Итоговый отчет педагога-психолога за 2013-2014 учебный год
Итоговый отчет педагога-психолога за 2013-2014 учебный год
В деятельность педагога-психолога входила работа по следующим направлениям: диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Наиболее приоритетными направлениями в этом году, являлись психологическая диагностика, психологическое развитие и коррекция. Актуальным в работе психолога является психологическое сопровождение в школе через отслеживание актуального состояния обучающихся и поддержку на психологических занятиях, также много времени было уделено психологической профилактике, потому что акцент в области психологии образования делается на профилактике вредных привычек, суицидального поведения, семейного неблагополучия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Коррекционные занятия (количество коррекционных занятий/человек)
участие в консилиумах, род. собраниях и т.д. (общее количество мероприятий/человек)
групповая
индивидуальная
детей
родителей
специалистов
индивидуальные
групповые
Улаганский район, МБОУ «Чибилинская СОШ»
32/123
25/25
23/34
32/46
11/24
17/17
141/81
11/54
Итого:
32/123
25/25
23/34
32/46
11/24
17/17
141/81
11/54
Всего охвачено человек: 404
2. Общие итоги реализации психологических (коррекционных, развивающих, профилактических) программ с указанием их названия, авторов и источников. В целях профилактики предэкзаменационного стресса обучающихся 9, 11 классов, была разработана программа "Путь к успеху». При разработке программы опиралась на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. в 1 классе ( 6 занятий) по программе «Я - школьник» для психологического сопровождения процесса адаптации первоклассников. Во 2 классе развивающая программа Холодовой О. «Умникам и умницам». В 9 классе проходила «Психология и выбор профессии» для определения профессиональной сферы и профессиональной направленности обучающихся. В 5 классе в рамках сопровождения процесса адаптации были проведены групповые занятия (8 занятий) по программе «Я - пятиклассник».
3. Объем выполнения и способы решения задач, заявленных в плане по направлениям:
В деятельность педагога-психолога входила работа по следующим направлениям: диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Наиболее приоритетными направлениями в этом году, являлись психологическая диагностика, психологическое развитие и коррекция. Актуальным в работе психолога является психологическое сопровождение в школе через отслеживание актуального состояния обучающихся и поддержку на психологических занятиях, также много времени было уделено психологической профилактике, потому что акцент в области психологии образования делается на профилактике вредных привычек, суицидального поведения, семейного неблагополучия.
Диагностическое направление:
В 2013-2014 учебном году в 1 классе МБОУ «Чибилинская СОШ» осуществлялось психологическое сопровождение с целью содействия поставленным задачам при внедрении новых федеральных государственных стандартов.
В начале и конце учебного года были проведены исследования учебной мотивации и адаптации к школе обучающихся первого класса. По итогам проведения первого этапа диагностики выявлено, что адаптация к школьному обучению у некоторых первоклассников протекает с определёнными сложностями. Большинство обучающихся успешно адаптировались к новым условиям (имеют высокий уровень учебной мотивации или уровень средней нормы). По итогам диагностик проведены развивающие занятия на сплочённость коллектива, групповые и индивидуальные консультации с родителями (законными представителями), беседа с педагогом. В конце учебного года по результатам второго этапа исследования выявлен ряд обучающихся с положительной динамикой, обучающиеся первого класса адаптировались к школе достаточно успешно.
В апреле 2014 года с обучающимися проведена диагностика «Исследование умственного развития», по результатам у многих наблюдается положительная динамика развития.
В конце учебного года опрос «Удовлетворённость обучающихся образовательным процессом» среди ребят показал, что большинство из них в состоянии самостоятельно оценить своё место в учебном пространстве, дать объективную оценку собственной учебной деятельности, степени взаимоотношений с одноклассниками.
С начала сентября по ноябрь проводилась работа по адаптационному периоду, также у обучающихся 5,10 классов. Цель адаптационного периода - профилактика социально-психологической дезадаптации школьников, создание благоприятного психологического климата.
В период адаптации 5,10 классов к условиям средней школы, я вела наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, проводила индивидуальные беседы с детьми и родителями (законными представителями). Среди детей было проведено анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал, что период адаптации прошел успешно для большинства обучающихся.
В мае 2014 года была проведена диагностика интеллектуального развития обучающихся 4 класса.
Диагностика проводилась по методике Э. Ф. Замбацявичене.
По результатам видно, что интеллектуальное развитие у ребят, в основном, на высоком уровне. У 3-х обучающихся – высокий уровень, у 7 обучающихся – средний уровень, а у 2 обучающихся низкий уровень интеллектуального развития.
Большое внимание в школе уделяется психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки обучающихся. Создана программа психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки обучающихся «Мое призвание», благодаря который организован процесс информирования обучающихся о создаваемой системе профильного обучения.
Согласно плану работы по психолого-педагогическому сопровождению организации психолого-педагогического сопровождения по введению предпрофильной подготовки в 9 классе были проведены следующие диагностические мероприятия:
анкетирование обучающихся (анкета «Отношение к предпрофилю»). Целью анкетирования было изучение отношения обучающихся к предпрофилю и профильной подготовке;
анкетирование обучающихся (анкета Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» ДДО). Целью анкетирования было изучение склонности обучающихся к соответствующей сфере профессиональной деятельности;
анкетирование обучающихся (анкета «Отношение к предпрофилю», «Изучение уровня самооценки», «Акцентуация характера»). Целью анкетирования было изучение отношения обучающихся к предпрофильной подготовке, изучение уровня самооценки, выявление черт характера обучающихся
Анкета учебной мотивации.
По результатам исследования можно сказать, что мотивы учебной деятельности составили:
а) широкие социальные мотивы – 4%
б) мотивы благополучия– 6%
в) престижная мотивация –5%
г) мотивация содержания–2%
д) мотивация подавления– 3%
е) узкие социальные мотивы – 4%
Анкета изучение мотивов выбора профессии.
Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:
2 % ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,
4% – по совету родителей,
1% – под влиянием средств массовой информации,
3% –руководствуются в выборе малозначительными факторами(например, близость к дому).
Опрос «Выбираем профиль»
9 класс:
идут в 10 класс - 4 чел.
уходят после 9 класса – 2 чел.
не определились – 2 чел
В целях изучения преобладающих интересов школьника как проявления направленности личности 24.10 13 г. было проведено анкетирование «Карта интересов». В диагностике приняло участие 8 обучающихся, что составило 100% от общего числа обучающихся. Карта интересов 9 класса:
Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»
Дата проведения: 20.12.2013г.
В диагностике приняло участие 8 обучающихся 9 класса. По ответам многих невозможно однозначно определить склонности обучающихся к соответствующей сфере профессиональной деятельности. Их выбор пал на несколько сфер профессиональной деятельности.
9 класс:
Человек - природа
Человек - техника
Человек - человек
Человек – знаковая система
Человек – художественный образ
0
1
5
0
2
Результаты исследования профессиональной направленности показали, что большинство учащиеся 9 класса отдают предпочтение такой сфере как человек-человек. К этой группе относятся профессии: врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции.
Вывод: 2 обучающихся 9 класса в соответствии с профессиональными предпочтениями и интересами решили поступать в средние специальные учреждения: в технологический техникум сервиса (1), сельскохозяйственный колледж (1).
В рамках общешкольного плана ежегодно два раза в год проводится диагностика уровня воспитанности школьников со 2 по 11 классы.
Исходя из результатов, полученных в ходе анкетирования обучающихся, можно судить о том, что уровень воспитанности подростков выше среднего, младших школьников и старшеклассников на среднем уровне.
Также был обследован 2 класс в рамках классно-обобщающего контроля. Тестирование во втором классе было направлено на изучение познавательных процессов, в седьмом классе - тест характерологических особенностей личности Айзенка, отношение к коллективу, эмоциональное состояние. После оформления результатов, были даны консультации классным руководителям.
Помимо запланированных обследований, было проведено тестирование на определение уровня развития всех познавательных процессов и интеллектуальной сферы.
Всего было проведено 32 групповых обследований в 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10 и 11 классах анкетирование. 25 обучающихся из 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 9 классов получили 25 индивидуальных диагностических обследований. Индивидуальная работа с обучающимися велась по просьбе учителей по проблемам успешного усвоения учебных программ (когнитивная сфера) и проблемам межличностного общения в классе. В ходе индивидуальных обследований были найдены причины поведения, отношения обучающихся и по возможности осуществлялись действия по их разрешению. Обследование будущих первоклассников позволило познакомиться с ребенком, узнать уровень познавательного, социального, личностного развития ребенка, это дает информацию для осуществления психологической работы с менее подготовленными детьми или детьми с ослабленным здоровьем на следующий учебный год. Также по результатам родителям детей давались рекомендации по дальнейшему определению программы обучения.
Консультативная работа реализовывалась по трем направлениям:
В течение этого года было проведено 23 индивидуальных консультаций с обучающимися. Основные проблемы, по которым обращались к психологу, - это проблемы обучения, поведения, взаимоотношений в классе, школе, семье и межличностные отношения со сверстниками. Из обращений детей можно сделать вывод, обучающиеся учатся не только школьными трудностями, но и приходят с личными вопросами, что может говорить о высокой степени откровенности и доверия к школьному психологу. На консультациях обучающиеся получили психологическую помощь и поддержку. Обращались обучающиеся из 2-11 классов.
С родителями было проведено 32 консультаций, из них 22 консультаций для родителей будущих первоклассников. Если в начале года приходилось вызывать родителей, то с середины года они обращались уже самостоятельно. Чаще обращаются родители младших школьников, им оказывается информационная помощь, так как особенности поведения ребенка в школе или семье во многом объясняется возрастными изменениями, семейным воспитанием. После того, как родители узнавали причины поведения ребенка, им становились понятны мотивы тех или иных поступков, они начинали понимать своих детей, что является немаловажным результатом моей работы. Обратились родители из 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 классов. Консультирование родителей будущих первоклассников заключалось в том, чтобы познакомить их с уровнем психологической готовности ребенка, а также давались советы на проведение определенных занятий с детьми летом, чтобы ребенку легче удалось адаптироваться к школьному обучению в первом классе.
Педагогам было оказано 11 консультаций. В основном классные руководители обращаются по проблемам взаимоотношений обучающихся в коллективе. Также оказывалась содержательная помощь при подготовке к консилиумам и по составлению психолого-педагогических характеристик классов, обучающихся. По просьбам учителей проводились индивидуальные консультации с обучающимися по проблемам успешного усвоения учебных программ (когнитивная сфера) и проблемам общения в классе. Обращались все классные руководители с 1 по 11 классы.
Коррекционно-развивающее направление:
Были проведены групповые занятия проводились в 1 классе ( 6 занятий) по программе «Я - школьник» для психологического сопровождения процесса адаптации первоклассников. Целью этих занятий является создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. Обучающиеся представляли себя, знакомились со школой, классом, одноклассниками, повышали самооценку, снимали школьную тревожность. Благоприятное влияние на обучающихся при проведении этой программы было подтверждено результатами психологической диагностики. В конце года были подведены итоги адаптации 1 класса, который составил, это на ниже, чем в начале года. Основные причины были определены, результаты, причины, рекомендации были сообщены классному руководителю и родителям.
На текущий учебный год школа ставит своей целью профилактическую работу, направленную на психологическое просвещение обучающихся для формирования устойчивости против стресса, повышения самооценки, специально организованные мероприятия.
Активно внедряются занятия с элементами психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способных изменить систему сложившихся взаимоотношений. Проводились наблюдения за поведением детей в классах, анкетирования с родителями, обрабатывались и анализировались полученные данные, итоги работы заслушивались на совещаниях при директоре. Так же в школе оформлен стенд «Коллекция мудрых мыслей», для ориентации обучающихся в современном мире.
В целях изучения соблюдения прав и интересов детей, профилактики жестокости и насилия среди несовершеннолетних, в семье, в школе, было проведено анкетирование обучающихся школы. В анкетировании участвовало 87 респондента. Конкретных случаев применения насилия над детьми не обнаружены. Результаты анкетирования доведены до педагогического коллектива школы. В целях изучения соблюдение прав и интересов детей, профилактики жестокости и насилия среди несовершеннолетних, в семье, в школе классным руководителям организован просмотр видеофильма Р. Быкова «Я больше сюда никогда не вернусь» для проведения классных часов. Оформлен стенд «Расту счастливым», где имеется информация о телефоне доверия, буклеты и памятки родителям.
Согласно плану педагога-психолога были проведены следующие мероприятия:
Беседы с обучающимися о способах избегания психологического, физического и сексуального насилия,
На планерном совещании было проведено обсуждение недопустимости психологического насилия со стороны учителя;
А также с целью профилактики предупреждения гибели, травмирования и совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, систематически вместе с заместителем директора по УВР освещали на родительских собраниях проблемы насилия над детьми с целью воздействия на родителей и трансформации позитивных методов воспитания. Обучали родителей методам ненасильственной педагогики.
Совместно с классными руководителями обучали несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей собственной семье. Проводили систематическую работу по изучению семьи с целью оценки характера, взаимодействия взрослых членов семьи с ребенком. Выполняли работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, информировали родителей о нормативных основах прав детей.
А также проводилась занятия во 2 классе (1 раз в неделю по средам). Основной акцент делался на развитии познавательной сферы: мышления, памяти, внимания, восприятия, поэтому в этом году была выбрана программа Холодовой О. «Умникам и умницам». На уроках психологии обучающиеся учатся работать по образцу, самостоятельно понимать требования к заданиям, повышают свой кругозор и словарный запас. Всего прошло 28 занятий (на окончание года можно отметить положительную динамику все познавательных процессов на 100 %).
В 5 классе в рамках сопровождения процесса адаптации были проведены групповые занятия (8 занятий) по программе «Я - пятиклассник», где обучающиеся не только формировали представления об умениях, навыках обучения в средней школе, представления о себе, навыков уверенного поведения, но и учились взаимодействовать друг с другом, снижали тревожность. Групповые занятии позволили продолжить начатую работу в 4 классе, изучить особенности класса, обучающихся, взаимоотношения в классе, что помогает при взаимодействии с классом, позволяют дать рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам.
Для психологической готовности к переходу в среднюю школу проводились занятия в 4 классе по средам и пятницам. При проведении занятий учитывались особенности четвероклассников – интерес к своему внутреннему миру, появление самостоятельности, ответственности, потребность признания со стороны окружающих своей уникальности. На занятиях дети учились самостоятельности, умению делать выбор, обогащали представления о своих способностях и возможностях, повышали уверенность в себе. Данные занятия положительно повлияли на отношение обучающихся к переходу из начальной в среднюю школу, они меньше стали беспокоиться по этому поводу перехода на предметное обучение, также эти занятия способствовали сплочению коллектива, выявлению детей, у которых имеются определенные проблемы. Всего прошло 14 занятий.
Ведется индивидуальная работа с детьми «группы риска», психологические карты на которых заводятся по мере возникновения разнообразных трудностей, которые возможно решить при систематической работе психолога, классного руководителя, родителей.
Психологическое сопровождение обучающихся «групп риска» в МБОУ «Чибилинская СОШ» ведется по следующим направлениям:
- оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми;
- развитие чувства собственного достоинства и умения сказать «нет»;
- формирование позитивного отношения к окружающим людям, позитивного смысла жизни.
Осуществляется и работа с детьми, обучающихся на дому. С этими обучающимися ведется работа по профоринтации, индивидуальные консультации. Всего за этот год было проведено 17 занятий.
Также в этом году преподавались уроки психологии в 8 классе.
В 8 классе уроки «Психология личности» направлены на осознание обучающимися общих закономерностей и механизмов усвоения личностью социокультурного опыта в процессе общения и деятельности; способствуют пониманию социально-психологических понятий и явлений, постижению законов общения и поведения людей в социуме. В результате овладения этими знаниями обучающиеся научатся анализировать явления психологической реальности, особенности проявления личности человека в поведении и общении, выделять психологические аспекты в решении жизненных задач в процессе деятельности, овладеют навыками диагностики и проектирования индивидуального саморазвития.
В 9 классе проходила «Психология и выбор профессии» для определения профессиональной сферы и профессиональной направленности обучающихся. Целью этих занятий являлось формирование адекватного представления обучающихся о своем профессиональном потенциале, ознакомление с правилами выбора и способами получения профессии.
На этих занятиях обучающиеся не только узнали о мире профессий, но и научились взаимодействовать друг с другом, выстраивать конструктивную дискуссию, слушать и слышать друг друга, так как в программу занятий вводились упражнения, направленные на сплочение класса, выстраивание конструктивной групповой дискуссии. Немаловажным является то, что обучающиеся получили ответы на волнующие их вопросы относительно профессиональной сферы, области межличностных отношений.
В целях профилактики предэкзаменационного стресса обучающихся 9, 11 классов, была разработана программа "Путь к успеху». При разработке программы опиралась на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. Разработанная программа позволяет устранять негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ и ОГЭ-9. С ее помощью выпускники научились различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Цель программы отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах. Применялись следующие методы работы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники. Программа состоит из 9 занятий.
№
Тема занятия
1.
Как лучше подготовиться к экзаменам
2.
Кинезиологические упражнения для стимуляции познавательных способностей
3.
Поведение на экзамене
4.
Как повысить стрессоустойчивость
5.
Способы снятия нервно-психического напряжения
6.
Прощай, напряжение
7.
Как бороться со стрессом
8.
Эмоции и поведение
9.
Как управлять своими эмоциями
Кроме работы с программой были проведены еще ряд следующих мероприятий по подготовке обучающихся к ЕГЭ, ОГЭ:
-индивидуальные и групповые консультации обучающихся по запросу,
-работа с классными руководителями, по изучению индивидуальных особенностей обучающихся с целью выработки оптимальной стратегии по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ,
-индивидуальные консультации для родителей «Психологическая готовность обучающихся к ЕГЭ, ОГЭ».
Всего уроков за этот год прошло 68.
В рамках психологической профилактики и психологического просвещения были проведены:
1. Родительские собрания в 5 классе по теме «Особенности адаптации пятиклассников к предметному обучению», 1 классе «Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению». Во 2 и 3 классах «Отметки ребенка. В 6 классе «Как выполнять домашнее задание», а в 7 классе - «Подростковый суицид». «Неформальные объединения и субкультуры» в 10 классе. В мае прошло собрание для родителей будущих первоклассников «Психологическая подготовка ребенка школе». В результате родители получили психологическую информацию о подготовке детей к школе, информацию об особенностях поступления в школу.
Всего было 10 собраний. Можно отметить недостаток психологических знаний родителей в вопросах возрастных особенностей детей, а также заинтересованность их в постижении этих знаний. На родительских собраниях задается довольно много вопросов, касающихся непосредственно отдельных обучающихся, взаимоотношений с одноклассниками, компьютерной зависимости, поступления в профессиональные учреждения и выбора профессии и др.
2. Участие в совещании при директоре на тему: «Итоги ПМПК», «Итоги адаптации 5 класса», «Итоги КОК в 4 классе» (ноябрь - декабрь 2013 г; май 2014г). Цель сообщения: осветить результаты сопровождения процесса адаптации обучающихся 1, 4, 5 классов к школьному обучению.
3. Участие в классно-обобщающем контроле. В этом направлении проводилась диагностика, результаты которой были доведены до обучающихся и учителей. В рамках классно-обобщающего контроля проводятся методики, выявляющие состояние эмоциональной сферы, взаимоотношений в классе, отношение к классу, уровень учебной мотивации.
4. Также в этом учебном году создана страница на сайте школы школьного психолога, теперь она для родителей и обучающихся, где располагаются общие сведения о работе кабинета психологии в школе, по каким проблемам могут обращаться родители (законные представители) и дети к школьному психологу. На страничке размещаются ответы на актуальные вопросы, которые я получаю на родительских собраниях и консультациях с обучающимися. На «Страничке», располагаются ответы на волнующие вопросы: ложь, воровство, наркомания, бродяжничество, возрастное развитие, информация о профессиях, презентации на интересные темы.
Большое внимание уделяется в работе профилактики употребления спиртных напитков и наркотических веществ, пропаганда здорового образа жизни. В рамках данной работы проводятся консультации с обучающимися из «группы риска», классные тематические часы. Так, были проведены профилактические занятия в 7 классе по теме «Модно быть здоровым», 9 классе по темам «Давай выпьем», «8 марта или женский алкоголизм». Урок-викторина в 5 классе «За здоровый образ жизни».
В рамках организационно-методической работы проводилась организационно-методическая подготовка материалов к проведению диагностических исследований, подборка диагностических методик, обработка результатов и подготовка заключений, написание анализа и интерпретации диагностических данных, составление и оформление психолого-педагогических характеристик обучающихся, классов. Подготовка к проведению и оформление коррекционно-развивающих занятий и родительских собраний. Данные материалы систематизированы и распределены по рабочим папкам. Осуществлялся подбор материала и оформление памяток и странички школьного психолога на сайте. В школе постоянно функционирует стенд по профориентации для обучающихся и родителей, где размещаются психологические материалы и буклеты. По результатам деятельности составляется аналитический отчет за год, отчеты по работе с детьми «группы риска», по совместной деятельности педагога-психолога и социального педагога, отчеты по муниципальному мониторингу.
4. Проблемы, возникшие при выполнении работы: недостаточная заинтересованность педагогов и родителей, отсутствие системы взаимодействия педагогов, родителей и психолога. В связи с этим хотелось бы порекомендовать следующее:
1. Классным руководителям – увеличить количество классных мероприятий, направленных на формирование дружного коллектива учащихся, сближение в коллективе, привлекать родителей учащихся к совместной работе с детьми.
2. Учителям-предметникам, работающим в 5-8-х классах – согласовывать свою работу с учащимися с их классными руководителями, родителями.
3. Родителям – проявлять повышенную заинтересованность в воспитании своих детей, их успехам в учебе и школьной жизни.
5. Направления работы и планируемые мероприятия в следующем учебном году.
Перспективы работы на следующий учебный год.
По диагностическому направлению:
Создать постоянную базу диагностических методик.
Использовать диагностическое направление как вспомогательное для дальнейшей большей эффективности в работе.
По консультированию:
Выбрать индивидуальное консультирование и терапия как приоритетное направление.
Повышать свою квалификацию и профессионализм.
Осуществлять работу как с детьми и родителями, так и с учителями.
По коррекционно-развивающему направлению:
Повышать мотивацию к учению детей
Активизировать различные способы саморазвития детей, воспитывая ответственность за свое поведение;
Развивать интеллект детей, как одно из звеньев успешного развития школьников, стимулирующий высокую учебную мотивацию;
Выбирать индивидуальный коррекционный маршрут.
Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с 1 по 11 классы.
По просветительскому и профилактическому направлениям:
Обеспечивать всех участников педагогического процесса психологическими знаниями, позволяющими повышать психологическую грамотность.
Продумать тематику родительских собраний, классных часов, которые были бы интересны и актуальны как детям, так и родителям
Анализ проделанной работы по профилактики суицида среди детей и подростков.
В нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники педагогического процесса: педагоги, учащиеся, родители, психолог.
С начала учебного года особое внимание уделялось вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся прошли психологическую диагностику, по результатам проведенного исследования определяется:
Тревожность: "Школьная тревожность Филлипса", "Тест для определения тревожности у детей" (Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Амен);
Эмоциональное состояние учащихся, настроение: (САН (Самочувствие-Активность-Настроение), Цветовой тест Люшера;
Уровень мотивации: Диагностика структуры учебной мотивации, Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Пахомова и Р.В. Овчарова.);
Чувства, которые испытывают в школе (по методике С.В. Левченко).
Социометрия (социальный статус в группе, межличностные отношения, мини-группы).
И при повышенном уровне тревожности, пониженном настроении, низкой активности с этими учащимися проводятся вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.
В план воспитательной работы школы внесены темы мероприятий посвященных жизненным ценностям:
" Неразлучные друзья взрослые и дети.
" Что такое дружный класс.
" О доброте.
" В здоровом теле здоровый дух.
" Семья и семейные ценности.
" Ко дню пожилого человека "Словарь добрых дел"
" Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
" Ко дню Матери "Самая хорошая..."
" Будем жить дружно и весело.
" О невеждах и вежливости.
" Вежливость красит человека
" История моей дружбы.
" Что такое "хорошо" и что такое "плохо".
" Кем из своих предков я горжусь;
" Согрей теплом души своей.
" День прав человека. Мои права.
" Параолимпийские игры.
Работа с родителями. В работе с семьей используются разнообразные формы работы, активные взаимодействия и практическая направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношениях, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактика семейных конфликтов. Родители охотно участвуют в дискуссиях, обсуждают актуальные вопросы. Проведены собрания, встречи с родителями по темам:
" "Как помочь первокласснику адаптироваться к школе".
" " Ваш ребенок - пятиклассник".
" "Трудности адаптационного периода пятиклассников".
" "Возрастные особенности подростков".
" "Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить".
" "Воспитание личности"
" "Роль семьи в воспитании ребенка. Вопросы и ответы".
" "Профессиональное самоопределение подростков".
" "Нелегкий разговор о требовательности".
" "Воспитать личность".
" "Развитие личностных качеств"
" "Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации".
" "Роль традиций семьи в выборе профессии"
" "Семья и семейные ценности"
Общение классного руководителя и родителей осуществляется не только в стенах школы, но и за ее пределами - классные руководители посещают семьи обучающихся не только с целью информирования о неуспехах ребенка в учебе, пропусках уроков, но и с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.
В процессе работы с родителями необходимо "развенчать" миф о психической неполноценности человека, склонного к суицидальному поведению, т.к. эти представления часто являются причиной останавливающей их от обращения к специалистам. Целесообразно убедить родителей в том, что направление суицидального подростка к детскому психиатру (психоневрологу) или в отделение скорой помощи, может спасти его жизнь.
Следует также обратить внимание родителей на необходимость ограничения доступности средств самоубийства для подростков. Различные формы надзора, надежное хранение опасных медикаментов, огнестрельного оружия, пестицидов, взрывчатых веществ, ножей в учебных заведениях, родительских домах и других местах пребывания суицидальных подростков, являются важными мерами спасения их жизни. Поскольку эти меры сами по себе не являются достаточными для долговременной превенции самоубийства, ребенку одновременно следует оказывать психологическую поддержку.
С педагогическим коллективом проводится психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида. Обращается внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей.
Мероприятия
1. Лекция (семинар) для педагогов "Проблема суицида в молодёжной среде и пути её решения";
2. Памятки для педагогов по профилактике самоубийства среди школьников: стратегия поведения и приёмы предупреждения суицидов.
7. Планирование работы по профилактики суицида среди детей и подростков на следующий учебный год.
На следующий учебный год по профилактики суицида среди детей и подростков в МБОУ «Чибилинская СОШ» планируется работа по программе «Перекресток»
Цель программы:
формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с детьми, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
№
Образовательное учреждение
Виды работ
Классы
Сроки проведения
1
МБОУ «Чибилинская СОШ»
Изучение опыта и анализ проблемы суицидального поведения в подростковом возрасте
В теч. года
Сбор банка данных на учащихся с высоким уровнем тревожности и депрессии по результатам наблюдений и диагностики