kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребенка с ЗПР обусловленное расстройствами аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит учебно тематическое планирование на 36 часов т.е. 1 час в неделю.

Расписано содержание занятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребенка с ЗПР обусловленное расстройствами аутистического спектра»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА





Рассмотрено Утверждаю на педагогическом Совете            Директор МБОУ ДО ДДТ протокол № 1

___________ О.В. Гончарова от «30» августа2019г. от «30» августа 2019г.











ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности


для обучающегося Ивановой Марии



Автор – составитель:

Третьякова Надежда Анатольевна

педагог-психолог




ст. Тацинская







Содержание:


  1. Сведения о ребенке


  1. Пояснительная записка


  1. Учебно-тематический план реализации индивидуальной коррекционо-развивающей работы


  1. Содержание программы


  1. Мониторинг, диагностические материалы, механизмы отслеживания выполнения обучающимся программы.



  1. Ожидаемые результаты


  1. Список литературы.




























1. Сведения о ребенке


ФИО, год рождения ребёнка

И.М.И

15.09.2008 года

Контактная информация

ст. Тацинская, ул. Станичная 11, тел:

Мама:

Папа:

Общие сведения о ребенке

Девочка воспитывается в полной семье, имеет старшую сестру. Обучается по индивидуальной программе для детей с ЗПР домашнее обучение 1 класс Тацинская ООШ № 2. Посещает детское объединение по ИЗО деятельности ДДТ.

Является ребенком- инвалидом.

Психологическое заключение

Парциальная несформированность высших психических функций с преобладанием несформированности абстрактно-логического компонента обусловленное расстройствами аутистического спектра.

Психологические особенности:

Неустойчивое внимание, повышенная отвлекаемость;

Недостаточное развитие способности к переключению внимания;

Недостаточное развитие мыслительных операций;

Недостаточная сформированность коммуникативных навыков;

Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Актуальная проблема

Результаты обследования показали следующие результаты:  наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере и аутистические нарушения (аутизм). А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные формы поведения, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, тревога. Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. Арины понимает обращенную к ней речь, говорит простые фразы. Сформированы простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, частично одевание, пользование столовыми приборами). Поведение тревожное Алина часто отвлекается, постоянно переключается с одного вида деятельности на другой. 




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.

Программа основывается на специальных психологических исследованиях, выявивших потенциальные возможности детей с расстройствами аутистического – спектра, которые могут быть реализованы в процессе коррекционного обучения.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

Ребенок с расстройствами аутистического – спектра нуждается в постоянном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

Программа составлена на основе программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторов:

- Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет», которая разработана с учетом современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также - новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра; 

- Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005;

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра требуют максимальной индивидуализации и учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе.

Цель программы: коррекционная помощь обучающемуся с аутистическими нарушениями, ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

  • воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;

  • развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;

  • формирование коммуникативных умений;

  • сенсорное развитие;

  • повышение двигательной активности ребенка;

  • формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;

  • стимуляция речевой активности;

  • развитие и коррекция детско-родительских отношений.

Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия.

Продолжительность каждого занятия 30-45 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог-психолог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

В процессе занятий с следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий:

  • Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.

  • Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.

  • Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.

  • Смена видов деятельности в процессе одного занятия.

  • Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.

  • Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.

  • Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.

  • Обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях. В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения,

  • Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. Инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».

  • В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия».

  • Использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятиях помимо стандартной динамической паузы необходимо привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.

  • Опора на сенсорные анализаторы. В нашем случае дополнительно используем «сенсорные буквы и цифры, геометрические фигуры»

  • Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.

  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.

Срок реализации программы: данная программа рассчитана сроком на 1 год, занятия проводятся 1раз в неделю.

Программа строится на принципах:

  • Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

  • Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.

  • Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.

  • Коррекционная направленность образовательного процесса.

Работа с родителями

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям. В процессе оказания коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями важным направлением работы педагогов является организация взаимодействия с родителями. Работа с родителями включает следующие виды деятельности: изучение опыта семейного воспитания, имеющихся проблем и достижений; формирование педагогической культуры, обучение родителей умениям взаимодействовать с ребенком, понимать его сигналы и потребности; оказание консультативной помощи в организации занятий с ребенком дома; распространение и обмен опытом. Особое внимание уделяется включению ребенка в семейный социум, поскольку для успешности коррекционной помощи важно, чтобы с ребенком помимо педагогов занимались все члены семьи. Педагог обучает родителей созданию особой адаптивно-адаптирующей среды, способствующей сглаживанию аутизма у ребенка, помогает в решении его проблемного поведения. Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей с аутистическими нарушениями предполагает специально создаваемые и поддерживаемые взрослыми условия, которые делают образовательную среду управляемой (т. е.адаптированной) к потребностям и возможностям ребенка и одновременно приспосабливающей (т.е. адаптирующей) самого ребенка к окружающей действительности.


Учебный план

Название раздела и темы

Количество часов

Всего Теория Практика

1.

Знакомство. Начальная диагностика.

4

1

3

2.

  1. Формирование социально-эмоциональной сферы


7

-

7

3.

  1. Коррекция психомоторики


7

-

7

4.

  1. Развитие познавательной сферы


7

-

7

5.

Развитие словарного запаса и общей осведомленности

7

-

7

6.

Итоговая диагностика. Итоговое занятие.

4

1

7


Всего

36

3

33



111. Учебно-тематический план реализации индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Месяц


Темы занятий

Кол-во часов

Сентябрь

  1. Знакомство.

  2. Психодиагностика памяти и внимания.

  3. Психодиагностика личностных особенностей.

  4. Психодиагностика интеллектуальной сферы.

1

1

1

1

Октябрь

  1. Страна «Психология».

  2. Словарик эмоций.

  3. Развитие словарного запаса и общей осведомленности.

  4. Уроки вежливости.

1

1

1

1

Ноябрь

  1. Развитие восприятия.

  2. Развитие памяти.

  3. Развитие восприятия и пространственных соотношений.

  4. Развитие внимания

1

1

1

1

Декабрь

  1. Тревога. Элементы тренинга уверенности в себе.

  2. Испуг «Страшная пещера».

  3. Спокойствие.

  4. Отреагирование негативных эмоций, релаксация.

1

1

1

1

Январь

  1. Психотерапевтическая работа по выравниванию или развитию компенсаторных навыков.

  2. Развитие интеллектуальных способностей.

  3. Волшебные средства понимания.

  4. Мои друзья.

1

1

1

1

Февраль

  1. Развитие психомоторики.

  2. Психогимнастика и психотерапевтические методы

  3. Обучение навыкам распознавания и выражения эмоций

  4. Обучение навыкам самообслуживания.

1

1

1

1

Март

  1. Полезные привычки.

  2. Обучение ребенка навыкам конструктивного диалога

27.Страна «Я». Мое тело.

28. Я и моя семья.

1

1

1

1

Апрель

29. Доброта- злость.

30. Лень-трудолюбие.

31. Дружелюбие.

32. Общественный этикет.

1

1

1

1

Май

  1. Психодиагностика памяти и внимания.

  2. Психодиагностика личностных особенностей.

  3. Психодиагностика интеллектуальной сферы.

  4. Итоговое занятие.

1

1

1

1

ВСЕГО


36 часов


Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка с ЗПР обусловленного расстройствами аутистического спектра:

  1. Знакомство. Начальная диагностика.

  2. Формирование социально-эмоциональной сферы.

  3. Коррекция психомоторики.

  4. Развитие познавательной сферы.

  5. Развитие словарного запаса и общей осведомленности.

  6. Итоговая диагностика.

Такое деление материала в определенной степени условно, поскольку детям с аутистическими нарушениями свойственна неравномерность развития, здесь важно определять и учитывать реальные детские возможности, а не биологический возраст.

Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются не только в проблемном развитии, но и в быстром пресыщении даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требования немедленного выполнения действий без учета характерных для детей данной категории задержанных реакций может усилить сложности и трудности взаимодействия, вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии. Поэтому программный материал трансформируется в зависимости от детских особенностей, подбираются понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. Взаимодействие с таким ребенком требует гибкости, постоянного поиска и нешаблонных решений, поскольку проведение занятия с ребенком с аутизмом полностью зависит от его желания взаимодействовать.

  1. Знакомство. Начальная диагностика.

Теория. Разъяснение инструкций.

Практика. Методика «Лесенка»

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Повторяй за мной

«Узнавание реалистических изображений», «Узнавание перечеркнутых изображений»;

«Складывание разрезных картинок», «Найти в помещении правый верхний угол и т.д.».

«Классификация», «Четвертый лишний».

«Запомни картинки».

«Тест переплетенных линий».


2.Формирование социально-эмоциональной сферы

С целью преодоления трудностей социально-эмоционального развития у детей с нарушениями аутистического спектра нами определены уровни, которые будут определять содержательную последовательную психолого-педагогическую работу в этом направлении, а именно:

Уровень 1 - Выделение себя из окружающей среды; 
Уровень 2 - Допуск другого человека в свое пространство; 
Уровень 3 - Становление социального взаимодействия; 
Уровень 4 - Способность конструктивно влиять на окружающую среду; 
Уровень 5 - Способность к социальному поведению (умение управлять своими действиями и поведением). 

Практика.

Диагностика эмоциональных состояний. Игры и упражнения на познание и управление эмоциями. Элементы психотерапии.

  • Развитие эмоциональной сферы посредством стимуляции их ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых); пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка.

  • Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.

  • Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

  • Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

  • Формировать у ребенка представление о собственном теле.

  • Развивать способность к распространению опыта познания окружающего мира и элементарного осознания себя в нем. 

  • Формировать умение ребенка выделять себя из окружающей среды: чувствовать собственное тело (незрелую, но, тем не менее, надежную схему тела); выявлять реакции на различные раздражители; уметь выделить из окружающей среды предметы и манипулировать ими. При этом важно все усилия направлять на то, чтобы обогащения тактильных, вестибулярных, зрительных и звуковых впечатлений ребенка осуществлялось с целью получить хотя бы кратковременную улыбку ребенка

  • Отрабатывать выражение лица, позы и жесты тела, формировать речь в сочетании с движениями тела, зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах (шарфик, размещенный между ребенком и взрослым, воздушный шарик и т.д.). Такая работа будет готовить постепенное развитие у ребенка умения использовать невербальные типы поведения как средства регуляции социального взаимодействия.

  • Систематически развивать мелкую моторику руки ребенка.
    В дальнейшем переходим к формированию все более сложных кинетических программ, направленных на развитие моторной сферы ребенка. 

  • Коррекция недостатка осмысления предмета как объекта манипуляций и целенаправленных действий. Для этого у ребенка формируем, прежде всего, умение ориентироваться в квазипространственном поле (собирать паззлы, вкладыши, открывать засовы, наливать жидкость) и при этом стараться, насколько это возможно, согласовывать движения разных частей тела.

  • Побуждение ребенка перераспределять пальцы руки на игрушке с помощью разных по величине, толщиной и объемом предметов; захватывать предмет двумя, тремя пальцами. Для развития тактильной чувствительности руки подбирать предметы, различные по своим качествам (материала, фактуры, плотности, упругости); использовать игры с детским кремом, который малыш может размазывать на различных поверхностях (зеркальце, резиновом коврике, мисочке).

  • Развивать координацию движений руки путем обучения ребенка выкладывать, а потом складывать в ведерко различные предметы, снимать и надевать на стержень кольца пирамидки, расчленять на части матрешки, бочки, деревянные яйца, формочки для песка и т.д. 

  • Планомерно развивать у ребенка умение прислушиваться к голосу взрослого, искать и находить глазами источник звучания. Использовать: детские песенки, сказки, стишки, содержанием которых предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики.


3.Коррекция психомоторики

Аутичному ребенку необходима определенная физическая нагрузка для поддержания психофизического тонуса, нормального развития мышечной и опорно-двигательной системы и снятия психоэмоционального напряжения.

Практика. Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики «Повторяй за мной», «Найди по плану», «Графический диктант и др.Упражнения для навыков каллиграфического письма.

  • формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;

  • действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку,

  • звуки и слова.

  • формировать навыки схватывать предметы разной величины и формы и рассматривать их;

  • формировать сенсомоторный опыт.

  • развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;

  • развивать способность к визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов; 

  • налаживание взаимодействия между анализаторами с помощью разноплановых ресурсов музыкальных упражнений. 

  • корректировать сенсомоторные ощущения;

  • расширять ограниченный спектр движений, которые выполняют только роль аутостимуляции. 

4.Развитие познавательной сферы

Основой разработки содержания на направление познавательного развития для детей с аутизмом стало достояние мировой практики и опыта. В этом контексте выделены пять уровней последовательной работы с аутичными детьми: 
1 Уровень - Чувственный опыт;

2 Уровень - Знания о предмете;
3 Уровень - Знания о свойствах предмета;
4 Уровень - Знания о связях между предметами, взаимоотношение;
5 Уровень - Знания о последовательности, причину и следствие действий и событий.
Практика

  • развивать способность к восприятию и наблюдения за предметами;

  • формировать представления о предметах быта, которые чаще всего использует ребенок, названия отдельных их признаков и действий с ними, простые правила безопасности при пользовании ими, а также игрушки, их названия и действия с ними;

  • развивать умение выполнять предметные действия, которые требуют умения подбирать, совмещать предметы или его части;

  • формировать умение различать предметы по величине и форме (большой, малый, похожий на куб, шар); группировать сходные и соотносить различные предметы по величине, форме; сравнивать объекты с учетом двух свойств (величина и форма и т.д.).

  • формировать способность к отзыву;

  • учить действовать по инструкции;

  • формировать способность употреблять в собственной речи слова, которые дают элементарные представления о ориентирования в пространстве (там, здесь, сюда, туда).

5.Развитие словарного запаса и общей осведомленности

Практика

Дидактическая игра «Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.

Для группового занятия каждому дается однотипный набор карточек.

Словесная игра «Угадай по описанию».

Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет.

  • Массаж мышц рта и закрепление умений выполнения артикуляционной гимнастики (с помощью взрослого).

  • Закрепление понимания ребенком своего имени и соотнесение с самим собой; называние своего имени.

  • Закрепление понимания речевых и жестовых указаний взрослого.

  • Продолжение обучения выражению действий и своих желаний одним словом: «открыть», «закрыть», «дай», «привет», «пока» и др. и соответствующим жестам.

  • Обучение соотнесению предметов с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту).

  • Закрепление умений произнесения звуков: повторение звуков, воспроизводящих голос животного, произносимых взрослым; осознание собственных движений рта и более четкой артикуляции при произнесении звуков. При игре используются игрушки, затем картинки домашних животных, голоса которых легко воспроизводятся: кошка, собака, корова, коза.

  • Обучение ответам на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? — Да», «Это ложка? — Нет»).

  • Обучение составлению простых предложений, состоящих из двух-трех слов, включая подлежащее и сказуемое (фразой из двух слов «действие + предмет») с опорой на картинки с изображением людей, выполняющих какое-либо действие («Кто это? — Папа». «Что папа делает? — Папа идет»).


6.Итоговая диагностика.

Теория. Разъяснение инструкций.

Практика.

Рейтинг личностного роста

методика «Лесенка»

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

- Методика «Последовательность событий»;

методика «Повторяй за мной»;

«Узнавание реалистических изображений», «Узнавание перечеркнутых изображений»;

«Складывание разрезных картинок», «Найти в помещении правый верхний угол и т.д.», «Графический диктант».

«Мисочки», «Классификация», «Четвертый лишний».

«Запомни картинки».

«Тест переплетенных линий».

Проводится с целью отследить динамику развития обучающегося в различных сферах деятельности и сделать сравнительный анализ на конец учебного года.

При подборе диагностических методик соблюдались следующие условия:

- методики просты и процедурно доступны каждому педагогу-практику, независимо от его опыта работы;

- методики краткие по времени, не утомительны для детей;

- методики занимательны и интересные, по возможности с игровыми элементами.

Эти методики разработаны современными учеными и психологами, а также модифицированы и авторские методики.


V. Мониторинг, диагностические материалы, механизмы отслеживания выполнения обучающимся программы.

Методы:

Наблюдение;

Методика «Лесенка»;

Рисуночный тест «Несуществующее животное»;

«Узнавание реалистических изображений», «Узнавание перечеркнутых изображений»;

«Складывание разрезных картинок»;

«Классификация», «Четвертый лишний»;

«Запомни картинки»;

«Тест переплетенных линий».


V1. Ожидаемые результаты:

Психомоторикаребенок имеет чувство безопасности и доверия, а также предпосылки арт-педагогического диалога с педагогом (благодаря специально подобранным средствам привлечения его внимания и заинтересованности). Владеет различными формами активных проявлений, сформированы предпосылки сенсомоторной координации.

Коммуникативная сфера: идет на контакт, спокойно реагирует на детей, может обратиться с просьбой.

Формирование элементарных математических представлений: различает понятия «один-много», выделяет один и много предметов из группы предметов; различает 2 предметы разного размера - «большой - маленький»; называет геометрические фигуры и формы; счет до 20.

Ознакомление с окружающим миром: имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей, узнает и показывает кошку, собаку (настоящая, игрушка, рисунок).

Формирование сенсорного опыта: реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (строит из кубиков по образцу и самостоятельно, собирает пазлы и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; знает и узнает все цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу.


V11. Список литературы

1. Белопольская, И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст]/ И.Л.Белопольская –М.: Когито-центр, 1994.

2. Бендас, Т.В. Нагаев, В.В. психология чувств и их воспитание [Текст]/ Т.В. Бендас, В.В. Нагаев. – М., 1982.

3. Захаров, А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка [Текст]/ А.И.Захаров. – М., 1989.

4. Захаров, А.И. Как преодолеть страх у детей [Текст]/ А.И.Захаров. – М., 1980.

5. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст]/ К.Е.Изард. – М., 1980.

6. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/ О.А.Казанский. – М., 1994.

7. Клюева, Н.В. Касаткина, Ю.В. учим детей общению [Текст]/ –Ю.В.Касаткина, Н.В.Клюева. – Ярославль, Академия развития, 1996.

8. Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь [Текст]/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М: Генезис, 2002.

9. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст]/ Г.Л.Лэндрет. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

10. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 1996

11.Чистякова, Г.И. Психогимнастика [Текст]/ Г.И.Чистякова. – М., 1990

  1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой

  2. Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»

  3. Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева «Развивающие игры для дошкольников»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Третьякова Надежда Анатольевна

Дата: 20.09.2019

Номер свидетельства: 520325


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства