kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Характеристика типов акцентуации личности с наиболее высокой вероятностью развития аддиктивного поведения и наркоманий

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье рассказывается об акцентуациях характера, как фактора риска нарушений поведения подростка.Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.Для понимания причин нарушения поведения подростков крайне важным является знание особенностей разных типов акцентуаций характера

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика типов акцентуации личности с наиболее высокой вероятностью развития аддиктивного поведения и наркоманий »

Характеристика типов акцентуации личности с наиболее высокой вероятностью развития аддиктивного поведения и наркоманий

Акцентуации характера как фактор риска нарушений поведения подростка.

Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.

В отношении акцентуаций существует две классификации типов. Первая, предложенная К. Леонгардом, вторая — Личко А. Е. Классификация Личко отличается 1) специфичностью для подросткового возраста; 2) охватывает как психопатии (то есть патологические аномалии личности), так и акцентуации, то есть варианты нормы.

Для понимания причин нарушения поведения подростков крайне важным является знание особенностей разных типов акцентуаций характера. Рассмотрим их подробнее.

Гипертимный тип. Главная черта — почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Первые трудности могут появиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме обнаруживается неусидчивость и отвлекаемость. Лишь изредка хорошее настроение омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Причиной негодования обычно служит противодействие со стороны окружающих, стремление со стороны последних слишком круто подавить желания и намерения подростка. Иногда поводом для раздражения становится сознание уж слишком явных собственных промахов и неудач. Вспышки раздражения и гнева учащаются и усиливаются в ситуации строго регламентированного дисциплинарного режима.

Специфические подростковые поведенческие реакции у этих подростков выражены достаточно сильно. В силу реакции эмансипации с родителями, педагогами легко возникают конфликты. Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным. Настоящие побеги из дома у гипертимов встречаются нечасто.

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает их неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблем. Они склонны к групповым формам делинквентного поведения. Более серьезную опасность представляет алкоголизация. Предпочитают неглубокие, эйфорические стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и даже регулярных выпивок. Если представится случай, могут попробовать наркотики, успокаивая себя мыслью, что «алкоголиком или наркоманом от этого не станешь».

Половое чувство рано пробуждается и бывает довольно сильным. Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью.

Циклоидный тип. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раздражительностью. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже грубостью и гневом, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние. Их серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию интропунитивного типа с суицидными попытками.

Подростковые реакции усиливаются в периоды подъема. Увлечения отличаются нестойкостью, выраженное нарушение (поведения делинквентность, побеги из дома) циклоидам не свойственно.

Лабильный тип. Главная черта — крайняя изменчивость настроения. Действительные неприятности, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к острым, аффективным реакциям, реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, а ищут эмоциональные контакты. Самооценка отличается искренностью.

Астено-невротический тип. Главной чертой является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях. Раздражительность более всего сходна с аффективными вспышками при лабильной акцентуации. Раздражение по ничтожному поводу легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. В отличие от эпилептоидной акцентуации, аффекту не бывают присущи ни постепенное накапливание, ни сила, ни продолжительность; от вспыльчивости при гипертимной акцентуации поводом для вспышек вовсе не обязательно служит встречаемое противодействие, бурного неистовства аффект также никогда не достигает; от лабильной акцентуации аффективные вспышки связаны не с перепадами настроения, а отчетливо прослеживается возрастание раздражительности в процессе утомления.

При этом типе акцентуации не встречается ни делинквентности, ни побегов из дома, ни алкоголизации.

Сенситивный тип. Они пугливы и боязливы. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чураются слишком бойких и шумных сверстников, рискованных шалостей. Часто слывут «домашним ребенком». Трудности адаптации начинаются в 16—19 лет в период смены привычного школьного стереотипа на трудовой. Чувство собственной неполноценности у них делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где чувствуют свою неполноценность. Самобичевание и самоукоры могут доводить до суицидальных мыслей.

Суицидальное поведение сенситивных подростков отличается двумя особенностями:
1) Повторными вспышками суицидальных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Появление подобных мыслей всегда обусловлено ситуацией — ударами жизни по слабым местам. 2) Истинными суицидальными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности.

Ни к алкоголизации, ни к токсикоманическому поведению вообще, ни к делинквентности эти подростки не склонны.

«Ахиллесовой пятой» этого типа является отношение к ним окружающих.
Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффективных реакций интропунитивноготипа, фобического невроза, реактивных депрессий, особой группой энодореактивных психозов (эндореактивной пубертатной анорексией, подростковой дисморфоманией).

Психастенический тип. Данный тип характеризуется робостью, нерешительностью, тревожной мнительностью, склонностью к возникновению обсессий, моторной неловкостью, стремлением к рассуждательству и ранними «интеллектуальными» интересами.

Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей полноте, являются первые классы школы, с их первыми требованиями к чувству ответственности.

Подростковые поведенческие реакции выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-нибудь из членов семьи. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах — места в подростковой группе им обычно не находится.

Сексуальное развитие обычно опережает общее физическое.

Шизоидный тип. Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Подростковый возраст является самым тяжелым для шизоидной психопатии. С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яркостью. Недостаток интуиции и неспособность сопереживания обусловливают, вероятно, то, что называют холодностью шизоидов. Их поступки могут казаться жестокими, но они связаны с неумением вчувствоваться в страдания других, а не с желанием получить садистическое наслаждение, как у эпилептоидов.

Шизоидный подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному распорядку жизни, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, фантазий, увлечений. Вместе с тем реакция эмансипации может легко оборачиваться социальной нонконформностью - негодованием по поводу существующих правил и порядков. Подобного рода суждения могут долго и скрыто вынашиваться и неожиданно для окружающих реализовываться в публичных выступлениях и нерешительных действиях.

Делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение при шизоидном типе характера встречаются нечасто, при этом в самом делинквентном поведении явственно выступают шизоидные черты. Н. И. Озерецкий отмечал, что шизоиды предпочитают воровать в одиночку, выбирают воровскую профессию, требующую искусных навыков. Шизоидные подростки, не будучи склонны к групповой делинквентности, могут совершать правонарушения «во имя группы». В одиночку также совершаются сексуальные правонарушения (эксгибиционизм, сексуальная агрессия). Иногда делинквентному поведению и серьезному правонарушению предшествует прием небольшой дозы алкоголя в качестве «допинга», но настоящего алкогольного опьянения не бывает.

Эпилептоидный тип. Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженность инстинктивной сферы, иногда достигающая аномалия влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличает злобно-тоскливая окраска настроения, накапливающееся раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать злобу. Аффективные разряды эпилептоида лишь на первый взгляд кажутся внезапными. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли. Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью - эпилептоид долго не может остыть.

В детстве дисфории проявляются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих, хмурой озлобленностью. Рано могут обнаружиться садистические склонности - такие дети любят мучить животных — исподтишка дразнить и бить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор.

Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Невинный флирт трактуется как тяжкое предательство. Эпилептоидные подростки склонны к сексуальным эксцессам, а их половое влечение сопряжено с садистическими, а иногда и с мазохистическими стремлениями. (Одной из нечастых, но ярких форм нарушения влечения является патологическая страсть к незавершенным самоудавлениям.) Иногда эти действия неправильно трактуются окружающими как суицидные поступки.

Напряженность и вместе с тем необычность влечений нередко проявляется в особой манере алкоголизации. После первых опьянений может возникнуть потребность «пить до отключения». Предпочитают водку и папиросы с крепким табаком. Такие формы нарушения влечения, как дромомания и пиромания, встречаются относительно редко.

Серьезные трудности для анализа представляет склонность к суицидальному поведению. У эпилептоидных подростков истинные суицидные действия крайне редки. У подростков этого типа чаще наблюдается демонстративное суицидальное поведение, нередко носящая характер явного суицидного шантажа. В отличии от демонстративного суицидального поведения при истероидном типе у эпилептоидных подростков такие действия чаще всего спровоцированы наказаниями, которые подростками трактуются как несправедливые и окрашиваются чувством мести в отношении обидчика. Другой причиной суицидальных демонстраций бывает ревность к объекту влюбленности.

Реакция эмансипации может протекать очень тяжело. Дело доходит до полного разрыва с родными, в отношении к которым выступает крайняя озлобленность и мстительность. Реакция группирования тесно сопряжена со стремлением к властвованию, реакция увлечения — чаще всего азартные игры.

Истероидный тип. Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей персоне, восхищения, удивления. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких, искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности. Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков, которые служат поводом для обращения к психиатру, на первое место следует поставить суицидные демонстрации. Способы суицида выбираются при этом только самые безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки) либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими. Причинами могут являться: неудачная любовь, необходимость выпутаться из опасной ситуации. Делинквентность истероидных подростков обычно носит несерьезный характер.

При истероидных психопатиях под влиянием психических травм могут развиваться реактивные истерические психозы — истерические сумеречные состояния, псевдодеменция.

Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения.

Аддиктивное поведение и акцентуации характера у подростков.

А. Е. Личко (1985) отмечал, что важную роль в развитии аддиктивного поведения играют преморбидные особенности личности, точнее особые типы, акцентуации характера.

А. Е. Личко (1983, 1985) подчеркивал, что акцентуанты неустойчивого типа наиболее подвержены риску развития аддиктивного поведения в целом, поскольку именно у них наиболее развита реакция группирования со сверстниками. В более поздних исследованиях особенностей акцентуаций характера подростков с аддиктивным поведением и наркоманией было выявлено преобладание эпилептоидного и истероидного типа (Гузиков и др., 1993). В последних публикациях появились сообщения о преобладании гипертимных и конформных акцентуантов, наряду с эпилептоидными, в наркотизирующейся подростковой популяции (Романов, Горпиенко, 2001). Появились исследования, где приводятся данные о преобладании различных типов акцентуаций при разных формах наркомании: среди больных эфедроновой наркоманией чаще всего встречаются истероидные акцентуанты, а среди опийных наркоманов - эпилептоидные (Шабанов, Штакельберг, 2000).

Ц. П. Короленко (1991) выделяет наиболее характерные черты личности подростков, которые могут способствовать развитию аддиктивного поведения.

Сниженная переносимость трудностей. Обуславливается наличием гедонистической установки (стремление к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты.

Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение в частых сменах настроения, избегания ситуации, в которых их способности могут быть объективно проверены. Поверхностный характер социабельности и ее ограниченность во времени сочетается с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление.

Уход от ответственности: в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.

Стереотипичность, повторяемость поведения. Сложившийся стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить. Зависимость: проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.

Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступить на второй план, в то время, как в обычной жизни она может возникнуть без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.

Исследование особенностей личности подростков с аддиктивным поведением с помощью ПДО показало, что на современном этапе в популяции подростков как с героиновой, так и с алкогольной зависимостью доминируют гипертимные, истероидные и эпилептоидные личности. Число неустойчивых акцентуантов среди подростков с аддиктивным поведением существенно снизилось. Особенности гипертимного, эпилептоидного и истероидного характеров позволяет таким подросткам занимать лидирующие позиции в группе. Опасность данной ситуации представляется в том, что именно потенциальные лидеры - наркоманы и алкоголики - будут способствовать вовлечению в аддиктивное поведение остальных подростков (Егоров и др., 2002).

Следует отметить, что по мере развития наркотической зависимости происходит определенная динамика характерологических особенностей наркомана вне зависимости от преморбидного типа личности. Можно утверждать, что у аддиктов начинают преобладать черты неустойчивого типа акцентуации по А. Е. Личко (1983) - гедонистическая установка, отсутствие глубоких привязанностей, слабоволие, безделье и т. д. Эти черты как бы наслаиваются на другие конституционные типы, затушевывая их. В результате мы имеем дело со смешанным типом акцентуации.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шорохова Наталья Рахинжиновна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239063


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства