Использование современных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
Использование современных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе психолога - это, прежде всего, технологии воспитания психологичской культуры детей; создание эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Для решения этих задач в ДОУ используются различные технологии. Предложенный материал будет пролезен педагогам-психологам в организации работы, а также при подготовке к атестации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ. »
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе психолога – это, прежде всего, технологии воспитания психологической культуры дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к психологическому здоровью, накопление знаний и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной психологической самопомощи.
Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка согласно ФГОС ДО – это создание эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Для решения данной задачи в своей работе психолог использует технологию коммуникативных игр в коллективе детей. Наличие картотеки данных игр, позволяет использовать игры в различные промежутки времени: во время занятий; во время прогулок на участке детского сада; а также совместно с воспитателем в вечерние часы.
В старших группах детского сада необходимо иметь картотеки игр также с коммуникативными играми, которые воспитатели могут самостоятельно использовать в деятельности.
В младших группах большое внимание уделяется профилактике психоэмоционального напряжения детей в период адаптации к ДОУ. Для этих целей используют следующие здоровьесберегающие технологии: сказкотерапию (авторские сказки «Сказка о том, как слоненок Тоша пошел в детский сад», «Приключения котенка Кузи»); музыкотерапию (музыкальное сопровождение игр; звукоподражание, пластические этюды «Как ходит кошечка? Как прыгает зайка и пр.»); проблемно-игровую (как помочь Зайке?); технологию адаптационных, театрализованных и ролевых игр (с использованием авторской игры «Разговор по телефону»).
Широко используют в деятельности игры с куклой для коррекции эмоциональных переживаний у детей. Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптации. Коррекция достигается путем разыгрывания на куклах типичных психотравмирующих ситуаций, взятых из жизни ребенка.
Для коррекции эмоциональных нарушений (страхи, агрессивность, истерии) у детей используют такие техники как арт-терапию: «Монотипия», «Волшебные краски», «Парное рисование», «Рисование истории», «Рисунок по кругу», «Пластилиновые композиции» и др.
Важно то, что на занятиях с элементами арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности.
В коррекционную работу включают элементы новой психологической технологии драматерапии (маскотерапии). Данная технология позволяет осуществлять коррекцию низкой самооценки; позволяет ребенку понять и принять себя; освоить новые поведенческие стратегии. Совместно с детьми психолог изготавливает различные маски под настроение; сочетая данную работу с импровизацией и музыкотерапией.
Во время непосредственно образовательной деятельности используются оздоровительные технологии (дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики сколиоза и др.); профилактические - технология использования подвижных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация.
Также используются образовательные здоровьесберегающие технологии для обучения здоровому образу жизни игротренинги, игротерапия, самомассаж.
Не секрет, что эмоциональное состояние ребенка напрямую связано с эмоциями педагога. Для налаживания позитивного отношения между детьми и педагогами эффективной оказывается работа с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с сотрудниками ДОУ: психогимнастика, упражнения для снятия стрессов, дыхательные упражнения и техники.
В работе с педагогами психолог использует также арт-терапию, в этом направлении педагогам нравятся Мандалы для раскрашивания – это самый творческий тип раскрасок. Считается, что создание и разрисовывание Мандал помогает лучше узнать себя, успокоиться и снять стресс.
Совместно с музыкальным руководителем в работе психолога используется музыкотерапия: инструментальная игра, рисование под музыку, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки. Эта технология используется не только в работе с детьми, но и с педагогами и родителями.
При использовании технологии библиотерапии – чаще подбираются готовые произведения: истории, притчи, сказки и анекдоты как метафорические послания об истинах реального мира для расширения мировоззрения и поиска новых ресурсов у педагогов.
Для установления позитивных детско-родительских отношений тоже широко используются игровые тренинги и упражнения, которые оказываются очень эффективными в работе с родителями.
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Применение в работе педагога-психолога здоровьесберегающих технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса. А также сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.