышечной релаксации».

После этих слов ведущий говорит: «Ребята, а у вас бывает так, что вы чувствуете себя одинокими, не понятыми другими и от этого чувства вы как бы «внутренне» сжимаетесь, напрягаетесь? Сейчас я научу вас приемам, которые помогают людям снять напряжение и расслабиться».

Ведущий проводит с учениками приемы эмоциональной разрядки.

Ведущий: «Представьте, что вы – колючка, которая сжималась от напряжения. Напрягите сейчас мышцы всего тела, рук, ног; высоко-высоко тяните плечи, доставайте до ушей; сильно сожмите кулаки. А сейчас расслабьте все части тела. (Этот прием повторяется 3-5 раз).

А сейчас еще один прием: сделайте очень глубокий вдох, самый глубокий, задержите дыхание на 10-15 секунд. Теперь выдохните весь воздух из легких и выдохом расслабьтесь, сбросьте напряжение, возвратитесь к нормальному дыханию.

Почувствовали ли вы напряжение в груди во время вдоха? Заметили ли расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение, оценим его». (Упражнение повторяется 4-5 раз. Вдох следует сочетать с напряжением мышц, выдох – с расслаблением).

После выполнения упражнения ведущий спрашивает у ребят об их ощущениях и объясняет, что расслабление (релаксация) лучше всего ощущается после напряжения и способствует восстановлению сил и энергии, а после глубоких вдохов и медленных выдохов человеку всегда становится легче.


Этап «Игра «Внимание».

Ведущий продолжает рассказ.

Но однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный Лучик.

- Привет, - сказал он ей. – Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?

- Что значит – цветут? – удивилась Колючка, - я об этом ничего не знаю.

- А ты посмотри вокруг и увидишь, - улыбнулся Лучик.

Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы – яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг летали птицы и пели веселые песни.


Ведущий: «Ребята, а вы умеете быть внимательными? Сейчас сделаем упражнения, которые включают в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определенное время. Я буду говорить вам, что надо делать, буду следить за временем и сообщать, когда оно закончится.

Задание 1. В течение 3 минут молча смотрите друг на друга.

Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите чистые листы и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые нужно дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.

Задание 3. Сейчас сменим пары. Один из партнеров переходит в пару, стоящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.

Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые нужно дать письменные ответы. Какого цвета обувь вашего партнера? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? Какие? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы у него на одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.


В конце упражнения каждый ученик отмечает для себя, насколько он внимателен к своим одноклассникам.


Этап «Игра «Войди в круг».

Ведущий продолжает рассказ.

- Как же так? – удивилась Колючка, - здесь такая интересная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо!

- Лучик! – воскликнула она. - Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!

- Но это же просто, - ответил ей Лучик, - доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой.

  • Как это? – подумала Колючка.


Ведущий: «А действительно, ребята, как Колючке перестать быть одинокой и стать такой же красивой, как окружающие цветы? Давайте сделаем упражнение, которое называется «Войди в круг».

Сейчас некоторые из вас выйдут за дверь. Они будут играть роль Колючки. Кто хочет быть Колючкой?»

Несколько ребят вызываются. К ним необходимо присоединить и «отвергнутого». Они выходят из класса, а ведущий предлагает оставшимся ребятам взяться за руки и образовать круг.

Входящему участнику предлагается войти в этот круг. Предварительно группа договаривается о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили (вежливое приветствие, просьба, выполнение какого-либо условия и т.п.). Участник, пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы общения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность группы. Некоторые могут предпринять попытку войти с помощью силы.

При обсуждении игры можно поговорить об агрессии как о результате непонимания, невыполнения социальных норм, а также о том, что у разных групп людей (поколений, наций и т.п.) существуют свои «договоренности» о правилах «вхождения в круг», не всегда известные другим.


После обсуждения упражнения ведущий завершает первую часть занятия фразой из сказки:


Итак, Колючка подумала: «Как это?», но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.


Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу».

Дети улыбаются друг другу.





Этап «Обсуждение игры».

Участники занятия делятся впечатлениями, что понравилось, что нет, какой вывод для себя они сделали.

Для того чтобы сохранить интерес группы до следующей встречи, можно предложить ребятам нарисовать, какой стала Колючка, когда цветы приняли ее в свой круг.


Этап «Завершение занятия».

Ведущий выполняет любой «сказочный ритуал» для завершения занятия. Это может быть взмах «волшебной палочкой» или произнесенные всей группой слова: «До свидания, сказка».





Второе занятие.

Этап «Разминка»

Проводится любая игра на сплочение, например «Молекулы».

Члены группы - «атомы», свободно двигающиеся по комнате под музыку. По сигналу ведущего «атомы» объединяются в молекулы по 2, 3, 4, 5 человек. Последний раз объединяются все члены группы.

После окончания игры группа возвращается к сказке «Колючка».


Этап «Введение в игровую ситуацию».

Участники вспоминают первую часть игры, рассказывают, что им запомнилось, показывают сделанные дома рисунки группе. Все рисунки принимаются.


Этап «Игра «Осанка и улыбка».

Ведущий: Ребята, в прошлый раз мы окончили сказку на том месте, где Колючка выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

Сейчас я предлагаю вам сделать следующее упражнение.

Встаньте все, выпрямитесь, расправьте плечи, подожмите живот. Поднимите голову так, чтобы она держалась на гордой, высокой шее, Плечи свободные, вы энергичные, дыхание свободное. Улыбнитесь друг другу.

Поза, в которой вы сейчас стоите – поза уверенного человека. Главное в этом упражнении – найти необходимое внутреннее самоощущение.

А что же дальше произошло на волшебной поляне?

Ведущий читает следующий отрывок из сказки.


И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошевелила корнями и почувствовала, как земля поит ее своими водами, подняла голову и увидела, как ей улыбается солнышко, пошевелила листиками и ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка расцвела.


Этап «Упражнение «Цветение розы».

Ведущий: «Ребята, сейчас вы сделаете ещё одно упражнение, которое называется “Цветение розы”.

Устраивайтесь удобнее на своих стульях, закройте глаза, глубоко вздохните несколько раз и расслабьтесь. Представьте волшебную поляну. Какая она – большая или маленькая?.. Какие цветы на ней растут, есть ли там холмики, отдельные кусты… Может быть, на ней есть съедобные ягоды?…

Чтобы детям было легче представить поляну и цветы на ней, можно включить спокойную музыку.

Ведущий: “Представьте себе розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он ещё полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую точку.

Вообразите, что зелёная чашечка начинает раскрываться, обнажая пока ещё закрытые лепестки цветка. Наконец, перед вашим мысленным взором предстает весь бутон, состоящий из розовых лепестков.

Лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны. Это происходит до тех пор, пока перед вами не предстанет свежая, прекрасная роза во всём её великолепии и полном цветении. Попытайтесь уловить её характерный запах, который не спутаешь ни с чем. Теперь представьте, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая её… В течении некоторого времени удерживайте это изображение.

Теперь отождествите себя с розой. Вообразите, что вы стали розой или вобрали цветок внутрь себя.

В символическом смысле вы и есть эта роза. Та же самая сила, которая оживотворяет вселенную и создаёт розу, способна пробудить в вас ваше внутреннее “Я” и проявить всё, что оно излучает.

Представьте, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю, от которой поступают питательные вещества. Ваши листья и цветы растут, тянутся вверх, питаются энергией солнечного света и согреваются ею.

Вообразите, что вы – другие розовые кусты, растения и деревья. Вы – всё, что существует за счёт этой жизненной энергии и составляет часть планеты, великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение в течение какого-то периода времени.

Я медленно считаю до пяти, на счёт “пять” вы открываете глаза и рассказываете, какую вы сумели увидеть поляну и розовый куст на ней”.

Дети (по желанию) рассказывают о том, что им удалось представить.


Этап «Игра «Ласковые ладошки».

Ведущий: “Ребята, а вам понравилось, как солнечный луч согревал ваш цветок? Сейчас вы тоже сможете подарить друг другу своё тепло”.

Выполняется упражнение “Ласковые ладошки”.

Участники занятия становятся в круг друг за другом, и каждый последующий гладит впереди стоящего по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь).

Затем один ученик (желательно, чтобы это был отвергнутый) становится в центр круга, а все участники гладят его.


Этап «Игра «Качества характера».

Ведущий: «Вы помните, когда Колючка ощутила вот такое ласковое прикосновение, она расцвела и, знаете, что она сказала?


- Расцвела! Я расцвела! – воскликнула она. – Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Как же здесь хорошо!

И красавица Колючка радостно затрепетала – у нее начиналась Новая Жизнь.


- Ребята, подскажите, а какие качества характера нужны человеку для дружбы с другими людьми?»

Дети по очереди высказывают своё мнение, ведущий записывает все предложенные качества на бумагу. В конце обсуждения он их зачитывает.


Этап «Игра «Самое ценное».

Ведущий: “Сейчас назовите самое ценное своё качество, которое способствует вашему взаимопониманию с другими. Ответьте на вопрос: “Если бы сейчас вы могли помочь другим прийти к взаимопониманию, что бы вы им сказали?” Назовите черту характера, которая этому способствует. Назовите самое ценное ваше качество”.

Дети по очереди называют своё самое ценное качество.










Этап “Анализ сказки”.

Ведущий задаёт ребятам возможные вопросы для анализа сказки.

  1. О чем эта сказка?

  2. Почему Колючка казалась себе одинокой?

  3. Кто помог Колючке изменить взгляд на жизнь? Каким образом?

  4. Что она сделала, чтобы расцвести?

  5. Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Колючку?

  6. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывала Колючка?

  7. Как можно помочь человеку, похожему на сказочную Колючку?

  8. Чему мы можем научиться у этой сказки?

  9. Какое значение для вашего класса может иметь эта игра?

Желательно, чтобы каждый член группы мог высказать своё мнение, и все мнения заинтересованно выслушивались и развивались.


Этап «Игра «Мне нравится в тебе».

Ведущий: “Игра подходит к завершению. Сейчас каждый из нас скажет своему соседу слева приятные слова, продолжив фразу: “Мне нравится в тебе…”

Дети по очереди говорят друг другу комплименты.


Этап «Игра «Я желаю тебе».

Ведущий: “А сейчас мы поменяемся местами и скажем своему новому соседу пожелание, продолжив фразу: “Я желаю тебе…”

Ребята пересаживаются на новые места и высказывают пожелания своим соседям.


Этап «Обсуждение игры».

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями о ней. Рассказывают о том, что им особенно понравилось и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.


Этап “Прощание со сказкой”

Ведущий обращает внимание членов группы на то, что они несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека – иногда сразу, иногда постепенно.

Он благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной, говорят: “До свидания, сказка”.

























Через несколько дней для получения обратной связи и определения результатов тренинга психолог может попросить участников занятия ответить на следующие вопросы.






АНКЕТА

  1. Понравилось ли тебе занятие “Колючка”?

Да. Нет. Не знаю. Так себе.

  1. Узнал ли ты что-то новое о себе?

Да. Нет.

  1. О своих одноклассниках?

Да. Нет.

  1. Что именно?

  2. Что тебе запомнилось в занятии?

  3. Что понравилось?

  4. Что не понравилось?

  5. Какие вопросы ты ещё хотел бы обсудить?

  6. Стал ли ты более внимательно и дружелюбно относиться к своим одноклассникам?

Да. Нет. Веду как всегда.

  1. Хотел бы ты еще участвовать в таких занятиях?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Леонтьева Наталья Вячеславовна

Дата: 15.03.2019

Номер свидетельства: 503141


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства