Просмотр содержимого документа
«Как мотивировать обучающегося стать высокопрофессиональным специалистом.»
Вахировская Ю.В.
Как мотивировать обучающегося стать высокопрофессиональным специалистом.
Всё чаще педагоги сталкиваются с такой проблемой: Приходят студенты в учебное заведение, пройдя конкурс, но учиться они не хотят. В начале учебного года все студенты дисциплинированно посещают все занятия и внешне выглядят заинтересованными образовательным процессом, но постепенно преподаватели начинают замечать отсутствующие взгляды своих студентов. Появляются не выполненные задания, плохо написанные проверочные и контрольные работы, пропуски занятий и в итоге специалист со средними знаниями и не желающий работать по полученной специальности.
Исправить такую ситуацию можно мотивирую студентов к процессу обучения.
Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация тесно связана с человеческим развитием. Она начинается с мысли, что при достижении цели мы почувствуем себя хорошо (или перестанем чувствовать себя некомфортно). Это заставляет нас действовать в направлении достижения данной цели и оценивать, эффективны ли наши действия и приведут ли они к ожидаемым результатам.
Личность - ещё один важный фактор. Например, если мотивация человека связана с признанием, социальными отношениями, перфекционизмом и т.д., то он будет испытывать удовлетворение при достижении этих целей. Если он не получает желаемого, то будет разочарован и расстроен.
Посмотрим весь процесс становления личности наших студентов:
Ребенок появляется на свет, по мере его подрастания родители начинают его учить: цвета, формы, стихи, песенки. Все дети очень разные, но окружающие маленького ребенка взрослые начинают его сравнивать с другими детьми, пытаясь сделать из него послушного, умненького малыша – своей гордостью.
Ребенок приходит в детский сад. Он попадает в коллектив, в котором также взрослый человек начинает его оценивать. Ни для кого не секрет, что на большей части занятий и на утренниках воспитатели больше внимания уделяют тем детям у которых чаще всё получается, которые лучше поют и танцуют и т.д.. Этим детям дают главные роли, с ними работают на открытых занятиях, их работы отправляют на выставки и т.д.. В школе эти дети обычно также участвуют во всех мероприятиях, их отправляют на олимпиады и делают с ними проекты, с такими детьми обычно легко работать преподавателям, их жизнь спланирована и поэтапна, они четко представляют себе свою жизнь и легко заканчивают с хорошими результатами школу и поступают в ВУЗы.
Наши студенты обычно не из их числа. Наш студент не всегда послушный ребенок в детском саду, у него на обычную поделку уходит времени больше, чем запланировано воспитателем, поэтому поделка у него вначале будет не доделанной, а после и вообще не выполненной. Вы спросите почему не выполненной, да просто потому, что со временем ребенок начинает привыкать, что от него не требуют красиво нарисованную картинку, доделанную поделку, и даже если он очень постарается его работу скорее всего всё равно не отправят на выставку. Ему не дадут главную роль в утреннике, т.к. он не всегда хорошо себя ведет и не идеально поет и танцует. Родители также продолжают сравнивать своего ребенка, но уже с детьми в группе на многочисленных утренниках. Со временем к подготовительной группе ребенок понимает, что все его усилия не оценены должным образом, его мало кто хвалит, и даже его родителя начинают преуменьшать его способности, не подчеркивая достижений ребенка. У ребенка начинает формироваться позиция – только без меня.
Ребенок идет в школу, где очень много на начальном этапе зависит от участия родителей. Если родители очень активны, то учитель дает задания по изготовлению поделок или подготовке проекта, а если у родителей нет возможности заниматься с ребенком, то ребенок также остается вне зоны участия в мероприятиях, понижая самооценку ученика. Со временем ребенок начинает верить, что у него это не получиться (например решить задания по олимпиаде, сделать лучшую презентацию или даже описать свои мысли в сочинении), он перестает стараться что-либо делать. Зачем? Ведь на олимпиаду пойдет всё равно отличник, с которым уже занимается олимпиадными заданиями учитель. На школьном концерте обязательно будут выступать одни и те же дети. Со временем у таких детей пропадает интерес не только участвовать, но и смотреть школьные концерты. В итоге к девятому классу такие дети полностью теряют интерес к обучению, каким-либо мероприятиям, и совершенно не верят в себя и в своё светлое будущее. Они кое-как сдают ГИА и родители приводят их к нам, в СПО.
Они попадают к нам, в систему СПО, где за время отведенное по учебным планам мы должны сделать из не верующего в себя подростка сделать высоко квалифицированного специалиста, четко представляющего свою жизнь.
Мотивация к обучению достаточно длительный и непростой процесс изменения отношения личности к своей самооценке, значимости обучающегося как для себя, так и для всего общества, как отношения к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека.
Формирование мотивации у студента основано на трёх педагогических законах Л. С. Выготского:
1. «Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [1, с. 215].
2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желаний угодить и т. д. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был должно направлен» [1, с. 216].
3. «Третий вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [1, с. 216-217].
С чего же начать?
Отношения студент-преподаватель. Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы студент знал, что преподаватель на его стороне, что к преподавателю можно всегда обратиться с любым вопросом, вне зависимости на сколько сложный и правильно сформулированный этот вопрос.
Студент не должен бояться обращаться к преподавателю за разъяснениями по не понятному ему материалу. Студенты должны понять на сколько важно, чтобы каждый из них понял преподаваемый материал.
Д. Макклелланд утверждал в своей теории мотивации, что у человека три потребности: успеха, власти и причастности [2, с. 55]. Каждый человек желает почувствовать свою сопричастность к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание - это повышает мотивацию.
Необходимо группе давать возможность выбора, например, формы выполнения самостоятельной работы, темы доклада или варианта задания, или метода текущего оценивания знаний, чтобы студенты почувствовали своё участие, свою сопричастность к организации учебной деятельности.
Если между студентом и преподавателем нет никакого контакта, то и ни о какой мотивации говорить не приходится, студенты не будут обращаться с вопросами и соответственно не будут усваивать в полной мере преподаваемую дисциплину.
Очень важно отношение между студентами в группе, если в коллективе дружеские и доброжелательные отношения, если студенты объясняют друг другу пройденный материал, если они группой участвуют в мероприятиях, то в такой группе всегда комфортно находиться как студентам, так и преподавателям. В таких группах студенты не пропускают занятия и нет отстающих.
Очень важно давать студентам на начальном этапе обучения не большие работы, с которыми они легко и быстро справляются. У наших студентов появляется уверенность в том, что это очень легкий предмет и с ним то он уж точно справиться. Индивидуальный вариант задания полностью исключает списывание. Выполнение небольших постоянных самостоятельных работ очень хорошо мотивирует студентов и укрепляет их знания, к концу семестра постепенно вся группа выполняет в полном объеме контрольные работы, с интересом проходит учебную практику и интересуется преподаваемым предметом в формате будущей профессии.
У студентов возникает уверенность, что они могут выполнять эту работу профессионально, а значит они будут востребованы на рынке труда.
Для объяснения зачем им это нужно, очень хорошо подойдет постановка целей по SMART:
Конкретность и ясность: Объяснить студентам чем они будут заниматься по окончанию учебного заведения, для этого можно пригласить трудоустроенных выпускников . Реальный опыт бывших студентов для многих может доказать реальность трудоустройства и востребованность специалистов высокого уровня.
Измеримость: Хорошие и отличные знания по дисциплинам и практикам – залог конкурентоспособности выпускника на рынке труда.
Достижимость: Привести положительный опыт освоения сложных предметов студентами, выполнение профильных практических занятий и т.д..
Согласованность и важность: В процессе изучения новых предметов и дисциплин указывать их практическое применение и важность в осваиваемой специальности, указывать связь между дисциплинами и получаемым опытом. Проводить встречи с работодателями, рассказывающими о востребованности высококвалифицированных специалистов.
Определенность по срокам: Приучать студентов выполнять все работы во время.
Объяснять как важно ценить время и использовать его для получения высоких результатов.
Заинтересовать и мотивировать своим предметом сможет лишь преподаватель, который знает его не только в теории. Очень необходим преподавателю жизненный багаж практических знаний. Теоретические модели интересны и понятны только в связке с практикой, очень редкие дисциплины могут изучаться только теоретически. Применение на практике своих знаний, рассказы реальных историй преподавателем-практиком гораздо легче пробуждает интерес у учащихся и соответственно мотивирует к обучению.
Студент захочет и будет учиться сам и станет высоко квалифицированным специалистом только тогда, когда занятия будут ему интересны, понятны и привлекательны, а атмосфера вокруг него будет комфортной и настраивающая на обучение. Они увидят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического и практического обучения, понимая, что могут применять полученные знания на практике в процессе всей своей жизни.
Одним из таких побудительных мотивов, может стать балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов. Данная система, является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, вне учебной деятельности. Что дает эта система?
Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Каждый студент начинает оценивать именно свои достижения и начитает активно повышать свой рейтинг доступными именно для него методами. Студент видит явную альтернативу своих сильных сторон. Как известно, объективность - главное требование, предъявляемое к оценке.
Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и итоговые контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).
В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета, что также сильно мотивирует студентов выполнять все работы во время и в полном объеме.
Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности.
Список литературы:
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский. - М. : АСТ [и др.], 2005. - 670 с.
Макклелланд Дэвид. Мотивация человека / Д. Макклелланд; науч. ред. пер. Е. П. Ильина; [пер. с англ. А. Богачев и др.]. - Москва [и др.] : Питер, 2007 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 669 с.
Стародубцева В.К. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
Стародубцева В.К., Решедько Л.В. Форма оценки текущей успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой системы // «Сибирская финансовая школа». – 2013. - № 4. – С. 145-149.
Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. – М.: Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.
Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. – М.: Вершина, 2008. – 224 с.