kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальный подход в работе с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель экологической тропы состоит во взаимосвязи трех компонентов: отдыха, воспитания и обучения. При этом в задачу обучения входит расширение естественно - научного кругозора посетителей, а воспитательная цепь направлена на формирование чувства любви к природе и взаимодействие с ней, заинтересованности в ее сохранении и ответственности за ее судьбу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный подход в работе с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении»

Краткая характеристика проекта экологической тропы

«Зеленое кольцо» в г.Новоуральск


Охрана окружающей среды представляет собой одну из важнейших функций любого государства и является главным условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого социально-экономического развития.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Городское население, особенно дети, все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования позитивных ощущений, восприятий, представлений. Не хватает любви человека к природе, ее понимания и бережного отношения. В этом кроется главная причина наших грязных улиц, вытоптанных газонов, поломанных деревьев и кустарников.

Экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для познания природы, формирования экологически направленного поведения в природном окружении.

Актуальность проекта. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, поэтому основой развития общества должна стать гармония человека и природы. Сохранение природы для потомков является важной задачей, поэтому велика роль экологического образования и воспитания населения страны, в котором немаловажная роль принадлежит организации экологических троп.

Основная цель экологической тропы состоит во взаимосвязи трех компонентов: отдыха, воспитания и обучения. При этом в задачу обучения входит расширение естественно - научного кругозора посетителей, а воспитательная цепь направлена на формирование чувства любви к природе и взаимодействие с ней, заинтересованности в ее сохранении и ответственности за ее судьбу.

Назначение экологической тропы состоит в том, чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей, для формирования культуры поведения человека в окружающей среде. Причем здесь в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступают школьники.

Большое значение имеет тропа для учащихся школы №48. Они овладевают на ней частью программного учебного материала (по географии, биологии, обществознания), а также:

1) изучают объекты и явления природы;

2) познают виды природопользования;

3) приобретают опыт взаимодействия человека и природы;

4) пропагандируют идеи охраны природы среди населения;

5) познают себя через природу.

По сути, экологическая тропа - это учебно-воспитательно-просветительный кабинет в природных условиях.

Школа – это не только бесконечные уроки и домашние задания, но еще и экскурсии.... 

Экологическая тропа помогает эффективно реализовать связь знаний, полученных учащимися на тропе, с программным материалом, расширяет и углубляет его. На экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. Высшим проявлением связи обучения с жизнью будет реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы.

Социальная значимость проекта. Привлечение внимания учащихся МАОУ «СОШ №48» и населения района к экологическим проблемам территории, вовлечение населения в социально-значимую природоохранную деятельность. Создание единого культурно-экологического пространства школы, района и города через различные модели взаимодействия местного сообщества, учреждений культуры, органов власти, социальных партнеров.

Цель экскурсии по экологической тропе:

- поднять вопросы взаимоотношений природной среды и человека;

- показать влияние хозяйственной деятельности на природу;

- дать представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты.

Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.

Живописность пейзажа и отдельных объектов, в районе которых пройдет маршрут, учитывалась при составлении проекта тропы.

Количество стоянок:

1. «Сказочная лесная поляна».

2. Река Бунарка. Особенности водных объектов. Направление «Реке Бунарке - полноводность и чистоту».

3. Холмистая лесистая местность. Рельеф. Растительное разнообразие. Флора. Направление «Растения – посредники между небом и землей».

4. Разнообразие животного мира и мира птиц. Фауна. Направление «Изучения видового разнообразия птиц».

5. Природное в человеке. Направление «Познание себя и других через природу». Цикл социально-психологических занятий на природе.

6. Сохраним природу. Участие в природоохранных мероприятиях.

Преимущества экологической тропы

1. Доминирование практики способствует эффективному формированию экологически грамотного поведения в природе.

2. Активизирует социальную деятельность населения.

3. Позволяет моделировать разные жизненные ситуации.

4. Позволяет раскрыть творческие, интеллектуальные, организаторские, коммуникационные и лидерские способности школьников.

5. Обеспечивает взаимосвязь знаний, полученных ранее, в школе, с практическими занятиями.

6. Информация, полученная в ходе прохождения экологической тропы, лучше воспринимается.

7. Служит площадкой для выполнения экологических проектов и научно-исследовательских работ учащихся.

Учитывает возрастные особенности каждой группы экскурсантов.

Просветительская и воспитательная работа на экологической тропе основывается на четырёх принципах экологического гуманизма:

НЕ НАВРЕДИ

Природе Своему здоровью Своему интеллекту и способностям Людям

Образовательный процесс строится в соответствии с технологией развивающего обучения, где ребёнок с его интересами, опытом и знаниями занимает главенствующую позицию.

Виды использования экологической тропы

1. Пешие прогулки, тропа здоровья

2. Отдых в благоустроенных местах с чаепитием на природе

3. Обзорная экскурсия по экологической тропе

4. Тематические экскурсии

5. Научно-исследовательская деятельность обучающихся

6. Социально-психологические тренинги, игры на природе

7. Природоохранные экологические акции

Примерное содержание работы участниками «Юный исследователь» по созданию экологической тропы.

Поисковики – в составе 5-6 человек, любителей и знатоков, занимаются исследованием местности, выбранной руководителем, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута.

Организаторы – проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой.

Изготовители – делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами.

Художники-оформители – получая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки, пишут тексты.

Экскурсоводы – подготавливаются из числа старшеклассников, волонтеров, участников «Юный исследователь» МАОУ «СОШ №48».

В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результаты личного участия школьников в охране природных богатств родного края.

Необходимое оборудование для проведения экскурсий по экологической тропе: аншлаги, пакеты и контейнеры для селективного сбора мусора, защитные перчатки – для проведения трудового десанта, определители, простейшие методики полевых исследований, лабораторный инструментарий, полевые дневники наблюдений – для проведения простейших исследований, иллюстрации, фотографии.

Экологическая экскурсия, определяется как форма экологического образования по организации учебно-воспитательного процесса, представляющая собой групповое посещение природных комплексов, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях для формирования индивидуальной экологической картины мира с целью предупреждения нежелательных событий (проявление агрессии по отношению к объектам природы, черствость) и оказания направленной помощи ребенку в процессе естественнонаучного образования. А так же мы придаем огромное значение социально-психологической составляющей наших экскурсий. При тренингах, играх в лесу с детьми мы преследуем цель - развитие самоисследования и самосознания участников для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений. 

За время организации и внедрения эко-тропы «Зеленое кольцо» участниками кружка «Юный исследователь» были проведены и запланированы следующие мероприятия:

Название мероприятия

Участники

Срок проведения

Ответственные

1.

Тропа здоровья

8-9 классы

Сентябрь, май

Участники кружка «Юный исследователь», волонтеры, классные руководители, учителя предметники МАОУ «СОШ №48»

2.

Сказочная поляна в лесу

4 классы

Сентябрь, апрель


Экскурсия-сказка «О муравьишке, который пошел в школу»

4 классы

Сентябрь

3.

Социально-психологический тренинг «Природное начало»

6 классы

Сентябрь, апрель-май

4.

Тренинг-игра «Переправа»

6-7 классы

Сентябрь, май

5.

Акция «ЖИВИ.ЛЕС»

5,6 классы

Сентябрь

6.

Экскурсия «Природа Урала»

7-8 классы

Сентябрь, апрель-май


Тематический урок истории на природе

5-6 классы

Сентябрь, май

7.

Экскурсия «Сказочный мир леса»

2 классы

Сентябрь, апрель-май

8.

Тренинг «Дружба природы с человеком»

8 классы

Сентябрь, май


Тематический урок обществознания на природе

6-8 классы

Сентябрь, май

9.

Социально-психологический тренинг-беседа «Право на чистый воздух» (профилактика табакокурения)

7-8 классы

Сентябрь, май

10.

Экскурсия «Осенний лес»

6-8 класс

Сентябрь, октябрь


Тематический урок по биологии

5-7 класс

Сентябрь, май

11.

Социально-психологический тренинг «Природа человека»

8 класс

Сентябрь, октябрь

12.

Наблюдательно-исследовательские работы «Юный исследователь»

4-11 классы (участники кружка)

Июль-ноябрь


Тематический урок по географии

6-8 класс

Сентябрь, май

13.

Фотоохота

5-9 классы

Сентябрь-ноябрь, апрель-май

14.

Конкурс поделок «Дары природы»

5-6 классы

Сентябрь-октябрь

Ожидаемые результаты:

1.Продвижение образовательного туризма и тематических экспедиций.

2. Формирование экологического сознания.

3. Самоисследование и самоанализ участников эко-тропы, гармонизация человека в природе и человеческой природы.

4.Реализация природоохранной деятельности.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Цирихова Елена Владимировна

Дата: 12.07.2016

Номер свидетельства: 337374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства