Исследование зависимости успеваемости и доминирующего вида памяти у младших школьников
Исследование зависимости успеваемости и доминирующего вида памяти у младших школьников
Цель – выявить индивидуальные особенности памяти и соотнести их с уровнем учебных достижений у учащихся 3 класса.Для изучения индивидуальных особенностей памяти у учащихся нами использовалась методика «Заучивание 10 слов» для диагностика кратковременной слуховой памяти, разработанная А.Р.Лурия, и методика «Вербально-логическая память» для диагностики зрительной памяти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследование зависимости успеваемости и доминирующего вида памяти у младших школьников »
Исследование зависимости успеваемости и доминирующего вида памяти у младших школьников
Исследование проводилось на базе нашей школы. В эксперименте принимали участие 18 учеников 3-б класса. Для изучения индивидуальных особенностей памяти у учащихся нами использовалась методика «Заучивание 10 слов» для диагностика кратковременной слуховой памяти, разработанная А.Р.Лурия, и методика «Вербально-логическая память» для диагностики зрительной памяти.
Цель – выявить индивидуальные особенности памяти и соотнести их с уровнем учебных достижений у учащихся 3 класса.
В ходе исследования слуховой памяти мы получили следующие результаты: высокий уровень развития памяти показали 7 учащихся 39%, средний- 7 учащихся 39%, низкий- 4ученика 22%.
Рис.3.1.
Исследование кратковременной зрительной памяти дало следующие результаты: высокий уровень развития памяти-9 учащихся 50%, средний уровень развития-7 учащихся 39%, низкий уровень- 2 ученика 11%.
Рис.3.2.
Анализ успешности обучения проводился на основании уровня учебных достижений учащихся зафиксированных в классном журнале 3-б класса. Изучение уровня учебных достижений показало, что в классе на высоком уровне обучается-6 учащихся 34%, на достаточном уровне- 8 учащихся 44%, на среднем уровне- 4 ученика 22%, на низком уровне- обучаемых нет.
Анализируя, доминирующий вид памяти у учащихся и проводя сравнение с успешностью обучения можно говорить, что более успешны в обучении учащиеся с доминирующей зрительной памятью. Из 6 учащихся, обучающихся на высоком уровне, 5 имеют высокий уровень развития зрительной памяти (83%). Среди 8 учащихся, обучающихся на достаточном уровне, 4 имеют высокий уровень развития памяти (50%). Среди учащихся, обучающихся на среднем уровне, не наблюдалось ни одного учащегося с высоким уровнем развития зрительной памяти.
Таблица 3.1.
Уровень учебных
достижений
Высокий
Достаточный
Средний
Низкий
Высокий уровень
зрительной
памяти
83%
50%
0%
0%
Средний уровень зрительной памяти
17%
50%
50%
0%
Низкий уровень зрительной памяти
0%
0%
50%
0%
Проводя анализ зависимости успешности обучения от слуховой памяти, мы не выявили столь ярко выраженной зависимости. Из 6 учащихся, имеющих высокий уровень учебных достижений, трое имеют высокий уровень развития слуховой памяти 50%, что значительно ниже аналогичного показателя по зрительной памяти. Из 8 учащихся, обучающихся на достаточном уровне, у троих учащихся слуховая память развита на высоком уровне 38%. И из 4 учащихся среднего уровня у 25% слуховая память развита на высоком уровне.
Таблица 3.2.
Уровень учебных достижений учащихся
Высокий
Достаточный
Средний
Низкий
Высокий уровень слуховой памяти
50%
38%
25%
0%
Средний уровень слуховой памяти
38%
50%
25%
0%
Низкий уровень слуховой памяти
12%
12%
50%
0%
Таким образом, в результате исследования индивидуальных особенностей памяти младших школьников, мы выяснили, что в 3-б классе доминирующим типом памяти у 50% учащихся является зрительная память. Проанализировав, успешность обучения и проследив ее взаимосвязь с доминирующим типом памяти, мы можем говорить о том, что успешность обучения имеет прямую связь с высоким уровнем развития зрительной памяти. Тогда как в случае со слуховой памятью мы такой взаимосвязи не наблюдаем. То есть, мы можем говорить о том, что дети с высоким уровнем развития зрительной памяти более успешны в обучении.