Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, добиваться положительных результатов в совместной творческой деятельности;
Учить взаимодействовать друг с другом и конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку.
Логопед. Здравствуйте! Посмотрите, какая необычная шкатулка попала к нам в детский сад! По-моему, она из сказки. Вы не знаете, что это за сказка? Верно, «Малахитовая шкатулка» П. Бажова. Интересно, а что в ней может быть?
Логопед открывает шкатулку и находит письмо.
Логопед. Смотрите, письмо! Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы, жители сказочного леса, нуждаемся в вашей помощи. Кощей Бессмертный заколдовал наш лес и перепутал все сказки. Нужно их распутать, а мы не знаем, как это сделать! Помогите нам, пожалуйста! Чтобы вы могли хорошо ориентироваться в лесу, мы посылаем вам карту нашего сказочного леса. Удачи вам!». Ну что, выручим героев сказочного леса? (ответы)
Психолог. Поможет нам в путешествии дружба. А с чего начинается дружба? Правильно, с улыбки! Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу теплую и добрую улыбку. Теперь, когда наша дружба стала еще крепче, нам не страшны никакие трудности! Давайте рассмотрим карту. (Разглядывают карту, решают, в какую сторону идти.) Отправляемся в путь!
Дети подходят к ёлочке, под которой лежит рукавичка.
Логопед. Куда привела нас карта? (К рукавичке.) Из какой сказки могла потеряться эта рукавичка? («Рукавичка») А под ёлочкой еще картинки! О, так это же следы зверей, которых заколдовал Кощей Бессмертный! Давайте присядем на полянку, я буду показывать картинку и давать рукавичку каждому из вас, а вы должны сказать, чьи это следы.
Все присаживаются на ковер, логопед дает детям по кругу рукавичку и показывает картинку со следами животного. Дети говорят, чьи это следы: заячьи, лисьи, лягушачьи, медвежьи, мышиные, лосиные, ежиные.
Логопед. Вот мы и расколдовали первую сказку! Пора двигаться дальше! Давайте сверимся с картой; куда мы пойдем? (Ответы). На пути у нас топкое болото. Посмотрите, кто это в нем живет? (Царевна – лягушка). Как же нам перебраться через болото?
Звучит аудиозапись с голосом лягушки: «Ребята, помогите мне! Расколдуйте мое болото! Вам надо пересчитать на болоте все предметы, тогда вы сможете перебраться через него.
Дети (прыгая с кочки на кочку).
Одна кочка, две кочки… пять кочек.
Один камыш, два камыша… пять камышей.
Одна лягушка, две лягушки… пять лягушек.
Один кустик, два кустика… пять кустиков.
Один пузырь, два пузыря… пять пузырей.
Одна стрекоза, две стрекозы… пять стрекоз.
Одна мошка, две мошки… пять мошек.
Один комар, два комара… пять комаров.
Один огонек, два огонька… пять огоньков.
Одна водомерка, две водомерки… пять водомерок.
Психолог. Вот мы и вторую сказку расколдовали. Смотрим карту и идем дальше. У нас на пути кто-то рассыпал орешки! Кто любит грызть орешки? (Белочка.) А в какой сказке встречается белочка с орешками? (в сказке А.С. Пушкина «сказка о царе Салтане».) Давайте сядем на это удобное бревнышко, отдохнем и поиграем с орешками.
Проводится игра, развивающая мелкую моторику рук (дети выполняют движения, описываемые в тексте).
Я орех волшебный взял,
Крепко между рук зажал,
Орехом я круги катаю,
Взад- вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко –
Помассирую ладошки!
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой нажму.
А теперь последний трюк –
Орех летает между рук.
Логопед. Отдохнули, надо двигаться дальше! Сверяемся с картой, наш путь лежит вперед! Смотрите, осколки какой-то картинки, наверное, это Кощей Бессмертный опять строит козни. Давайте соберем из частей картинку. (Дети собирают картинку, получается «Лес»). Ребята, а какие слова родственники можно подобрать к слову «лес»? (Лесник, лесовик, лесной, лесничий и т.д.)
Психолог. Ну что? Проверяем по карте дорогу и идем дальше! Смотрите, кто-то потерял волшебное зеркальце! Из какой оно сказки? (Из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина). Давайте представим, что мы держим зеркальце в ладонях. Рассмотрим в зеркальце лицо, глазки, носик, улыбнемся, шире улыбку, покажем себе язычок. Отлично! «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…». Кому в лесу еще помощь нужна? Ох, вижу, гуси-лебеди плачут. И им Кощей напакостил, сил лишил – не могут они теперь взлететь. Поможем им? Покажем, как летать следует?
«Полетели!». Разошлись в стороны на расстояние вытянутых рук друг от друга. (Напряженно.) Расставим руки в разные стороны, словно крылья. Сделаем ими сильные взмахи, чтобы оторваться от земли. Чувствуете, как ваши руки напряжены? Как с каждым взмахом напрягается каждая мышца? Сильнее! Еще сильнее! (Плавно.) Взмыли в воздух, в небо синее. Теперь можно плавно крыльями махать, мягко. Подхватил нас ветер. (Натяжение.) Полетали хорошо, теперь спускаемся на землю. Расправили крылья, растянули в разные стороны. Тянем, тянем! (Расслабление.) Приземлились на землю, расслабили крылышки, потрясли руками. Отдохнули.
Этюд. Выражение эмоции страха, смелости. Что я вижу? Смелый богатырь Илья под кустом сидит, дрожит: запугал его Кощей. Покажите, как он боится? (дети садятся на корточки, локти прижаты к груди, ладони на коленях, голова наклонена вперед и втянута в поднятые плечи.) Разве так следует вести себя богатырю? Покажем Илье, как должен выглядеть смелый богатырь! (Стоя, одна нога перед другой, руки за спину, подбородок поднят, взгляд уверенный.) Не боится богатырь никого, смело и отважно смотрит вперед.
Логопед. Вот и еще одна сказка расколдована! Идем дальше. Что это у нас на пути? Ель, а на ней сундук. Что в нем может быть? (Дети открывают сундук, а в нем яйцо) Из какой сказки это яйцо? (Сказка про Кощея Бессмертного.) А Кощей Бессмертный, какой? (Злой, вредный, нехороший.) Правильно! И самая главная его черта – он все делает наоборот! Ему говоришь «холодный», а он тебе – нет, горячий! Ему – веселый, а он – нет, грустный. Ему - чистый, а он… Ему – длинный, а он… Ему – широкий, а он… Ему высокий, а он… Ему умный, а он… Ему острый, а он… Ему глубокий, а он…
Звучит мелодия колокольчиков, затем аудиозапись с голосом Кощея.
Кощей. Пощадите! Я больше не буду! Я верну все сказки по местам!
Психолог. Ну что, поверим Кощею? (ответы). Давайте заглянем в нашу малахитовую шкатулку, мне кажется, там ещё что-то появилось.
Заглядывает в шкатулку и достает еще одно письмо.
Психолог. Вот что написано в письме. «Спасибо, дорогие ребята! Вы расколдовали все сказки, теперь у нас в сказочном лесу тишина и порядок. Кощей исправился и больше никого не обижает. За то, что вы нам помогли, мы дарим вам молодильное яблочко. До свидания, ребята!»
Как же быть? Нас много, а яблочко одно! Кому же мы его отдадим?
Логопед. Самому активному ребенку.
Психолог. А что с ним произойдет, если он съест целое молодильное яблоко? (Он станет совсем маленьким). Что же сделать, чтобы не стать очень молодым, но добавить себе здоровья? (Разделить яблоко на части).А на сколько частей разделим? (На кол-во детей). А как же мы, взрослые? Мы же вам помогали? (дети предлагают разделить на всех).
Психолог достает из кармана «меч - кладенец» (раскладной ножик) и делит яблоко по числу участников под музыку В Дашкевича «В гостях у сказки» Дети угощаются яблоком и идут в группу.