1.Формирование навыков пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
2.Коррекция концентрации внимания и памяти через цвето и сказкотерапию.
3. Воспитание самоконтроля поведения на занятии.
Формы и методы работы: психогимнастика, беседа, практические задания, графическое рисование.
Длительность занятия: 35 мин
Материалы и оборудование: картинки, цветные карандаши, ручка, карточки с заданиями
Ход занятия:
Приветствие.
1. Психогимнастика «Четыре стихии» (3мин.)
Цель: активизация внимания, создание позитивной рабочей атмосферы.
Ход:
Педагог-психолог договаривается что,
если он скажет слово «земля», надо опустить руки вниз,
если слово «вода» - руки вперед,
«воздух» - руки вверх,
«огонь» - вращение руками в локтевых суставах.
На первом этапе делается совместно с педагогом-психологом, затем – с опорой на команды психолога, затем – ребенок выполняет упражнение, следуя указаниям психолога, а психолог может путать ребенка, выполняя неверные действия.
Задание 2. Разминка (вопросы – ответы) (2мин.)
1. Дней в неделе, из них выходных.
2. Пальцев на правой ноге.
3. Задних и передних лап у гуся.
4. Времён года, осенних месяцев.
5. Месяцев в году, кроме летних.
6. Гномов у Белоснежки.
7. Глаз и бровей у человека.
8. Букв в названии нашей страны.
9. Углов у квадрата.
10. Хвостов у двух котов.
3. Практические задания на карточках. (7 мин)
Цель: развитие концентрации внимания, памяти, пространственного восприятия и сенсомоторной координации
Упражнение№1 "НАЙДИ ПАРУ"
Среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между собой.
Какие группы получились?
Упражнение №2 "НАЙДИ ОТЛИЧИЯ"
Сколько отличий нашел?
Упражнение №3. «Соедини точки по порядку».
Кто получился?
4. Динамическая пауза «Нос-потолок-пол». (1 мин.)
Педагог-психолог показывает движения, означающие следующие слова:
Нос – ведущий кладёт указательный палец на свой нос;
Потолок – поднимает указательный палец вверх;
Пол – опускает указательный палец вниз.
Дальше психолог предупреждает, что сейчас он в произвольном порядке будет называть вышеперечисленные понятие, а задача участника их показывать так, как он только что продемонстрировал. При этом ведущий будет путать, называть одно, а показывать другое.
5. Упражнение «Графическая сказка» (10 мин.)
Инструкция: Сегодня на занятии я расскажу сказку. Ты будешь историю не просто слушать. Услышав название какого-либо цвета, берете карандаш такого же цвета и закрашиваете квадрат в тетради.
Примечание: в сказке используются цвета из набора карандашей, имеющегося на занятии.
Теремок
Стоял теремок на зеленой полянке (выделяются интонационно названия цветов);
(если ребёнок забыл или не понял, что нужно делать, подскажите ему).
Над ним солнышко желтое светило.
По голубому небу облака плыли.
Бежала как-то мимо серая мышка.
- Кто в теремке живет? Никого, значит, буду я жить!
Скачет мимо лягушка с розовым ведерком.
- Кто в теремке живет? – Я, мышка. – Пусти и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!
Бежит мимо зайчик в синей рубашке.
- Кто в теремке живет? – Мы, мышка и лягушка. – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!
Пробегает мимо лисичка в оранжевой шубке.
- Кто в теремке живет? – Мы, мышка, лягушка и зайчик. – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!
Шел мимо волк в черных сапогах.
- Кто в теремке живет? – Мы, мышка и лягушка, зайчик и лисичка. – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!
А тут и медведь в коричневом кафтане пришел.
- Кто в теремке живет? – Мы, мышка и лягушка, зайчик, лисичка и волк . – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!
Но вот беда – не влезает медведь в дверь. Скинул он на землю свою шапку фиолетовую, полез на крышу, да и развалил теремок, еле из него жители выскочить успели.
Решили тогда звери новый теремок выстроить, с салатовым крылечком, и побольше, поновее – и выстроили! Может и сейчас в нем живут.
Перескажи, Антон, мне эту сказку с помощью цветовой картины.
6. Релаксационная минутка «Свеча». (3 мин.)
Исходное положение - сидя за партой.
Инструкция: Представь, что перед тобой большая свеча. Сделай глубокий вдох и постарайся одним выдохом задуть свечу...
А теперь представь перед собой 5 маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и задуй эти свечи маленькими порциями воздуха...
7.Рефлексия(2-3 мин)
Антон, какое задание на занятии сегодня тебя заинтересовало больше всего?
Почему?
Что развивал у себя?
Чего еще не хватает?
8.Прощание. (1 мин)
Литература
1. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.-М., 2005г.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-М, 1996.-352 с.