Исседовательская работа. Соционический подход к образованию и воспитанию.
Исседовательская работа. Соционический подход к образованию и воспитанию.
В настоящее время в России делается упор на внедрение ФГОС, требующих системно-деятельностного и личностного подхода к каждому ученику. Для этого нужно увидеть в каждом ребёнке личность, помочь ему в познании себя. Но на сегодняшний день не существует методики преподавания, которая полностью бы учитывала индивидуальные особенности учащегося. Обычно все классы в независимости от их мотивации и преобладающего вида деятельности обучаются одним способом. В одних классах это результативно, в других нет. Выбрать методику под разные классы с учетом индивидуальных особенностей детей очень сложно. Поэтому целью данного исследования является выявление индивидуальных особенностей каждого ученика и всего класса в целом для организации личностного подхода в образовании и воспитании. Новым направлением в познании человека является теория информационного метаболизма (обмена) между людьми названная соционикой. В данной работе выдвинуто предположение о возможности соционического подхода для выявления индивидуальных особенностей ребенка, класса для организации личностного подхода в образовании и воспитании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исседовательская работа. Соционический подход к образованию и воспитанию. »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа N 4»
Города Ухта Республики Коми
Соционический подход к образованию и воспитанию
Автор: Турасова Наталья Леонидовна
учитель географии МОУ «СОШ N 4» г. Ухта Р. Коми
г. Ухта
2015
Содержание
Введение стр. 2-4
Часть I. Что такое соционика? стр.6-7
Часть II. Соционический анализ класса стр. 7- 26
Логика-этика стр.7- 8
Экстраверсия- интроверсия стр.8- 9
Стиль общения стр.9- 11
Сенсорика- интуиция стр. 11- 12
Стимульные группы (мотивация) стр. 12- 16
Рационализм – иррационализм стр. 16-17
Соционические типы стр. 17
Темперамент стр. 18- 20
Профориентация или направленность на виды деятельности стр. 20- 23
Отношение к стрессу стр. 23
Прогнозируемые взаимоотношения стр. 23-24
Работа с активом класса стр. 24
Заключение стр. 25-26
Литература стр. 27
Введение
Современный учитель является приверженцем формирования гармонично и всесторонне развитой личности. Однако каждый из учителей видит, что традиционная система школьного обучения остается формальной и заорганизованной. Обучение основывается лишь на принципе поощрения учебных успехов, обладании предметными знаниями, умениями, навыками. Успеваемость является предметом конкурентной борьбы, при этом страх детей потерпеть поражение используется как основное средство учебной мотивации. Учитель работает на формирование стандартных знаний и умений. Проблема же самопознания в современной школе фактически игнорируется. Все это ведет к возникновению у детей комплекса неполноценности , низкой мотивации к обучению и развитию, к формированию отрицательного отношения к предметам и переносу этого отношения на учителей. Усугубляется ситуация еще и тем, что большинство выпускников школы не имеют ни малейшего представления о своем профессиональном самоопределениии. Профессиональные тесты не дают конкретных рекомендаций, а если и дают, то не учитываются индивидуально-личностные особенности учащихся. У будущих выпускников в голове полный разброд и шатания в профессиональном самоопределении. Обучаясь в выпускных классах дети полностью растеряны в преддверии выпускных экзаменов, дальнейшем самоопределении и самоактуализации. Другая проблема стоящая перед учителем в школе- индивидуальность обучения. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями и способностями. В настоящее время в России делается упор на внедрение ФГОС, требующих системно-деятельностного и личностного подхода к каждому ученику. Для этого нужно увидеть в каждом ребёнке личность, помочь ему в познании себя. Но на сегодняшний день не существует методики преподавания, которая полностью бы учитывала индивидуальные особенности учащегося. Обычно все классы в независимости от их мотивации и преобладающего вида деятельности обучаются одним способом. В одних классах это результативно, в других нет. Выбрать методику под разные классы с учетом индивидуальных особенностей детей очень сложно. В результате даже при хорошем владении предметом и методикой преподавания в моей педагогической деятельности существует масса проблем. Решить сложившиеся проблемы возможно только в том случае если видеть каждого ученика в целом, видеть весь класс.
Поэтому целью данного исследования является выявление индивидуальных особенностей каждого ученика и всего класса в целом для организации личностного подхода в образовании и воспитании.
Для этого необходимо решить ряд задач:
диагностировать индивидуальные особенности каждого ученика и класса в целом
определить мотивацию, темперамент, стиль общения, профессиональную установку, преобладающие виды деятельности, особенности восприятия материала,
рассмотреть стиль и уровень комфортности общения в коллективе
проанализировать состав класса для успешной организации классного самоуправления
Новым направлением в познании человека является теория информационного метаболизма (обмена) между людьми названная соционикой. В данной работе выдвинуто предположение о возможности соционического подхода для выявления индивидуальных особенностей ребенка, класса для организации личностного подхода в образовании и воспитании. Одним из направлений исследования индивидуальных особенностей учеников 8 класса МОУ «СОШ N4» города Ухта Республики Коми стала индивидуально-групповая психолого- соционическая диагностика, целью которой является определение типа информационного метаболизма , а вследствие этого особенностей обработки информации, стиля общения, темперамента, мотивации, способностей к профессиональной деятельности, роли в самоуправлении класса, особенностей взаимоотношений у каждого ученика.
Соционическая диагностика в данном исследовании проводилась следующими методами:
1. метод визуального наблюдения. Метод визуального наблюдения, являясь самым точным в соционике, стал определяющим в исследовательской деятельности. При этом методе учитывалось не только содержание слов, а в большей степени не вербальные сигналы коммуникации и поведенческие реакции ребенка.
2. метод индивидуальные интервью и с детьми, и с родителями. Этот метод использован для более полной картины психологических особенностей ребенка особенно во внеурочное время.
3. метод тестирования. Каждый ребенок ответил на два теста: а.тест ФАП (функциональный акцептуальный профиль), с помощью которого определен функциональный профиль рисунок усиленных функций каждого ученика, б. тест Мегедь- Овчаровой на определение акцентов характера.
4. метод физиогномичных наблюдений. Физиогномика является хорошим подспорьем в исследовании социотипа. Физиогномичные наблюдения представляют собой определение ведущих соционических функций по внешним признакам- особенностям телосложения, владения телом, чертам лица, походки, мимики, жестов.
Часть I. Что такое соционика?
Так в чем же суть соционики? Соционика рассматривает человека как носителя определенного психотипа, складывающегося из работы определенных психических функций. Всего выделено 16 социотипов. Поступающая информация психотипу (человеку) рассматривается в четырех разных аспектах(функциях).
Попробуйте ответить на такие вопросы, как:
- Какой мир определяет нашу жизнедеятельность, внутренний или внешний?
- Какого типа информацию мы лучше усваиваем, конкретную или абстрактную?
- Какой мир нам более интересен, мир объективной реальности или человеческие отношения?
- Ну и наконец, как мы организуем нашу жизнь, как идем к намеченной цели?
Ответив на них, мы узнаем, кто мы - интроверт или экстраверт; сенсорик или интуит; логик или этик; рационал или иррационал. Это основные соционические функции. (С некоторыми, наиболее отличительными характеристиками вышеперечисленных признаков, вы сможете познакомиться в приложении 1 "Соционика в таблицах").
Например, рационал работает равномерно, иррационал - волнообразно. Иррациональные типы непостоянны, их настроение может меняться порой несколько раз в день. Иррациональность основана на непосредственном восприятии действительности. Рациональность – это разумное, соотносящееся с разумом, соответствующая ему. Рационалы же достаточно предсказуемы в поведении. Логиками управляют объективные законы, а этиками - чувства. Логики стремятся решать проблему, а этики стремятся к эмоциональному комфорту. Логика обрабатывает информацию об объективных сторонах жизни, законах и технологиях. Работает по принципу «правильно-неправильно». Этика обрабатывает информацию о чувствах и эмоциях. Работает по принципу «хорошо»-«плохо». Экстраверсия- это направление внимания на внешний мир, на людей. Экстраверты больше отдают энергии, чем сохраняют, интроверты - наоборот. Интроверсия- это направление на свой внутренний мир, на свои взаимоотношения с субъектами. Интроверт - "освоитель", а экстраверт - "покоритель". Сенсорика отвечает за обработку информации о физических раздражителях, здоровье, комфорте, силе. Сенсорики лучше ориентируются в пространстве, а интуиты во времени. Интуиция отвечает за непосредственное восприятие действительности, собирает мелкие частицы информации в филосовскую картину. Сенсорики - это спринтеры, их девиз "здесь и сейчас", а интуиты - стайеры, они готовы заглядывать далеко в будущее. То, что перечислено выше, это лишь очень малая доля информации, "капля в море", которую дает соционический анализ личности.
Соединяя в различных комбинациях вышеуказанные характеристики, мы получим 16 социотипов. Каждый из них характеризуется как позитивными качествами, так и проблемными. Знание основ психологии возрастных особенностей детей, ее практических методов оказывают огромную помощь в осуществлении индивидуального подхода к учащимся. Но необходимо признать, что большинство диагностик основаны на индуктивном методе исследования, т.е. на суммировании фактического материала, а затем на его обобщении. В результате мы получаем некую констатацию фактов: он такой, т.е. "следствие". Причина, почему он такой, часто остается неизвестной. Соционический анализ основан на дедуктивном методе. Мы получаем колоссальную информацию об учащемся, правильно определив его социотип. А главное, мы узнаем причину, почему учащийся именно такой.
Чтобы определить соционический тип учеников 8 класса были диагностированы соционические функции каждого ученика. По итогам диагностики составлен соционический портрет класса.
Исследование проводилось на основе методики диагностики типологических особенностей детей авторов Т.Н. Прокофьевой и В.Г.Прокофьева, научно-исследовательский институт соционики. Соционическая характеристика класса включает в себя таблицы с указанием ведущей функции каждого ученика и соответствующих сочетанию функций особенностей каждого ребенка. В соответствии с особенностями даются основные рекомендации по работе с учащимися.
Часть II. Составление соционической характеристики класса.
Составление соционической характеристики класса включает в себя определение ведущих соционических функций каждого ученика 8 класса:
Логика- этика
Рассмотрим две ведущие функции в соционике применительно к каждому ребенку. Два кардинально отличных друг от друга метода принятия решений - это логика и этика. Это отличие оказывает значительное влияние на тысячи решений, которые мы принимаем каждый день. Невнимание к этой сфере является причиной многих обид, конфликтов и того глубокого чувства непонимания, которого испытывают многие дети. В сущности логики и этики принимают решения противоположным способом потому, что исходят из совершенно разных критериев. Логики руководствуются объективной информацией, учитывая необходимые последствия каждого действия. Стиль их мышления является беспристрастным и аналитичным, они смотрят назад, взвешивают все "за" и "против" и затем принимают решение. Этики принимают решения более личным образом, исходя из своих субъективных ценностей.
Согласно данным исследования большинство учащихся 8 класса – этики (Приложение № 2, таблица № 1).
Рекомендации: опорными пунктами мышления детей-этиков являются чувства и эмоции, перед ними необходимо ставить конкретные задачи, чётко показывать технологии, не ожидать организованности и логичности, объективного отношения к делу, умению хорошо распределять обязанности. Не ожидать выполнения всех своих обещаний. Оперировать понятиями «плохо», «хорошо».
Опорными пунктами мышления детей-логиков являются законы, правила, нормативы. Информацию воспринимают вербально. Чувствительны только на логические сигналы, для них важно, что им говорят. Оперируют понятиями: правильно, неправильно, разумно, не разумно.
2. Экстраверсия-интроверсия
Вторая пара ведущих функций также рассматривается применительно к каждому ребенку. Экстраверты и интроверты характеризуются различными источниками энергии: изнутри, из своих мыслей и впечатлений, или извне, из окружающих их людей и вещей.
Согласно исследованию большинство детей в классе интроверты (Приложение 2, таблица 2).
Рекомендации: внимание интровертов направленно на свой внутренний мир. Больше они доверяют своим собственным оценкам, трудно убеждаемые. Избыток информации для них может быть губительным. Письменная речь им дается легче, чем устная. Новое для них вызывает страх, бояться ответственности. Новый материал не могут схватывать «мгновенно». Нельзя от таких детей требовать инициативы, ярких эмоций, ответственности за других, широкой общительности.
Для успешного обучения экстравертов необходимо поощрять активность и инициативу, предоставлять возможность, время от времени, быть в центре внимания, поручать крупномасштабные задачи. Детей необходимо хвалить перед классом, мотивировать престижем или уникальностью, призывать к ответственности за общее дело, поручать помощь более слабым. Нельзя требовать молчаливой исполнительности, перевоспитания себя.
3.Стиль общения
Определение первых двух пар ведущих функций логика-этика и экстраверсии-интроверсии позволяет определить стиль общения ученика. Конечно, с определением функции можно и ошибиться. Для этого существует проверочный признак так называемый в соционике «уступчивые и упрямые». Он связывает типы личности расположенные на схеме по диагонали друг к другу (Приложение 2, таблица 3) . Уступчивые, склонны согласиться уступить, не вступать в противостояние. Не склонны бороться, предпочитают договариваться. Упрямые оказывают сопротивление, не склонны уступать, отстаивают свою точку зрения, свои интересы.
Выделяют четыре стиля общения: обмен информацией- хладнокровные, обмен предложениями делового сотрудничества- деловые, обмен эмоциями- страстные, обмен знаками душевной привязанности- душевные.
По стилю общения большинство учеников в классе ориентировано на обмен информацией и знаками душевной привязанности (Приложение 2, таблица3).
Особенности стилей общения. Обмен информацией. Интроверты-логики. «Хладнокровные». Общение понимают как обмен недостающей информацией объяснительного характера, обмен сведениями, фактами. Предпочитают просто сообщать какую-либо информацию, не окрашивая ее эмоционально. Послушать и рассказать что-нибудь интересное. Не уверены в своих чувствах и поэтому очень сдержанны в эмоциональных проявлениях. Наименее общительная категория людей. Такая коммуникабельность ничего бы не потеряла, если бы осуществлялась лишь в письменном виде.
Примеры общения:
«Завтра обещали снег с дождем».
«2х2=4».
«Знание – сила».
Обмен предложениями делового сотрудничества. Экстраверты-логики. «Деловые». Общение эти социотипы понимают как деловое сотрудничество, приглашение к совместному действию. Предпочитают предлагать что-то сделать, а не передавать информацию просто так. Говорить по делу. Контактны в деловом общении. Их эмоции направлены на результаты работы. Этот стиль можно назвать активным ожиданием чувств. Деловые типы рассчитывают встретить своего избранника или избранницу среди вереницы дел.
Примеры общения:
«Сегодня обещали дождь. Возьми с собой зонт».
«Путь длиною в 1000 миль начинается с первого шага».
«Сделай шаг!»
Обмен эмоциями. Экстраверты-этики. «Страстные». Общение понимают как обмен эмоциями, как своеобразное «плавание» в бурном потоке жизни. При общении передают скорее те эмоции, которые у них вызывает информация. Обмен разнообразными эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Уверены в своем отношении к другому человеку и не боятся открыто проявлять свои симпатии и антипатии. Их позиция в общении – активный поиск чувств. Наиболее общительные в неформальных контактах типы.
Примеры общения:
«Брр! Ну и промокла же я!»
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
«Ура! Мы победили!»
Обмен знаками душевной привязанности. Интроверты-этики. «Душевные». Обмен сочувствием, «нравится – не нравится». Делают упор на передачу своего отношения к объекту, действию или информации. Важно понять отношение и показать (или скрыть) его. Обладают скрытым миром душевных переживаний и отличаются прочными, хотя и не демонстрируемыми при посторонних душевными привязанностями. Для них характерна средняя степень коммуникабельности – общительность в кругу знакомых и родных. Пассивный поиск чувств: уверенно выбирают импонирующего им партнера, но как интроверты выражают свою готовность к этическим контактам, подавая какие-либо косвенные сигналы.
Примеры общения:
«Главное не промокни, солнышко»
«Под управлением любви».
«Чтоб что-нибудь осталось для души».
4. Сенсорика- интуиция
Следующими признаками для диагностики являются сенсорика и интуиция. Сенсорные ощущения и интуиция - это два противоположных способа получения информации. Дети сенсорики узнают мир благодаря информации, которую они получают непосредственно через свои пять органов чувств. В то время как детей интуитов главным образом интересуют значения, связи, возможности, связанные с информацией, которую они получают через свое шестое чувство. Другими словами: ребенок сенсорик замечает конкретные детали объекта, а ребенок интуит - сам объект. Ни один из способов восприятия не является неправильным, они просто разные.
Согласно данным исследования большинство детей в классе- интуиты (Приложение 2, таблица 4).
Рекомендации: от учеников интуитов нельзя требовать стабильной работоспособности, качественного выполнения рутинной работы, опрятного внешнего вида, внимательности к мелочам. Необходимо направлять на решение нестандартных, не ясных по содержанию, запутанных задач, помогать им обращать внимание на мелочи. Способ мышления от общего к частному.
Ученики сенсорики хорошо запоминают детали. Для успешной работы необходимы регламент и правила, пошаговые инструктажи. Способ мышления индуктивный, от частного к общему. При объяснении нового материала необходимо опираться на прошлый опыт. Работают постепенно. Легко справляются с ручной работой. Любят комфорт. Им трудно отличить фантазию от вымысла. Могут испытывать затруднения при выполнении творческих работ.
5. Стимульные группы (мотивация)
Сенсорика- интуиция в сочетании с экстраверсией-инроверсией позволяют определить мотивацию ребят к учению. Проверочным признаком является признак беспечные-предусмотрительные (Приложение 2, таблица 5). Беспечные ориентируются по месту, по ситуации либо совсем не планируют, либо «разрываются» чтобы выполнить всё в срок. Предусмотрительные проявляют осторожность, планируют, продумывают ситуации.
Выделяют четыре вида мотивации: на личный интерес, на уникальность, на престиж, статус, на благосостояние,
Согласно данным исследования большинство учеников в классе имеют мотивацию на личный интерес (Приложение 2, таблица 5).
Особенности стимульных групп. Настрой на личный интерес. Интуитивные интроверты. Самоценность, вовлекающая в продуктивную деятельность интуитивных интровертов, включает в себя личное любопытство, глубокий внутренний интерес к предмету или методам труда, положительную субъективную оценку решаемой задачи. Развиваются в нетрадиционных либо обновляющихся областях деятельности с постоянным кругом контактов. Включаются в работу, когда им предоставляют возможность заниматься тем, что значимо лично для них и в привычном для них темпе. Внутренний мир идей – это самое дорогое, что у них есть и ради чего они станут тратить силы. Поэтому предлагаемые им задачи должны быть обязательно в той или иной степени связанными с интересующими их воззрениями или приемами работы. Самые глубокие идеи рождаются в голове типов именно этой стимульной группы. Поэтому учителю следует позволять им спокойно заниматься их любимым делом. Стимулы престижа, власти, благосостояния и даже приоритета и интеллектуального лидерства на них действуют.
Настрой на уникальность. Интуитивные экстраверты. Развиваются в нетрадиционных или постоянно обновляющихся сферах деятельности с расширяющимся кругом контактов, что включает в себя новые необычные начинания, фундаментальные открытия и изобретения в любых областях, возможность быть первопроходцем, распространять нетрадиционные учения и формы жизни. Включаются в работу стимулом уникальности: необычностью, перспективностью задачи, ее интеллектуальной сложностью и увлекательностью, далеко идущими и масштабными последствиями предлагаемых проектов в случае их осуществления. Эти типы могут доставлять немало беспокойства учителю своей «нестандартностью», желанием выйти за рамки привычного. Из их среды выходит большинство интеллектуальных лидеров своего времени – первооткрывателей, основателей новых наук (логики) или идейных вдохновителей вновь рождающихся течений общественной мысли (этики). Главное для педагога, работающего с интуитивными экстравертами, – не нивелировать их, не препятствовать их поискам, давать им возможность высказывать свои теории и даже спорить с учителем.
Настрой на престиж, статус. Сенсорные экстраверты. Успешно реализуют себя в деятельности практического характера с расширяющимся кругом контактов, что означает стремление к власти, влиянию, заметному социальному положению, авторитету среди возможно большего круга людей. Включаются в работу стимулом статуса, престижным положением в обществе, успешным продвижением по службе, вниманием и уважением. Эти люди чаще всего обращают на себя внимание в большинстве групп. Практика показывает, что не менее половины руководителей учреждений, организаций и крупных предприятий относятся именно к этой стимульной группе. Главное, на что должен обращать внимание учитель, если у него есть такие учащиеся, – это необходимость поручать им решение задач, приближенных к практике. Объяснение задания при этом должно быть очень наглядным, с большим количеством примеров и практических упражнений, выполняя которые ученик чувствовал бы возможность достижения успеха. По отношению к учащимся таких типов важно уйти от теоретизирования и «книжных» знаний, сделать обучение максимально приближенным к практике.
Настрой на благосостояние. Сенсорные интроверты. Успешно реализуют себя в деятельности практического характера с постоянным кругом контактов, что выражается в хорошем материальном обеспечении, комфортных условиях существования, гарантии стабильного будущего. Включаются в работу стимулом благосостояния: уверенностью в завтрашнем дне, порядком, комфортными условиями жизни и работы. Эта типы образуют своеобразный фундамент учебной группы, класса, на который учителю и нужно направлять основные усилия. За счет сенсорных интровертов формируется так называемый «средний класс» – социальная основа любого процветающего общества. Если им хорошо, то и все общество будет развиваться стабильно, без экстремизма. Объясняя таким ученикам новое задание, учитель должен обратить особое внимание на прикладные аспекты работы, профессионализм и качество, уделить внимание деталям и подробностям.
Эффективность образовательного процесса во многом зависит от того как дети посажены на уроке. Оптимальная рассадка должна обязательно учитывать мотивацию ребёнка.
Рекомендации. По краям класса комфортнее всего будет «Настроенным на уникальность», они любят иметь свою независимую территорию «обстрела»: зону, позволяющую видеть все, что происходит в классе. «Экстраверсия» подталкивает их к тому, чтобы находиться в курсе событий, а «Интуиция» советует держаться при этом немного в стороне, оставляя себе пространство для собственных идей. Поддержите их идеи, и жизнь в классе окажется намного интереснее, насыщеннее.
«Настроенных на престиж» можно посадить на задние парты, если позволяет зрение и другие индивидуальные особенности. Если Вы подчеркнете при этом их «Королевский статус», они не будут хулиганить и отвлекаться, а будут удерживать в поле зрения весь класс как «свое государство». «Экстраверсия» диктует им интерес ко всем, кто находится в поле их внимания, а «Сенсорика» ведет к освоению лежащего перед глазами пространства, установлению там своей власти. Признавая статус «Настроенных на престиж», Вы делаете их своими союзниками.
«Настроенные на благосостояние» чувствительны к комфорту, поэтому посадите их в центре класса, они будут чувствовать себя в центре внимания и отплатят необыкновенной старательностью. «Сенсорика» помогает им обустраивать пространство вокруг себя, а «Интроверсия» – учитывать внутренние потребности людей и свои собственные. Эта группа – Ваши незаменимые помощники во всех делах. Они заботливы и трудолюбивы.
А настроенных в первую очередь «на личный интерес» рекомендуется посадить на первые парты, поскольку будут ли направлены эти интересы на учебу или на что-то другое – во многом зависит от того, сколько Вы будете уделять им внимания.«Интроверсия» направляет этих ребят на углубление интереса, сосредоточение внимания на том, что они признали своим. А «Интуиция будит фантазию. Из «Настроенных на личный интерес» получаются лучшие ученики, пусть и не склонные «козырять» своими знаниями, но изучающие предмет очень глубоко. Попросите этих ребят позаниматься с отстающими, и Вы увидите, как любят они научить и другого тому, в чем разобрались сами
Рекомендации. 1. Сенсорные экстраверты- ориентация на статус, престиж.
Успешно реализуют себя в деятельности практического характера с расширяющимся кругом контактов. Включаются в работу стимулом статуса: престижное положение в обществе, успешное продвижение по службе, власть и влияние, внимание и уважение. Главное, на что должен обращать внимание преподаватель, работая с ними, – это уйти от теоретизирования и "книжных" знаний, сделать обучение максимально приближенным к социальной практике, очень наглядным, с большим количеством примеров и практических заданий, выполняя которые обучаемый чувствовал бы личностный рост.
2. Сенсорные интроверты- ориентация на благосостояние.
Успешно реализуют себя в деятельности практического характера с постоянным кругом контактов. Включаются в работу стимулом благосостояния: хорошим материальным обеспечением, уверенностью в завтрашнем дне, порядком и комфортными условиями жизни и работы. Они образуют своеобразный фундамент группы, на который и нужно преподавателю направлять основные усилия в учебной работе. За счёт сенсорных интровертов формируется так называемый "средний класс" (middle class) – социальная основа любого процветающего общества. Если им хорошо, то и все общество будет развиваться стабильно, без экстремизма. Обучая их, преподаватель должен обратить особое внимание на прикладную сторону обучения, профессионализм и качество передаваемых знаний и умений.
3. Интуитивные экстраверты- ориентация на уникальность.
Самоактуализируются в нетрадиционных или постоянно обновляющихся сферах деятельности с расширяющимся кругом контактов. Включаются в работу стимулом уникальности: необычностью, перспективностью задачи, её интеллектуальной сложностью и увлекательностью, далеко идущими и масштабными последствиями предлагаемых проектов в случае их осуществления. Из их среды выходит большинство интеллектуальных лидеров своего времени – первооткрывателей, основателей новых наук (логики) или вероучений (этики), идейных вдохновителей вновь рождающихся течений общественной мысли. Главное для преподавателя, работающего с интуитивными экстравертами, – не нивелировать их, не препятствовать их поискам, давать им возможность высказывать свои теории и даже спорить с учителем.
4. Интуитивные интроверты- ориентация на личный интерес. Самоактуализируются в нетрадиционных либо обновляющихся областях деятельности с постоянным кругом контактов. Включаются в работу фактором личного интереса, т.е. предоставлением возможности заниматься тем, что значимо лично для них и в привычном для них темпе. Внутренний мир идей – это самое дорогое, что у них есть и ради чего они, собственно, только и станут тратить силы. Поэтому предлагаемые им задачи должны быть обязательно в той или иной степени связанными с интересующими их воззрениями или приемами работы. Самые глубокие идеи все же рождаются в голове социотипов именно этой, самой малочисленной в любом классе стимульной группы. Поэтому преподавателям рекомендуется позволять им спокойно заниматься их любимым делом. Стимулы престижа, власти, благосостояния и даже приоритета и интеллектуального лидерства на них действуют мало – они почти всегда отличаются личной скромностью и непритязательностью. Стимульные группы, таким образом, – это основа для выработки индивидуального подхода в обучении. Зная основные стимулы, появляется возможность правильно распределить усилия в преподавательской работе, психологически грамотно ставя перед учащимися те задачи, которые им понятны, посильны и интересны.
6. Рационализм-иррационализм
Четвертая пара основных соционических функций рационалы-иррационалы. Самое важное различие между рационалами и иррационалами заключается в уровне комфорта, которым сопровождается принятие решений. Детям рационалам нравится жить в хорошо структурированном, организованном и распланированном окружении. Им нравится принимать решения, и они чувствуют себя комфортно тогда, когда знают, чего ожидать и что должно произойти. Дети рационалы начинают беспокоиться тогда, когда какой-то вопрос в течение длительного промежутка времени остается нерешенным. Они предпочитают не вносить слишком много изменений в свои планы. Им нужно немного времени, чтобы привыкнуть даже к приятным сюрпризам. Необходимость сделать выбор вызывает беспокойство детей иррационалов, потому что выбор означат ограничение возможностей .
Согласно данным исследования большинство учеников класса иррационалы (Приложение 2, таблица 6).
Рекомендации: направляйте иррационалов на деятельность содержащую элемент стихийности, требующую смекалки, наблюдательности, гибкости. Предлагать разнообразные по подходам, мало предсказуемые по срокам задачи. Не заставлять работать в постоянных, неизменных условиях, в жестком графике. От них нельзя требовать стабильности в деятельности; предсказуемости и последовательности поведения, осуществления всех намеченных планов.
Рационалов направляйте их на решение планомерных, регулярных, предсказуемых по срокам задач, требующих систематичности, последовательности, допускающих упорядочение, регулярность.
Необходимо учитывать, что рационалы лучше делают последовательно одну работу за другой. Старайтесь направлять их на решение ограниченного количества задач, при необходимости указывая новые цели,
От них нельзя требовать быстрой перестройки соответственно ситуации, при изменении обстоятельств давайте время к ним привыкнуть и перестроиться.
7. Соционический тип
Основные ведущие четыре пары функций определены. Они позволяют сделать самое главное- определить соционический тип (Приложение 2, таблица 7). Сильные и слабые стороны социотипа описаны в характеристиках (Приложение 3).
Интегральный социотип класса определяется по преобладающим функциям. Например, если рационалов больше, чем иррационалов, то интегральный социотип рационален. Остальные функции определяются так же. Интегральный тип 8 класса класса: этики- 14, интроверты- 17,интуиты- 17, иррационалы-16. Есенин. Для данного интегрального социотипа характерна с одной стороны отрешенность, «витание в облаках», с другой стороны контактность, отзывчивость, глубокие и сердечные переживания. Это мечтатели способные предчувствовать и предугадать. Есенины мягкие, задумчивые, осторожные в своих высказываниях люди. Им сложно даётся деловая активность. Не практичны. Часто деятельность зависит от настроения. Не умеют ставить цель. Очень слабая логика.
Рекомендации: нельзя требовать самостоятельной организации чего либо. В вопросах образования и воспитания ориентируйтесь на эмоциональность, позитивизм, креативность. Не давите отрицательно. Есенины откликаются только на положительное воздействие. Не поручайте составить план, структуру, базу, схему. Оказывайте помощь в построении логических выводов. Необходима всегда действенная помощь, рекомендации не помогают.
8. Темперамент
16 социотипов распределяются по четырем типам темперамента. Эти группы можно определить используя функции экстраверсия- интраверсия и рационализм-иррационализм.
Выделяют четыре типа темперамента- линейно- напористые, уравновешанно- стабильные, гибко- разворотливые, восприимчиво- адаптивные.
Согласно исследованию большая часть учеников класса относится к восприимчиво- адаптивным (Приложение 2, таблица 8).
Виды темперамента. 1. Линейно-напористые(доминирующие)- холерики. Это рационалы-экстраверты. Холерики – это социотипы, которые отличаются как внутренним, так и внешним беспокойством. Этот темперамент самый неуравновешенный: когда на пути холерического социотипа возникает внезапное препятствие, из-за экстраверсии он не в силах сдержать возбуждение – оно выплескивается наружу. Обойти препятствие ему тоже трудно из-за своей рациональной прямолинейности 2. Уравновешанно- стабильные (нормирующие)- флегматики. Это рационалы-интроверты. Флегматики – это социотипы, которые спокойны как внешне, так и внутренне. Это самый уравновешенный из всех темпераментов. Интровертная рациональность делает их сдержанными и закрытыми, не отвлекающимися на внешние раздражающие факторы. Это вовсе не означает, что флегматик не способен вспылить. Просто, чтобы довести его до такого состояния, надо потратить много сил. 3. Гибко-разворотливые (креативные)- сангвиники. Это иррационалы-экстраверты. Сангвиники – это социотипы, которые беспокойны внешне, но спокойные внутри. Их можно охарактеризовать как средне-уравновешенные. Из-за внешней активности многие их принимают за холериков, но это не так: после вспышек раздражительности они очень быстро успокаиваются. Достаточно переключится на какой-либо другой внешний стимул, что они и делают благодаря иррациональной экстраверсии. Настоящий же холерик, пока не выплеснет накопившееся раздражение наружу, не успокоится 4. Восприимчиво- адаптивные (гармонизирующие)-меланхолики. Это иррационалы- интроверты. Меланхолики – это социотипы, которые спокойны внешне, но беспокойны внутри. Они подобно сангвиникам занимают промежуточное значение по степени уравновешенности нервной системы, сдвигаясь, однако, ближе к полюсу неуравновешенности. Меланхолики – интроверты, поэтому свои внутренние переживания они скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживленности. По этой причине их легко спутать с другими темпераментами. Проблема любого меланхолика – поиск внутренней гармонии, которую так легко разрушить грубыми воздействиями внешних факторов.
Рекомендации: знание типных темпераментов позволяет ориентироваться в таком немаловажном вопросе, как соответствие социотипа учителя поведенческим реакциям класса. В общем случае есть лишь три способа наладить нормальное, не требующее чрезмерных или неоправданных затрат душевной и физической энергии взаимодействие преподавателя и учебной группы:
1) комплектовать классы под учителей,
2) подбирать учителей под классы и
3) скомплектовать такой класс, в котором могли бы спокойно работать самые разные учителя.
Так как первый способ в нынешней ситуации, скорее всего, относится к области утопий, то остаются лишь второй и третий.
Подбор учителя к классу. Различают четыре уровня дисциплины в классе:
– первый уровень: низкая дисциплина. Ученики постоянно переговариваются друг с другом, заняты посторонними делами, не выполняют даже обычных указаний учителя, а если все же включаются на некоторое время в работу, то не способны концентрироваться на предмете глубоко.
– второй уровень: аморфная дисциплина. Ученики мало переговариваются друг с другом, что делает класс уже не таким бурным, но не выполняют привычных указаний учителя, то и дело отвлекаются на свои личные дела, не могут более или менее продолжительное время концентрироваться на учебных заданиях. Аморфность – это неспособность удерживать приданную форму.
– третий уровень: средняя дисциплина. Ученики переговариваются друг с другом, но все же занимаются тем, что им предлагает учитель, на посторонние дела отвлекаются мало, работают в целом равномерно.
– четвертый уровень: высокая дисциплина. Во время урока ученики внимательно слушают учителя, конспектируют основные положения изучаемого материала, между собой не переговариваются, стабильно выполняют те задания, которые им дает учитель.
1. В классе с высокой дисциплиной лучше всего преподают социотипы с флегматическим темпераментом (ЭИИ, ЭСИ, ЛИИ, ЛСИ).
2. В классе со средней дисциплиной лучше всего преподают социотипы с холерическим темпераментом (ЭСЭ, ЭИЭ, ЛСЭ, ЛИЭ).
3. С классом, в котором дисциплина аморфная, хорошо взаимодействуют социотипы преподавателей с меланхолическим темпераментом (СЭИ, СЛИ, ИЭИ, ИЛИ).
4. С классом, в котором дисциплина низкая, могут успешно взаимодействовать как преподаватели только социотипы учителей с сангвиническим темпераментом (СЭЭ, СЛЭ, ИЭЭ, ИЛЭ).
9. Профориентация или направленность на виды деятельности
В таблицу №8 заносятся фамилии учащихся, которые относятся к соответствующим сферам деятельности: управленцы, социалы, гуманитарии, исследователи. Соционика в анализе сфер деятельности различает четыре типа ума- социалы, гуманитарии, управленцы, исследователи. В соответствии с ними выделяют четыре крупных сферы деятельности соционических типов: гуманитарно-социальная, художественно-гуманитарная, объективно-управленческая, научно-техническая. Организация профориентационной работы планируется на основе знакомства с рекомендуемыми профессиями для того или иного социотипа. Тип личности - устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Знание своего психологического типа позволяет человеку выбрать дело по душе, избежать лишних трудностей. Цель профориентационной работы будет состоять в том, чтобы ребенок смог в практической деятельности осознать свои сильные и слабые стороны, познакомиться с миром профессий, где он может быть успешен. Проверочным признаком является «аристократия-демократия» (Приложение 2, таблица 9). Аристократы настроены на иерархию, социальную лестницу. Соблюдают субординацию, отношения в коллективе, строят в соответствии с должностью или по старшинству. Демократы строят отношения независимо от их социального положения. Считают, что люди изначально равны между собой.
Согласно исследованию большинство детей класса относятся к исследователям и гуманитариям.
Особенности направленности на виды деятельности. Научно-исследовательская сфера деятельности. Интуиты – логики. «Исследователи». Интуитивность делает их хорошими генераторами идей, нестандартными мыслителями, а логика придает их суждениям убедительность и строгость. Научные исследования и эксперименты, разработка концепций и прогнозов, познание законов природы и общества, фундаментальные дисциплины. Хорошо себя проявляют в мобильных подходах и в трудноподъёмных проблемах. Превыше всего ставят объективную истину, добытую разумом. Стремление заниматься тем, что не познано, пусть оно и не обещает прямой и непосредственной отдачи. Любопытство, желание раскрыть тайны мироздания. Желание экспериментировать и нежелание пользоваться проверенными, отработанными методами. Привлекают общие принципы, а не их конкретное использование и доводка. Житейская неприспособленность, игнорирование бытовой, социальной стороны жизни. Уровень интеллекта – вот критерий, которым они пользуются, когда дают свои оценки человеку.
Гуманитарная сфера деятельности. Интуиты – этики. «Коммуникаторы» или «Гуманитарии». Интуитивность делает гуманитариев возвышенными, мечтательными людьми, а этичность – тонко эмоционально переживающими личностями. Культура и искусство, психология, педагогика, гуманитарные дисциплины, журналистика, философия и религия. Сильны там, где нужно докапываться до глубинных проблем отдельного человека. Хорошо отражают проблемы массовой психики. Их мысли направлены на поиски идеалов и духовной гармонии. Гуманитарии предпочитают либо обособленное общение с кругом избранных, либо выступления перед большими группами людей. Несмотря на их житейскую непрактичность, люди обращаются к ним в трудных нравственных ситуациях. Особый психологизм и способность сопереживать человеческому горю. Нравственно-мировоззренческие искания, сомнения и колебания.
Производственно-управленческая сфера деятельности. Сенсорики – логики. «Управленцы». Сенсорность придает управленцу заземленность и конкретность мысли, а логика – хладнокровие и расчетливость. Организация материального производства, менеджмент, управление машинами и механизмами. Хорошо себя чувствуют в командно-иерархических системах. Твердость и организованность. Реалистичность взглядов и поступков. Фантазии и смелые проекты отметают. Реализм дополняется прагматизмом. Не возьмется за дело, если оно не гарантирует весомой отдачи. Увлекаются управленцы обычно тем, что предметно, физически ощутимо. Как правило, это техника, активный отдых, спорт. Делают ставку на прагматический расчет, наличие ресурсов, а также личный опыт и имеющиеся технологии.
Социальная сфера деятельности. Сенсорики – этики. «Социалы». Сенсорика настраивает социалов на комфорт и прагматизм, а этика наделяет их эмоциями и вовлеченностью в отношения. Включает торговлю, общественное питание, здравоохранение, социальное обеспечение, сервис и досуг. Подходят для организации жизнедеятельности и отладки коммуникации в социуме. Настрой на общение, неформальные связи, радость жизни. Прекрасно чувствуют повседневные нужды людей. Настроены на удовлетворение текущих физических потребностей человека – в еде, отдыхе, общении, семье и т. п. Социальная заботливость и опека. Сходятся с людьми на почве бытовых проблем, создают теплые компании. В социальных группах идет обмен житейской информацией, светскими новостями. Объективная направленность в смысле «общественное выше личного» у социалов уходит на задний план.
Знание о том, на какой вид деятельности преобладает установка в группе, поможет подобрать методы обучения, эффективные именно для этих типов личности. Нет нужды что-то изобретать и придумывать. Выгоднее всего просто взять подходящую методику и адаптировать ее для своей ситуации.
1. Для управленческих типов (СЛЭ, ЛСЭ, ЛСИ, СЛИ): методика Шаталова, деловые игры, спортивные разминки, различные виды практики и лишь после нее - теоретические знания.
2. Для социальных типов (ЭСЭ, СЭЭ, СЭИ, ЭСИ): коллективные методы обучения, в частности, методика КТД Иванова - коллективные творческие дела, игровые методы. Теоретические знания должны подаваться обзорно и быть сведены к минимуму.
3. Для гуманитарных типов (ЭИЭ, ИЭЭ, ЭИИ, ИЭИ): любые методики воспитания так называемой «всесторонне развитой личности». Их суть сводится к тому, что учащиеся что-то сочиняют (сказку, историю, пьесу...), затем это рисуют, лепят, разыгрывают, танцуют, - любым способом самовыражаются. Для этого класса методик важно также умение философствовать на отвлеченные темы.
4. Для научно-исследовательских типов (ИЛЭ, ЛИЭ, ЛИИ, ИЛИ):
проблемно-дискуссионный метод обучения, «мозговой штурм», методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), развивающие игры в духе Никитина. Теория должна быть серьезной, сложной и предшествовать практике.
10. Отношение к стрессу
В таблицу № 10 заносятся фамилии учащихся соответственно их стрессоустойчивости.
Согласно исследованию большее количество учащихся относятся к противоположным группам -группе стрессо-устойчивых и группе стрессо-тормозных.
Рекомендации: важнейшими условиями в такой ситуации являются занятия любимым делом, физические нагрузки, избегания стрессовых ситуаций, воспитание силы воли.Восспитывая стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важен хороший отдых и крепкий сон.
11. Прогнозируемые взаимоотношения
Взаимоотношения между социотипами можно разделить по степени комфортности:
• продуктивные (дуальные, тождественные);
• благоприятные (активационные, зеркальные, полудуальные, родственные, отношения социального заказа, отношения суперэго);
• неблагоприятные (отношения конфликта и ревизии).
Взаимоотношения в коллективе определяются с помощью таблицы интертипных отношений (Приложение 4) в сводную таблицу соответственно заносятся фамилии учащихся и их социотипы, отмечаются типы взаимоотношений между учащимися (Приложение 5). Анализ прогнозируемых взаимоотношений в коллективе: комфортные взаимоотношения: 23% учащихся взаимоотношения комфортные,37% благоприятные. Некомфортные взаимоотношения:16учащихся взаимоотношения конфликт и ревизия - 24% учащихся взаимоотношения нейтральные. В зависимости от темперамента отношения делятся на четыре группы. В зависимости от принадлежности к той или иной группе складывается различный уровень благоприятности (Приложение 6).
12. Работа с активом класса
Рекомендации по работе с активом класса (Приложение 2, таблица 11) дается на основе знаний личностных качеств и потенциальных возможностей учащихся исходя из характеристики их социотипа. Помочь в этом может сводная таблица (Приложение 6), составленная на основе анализа литературы по данной теме.
Согласно исследованию в классе нет потенциальных лидеров. Поэтому роль лидера на себя, по всей вероятности, возьмут представители «двигателя группы»_Захар и Халиддин., тем более что она пользуется авторитетом у одноклассников (исходя из результатов диагностики «социометрия»).
Заключение
Результаты использования соционического подхода для выявления индивидуальных особенностей учеников и класса в целом следующие:
• Определены индивидуальные особенности восприятия, переработки и выдачи информации каждого ученика 8 класса и на основе этого выявлены стили общения, мотивация, темперамент, профессиональная установка, преобладающие виды деятельности, особенности восприятия материала , стрессоустойчивость
• Установлены соционические типы, особенности которых позволяют объяснить почему одни социальные роли ученику даются успешно, другие тяжело, а третьи вообще не даются.
• Оценена комфортность отношений и взаимодействия между одноклассниками, которую необходимо учитывать в общении и в предотвращении конфликтов
• Выявлены потенциальные роли учеников для организации классного самоуправления
• Внесены рекомендации учителям и родителям относительно каждой особенности обработки информации учеником для осуществления личностного подхода в обучении и воспитании
Данный подход позволяет организовать в условиях внедрения ФГОС личностную направленность в образовании и воспитании учащихся.
Данное исследование выявило преимущества соционического подхода к личности ребёнка в соответствии с требованиями современной системы образования и воспитания. Они заключаются в том, что этот подход систематизированный и построен на просчете возможностей каждого типа воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию. Соционический подход позволяет ребенку быть успешной, полноценной личностью, способной на основе полученных знаний, умений и опыта решать жизненные проблемы. Соционика дает систему, через призму которой можно взглянуть на себя и оценить свои сильные и слабые стороны. Одно из основных преимуществ соционики – в ее понятности и доступности очень широкому кругу людей. Многие концепции и теории доступны только ограниченному кругу специалистов психологов, то соционические знания могут использовать люди самых разных профессий и специальностей. Соционика понятна и доступна даже школьнику. Поэтому соционические знания могут быть успешно использованы и учителями, и учениками, и родителями.