kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование флэштренингов в работе педагога-психолога ДОУ с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен материал для использования в работе педагога психолога современных информационных технологий в работе с родителями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование флэштренингов в работе педагога-психолога ДОУ с родителями»

Дегтярева Оксана Александровна педагог-психолог
МБДОУ д-с № 52
город Таганрог, Ростовская область


Использование флэштренингов в работе педагога-психолога ДОУ с родителями

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, сферу образования, в том числе дошкольного. В настоящее время информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный, предполагающий активное использование современных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, методической работе, воспитании и обучении, взаимодействии с родителями воспитанников. Новое содержание обучения строится на основе инновационных технологий: использование компьютера, проектора, разработке и внедрении нетрадиционных форм занятий и психолого-педагогической работы: презентации, анимации, флештренинги и др.

Применение компьютерной анимации позволяет сделать наглядный материал более ярким и запоминающимся, показывает процессы и явления в их динамике, что улучшает восприятие и усвоение материала.
В отечественной психологии исследованиями флэштренинговой технологии в психокоррекционной работе занимались О.В Самсонова, М.Н. Калистратова.
В своей статье О.В Самсоновой, (4) флэштренинг определялся как «направление арттерапии… Арттерапия (терапия искусством) – один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Флэштренинг, как психотерапевтическая методика работает с несколькими формами визуального искусства – фотографии, арттерапии, артпедагогики, сказкотерапии и компьютерных технологий (программ).
В дошкольном учреждении данная технология может быть использована в разных направлениях деятельности педагога-психолога:
В консультативной, психокоррекционной практике:
Часто в работе педагога-психолога ДОУ возникает необходимость работать с эмоциональной сферой клиента: выгорание у педагогов, различные поведенческие отклонения у дошкольников, беспокойство родителей в связи со сложным поведением детей. Во многих случаях проблемы такого рода усугубляется также тем, что в силу сильных эмоциональных переживаний человек не может посмотреть на свою проблему с новой позиции, не видит из неё выхода. В этом случае как средство психологической помощи используются притчи. Метафорический рассказ имеющий интерактивный элемент, включающийся по ходу повествовании, способен решить сразу несколько задач: вывести клиента за рамки его проблемы, помочь взглянуть на неё со стороны, четче для себя и психолога сформулировать запрос, запустить механизм рефлексии, в ходе которой могут быть актуализированы внутренние, доселе скрытые ресурсы.
Как начальный этап работы, где происходит знакомство с клиентом.
Можно использовать метод флэштренинга как в индивидуальной работе с клиентом, так и работая с группой. Флеэштренниг гармонично включается в программу групповых психокоррекционных занятий в детских и детско-родительских группах. Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает 10-15 минут. Каждый слайд экспонирует на экране 10-15 секунд и сопровождается мелодией. Очень часто дети просят показать фильм еще раз и остановить тот или иной кадр, хотят подойти к экрану и внимательно, уже с близкого расстояния, хорошо рассмотреть его, а затем придумать и рассказать  сказку о заинтересовавшем объекте.
В процессе проведения тренинговых занятий, как способ достижения поставленных целей, задач и закрепления навыков. Занятие проводится в детско-родительской группе. Детям и их родителям демонстрируется флэштренинг (это может быть видеоряд с изображениями растений, животных и насекомых, сопровождаемый музыкальной композицией). После просмотра фильма родителям и детям предлагается разойтись в разные помещения. Детям предлагается нарисовать то, что больше всего понравилось при просмотре слайд-фильма. Родителям – нарисовать тот объект, который, по их мнению, мог бы понравиться их ребенку. Когда дети и родители закончат выполнение задания. Подгруппы соединяются. При сравнении рисунков родителей и их детей выявляется, что родители в основном не угадали, какие объекты понравились их детям. Затем предлагается детям придумать сказку о персонаже своего рисунка и объяснить своим родителям, почему ими был выбран тот или иной объект.
Как заключительный этап проведение дискуссии, обсуждения по поводу просмотренного флэштренинга, что позволяет понять ценности клиента, выявить его систему оценок в категориях «хорошо-плохо».
В психологическом сопровождении воспитательно - образовательного процесса:
В диагностической работе – для диагностики проблемы человека, обратившегося за помощью (родителя, педагога).
Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика, подсказки определенного решения в ходе коррекционной и консультативной работы.
Психологическая работа после просмотра флэштренинга проходит в формате диалога между “человеком” (клиент) и “фантомом” (психолог). Суть диалога сводится к наводящим вопросам, которые задает психолог, направляя клиента на углубленный анализ своих ответов. Диалог должен начинаться с вопроса “фантома” “Кто я такой?”. Это упражнение по принципу напоминает работу с “тенью”: человек сам вкладывает свое содержание в некий изначально пустой символ. Ответ на вопрос “Кто я такой?”, во-первых, интегрирует клиента в ролевую среду притчи, поможет ему войти в роль; во-вторых, продемонстрирует, какие качества клиент хочет видеть в том, кто может ему помочь (то есть те качества, в которых он сам подсознательно чувствует дефицит). Потом через наводящие вопросы формулируется запрос и, по сути, моделируется обстановка, в которой клиент как бы отделяется от себя и может посмотреть на свою проблему со стороны. Плюс к этому начинается поиск внутренних ресурсов. Беседу можно повести и в другом ключе (“фантом” говорит, что его личность определяется самим человеком и человек “лепит” “фантома”). Пример диалога — Кто я такой? — Ты тот, кто может помочь мне. Ты сильный, умный, спокойный, расчетливый, беспристрастный. — Почему тебе нужна моя помощь? — Я запутался. — Чем я мог бы помочь тебе? — Ты бы мог дать мне решимости и спокойствия, чтобы я мог решить мои проблемы. — Почему ты сам не можешь их решить? — Мне страшно. — Все, чем я владею, исходит от тебя. Если я сильный, то потому, что ты сильный. Мой ум — от тебя, моя память — от тебя. Почему ты думаешь, что ты этого лишен? — Я не могу найти в себе решимость. — Как ты думаешь, как ее можно обрести?.. И так далее.
Для использования на тренингах, методобъединениях, педсоветах, семинарах, родительских собраниях в качестве «разогрева» при обсуждении
определенного круга проблем, чаще всего нравственной направленности, о человеческих ценностях, взаимоотношениях, семье и т.д.
В качестве релаксирующего средства после мероприятий требующих большого эмоционального и умственного напряжения, аттестации педагогов и аккредитации учреждения, в ходе проведения занятий художественно-эстетического цикла, праздников и развлечений.
Одним из направлений деятельности педагога-психолога является работа с семьей, а именно профилактика и коррекция проблем детско-родительских отношений. Характер, акцентуация, страхи, неврозы, интересы личности-все это закладывается в семье
План-программа тренинговых занятий с родителями с использованием
флэштренингового метода по определению родительских
позиций и стилей взаимодействия с детьми
Цель: Изменение неадекватности родительских позиций через гармонизацию стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье и оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.-
План занятий
Основные задачи
Занятие 1
Упражнение 1 «Здравствуйте, я пришел».
Флэштренинг « Яма с дегтем»
Упражнение 2 Игра-разминка.
Упражнение 3 «Мы как дети».
Упражнение 4 «Установки родителей».
Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослыми»
Флэштренинг « Ваши дети»
Подведение итогов занятия.
- знакомство участников друг с другом и с правилами групповой работы;
- осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и
«помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком;
знакомство участников друг с другом.
создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.
активизация детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекционной работы.
Занятие 2
Упражнение 1 «Комплименты»
Методика «Семейная социограмма».
Упражнение 2«Скульптор».
Упражнение 3 «Твои чувства, мои чувства».
Флэштренинг « Час твоего времени».
Упражнение 4 Ролевая игра «Как достичь базовых целей?».
Подведение итогов занятия.
- знакомство с концепцией Адлера-Дрейкурса об «ошибочных целях» поведения;
-обучение навыкам активного слушания;
-осознание неэффективных паттернов реагирования в ситуации, когда ребенок преследует «ошибочную цель».
Занятие 3.
Упражнение 1. «Доверие».
Упражнение 2 «Поводыри»
Упражнение 3. «Тучка».
Флэштренинг « Разумное воспитание»
Упражнение 4. «Рисуем Строго родителя».
Подведение итогов занятия.
- знакомство с содержанием и условиями благоприятного прохождения основных этапов формирования личности;
-осознание своих невербальных и вербальных проявлений.
Занятие 4.
Упражнение 1. «А хороший ли Я родитель?».
Упражнение 2. «Преступление и н наказание».
Упражнение 3. «Правила».
Флэштренинг «Невротический ребенок»
Подведение итогов занятия.
-осознание психотравмирующего влияния физического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка;
-обучение навыку применения принципов логических последствий, предоставления выбора для установления границ дозволенного п��ведения.
Занятие 5.
Психологическая разминка.
Упражнение 1. «Хвастовство не порок».
Упражнение 2. «Мозговой штурм».
Флэштренинг « Результаты воспитания»
Упражнение 3. «Неформальное общение».
Упражнение 4. «Поддержка».
Подведение итогов занятия.
- знакомство с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, понятием неформального общения;
-обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного слушания;
-осознание роли ребенка в семейной структуре.
Список литературы и полезных Интернет-ресурсов
Калистратова В.Н. Применение флештренинга в работе педагога-психолога. Теоретические основы и руководство к практическому применению. Минск,2010
Самсонова О.В. Использование флештренинга в работе педагога-психолога. Москва .2009
Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2006.
http://5ka.su/ref/Psihologiya.../0_object107087.html
www.liveinternet.ru/showjournal.php?...10
http://exlyziv.ru/pritchi-narodov-mira.html
www.liveinternet.ru/users/.../post



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование флэштренингов в работе педагога-психолога ДОУ с родителями

Автор: Оксана Александровна Дегтярева

Дата: 03.11.2020

Номер свидетельства: 562301


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства