kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлена статья в которой описаны основные формы и приёмы использования компьютерных игр в познавательном развитии дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в работе педагога-психолога»

Парахина Елена Владимировна

Педагог-психолог, МБДОУ № 215

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование компьютера в дошкольном учреждении необходимо.

Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога детского сада.

Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Перед нами стояли задачи : -опробировать механизмы использования ИКТ на занятиях по познавательному развитию у старших дошкольников ; в том числе выяснить возможность использования на занятиях развивающих заданий и дидактических игр и использованием компьютерных технологий в условиях отсутствия индивидуальных компьютеров для каждого ребенка.

- экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка.

Использование новых форм работы с применением ИКТ, позволяет повысить эффективность образовательной деятельности педагога –психолога ДОУ.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию.

Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога-психолога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников зрительно-пространственному восприятию, зрительно-моторной координации, умению классифицировать и обобщать, конструировать, проводить простой анализ, является использование информационно-коммуникационных технологий.

Работа по данному направлению проходила в несколько этапов:

I. Организационно – подготовительный этап.

II. Основной этап.

III. Заключительный этап.

Занятия педагога-психолога проводились по авторской программе «формирование когнитивного развития детей 6-7 лет» и были подобраны и структурированы компьютерные игры с привязкой к тематическому планированию по вышеназванной программе.[2,6,10]

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В условиях стремительно развивающегося технического прогресса использование компьютерной игровых технологий более чем актуально. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию.

На этапе развития от 3-6 лет, который характеризуется интенсивным развитием мышления, компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

В рамках международной программы раннего обучения IBM KidSmart наш детский сад получил обучающий компьютер Kidsmart. Программа раннего обучения Kidsmart предназначена для обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Благодаря системе программы раннего обучения IBM KidSmart становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Ребенок выполняет задание, которое предлагается ему в виде игровых ситуаций, усваивает правила игры, стремиться к достиижению результатов. Таким образом, программа раннего обучения IBM KidSmart помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Учебная программа KidSmart знакомит детей с понятиями пространства и времени, помогает развить творческие способности, учит логически мыслить, помогает развивать мыслительные операции исключения и обобщения и многое другое, создавая прочную основу дальнейшего познавательного интереса детей.

Полагаясь на личный опыт и опыт своих коллег по вопросу использования компьютерных технологий в познавательном развитии дошкольников на занятиях педагога психолога выделю основные преимущества:

Во-первых, влияние нового вида деятельности на развитие самооценки и уверенности в своих силах, как детей, так и их родителей, а также совершенствование коллективных форм деятельности и взаимодействия между детьми;

В-вторых, хорошо подобранные компьютерные упражнения способствуют ориентировочно поисковому характеру обучения, побуждают к обсуждению возможностей выбора и принятия решений, развивают речевую способность у детей;

В- третьих, познавательный процесс ребенка становится более наглядным, интересным, современным;

В-четвёртых , подобранные игры способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности ребенка.

Для выявления результатов использования данной методики внедрения элементов ИКТ в занятия по познавательному развитию за учебный год проводилось диагностирование детей, (в сентябре – входная диагностика, в мае – заключительная). Так же для определения эффективности применения занятия проводились в подготовительной группе А( экспериментальная), а подготовительная группа Б являлась контрольной. Диагностический инструментарий подбирался с учётом развития познавательных процессов на формирование которых подобраны и использованы компьютерные игры.

Результаты входящей диагностики были таковы:

Экспериментальная группа: низкий уровень-26%, средний-67%, высокий -7%

Контрольная группа: низкий уровень-17%, средний-75%, высокий -8%

Результаты итоговой диагностики:

Экспериментальная группа: низкий уровень-2%, средний-47%, высокий -51%

Контрольная группа: низкий уровень-8%, средний-75%, высокий -17%

Проведя сравнительный анализ результатов входной и заключительной диагностики можно сделать следующие выводы, что предложенная методика использования компьютерной игры ,как элемента включения в основное занятие по познавательному развитию:

  • направлена на повышение познавательной активности

  • развивает у ребенка творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомить детей с важными явлениями и понятиями.

  • повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

  • развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достичь поставленную цель, помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности, развивают у детей положительные эмоциональные реакции.

  • выявляет пробелы в тех или иных видах деятельности.

  • обеспечивает достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

В результате применения в работе компьютерных технологий в познавательном развитии старших дошкольников были достигнуты следующие положительные результаты:

Во-первых, расширение возможностей для использования информационных и коммуникационных технологий в раннем обучении в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Во-вторых, повышение уровня готовности воспитанников дошкольных образовательных учреждений к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе учебной и досуговой деятельности.

В-третьих, повышение уровня когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня развития логического мышления детей.

В-четвёртых, формирование умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающего мира, разнообразные отношения между ними.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды., компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций., необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Использование компьютерных технологий и создание стимулирующей среды обучения помогает детям сформировать у детей познавательные и образные представления, творческие способности и многое другое, помогло сформировать прочную основу для дальнейшего освоения школьного курса.

У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал. Волгоград: Учитель, 2010. С.139 с.

    2. Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Воронеж: НПО «МОДЭК». 2004.

    3. Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". //Дошкольное воспитание. 2002г. № 6

    4. Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: ЭКСМО. 2006.

    5. Леонова, Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Центр «Вентана_ Граф». 2004.

    6. Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. – 1989. №10.

    7. Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. 1989. №9.

    8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. http://standart.edu.ru/.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Использование ИКТ в работе педагога-психолога

Автор: Парахина Елена Владимировна

Дата: 22.01.2018

Номер свидетельства: 451771


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства