Исследовательская работа Мышление младшего школьника, учет особенностей мыслительной деятельности у младшего школьника при организации образовательного процесса
Исследовательская работа Мышление младшего школьника, учет особенностей мыслительной деятельности у младшего школьника при организации образовательного процесса
Исследовательская работа
Мышление младшего школьника, учет особенностей мыслительной деятельности у младшего школьника при организации образовательного процесса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Мышление младшего школьника, учет особенностей мыслительной деятельности у младшего школьника при организации образовательного процесса»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Мышление младшего школьника, учет особенностей мыслительной деятельности у младшего школьника при организации образовательного процесса
04.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель: Мягкоступова Е.В.,
студентка 2 «А»группы
Руководитель: Устьянцева И.Ю.,
преподаватель психологических дисциплин
Камышлов, 2016
Оглавление
Введение
1 глава Теоретическая часть
1.1. Понятие о мышлении, физиологическая основа, функции мышления…………………………………………………………………………4
1.2. Виды и формы мышления……………………………………………….. …6
1.3. Мыслительные операции……………………………………………………10
1.4. Качества мышления…………………………………………………...........13
1.5. Особенности мыслительной деятельности у младшего школьника при организации образовательного процесса…………………………………….15
2 глава Практическая часть
2.1 Рефлексивное задание………………………………………………………18
2.2 Подборка диагностических методик по изучению мышлении у младших школьников……………………………………………………………………..19
2.3 Рекомендации педагогам, родителям по развитию мышления у младших школьников…………………………………………………………….……….23
Заключение
Приложения
Введение
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной личности.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.
Мышление как познавательный процесс является одним из самых важных процессов развития личности. За короткий промежуток времени мышление проходит развитие от наглядно-действенного мышления (мышления дошкольника) до словесно-логического, позволяющего рассуждать и делать умозаключения в соответствии с законами логики.
В школьный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта. В школе интеллект традиционно развивается так, как ни в какое другое время. Тут в особенности велика роль школы, учителя. Исследования проявили, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания способов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить различные свойства мышления детей младшего школьного возраста.
У ребенка должны быть развиты все виды мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности. Но каждый ребенок имеет свои индивидуальные анатомо-физиологические и психические особенности, и вследствие этого - индивидуальный путь развития мыслительных процессов.
Следовательно, при организации учебной деятельности младших школьников педагогам необходимо учитывать индивидуальные качества мышления для успешной школьной адаптации и гармоничного и всестороннего развития личности.
Современные уроки необходимо планировать и организовывать в соответствии с требованиями ФГОС. В требованиях ФГОС НОО прописано, что результаты освоенияосновной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Цель работы: изучить особенности мышления младших школьников и подобрать рекомендации по организации образовательного процесса с учетом особенностей мыслительной деятельности младшего школьника.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия «Мышление», его функции, физиологическая основа;
Охарактеризовать виды, формы, мыслительные операции мышления;
Раскрыть особенности мыслительной деятельности у младшего школьника при организации образовательного процесса;
Описать рефлексию мышления, которое было присуще ученице 4 класса;
Подобрать диагностические методики по изучению мышления у младших школьников;
Подобрать рекомендации педагогам, родителям по развитию мышления у младших школьников.
Глава 1.
Понятие о мышлении, физиологическая основа мышления
В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».
По мнению И.В. Дубровиной мышление – опосредованное и обобщенное познание окружающего мира.
Физиологическая основа мышления
Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений). В отличие от ощущений, восприятий и памяти, второсигнальные связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями. В процессах мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и «высшее приспособление человека — наука» (Павлов). Но вторая сигнальная система опирается на первую. Если же слова лишены для человека определенного реального значения, если человек не может соотнести их с какими-то конкретными предметами и явлениями, то такие слова перестают быть сигналами действительности. Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.
Функции мышления (В.Д. Шадрик)
1. Понимание Г.С. Костюк отмечал, что процессы понимания - это и есть процессы нашего мышления, направленного на раскрытие тех или иных объектов в их существенных связях с другими объектами, что достигается на основе включения нового знания в субъективный опыт. По мнению Е.В. Ильенкова, понять явление означает выяснить способ его возникновения, проанализировать сами условия возникновения явления, вызывает образование понятий и понимание. Понимание можно рассматривать как одну из форм мышления, свойство или компонента мышления.
6
2. Решение проблем и задач Мышление возникает тогда, когда субъективного опыта для достижения цели не хватает, т.е. в проблемной ситуации. Осознать и сформулировать вопрос - это уже определенный шаг к решению проблемы а понимания того, что известно и что нужно искать, свидетельствует о превращении проблемной ситуации на задачу Умение найти связь известного и неизвестного в задаче значит найти способ ее решения.
3. Целеобразования. Образование целей составляет процесс порождения новых целей, что происходит в мышлении Мышление обнаруживает свои предсказательная возможности и формирует образ конечного результата деятельности Общая цель мышления конкретизирует в промежуточных целях И так, постановка общей, промежуточной и конечной цели как раз и есть целеобразовательный процессом, происходящим в мышления.
4.Рефлексию рассматривают как деятельность субъекта, направленная на осознание способов и действий его познания Самопознание выполняет регулирующую функцию относительно поведения или деятельности субъекта.
Виды и формы мышления
В психологии различают несколько видов мышления, которые возникают в определенных ситуациях и их характеристика различна. Они зависят от разнообразия механизмов и способов мыслительных задач.
Виды мышления и их характеристика (приложение 1, 2)
Наглядно-действенное - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Абстрактное или словесно-логическое - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое. Основано на понимании законов и правил. Характеристика этого вида мышления отражается в связи между объектами на уровне закономерностей и тенденций.
Практическое. Основан этот вид на физическом переходе реальности. Данное мышление проявляется в момент экстремальных ситуаций, и нет возможности и условий для его проверки.
Аналитическое. Мышление, которое развернуто во времени.
Интуитивное. Этот вид мышления представлен в сознании.
Реалистическое. Основывается этот вид на окружающий мир и регулируется конкретными законами логики.
Аутистическое. Позволяет реализовывать свои желания и намерения.
Эгоцентрическое. Его основным признаком является отсутствие возможности сравнивать себя с другими.
Продуктивное. Мышление, которое дает возможность узнать новую информацию и получать знания.
Репродуктивное. Дает возможность решать задачи, уже известными и популярными способами.
Творческое. Соединяет в себе особенности психики, которые обеспечиваются продуктивными преобразованиями. Такой вид мышления есть при рождении у каждого человека и его характеристика очень разнообразна.
В психологической науке различают такие формы мышления, как:
понятия;
суждения;
умозаключения.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.
. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
общими и единичными;
конкретными и абстрактными;
эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение—это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».
Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.
Суждения образуются двумя основными способами:
непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Суждения могут быть:
истинными;
ложными;
общими;
частными;
единичными.
Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.
Различают умозаключение:
индуктивное;
дедуктивное;
по аналогии.
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Мыслительные операции ( приложение 3)
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.
Сравнение
Сравнение- это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К.Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания.
Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других - различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других - различными. Например, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для человека выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнаруживается много различий.
Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации.Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Так, в библиотеке книги можно классифицировать по авторам, по содержанию, по жанру, по переплету, по формату и пр. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации.
Анализ и синтез
Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ- это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ - мысленное разложение целого на составляющие его части.
Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова - в предложения, предложения - в те или иные разделы текста.
Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (например, продумывание композиции литературно-художественного произведения) и как мысленное сочетание различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное представление явления на основе описания его отдельных признаков или свойств).
Абстракция
Нередко при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа - мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обозначены вершины, абсолютная длина сторон и пр.
Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления.. Наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах один общий признак - движение и мыслить о движении вообще, изучать движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия - смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость.
Обобщение и конкретизация
Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними. При обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаков. За основу берутся те признаки, которые мы получили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи слов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (существенные) признаки, которые имеются в яблоках, грушах, сливах и др.
В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях выводах, правилах... Детям нередко трудно совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие признаки предметов, явлений, фактов.
Конкретизация - это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. По существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внимание. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.
Школьники и студенты часто затрудняются привести примеры, иллюстрирующие их ответ. Это происходит при нормальном усвоении знаний, когда усваивается (или зазубривается) формулировка общих положений, а содержание остается неясным. Поэтому преподаватель не должен довольствоваться тем, что учащиеся правильно воспроизводят общие положения, а должен добиваться конкретизации этих положений: приведение примера, иллюстрации, конкретного частного случая. Особенно это важно в школе и прежде всего в начальных классах. Когда учитель приводит пример, он раскрывает, показывает, как в этом частном случае обнаруживается общее, которое иллюстрируется примером. Только при этом условии частное оказывает значительную помощь пониманию общего.
Качества мышления(приложение 4)
Мышление людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными особенностями. Отличия мышления проявляются в разнообразных качествах. Индивидуальные отличия мышления людей обусловлены, прежде всего, особенностями их жизни, характером деятельности, обучением.
Наиболее существенными качествами, в которых проявляются индивидуальные отличия мышления: самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность, скорость.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека ставить новые задачи и разрешать их, не обращаясь к помощи других людей.
Самостоятельность мышления тесно связанна с критичностью человека.
Критичность мышления проявляется в способности человека не попадать под влияние чужих мнений, объективно оценивать положительные и негативные аспекты явления или факта, проявлять ценное и ошибочное.
Критичность и самостоятельность мышления в большей мере зависят от жизненного опыта человека, богатства и глубины его знаний.
Гибкость мышления проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации и освобождаться от зависимости закрепленных предыдущим опытом способов и приемов решения аналогичных задач.
Глубина мышления проявляется в умении проникать в суть сложных вопросов, раскрывать причины явлений, утаенные за напластованиями несущественных проявлений, видеть проблему там, где ее не замечают другие, предусматривать возможные последствия событий и процессов.
Широта мышления проявляется в способности охватить широкий круг вопросов, творческом мышлении в разных отраслях знания и практики. Широта мышления является показателем эрудированности человека, его интеллектуальной разносторонности.
Последовательность мышления проявляется в умении соблюдать логическую последовательность при высказывании суждений, их обосновании. Последовательным можно назвать мышление человека, который строго придерживается темы мышления, не отклоняется в сторону, не перепрыгивает от одной мысли к другой, не подменяет предмет мышления.
Скорость (быстрота) мышления – это способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать правильное решение и принять его. Скорость мышления зависит от знаний, меры совершенства мыслительных привычек, опыта в соответствующей деятельности и подвижности нервных процессов.
Все качества мышления человека формируются и развиваются в деятельности. Содержательная и организованная в гармоническую целостность деятельность способствует развитию ценных качеств мышления человека.
Особенности мыслительной деятельности у младшего школьника при организации образовательного процесса
В развитии мышления младших школьников выделяют две основные стадии.
На первой стадии (I-II классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности. К III классу мышление переходит в качественно новую стадию - дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что формируется формально-логическое мышление.
Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Сравнение в младшем школьном возрасте идет от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому.
Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи. Наблюдая окружающее, ребенок замечает регулярность в следовании некоторых явлений, например то, что за накрытием стола следует еда. Эти наблюдения еще далеки от сознания закономерностей, но служат основой для развития понимания причинно-следственных связей.
В своем становлении мышление проходит две стадии допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление - это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.
Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Эти сдвиги выражаются в познании все более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслительных операций, возникновении новых мотивов познавательной деятельности. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у них развивается - сначала в простейших формах -- словесно-логическое мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.
Глава 2.
2.1 Рефлексивное задание
Описание проявлений мышления ученицы 4 класса
Изучив основные виды, формы мышления и мыслительные операции внимания младших школьников, я решила проанализировать какие виды, формы, мыслительные операции развиты у ученицы 4 класса, с которой я проводила наблюдения и методики по диагностике познавательных УУД.
При диагностике познавательных УУД было выявлено, что ученица 4 «а» класса наиболее успешно выполняет задания, в которых предполагается обобщение, сравнение и установление причинно-следственных связей. Хорошо получается анализировать, выполнять синтез информации но допускает ошибки в заданиях данного типа. Испытывает трудности в выполнении заданий с отнесением к понятию, индуктивным умозаключением. Из этого следует, что у школьницы развиты на высоком уровне такие мыслительные операции: обобщение, сравнение. На среднем уровне развиты: анализ, синтез. Формы мышления развиты на низком уровне.
Было выявлено, что у ученицы преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Так как успешнее ученице удавалось выполнять задания с картинками, наглядными рисунками, схемами. Словесно-логическое мышление развито на среднем уровне. Так как у ученицы бывают трудности при решении логических задач, отнесением к понятию.
Ученица с легкостью приходит к выводам, умозаключениям при решении задач. Испытывает трудности в формулировке понятий, но, преодолев трудности, может легко прийти к суждению, раскрывающему понятие.
Можно выделить следующие рекомендации:
Тренироваться в выполнении заданий на отнесение к понятию;
Использовать меньше наглядности, больше словесно-логических задач;
Развивать формы мышление: умозаключение, понятие посредством доказательств своего мнения, объяснения своего ответа, приведения примеров.
2.2 Подборка диагностических методик по изучению внимания у младших школьников
Диагностика уровня логического мышления «Нелепицы» (Р.С. Немов)
Цель методики: оценивание элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующими между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Суть методики: ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Материал: картинка с изображением довольно нелепых ситуаций с животными.
Обработка результатов:
0 баллов
такая оценка ставиться ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 – 9 баллов
ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6 – 7 баллов
ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 – 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4 – 5 баллов
ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2 – 3 балла
за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл
за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.
Цель: определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Учащимся предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу они в течение 3 минут вписывают недостающие буквы в словах. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.
Обработка результатов
Подсчитывается количество правильно составленных слов в течение 3 мин. Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов:
менее 20 — низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
21-30 — средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
31 слово и более — высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.
Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк с записанными на нем анаграммами (набор букв). В течение 3 мин они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.
Обработка результатов
Подсчитывается количество верно составленных слов в течение 3 мин. Количество составленных слов: показатель гибкости мышления:
Уровень гибкости
Взрослые
Учащиеся 3-4-х классов
Учащиеся 1-2-х классов
Высокий
26 и более
20 и более
15 и более
Средний
21-25
13-19
10-14
Низкий
11-20
7-12
5-9
Методика «Простые аналогии» (Пилипенко А.В.)
Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.
Порядок исследования: Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
Обработка и анализ результатов: о высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.
Методика "Исключение лишнего" (Рогов Е.И.)
Цель: изучение способности к обобщению.
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов
Порядок исследования: Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). Ключ к оценке результатов: Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
2.3 Рекомендации педагогам, родителям по развитию мышления у младших школьников
Педагогам:
Добиваться осознанности учения, мыслительной работы, понимания слов и текстов (как устных, так и письменных), учить детей высказывать суждения и делать умозаключения.
19
В качестве критериев понимания рассматриваются следующие: ответы на вопросы по тексту, поставленные в разной форме; составление вопросов к тексту и отдельным предложениям; составление плана, заглавия, пересказ текста (своими словами или в обобщенной форме); объяснение значений некоторых слов или фраз и т.д.
Ключевыми словами вопросов и заданий педагогов, обращенных к пониманию учащихся, могут быть: "Что вы узнали о …" "Почему …", "Объясните взаимосвязь…", "Расскажите своими словами…", "Преобразуйте выражение, чтобы…", "Закончите фразу» и т.д.
Обогащать содержание учебной деятельности учащихся на занятиях по различным предметам упражнениями и задачами, направленными на формирование основных мыслительных операций в вербальной (словесной) форме.
Примерами коррекционно-развивающих упражнений могут быть задачи:
на выделение существенных и несущественных признаков предметов и явлений (цвет, форма, вкус, запах, время и т.д.)
распознавание объекта по признакам (например: "Назови предметы, о которых можно сказать: круглые, белые, съедобные");
сравните в форме сопоставления (чем похожи (одинаковы) и противопоставления (чем отличаются) предметы или явления;
Активизировать речевое развитие школьников, критериями которого являются: активный словарный запас, легкость и точность речи, употребление речевых форм (устойчивых словосочетаний), служебных слов (предлогов, союзов, частиц), гибкость речи (использование синонимов, омонимов, выбор слов в зависимости от контекста, переход глаголов в существенные и наоборот и т.д.).
В коррекционно-развивающих занятиях предусматриваются задания, в которых требуется исправить семантические ошибки; восстановить "рассыпанные" предложения, подобрать друг к другу слова-объекты и слова-признаки, синонимы и омонимы; составить слова или предложения по заданной конструкции (схеме) или опоре и наоборот; "зашифровать" имеющиеся слова или предложения.
Родителям:
Общаться с детьми на их возрастном уровне
Разговаривать с ребёнком, обсуждать книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.
Предлагать ребёнку вопросы и задания типа: Чем столб отличается от дерева? Если шубу положить на снег, снег под ней растает? и др.
Играть в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.
Предлагать ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.
Развивать познавательную активность ребёнка: отвечать на все интересующие его вопросы, спрашивать совета.
Заключение
В процессе написания данной работы были достигнуты поставленные цели и задачи.
Мышление – опосредованное и обобщенное познание окружающего мира. Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий.Функции мышления: понимание,решение проблем и задач, целеобразование, рефлексия.
Виды мышления:
Наглядно-действенное;
Наглядно-образно;
Абстрактное или словесно-логическое;
Теоретическое;
Практическое;
Аналитическое;
Интуитивное;
Реалистическое;
Аутистическое;
Эгоцентрическое;
Продуктивное;
Репродуктивное;
Творческое.
В психологической науке различают такие формы мышления, как:
понятия;
суждения;
умозаключения.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.
В своем становлении мышление проходит две стадии допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление - это начальная стадия развития мышления у ребенка. Большинство суждений - суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.
Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным.
Для изучения младших школьников были подобраны следующие методики: МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ БЫСТРОТЫ МЫШЛЕНИЯ», «Простые аналогии»,Методика "Исключение лишнего", МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ», Диагностика уровня логического мышления «Нелепицы» (Р.С. Немов).
Чтобы учебная информация воспринималась успешно, она должна быть связана с активной работой мышления и находить своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение.
Включение этих операций в процесс усвоения содержания обеспечивает реализацию продуктивной деятельности, которая оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций.
Важной основой для мыслительной деятельности младшего школьника является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи.
Из урока в урок нужно развивать у ребенка способности к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями.
http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/05/20/osobennosti-myshleniya-mladshikh-shkolnikov - Особенности мышления младшего школьника
http://psixologiya.org/vozrastnaya/myshlenie/1588-razvitie-myshleniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html - Развитие мышления в младшем школьном возрасте
http://studopedia.ru/2_102783_vidi-mishleniya.html - Виды мышления
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fschool-49.clan.su%2Fpsix%2Frazvitie_ponjatijnogo-slovesno-logicheskogo_myshle.doc – Развитие словесно-логического мышления.
http://www.syl.ru/article/172765/new_osnovnyie-formyi-myishleniya-formyi-myishleniya-v-psihologii - Основные формы мышления
http://studopedia.ru/1_98217_kachestva-mishleniya.html - Качества мышления
http://psixologiya.org/obshhaya/myshlenie/1793-myslitelnye-operacii.html - Мыслительные операции