kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование великих педагогов о коллективе, признак коллектива. Пути укрепления коллектива. Педагогическое руководство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе наук о человеке существуют разнообразные определения коллектива. В самом общем философском смысле коллектив это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психологии контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике организованные общности детей и взрослых

Просмотр содержимого документа
«Исследование великих педагогов о коллективе, признак коллектива. Пути укрепления коллектива. Педагогическое руководство.»

Сабақтың жоспары

План урока

Пән

Предмет Педагогика


Күні

дата






№ сабақ

занятие №2


Топ

группа








Тақырып

Тема


Исследование великих педагогов о коллективе, признак коллектива. Пути укрепления коллектива. Педагогическое руководство.

Мақсат

Цели

Білімділік:Обучающая: расширить представление о профессиональной компетентности учителя, в связи с переходом на 12лиетнюю систему образования. Расширить знания о формировании детского коллектива, изучить пути укрепления коллектива.

Дамытушылық:Развивающая: развить профессиональное мышление и самосознание студента, умение размышлять, вступать в дискуссию, аргументировать свое мнение.

Тәрбиелік:Воспитывающая: формировать профессиональную мотивацию и педагогическую направленность студентов.

Сабақтын типі (тұрпаты)

Тип урока

Урок изучения нового материала, традиционный (комбинированный)

Сабақтын әдісі

Метод обучения

Словесный, наглядный, практический, проблемный

Корнекілік

Оснащение

Учебное пособие для студентов колледжей, презентация

Сабақтын барысы

Ход урока

1. Бағдарлану – мотивациялық блок

Мотивационно – ориентировочный блок

Сабақтың тақырыбына шығу, жазу

Выход на тему, запись темы урока


1.С какими науками связана педагогика?

2.Каких великих педагогов вы знаете?

3.Как называется собрание детей, в котором они объединяются для полезной деятельности.?


Тема урока: Исследование великих педагогов о коллективе, признак коллектива. Пути укрепления коллектива. Педагогическое руководство

Оқу мақсатын қою

Постановка цели, задач урока

-расширить представление о профессиональной компетентности учителя, в связи с переходом на 12летнюю систему образования.

-расширить знания о формировании детского коллектива, изучить пути укрепления коллектива.

-развить профессиональное мышление и самосознание студента, умение размышлять, вступать в дискуссию, аргументировать свое мнение.

-формировать профессиональную мотивацию и педагогическую направленность студентов.

Сабақтың барысымен танысу Знакомство с ходом урока

Білім жаңғыртуы

Актуализация знаний

С какими областями человеческих знаний связана педагогика?

Как вы считаете каковы функция философии по отношению к педагогике?

В чем заключается связь педагогики и психологии?

2. Операциялық- танымдық блогы

Операционно-познавательный блок

Жаңа материалды мазмұндау (баяндау)

Изучение нового материала

В системе наук о человеке существуют разнообразные определения коллектива. В самом общем философском смысле коллектив¾ это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психологии ¾ контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике ¾ организованные общности детей и взрослых.

Понятие ученического и детского коллектива в педагогике складывалось постепенно, по мере осознания его роли в жизни и развитии ребенка. Еще Я. А. Коменский в «Великой дидактике» подметил значимость влияния детей друг на друга и советовал учителю объединять «более медлительных с более быстрыми, более тупых с более умными, упрямых с послушными». В отечественной педагогике также обосновывалась необходимость поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи. П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, развивающих детей. Анализируя этот феномен, использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».

С. Т. Шацкий в начале XX в. рассматривал развитие коллективных отношений как одно из главных направлений воспитательных усилий педагогов для создания оптимальных условий развития личности ребенка. Работая с подростками во внешкольных объединениях, он убедился в том, что дети инстинктивно стремятся к объединению, к совместной созидательной деятельности, оказывая при этом друг на друга более сильное воспитательное воздействие, чем педагоги. Это позволило С. Т. Шацкому сделать вывод о том, что детское сообщество (коллектив) является могучим воспитательным инструментом, поэтому главной задачей воспитания должно стать сплочение детей на основе разнообразной интересной детям деятельности. Организуя внешкольную эстетическую, спортивную, трудовую, общественно направленную работу, С. Т. Шацкий нашел формы детского самоуправления, ведущей из которых считал общее собрание.

Н. К. Крупская разделяла позицию С. Т. Шацкого о том, что содержательная, полная радости жизнь детей в коллективе способствует воспитанию людей с хорошо развитой общественной направленностью. Она считала, что социально значимые цели способствуют сплочению и развитию коллектива, если дети работают сообща, помогают друг другу, хорошо выполняют свои общественные обязанности. Н. К. Крупская рассматривала коллективную деятельность детей как богатый источник коллективных переживаний, которые вызывают повышенный интерес к явлениям общественной жизни. Она обратила внимание на значимость цели деятельности коллектива как перспективы его развития. Надежда Константиновна утверждала в работе «РКСМ и бойскаутизм», что большая цель не достигается сразу, а ее надо разбить на части и последовательно двигаться от ближайшей цели к дальней. В организации жизни детского коллектива важную роль играет самоуправление. Н. К. Крупская разработала методику работы школьного самоуправления (совета школы, учкома). Идеи воспитания детей в коллективе были достаточно полно раскрыты ею в теории детского и юношеского движения.

Идеи С. Т. Шацкого и Н. К. Крупской, являвшиеся основой теории детского коллектива, получили дальнейшее развитие в практической деятельности и в теоретическом наследии А. С. Макаренко. Антон Семенович указывал на то, что коллектив выступает как форма, инструмент и средство воспитания, как источник развития каждой отдельной личности. Он постоянно подчеркивал, что в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, ее защищенность и широкие социальные связи. Вот почему он утверждал, что гуманное воспитание ¾ это коллективистское воспитание. Он дал четкое определение воспитательного коллектива, под которым понимал сложное социальное образование, живой социальный организм со своими задачами, уполномоченными, органами самоуправления, традициями, стилем и тоном отношений. Великий педагог сформулировал принципы, утверждающие гуманистический характер воспитания в коллективе: опора на положительное в ребенке, принципы параллельного воздействия, сочетания требовательности с уважением к личности ребенка, принцип индивидуального действия и др. А. С. Макаренко обосновал закон развития коллектива на основе системы перспективных целей (от «ближайшей радости» к средней и дальней перспективе), ввел понятие первичного коллектива и рассмотрел этапы формирования первичного коллектива. Он предостерегал педагогов от опасности замыкания первичного коллектива в своих рамках, утверждая, что первичный коллектив, контактный коллектив, сохраняет все свойства большого коллектива и через него тесно связан с обществом.

В развитие теории коллектива значительный вклад внес Я. Корчак, который под целью воспитания имел в виду полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, обладающего внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Мощным фактором этого процесса он считал демократически организованный самоуправляемый детский коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребенка, включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения, направление его самовоспитания. Роль воспитателя он видел в умении наблюдать за ребенком, понимать мотивы его поведения, строить свои отношения с ним на основе разумной любви и уважения.

Таким образом, созданная в 20-30 гг. XX в. теория коллектива включала в себя определение «коллектива», понятие первичного и общего коллектива, закономерности, принципы и этапы его развития, методику работы с органами самоуправления и содержание коллективной деятельности. Практическая деятельность педагогов в эти годы убедила их в огромном воспитательном потенциале детского сообщества. Общий итог состоял в том, что детский коллектив является той естественной благоприятной средой общения, которая помогает детям выбрать достойный идеал, добиться коллективных и личных успехов в его достижении, познать себя.

Согласно теории коллектива и на основе практики воспитания ученический коллектив рассматривался как цель и объект воспитательных воздействий педагогов. В теории исследовались преимущественно коллективистские, деловые, функциональные связи между детьми, в которых личное подчинялось общественному. Однако в сложившейся теории коллектива недостаточное внимание уделялось изучению личности ребенка как субъекта этих отношений.

В послевоенные годы В. А. Сухомлинский и другие исследователи акцентировали внимание на самочувствии ребенка в коллективе, на качестве взаимоотношений, существующих в классном и школьном коллективах, содержанием которых должны были стать яркие эмоциональные переживания в осуществлении разнообразных общих видов деятельности. Воспитательная система В. А. Сухомлинского была основана на идее ценности каждой личности в развитии, сплочении и жизни коллектива. Он сделал акцент на развитии у ребенка собственной позиции, на сохранении своеобразия личности в процессе коллективной деятельности. Вся практическая деятельность В. А. Сухомлинского доказала правильность исходных позиций теории коллектива и позволила ему внести свой вклад в ее развитие в работах «Мудрая власть коллектива», «Рождение гражданина».

Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus ¾ собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой».

Более детально определил сущность коллектива А. С. Макаренко, который писал, что «коллектив¾ это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»

коллектив имеет такие характерные черты:

¨ постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив);

¨ включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;

¨ формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочение коллектива;

¨ выработка правильного общественного мнения;

¨ появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;

¨ организация действенной работы органов самоуправления;

¨ мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:

¨ организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т. д.);

¨ воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

¨ стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).

Основными характерными признаками коллектива являются: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости (моральное единение); общий выборный руководящий орган; широкая система коллективных связей. Не менее значимы такие признаки коллектива, как мажорный стиль и тон жизни коллектива, сознательная дисциплина, закреплённая в полезных привычках и традициях, гигиенически и педагогически продуманный распорядок жизни детей, развитая критика и самокритика и др.

А также коллектив отличает ряд особенностей: сплочённость, сознательность, организованность, взаимоответственность, самостоятельность, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, бескорыстие, соревнование, разумное сочетание личных и общественных интересов и др.

Пути формирования коллектива следующие:

1) Разносторонняя совместная деятельность учащихся: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно - массовая деятельность учащихся.

2) Умелое предъявление требований: с первых дней чётко определить нормы и правила поведения; регулярно приучать детей к соблюдению норм и правил поведения; соблюдать меру в предъявлении требований; учитывать эмоциональный фон.

3) Работа с активом: при подборе учащихся вактив класса необходимо с помощью методов психолого-педагогических исследований хорошо изучить детей. Должно происходить расширение актива через поручения и организацию разных видов деятельности. В состав актива входят староста, его заместитель, учком и ответственные.

4) Организация перспектив. А.С. Макаренко сформулировалзакон движения коллектива: коллектив только тогда развивается, укрепляется и оказывает действенное формирующее влияние на учащихся, когда он постоянно движется вперёд, добивается всё новых и новых успехов. Практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой.Перспективы могут быть близкими, средними и дальними. Близкие перспективы не требуют от коллектива значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость». Средняя перспектива требует больших усилий и времени, события несколько отодвинуты во времени. Дальние перспективы - сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил и времени. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, всё более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

5) Формирование общественного мнения. Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая даётся в среде учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению, в коллективе реализуется принцип А.С.Макаренко «параллельного воздействия»: коллектив выступает как субъект воспитания. В основе принципа параллельного воздействия — требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. На школьников оказывают воздействие по крайней мере 3 силы - непосредственно воспитатель, опосредованно актив и весь коллектив. Принцип применим уже на 2-ой стадии развития коллектива.

6) Становление и развитие традиций. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции ( А.С. Макаренко).Традиции - это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции бывают большие и малые. Большие - это яркие массовые события. Малые — скромнее по масштабам.

7) Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме внутри классных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны принимать активное участие в делах, организуемых для всего школьного коллектива: тематические недели, общешкольные праздники, смотры, конкурсы, общественно-полезный труд и др. Учащиеся начальных классов должны почувствовать, что они – частичка одного большого коллектива. У них воспитывается гордость и ответственность за общее дело.

8) Связь младших и старших школьников. Связь младших и старших школьников осуществляется, главным образом, через шефскую работу, а также участие в общешкольных мероприятиях. Для укрепления этой связи целесообразно один раз в году проводить день самоуправления.



Білімдерін бекіту

Закрепление знаний

3.Рефлексия бақылау блогы

Рефлексивно – оценочный блок

Нәтижелерді жинақтап, қорытындылау

Обобщение результатов, подведение итогов

Обобщая вопрос о развитии и формировании личности можно отметить, что успешно осуществлять воспитание можно только в системе коллективного воспитания. Существенный вклад в иссследование проблемы воспитания в коллективе внесли А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий и др.

Рефлексия

Рефлексия: Что вы поняли из данной темы? Какие новые знания получили?

Үй тапсырмасы

Домашнее задание: охарактеризовать особенности организации деятельности на разных этапах развития коллектива (реферат)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сушко Наталья Николаевна

Дата: 17.03.2019

Номер свидетельства: 503371

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства