Использование компьютерной диагностики в профориентационной работе c учащимися
Использование компьютерной диагностики в профориентационной работе c учащимися
В данной работе содержатся результаты проведенной диагностической работы с учащимися одной из школ Советского района г.Казани. Для наглядности результаты представлены в диаграммах.Приводятся результаты в сравнении с прошлым годом. Приведенный анализ может быть использован в практике педагога-психолога как примерный образец обработки данных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерной диагностики в профориентационной работе c учащимися »
Использование компьютерной диагностики в профориентационной работе с учащимися.
С 2012 года в индивидуальной работе с детьми в МУК используется компьютерная диагностика Effecton Studio. Данная программа содержит психодиагностику, позволяет проводить коррекционные и развивающие занятия. Психологические методики: тесты и упражнения, которые входят в состав Effecton Studio отрабатываются более 15 лет, а их программные реализации постоянно оттачиваются и улучшаются. Комплекс содержит психологические тесты и психокоррекционные упражнения, хорошо известные в кругах психологов и оригинальные методические разработки, не имеющие аналогов в мире.
Стоит отметить, что наибольший акцент в психодиагностике отводился профориентационным тестам, поскольку выбор профессии после окончания школы является актуальным для всех учащихся.
В тестировании учащиеся были весьма заинтересованы, поскольку сразу же после завершения работы аттестуемым предоставлялись результаты теста на экране компьютера.
Результаты тестов каждого ученика будут переданы в школу. Впоследствии классные руководители, учителя, также родители, которым будут предоставлены данные тестов, могут, опираясь на эти результаты, вести дальнейшую учебную, воспитательную деятельность.
Анализ результатов тестирования показал весьма интересные, во многом неоднозначные результаты.
Результаты диагностики учеников 8 классов МБОУ «СОШ №149»
Ученикам 8 классов были предложены следующие виды психодиагностик:
1)Методика определения профессионального личностного типа Голланда.
Методика определения профессионального личностного типа Голланда позволяет выявить тип социальной направленности личности. Оценка теста производится на основании выбора профессий, предпочитаемых тем или иным профессиональным личностным типом.
Всего было опрошено 28 учащихся. Рассмотрим результаты:
По результатам тестирования было выявлено следующее:
Каждый третий ученик по профессиональному типу принадлежит к социальному типу. Преимущество таких людей – это умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. В числе лидирующих также артистический тип.
Интересно проследить, как менялись показатели по сравнению с прошлым годом в данных классах. В прошлом году из 34 опрошенных 15 учащихся принадлежали к артистическому типу, 11 – к социальному. К предприимчивому типу принадлежали 3 человека, тогда как в этом году показатели немного изменились в сторону увеличения.
2) Методика изучения склонностей В. В. Синявского,
Б. А. Федоришина.
Методика разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях.
Рассмотрим, как распределились коммуникативные и организаторские склонности между учениками.
Как видно из диаграммы, коммуникативные склонности неоднозначно распределились между учениками. Организаторские склонности у преобладающего большинства учеников на среднем уровне (11 чел.).
Рассмотрим результаты прошлого года:
Как видно из диаграммы, в прошлом году было много учащихся с низким показателем организаторских склонностей. Как следствие этого, можно говорить об улучшении ситуации, поскольку в этом году значительное число учеников имеет средний уровень организаторских склонностей. Показатель по коммуникативным склонностям особых изменений не претерпел.
3) Опросник профессиональных склонностей Йовайши.
Тест предназначен для изучения профессиональной направленности школьников старших классов и выпускников средних школ, а также молодежи, недавно закончившей школу.
Тест способствует выявлению склонностей:
-склонность к работе с людьми;
-склонность к интеллектуальной работе;
-склонность к практической деятельности;
-склонность к эстетическим видам деятельности;
-склонность к экстремальным видам видам;
-склонность к планово-экономическим видам деятельности.
Данная диагностика также показывает, насколько выражены склонности к каждой из вышеприведенных склонностей – ярко выражены, средне и слабо выражены.
Склонность к работе с людьми встречается у учащихся чаще, чем остальные виды склонности. Стоит отметить, что у некоторых учащихся (7 чел.) какие-либо склонности не выражены вообще.
В прошлом году большинство учащихся имело слабо выраженные профессиональные склонности (85% учащихся в 7 классе (29 учеников из 34)), в этом году возросло учащихся со средним показателем склонностей, появились ученики с ярко выраженными склонностями.
4) Анкета «Оценка сплоченности учебной группы».
Данный опросник позволяет определить атмосферу и уровень сплоченности всего класса.
Уровень сплоченности в 8А находится на хорошем уровне, атмосфера в классе, по мнению 9 учеников, хорошая, для 5 человек – отличная.
5) Анкета школьной мотивации Лускановой.
Использование данной анкеты имело немаловажное значение в процессе учебной деятельности.
Тестирование показало, что низкая мотивация присуща большинству учащихся. Возможно, это связано с тем, что учащийся испытывает перегрузку от обучения, находится в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
Общий вывод:
Типичный ученик 8 класса СОШ №149 обучается в классе с хорошей атмосферой, уровень сплоченности класса находится также на хорошем уровне. Организаторские склонности находятся на среднем уровне. Профессиональный личностный тип ученика – социальный. Ученику присуща низкая мотивация к обучению в школе. Профессиональные предпочтения развиты на среднем уровне – это склонность к работе с людьми. Немало учеников, у которых выражено одновременно несколько видов склонностей.