Индивидуальный подход в работе с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении
Индивидуальный подход в работе с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении
Основная цель экологической тропы состоит во взаимосвязи трех компонентов: отдыха, воспитания и обучения. При этом в задачу обучения входит расширение естественно - научного кругозора посетителей, а воспитательная цепь направлена на формирование чувства любви к природе и взаимодействие с ней, заинтересованности в ее сохранении и ответственности за ее судьбу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный подход в работе с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении»
Краткая характеристика проекта экологической тропы
«Зеленое кольцо» в г.Новоуральск
Охрана окружающей среды представляет собой одну из важнейших функций любого государства и является главным условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого социально-экономического развития.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.
Городское население, особенно дети, все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования позитивных ощущений, восприятий, представлений. Не хватает любви человека к природе, ее понимания и бережного отношения. В этом кроется главная причина наших грязных улиц, вытоптанных газонов, поломанных деревьев и кустарников.
Экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для познания природы, формирования экологически направленного поведения в природном окружении.
Актуальность проекта. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, поэтому основой развития общества должна стать гармония человека и природы. Сохранение природы для потомков является важной задачей, поэтому велика роль экологического образования и воспитания населения страны, в котором немаловажная роль принадлежит организации экологических троп.
Основная цель экологической тропы состоит во взаимосвязи трех компонентов: отдыха, воспитания и обучения. При этом в задачу обучения входит расширение естественно - научного кругозора посетителей, а воспитательная цепь направлена на формирование чувства любви к природе и взаимодействие с ней, заинтересованности в ее сохранении и ответственности за ее судьбу.
Назначение экологической тропы состоит в том, чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей, для формирования культуры поведения человека в окружающей среде. Причем здесь в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступают школьники.
Большое значение имеет тропа для учащихся школы №48. Они овладевают на ней частью программного учебного материала (по географии, биологии, обществознания), а также:
1) изучают объекты и явления природы;
2) познают виды природопользования;
3) приобретают опыт взаимодействия человека и природы;
4) пропагандируют идеи охраны природы среди населения;
5) познают себя через природу.
По сути, экологическая тропа - это учебно-воспитательно-просветительный кабинет в природных условиях.
Школа – это не только бесконечные уроки и домашние задания, но еще и экскурсии....
Экологическая тропа помогает эффективно реализовать связь знаний, полученных учащимися на тропе, с программным материалом, расширяет и углубляет его. На экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. Высшим проявлением связи обучения с жизнью будет реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы.
Социальная значимость проекта. Привлечение внимания учащихся МАОУ «СОШ №48» и населения района к экологическим проблемам территории, вовлечение населения в социально-значимую природоохранную деятельность. Создание единого культурно-экологического пространства школы, района и города через различные модели взаимодействия местного сообщества, учреждений культуры, органов власти, социальных партнеров.
Цель экскурсии по экологической тропе:
- поднять вопросы взаимоотношений природной среды и человека;
- показать влияние хозяйственной деятельности на природу;
- дать представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты.
Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.
Живописность пейзажа и отдельных объектов, в районе которых пройдет маршрут, учитывалась при составлении проекта тропы.
Количество стоянок:
1. «Сказочная лесная поляна».
2. Река Бунарка. Особенности водных объектов. Направление «Реке Бунарке - полноводность и чистоту».
3. Холмистая лесистая местность. Рельеф. Растительное разнообразие. Флора. Направление «Растения – посредники между небом и землей».
4. Разнообразие животного мира и мира птиц. Фауна. Направление «Изучения видового разнообразия птиц».
5. Природное в человеке. Направление «Познание себя и других через природу». Цикл социально-психологических занятий на природе.
6. Сохраним природу. Участие в природоохранных мероприятиях.
2. Активизирует социальную деятельность населения.
3. Позволяет моделировать разные жизненные ситуации.
4. Позволяет раскрыть творческие, интеллектуальные, организаторские, коммуникационные и лидерские способности школьников.
5. Обеспечивает взаимосвязь знаний, полученных ранее, в школе, с практическими занятиями.
6. Информация, полученная в ходе прохождения экологической тропы, лучше воспринимается.
7. Служит площадкой для выполнения экологических проектов и научно-исследовательских работ учащихся.
Учитывает возрастные особенности каждой группы экскурсантов.
Просветительская и воспитательная работа на экологической тропе основывается на четырёх принципах экологического гуманизма:
НЕ НАВРЕДИ
Природе Своему здоровью Своему интеллекту и способностям Людям
Образовательный процесс строится в соответствии с технологией развивающего обучения, где ребёнок с его интересами, опытом и знаниями занимает главенствующую позицию.
Виды использования экологической тропы
1. Пешие прогулки, тропа здоровья
2. Отдых в благоустроенных местах с чаепитием на природе
3. Обзорная экскурсия по экологической тропе
4. Тематические экскурсии
5. Научно-исследовательская деятельность обучающихся
6. Социально-психологические тренинги, игры на природе
7. Природоохранные экологические акции
Примерное содержание работы участниками «Юный исследователь» по созданию экологической тропы.
Поисковики – в составе 5-6 человек, любителей и знатоков, занимаются исследованием местности, выбранной руководителем, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута.
Организаторы – проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой.
Изготовители – делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами.
Художники-оформители – получая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки, пишут тексты.
Экскурсоводы – подготавливаются из числа старшеклассников, волонтеров, участников «Юный исследователь» МАОУ «СОШ №48».
В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результаты личного участия школьников в охране природных богатств родного края.
Необходимое оборудование для проведения экскурсий по экологической тропе: аншлаги, пакеты и контейнеры для селективного сбора мусора, защитные перчатки – для проведения трудового десанта, определители, простейшие методики полевых исследований, лабораторный инструментарий, полевые дневники наблюдений – для проведения простейших исследований, иллюстрации, фотографии.
Экологическая экскурсия, определяется как форма экологического образования по организации учебно-воспитательного процесса, представляющая собой групповое посещение природных комплексов, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях для формирования индивидуальной экологической картины мира с целью предупреждения нежелательных событий (проявление агрессии по отношению к объектам природы, черствость) и оказания направленной помощи ребенку в процессе естественнонаучного образования. А так же мы придаем огромное значение социально-психологической составляющей наших экскурсий. При тренингах, играх в лесу с детьми мы преследуем цель - развитие самоисследования и самосознания участников для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.
За время организации и внедрения эко-тропы «Зеленое кольцо» участниками кружка «Юный исследователь» были проведены и запланированы следующие мероприятия: