Просмотр содержимого документа
«Использование флэштренингов в работе педагога-психолога ДОУ с родителями»
Дегтярева Оксана Александровна педагог-психолог МБДОУ д-с № 52 город Таганрог, Ростовская область
Использование флэштренингов в работе педагога-психолога ДОУ с родителями
Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, сферу образования, в том числе дошкольного. В настоящее время информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный, предполагающий активное использование современных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, методической работе, воспитании и обучении, взаимодействии с родителями воспитанников. Новое содержание обучения строится на основе инновационных технологий: использование компьютера, проектора, разработке и внедрении нетрадиционных форм занятий и психолого-педагогической работы: презентации, анимации, флештренинги и др.
Применение компьютерной анимации позволяет сделать наглядный материал более ярким и запоминающимся, показывает процессы и явления в их динамике, что улучшает восприятие и усвоение материала. В отечественной психологии исследованиями флэштренинговой технологии в психокоррекционной работе занимались О.В Самсонова, М.Н. Калистратова. В своей статье О.В Самсоновой, (4) флэштренинг определялся как «направление арттерапии… Арттерапия (терапия искусством) – один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Флэштренинг, как психотерапевтическая методика работает с несколькими формами визуального искусства – фотографии, арттерапии, артпедагогики, сказкотерапии и компьютерных технологий (программ). В дошкольном учреждении данная технология может быть использована в разных направлениях деятельности педагога-психолога: В консультативной, психокоррекционной практике: Часто в работе педагога-психолога ДОУ возникает необходимость работать с эмоциональной сферой клиента: выгорание у педагогов, различные поведенческие отклонения у дошкольников, беспокойство родителей в связи со сложным поведением детей. Во многих случаях проблемы такого рода усугубляется также тем, что в силу сильных эмоциональных переживаний человек не может посмотреть на свою проблему с новой позиции, не видит из неё выхода. В этом случае как средство психологической помощи используются притчи. Метафорический рассказ имеющий интерактивный элемент, включающийся по ходу повествовании, способен решить сразу несколько задач: вывести клиента за рамки его проблемы, помочь взглянуть на неё со стороны, четче для себя и психолога сформулировать запрос, запустить механизм рефлексии, в ходе которой могут быть актуализированы внутренние, доселе скрытые ресурсы. Как начальный этап работы, где происходит знакомство с клиентом. Можно использовать метод флэштренинга как в индивидуальной работе с клиентом, так и работая с группой. Флеэштренниг гармонично включается в программу групповых психокоррекционных занятий в детских и детско-родительских группах. Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает 10-15 минут. Каждый слайд экспонирует на экране 10-15 секунд и сопровождается мелодией. Очень часто дети просят показать фильм еще раз и остановить тот или иной кадр, хотят подойти к экрану и внимательно, уже с близкого расстояния, хорошо рассмотреть его, а затем придумать и рассказать сказку о заинтересовавшем объекте. В процессе проведения тренинговых занятий, как способ достижения поставленных целей, задач и закрепления навыков. Занятие проводится в детско-родительской группе. Детям и их родителям демонстрируется флэштренинг (это может быть видеоряд с изображениями растений, животных и насекомых, сопровождаемый музыкальной композицией). После просмотра фильма родителям и детям предлагается разойтись в разные помещения. Детям предлагается нарисовать то, что больше всего понравилось при просмотре слайд-фильма. Родителям – нарисовать тот объект, который, по их мнению, мог бы понравиться их ребенку. Когда дети и родители закончат выполнение задания. Подгруппы соединяются. При сравнении рисунков родителей и их детей выявляется, что родители в основном не угадали, какие объекты понравились их детям. Затем предлагается детям придумать сказку о персонаже своего рисунка и объяснить своим родителям, почему ими был выбран тот или иной объект. Как заключительный этап проведение дискуссии, обсуждения по поводу просмотренного флэштренинга, что позволяет понять ценности клиента, выявить его систему оценок в категориях «хорошо-плохо». В психологическом сопровождении воспитательно - образовательного процесса: В диагностической работе – для диагностики проблемы человека, обратившегося за помощью (родителя, педагога). Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика, подсказки определенного решения в ходе коррекционной и консультативной работы. Психологическая работа после просмотра флэштренинга проходит в формате диалога между “человеком” (клиент) и “фантомом” (психолог). Суть диалога сводится к наводящим вопросам, которые задает психолог, направляя клиента на углубленный анализ своих ответов. Диалог должен начинаться с вопроса “фантома” “Кто я такой?”. Это упражнение по принципу напоминает работу с “тенью”: человек сам вкладывает свое содержание в некий изначально пустой символ. Ответ на вопрос “Кто я такой?”, во-первых, интегрирует клиента в ролевую среду притчи, поможет ему войти в роль; во-вторых, продемонстрирует, какие качества клиент хочет видеть в том, кто может ему помочь (то есть те качества, в которых он сам подсознательно чувствует дефицит). Потом через наводящие вопросы формулируется запрос и, по сути, моделируется обстановка, в которой клиент как бы отделяется от себя и может посмотреть на свою проблему со стороны. Плюс к этому начинается поиск внутренних ресурсов. Беседу можно повести и в другом ключе (“фантом” говорит, что его личность определяется самим человеком и человек “лепит” “фантома”). Пример диалога — Кто я такой? — Ты тот, кто может помочь мне. Ты сильный, умный, спокойный, расчетливый, беспристрастный. — Почему тебе нужна моя помощь? — Я запутался. — Чем я мог бы помочь тебе? — Ты бы мог дать мне решимости и спокойствия, чтобы я мог решить мои проблемы. — Почему ты сам не можешь их решить? — Мне страшно. — Все, чем я владею, исходит от тебя. Если я сильный, то потому, что ты сильный. Мой ум — от тебя, моя память — от тебя. Почему ты думаешь, что ты этого лишен? — Я не могу найти в себе решимость. — Как ты думаешь, как ее можно обрести?.. И так далее. Для использования на тренингах, методобъединениях, педсоветах, семинарах, родительских собраниях в качестве «разогрева» при обсуждении определенного круга проблем, чаще всего нравственной направленности, о человеческих ценностях, взаимоотношениях, семье и т.д. В качестве релаксирующего средства после мероприятий требующих большого эмоционального и умственного напряжения, аттестации педагогов и аккредитации учреждения, в ходе проведения занятий художественно-эстетического цикла, праздников и развлечений. Одним из направлений деятельности педагога-психолога является работа с семьей, а именно профилактика и коррекция проблем детско-родительских отношений. Характер, акцентуация, страхи, неврозы, интересы личности-все это закладывается в семье План-программа тренинговых занятий с родителями с использованием флэштренингового метода по определению родительских позиций и стилей взаимодействия с детьми Цель: Изменение неадекватности родительских позиций через гармонизацию стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье и оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.- План занятий Основные задачи Занятие 1 Упражнение 1 «Здравствуйте, я пришел». Флэштренинг « Яма с дегтем» Упражнение 2 Игра-разминка. Упражнение 3 «Мы как дети». Упражнение 4 «Установки родителей». Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослыми» Флэштренинг « Ваши дети» Подведение итогов занятия. - знакомство участников друг с другом и с правилами групповой работы; - осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком; знакомство участников друг с другом. создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. активизация детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекционной работы. Занятие 2 Упражнение 1 «Комплименты» Методика «Семейная социограмма». Упражнение 2«Скульптор». Упражнение 3 «Твои чувства, мои чувства». Флэштренинг « Час твоего времени». Упражнение 4 Ролевая игра «Как достичь базовых целей?». Подведение итогов занятия. - знакомство с концепцией Адлера-Дрейкурса об «ошибочных целях» поведения; -обучение навыкам активного слушания; -осознание неэффективных паттернов реагирования в ситуации, когда ребенок преследует «ошибочную цель». Занятие 3. Упражнение 1. «Доверие». Упражнение 2 «Поводыри» Упражнение 3. «Тучка». Флэштренинг « Разумное воспитание» Упражнение 4. «Рисуем Строго родителя». Подведение итогов занятия. - знакомство с содержанием и условиями благоприятного прохождения основных этапов формирования личности; -осознание своих невербальных и вербальных проявлений. Занятие 4. Упражнение 1. «А хороший ли Я родитель?». Упражнение 2. «Преступление и н наказание». Упражнение 3. «Правила». Флэштренинг «Невротический ребенок» Подведение итогов занятия. -осознание психотравмирующего влияния физического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка; -обучение навыку применения принципов логических последствий, предоставления выбора для установления границ дозволенного п��ведения. Занятие 5. Психологическая разминка. Упражнение 1. «Хвастовство не порок». Упражнение 2. «Мозговой штурм». Флэштренинг « Результаты воспитания» Упражнение 3. «Неформальное общение». Упражнение 4. «Поддержка». Подведение итогов занятия. - знакомство с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, понятием неформального общения; -обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного слушания; -осознание роли ребенка в семейной структуре. Список литературы и полезных Интернет-ресурсов Калистратова В.Н. Применение флештренинга в работе педагога-психолога. Теоретические основы и руководство к практическому применению. Минск,2010 Самсонова О.В. Использование флештренинга в работе педагога-психолога. Москва .2009 Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2006. http://5ka.su/ref/Psihologiya.../0_object107087.html www.liveinternet.ru/showjournal.php?...10 http://exlyziv.ru/pritchi-narodov-mira.html www.liveinternet.ru/users/.../post