kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование песочной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволит обосновать эффективность использование метода песочной игротерапии в педагогической практике для снижения уровня тревожности и страхов воспитанников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование песочной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»

Министерство образования МО

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ



Итоговый практико-значимый проект



Тема: «Использование песочной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»

по курсу кафедрального учебного модуля «Современные стратегии реализации дошкольного образования.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

72 ч.







Выполнила: Педагог-психолог Данилова Т.А.




г. Серпухов, 2016г.



Введение

Современная эпоха, насыщенная социально-экономическими преобразованиями, создала условия для увеличения тревоги и волнений. Как известно, тревогу и волнения на эмоциональном и мыслительном уровне взрослые передают своим детям. В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах. Сегодня существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. На сегодня имеется достаточно много научных и специальных работ, которые посвящены проблеме проявления страха перед неудачами и тревожности у детей. Многие авторы повествуют о переживаниях неудач у детей в школе, редко связывая их с общим состоянием тревожности.

Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов, среди дошкольников. Они могут быть причиной разных психологических нарушений, приводят к заниженной самооценке, появлению постоянного чувства тревоги. С помощью метода арттерапии можно проводить профилактики тревожных состояний и страхов и снимать психологическое напряжение.

Цель: Обоснование эффективности использование метода песочной игротерапии в педагогической практике для снижения уровня тревожности и страхов воспитанников.

Задачи:

  • Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной терапии;

  • Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей;

  • Разработать проект: «Волшебная песочная страна»

  • Проанализировать результаты

Гипотеза исследования: применение песочной терапии будет способствовать снижению уровня тревожности и страхов воспитанников.





Методы исследования:

  • Анализ литературных источников по теме исследования

  • Наблюдение

  • Диагностическое обследование

  • Анализ полученных данных

























Основная часть

Сегодня мы живём в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессия.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному общению.

История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве».

Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии. (юнг. 45-47с.)

В отечественной литературе этим вопросом занимались и внесли большой вклад в развитие «песочной терапии» педагоги Санкт–Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», в которой говорится о том, что «игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка».

Так же Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. авторы таких пособий как «Игры в сказкотерапии», «Как помочь «особому» ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии» - «Песочная игра для детей — это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать».














Практическая часть

Проект: «Волшебная песочная страна» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей, на снижение уровня страхов и тревожности у старших дошкольников.

Данный проект рассчитан на 4 месяца. Проект разделен на три этапа.

Первый этап проекта был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. В ходе данной работы были определены методики исследования, проблемы, цели, задачи, необходимый диагностический инструментарий.

Далее было проведено диагностическое обследование дошкольников, с помощью таких методик как «Страхи в домиках» и «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен». Так же был составлен поэтапный план работы, анализ проблемы.

Далее было подготовлено необходимое оборудование для практического обогащения проекта. Разработана серия регулярных занятий арт - терапевтического цикла;

В ходе работе с песком дети конструировали из песка, рисовали песком и на песке, экспериментировали, составляли узоры на песке, создавали картины на песке и “песочного мира”.

Каждое занятие начиналось с ритуала приветствия, который способствует сплочению детского коллектива, помогает им настроиться на работу. Далее проходила основная часть занятий, которые были направлены на снижение уровня тревожности и страхов. А также на коррекцию таких психических процессов как внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета, развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений, совершенствование умения и навыков практического общения, развитие фантазии, побуждение ребенка к активным действиям концентрации внимания, стабилизация положительного эмоционального фона. После основной части проводилась рефлексия, дети проговаривали о том, что почувствовали, что понравилось, что нового узнали. Затем ритуал прощания.

В ходе данной работы можно было заметить, что детям очень нравились занятия. Дети научились различным формам преодоления страхов и пробовали применять их на практике. Можно отметить сплочение детского коллектива за время проведения проекта. По окончании проведения проекта «Волшебная песочная страна» можно сказать, что уровень тревожности и страхов снизился. Дети стали более спокойные и уверенные в себе.

Для родителей было проведено родительское собрание на тему: «Тревожность и детские страхи». Во время которого обсудили проблемы тревожности у детей; обобщили знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка; познакомили родителей со способами коррекции и профилактики тревожного состояния.


Оценка результатов деятельности.

В рамках оценки я пользовалась диагностикой «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен» (приложение 1) и Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках” (приложение 2).

По уровню тревожности на начало эксперимента 60% детей (15 детей) имели высокий уровень тревожности, 20% (5 детей) средний уровень и 20% (5 детей) низкий уровень тревожности. По окончании проекта были получены следующие данные – 32% (8 детей) – высокий уровень,40% (10 детей) - средний уровень и 28% (7 детей) - низкий уровень тревожности.

При обработке результатов, полученных в ходе методики «Страхи в домиках» 32% детей (8 детей) имели 15-17 страхов, что соответствует высокому уровню, 44% (11 детей) 9-11 страхов, что соответствует среднему уровню и 24% (6 детей) 5-6 страхов, что соответствует низкому уровню. По окончании проекта были получены следующие данные 16% детей (4 человека) имели 15-17 страхов, что соответствует высокому уровню, 48% (12 детей) 9-11 страхов, что соответствует среднему уровню и 36% (9 детей) 5-6 страхов, что соответствует низкому уровню.

Таким образом можно сказать, что результаты диагностики в целом хорошие.











Заключение

Выводы:

При использовании проекта:

  • Стабилизируется эмоциональное состояние детей и их психофизическое оздоровление;

  • Повысился уровень познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

  • Сформировались коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.

  • Повысился уровень сформированности самосознания и адекватной самооценки.

Практическая значимость: применение песочной терапии способствовует снижению уровня тревожности и страхов воспитанников.

Результаты проекта будут представлять практический интерес не только для педагогов нашего ДОУ, но и для других дошкольных учреждений.



















Список литературы:

  1. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.

  3. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.

  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.

  5. Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000.

  6. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.

  7. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

  8. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007

  9. 2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и др. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

  10. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56 5. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26

  11. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная

  12. педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

  13. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65






Приложение 1


Тип проекта:

  • По доминирующей деятельности - практико-ориентированный;

  • По числу участников - групповой, ориентированный на детей старшего возраста;

  • По времени проведения – 4 месяца;

  • По характеру контактов - осуществляется внутри дошкольного учреждения


Актуальность темы.

Федеральные государственные требования предполагают соблюдение «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей». Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Создание картин, сюжетов из песка развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки, гармонизирует психоэмоциональное состояние, формирует установку на положительное отношение к себе.

Цель:

Коррекция эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста посредством песочной терапии.

Задачи:

  • Организовать работу с “педагогической песочницей”;

  • Ввести новые здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс ДОУ;

  • Создать необходимые условия для занятий песочной терапией;

  • Познакомить с физическими свойствами песка;

  • Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями;

  • Развивать фантазию, образное мышление и творческие способности дошкольников;

  • Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников, повышать самооценку детей;

  • Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими;

  • Развивать мелкую моторику рук, воображение.


Адресная направленность.

Данный проект рассчитан на воспитанников старшего дошкольного возраста.


Условия реализации.

Условиями внедрения элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие:

  • организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

  • осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ;



Содержание проекта.

Основные этапы проекта:

Первый этап проекта был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Определение методики исследования, проблемы, объекта, предмета, задач, необходимого диагностического инструментария.

На втором этапе я провела диагностическое обследование дошкольников, составила поэтапный план работы, анализ проблемы.

Далее было подготовлено необходимое оборудование для практического обогащения проекта. Разработана серия регулярных занятий арт - терапевтического цикла;

В ходе работе с песком дети конструировали из песка, рисовали песком и на песке, экспериментировали, составляли узоры на песке, создавали картины на песке и “песочного мира”.

Четвертый этап – (аналитический) - подведение итогов и анализ результатов проекта.

Работа с детьми:

• Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.

• Организованная образовательная деятельность с детьми;

• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

• Самостоятельная игровая деятельность детей;

• Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Основные средства для реализации проекта:

1. Обогащение предметно-развивающей среды;

2. Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

3. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

Срок реализации проекта: проект рассчитан 4 месяца.

Основной механизм реализации проекта:

Проведение серии регулярных занятий арт-терапевтического цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать себя в данном виде деятельности. Игры с песком приведут детей к самостоятельному поиску способов действий и проявлению творчества.

Обеспечение проекта

Информационно - аналитические условия:

специализированная учебно – методическая литература;

интернет ресурсы;

Методическая разработка серии конспектов занятий «Путешествие в Песочную страну».

Материально - технические условия:

Оборудование для песочной терапии (деревянный ящик 70х50х12, с голубым наполненный песком, стол «песок – вода», мелкие игрушки, камешки, веточки, шишки и т. д.)

Предполагаемый результат:

• Создание предметно – развивающей среды, необходимой для занятий песочной терапией;

• Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

• Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

• Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

• Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

• Формирование самосознания и адекватной самооценки;




























Приложение 2.

Для диагностики уровня тревожности был использован «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен». Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей.

В данном проективном тесте исследуется характерная для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне, и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха. Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка. Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.

Инструкция. В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):


В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ Ребенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).






Приложение 3

Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Данилова Татьяна Александровна

Дата: 15.06.2016

Номер свидетельства: 334692


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства