kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационный стенд из серии "Психолог советует" "Возрастные особенности детей 3-4 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация на стенд психолога из серии "Психолог советует" "Психологические особенности детей 3-4 лет"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационный стенд из серии "Психолог советует" "Возрастные особенности детей 3-4 лет"»

Психологические особенности

детей 3 – 4 лет


Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте.


Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности.

Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2-3 человека.

В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы дошкольника. В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации – попрыгать, как зайчик, идти, переваливаясь, как мишка... Так развивается воображение.

Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества. Также боится крови, уколов, боли и врачей.



В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает родной язык. Интенсивно нарастает активный словарь, в 3 года в речи ребенка присутствует 1200 – 1500 слов и более. Речь трехлеток однотипна. Все глаголы произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом и будущем еще ограниченно.

В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов.

Мышление. В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).



К четырем годам мышление становится наглядно-образным Основное направление развития образного мышления – овладение способностью к замещению. Она является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.

Внимание. В 3-4 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно.

В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. В этом возрасте на развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет его от других предметов.



Восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом (трава зеленая, лимон кислый и желтый). Ребенок в 3-4 года справится с заданием положить книжку на стол, поставить сапожки под скамеечку, он не ошибется и поставит стул рядом со столом.

Моторика рук. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

Возраст 3 лет характеризуется как «трудный». Это т.н. период «кризиса 3 лет». Определение это условное, т.к. временные рамки кризиса гораздо шире. В норме кризисный период ограничивается примерно 1 годом. И если 3 года – это пик кризиса, то плюс-минус полгода.

Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам! Ребенок хочет решать и делать все сам, без чьей-либо помощи. Но у него это еще не получается, и мама должна ему помочь. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, тогда ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности. При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность.



Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире. Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых: подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру.

Для развития мелкой моторики можно использовать разнообразные готовые шнуровки, можно предложить малышу нанизать бусы для мамы из подручных предметов: пуговиц, шариков, остатков от бус. Купить пальчиковые краски или просто краски, налить в мисочку воды, для мытья пальчиков, и предложить закрашивать готовый контур.

Малыши в таком возрасте в удовольствием играют с водой: можно предложить поиграть в «Рыбалку». Купить готовые предметы: такие как магнитную удочку с рыбками или сделать самим: в мелкую посудку стараемся поймать брощенные в воду предметы. В воде можно играть с камешками, собранными на берегу, или специальными декоративными – «Марблс», ракушками, мелкими посудками для переливаний и игрушками, для развития воображения. Здесь же проработать цвета, форму предмета - большие маленькие.

Сейчас продается очень много разнообразных готовых пособий, которые в игровой форме направлены на комплексное развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия ребенка.

Но лучше всего развивает ребенка это ОБЩЕНИЕ с мамой и папой.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информационный стенд из серии "Психолог советует" "Возрастные особенности детей 3-4 лет"

Автор: Бутолина Юлия Александровна

Дата: 09.12.2021

Номер свидетельства: 593995


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства