Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребенка с ЗПР обусловленное расстройствами аутистического спектра»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрено Утверждаю на педагогическом Совете Директор МБОУ ДО ДДТ протокол № 1
___________ О.В. Гончарова от «30» августа2019г. от «30» августа 2019г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
для обучающегося Ивановой Марии
Автор – составитель:
Третьякова Надежда Анатольевна
педагог-психолог
ст. Тацинская
Содержание:
Сведения о ребенке
Пояснительная записка
Учебно-тематический план реализации индивидуальной коррекционо-развивающей работы
Содержание программы
Мониторинг, диагностические материалы, механизмы отслеживания выполнения обучающимся программы.
Ожидаемые результаты
Список литературы.
1. Сведения о ребенке
ФИО, год рождения ребёнка
И.М.И
15.09.2008 года
Контактная информация
ст. Тацинская, ул. Станичная 11, тел:
Мама:
Папа:
Общие сведения о ребенке
Девочка воспитывается в полной семье, имеет старшую сестру. Обучается по индивидуальной программе для детей с ЗПР домашнее обучение 1 класс Тацинская ООШ № 2. Посещает детское объединение по ИЗО деятельности ДДТ.
Является ребенком- инвалидом.
Психологическое заключение
Парциальная несформированность высших психических функций с преобладанием несформированности абстрактно-логического компонента обусловленное расстройствами аутистического спектра.
Психологические особенности:
Неустойчивое внимание, повышенная отвлекаемость;
Недостаточное развитие способности к переключению внимания;
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Актуальная проблема
Результаты обследования показали следующие результаты: наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере и аутистические нарушения (аутизм). А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные формы поведения, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, тревога. Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. Арины понимает обращенную к ней речь, говорит простые фразы. Сформированы простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, частично одевание, пользование столовыми приборами). Поведение тревожное Алина часто отвлекается, постоянно переключается с одного вида деятельности на другой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Программа основывается на специальных психологических исследованиях, выявивших потенциальные возможности детей с расстройствами аутистического – спектра, которые могут быть реализованы в процессе коррекционного обучения.
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Ребенок с расстройствами аутистического – спектра нуждается в постоянном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.
Программа составлена на основе программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторов:
- Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет», которая разработана с учетом современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также - новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра;
- Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005;
Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра требуют максимальной индивидуализации и учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе.
Цель программы: коррекционная помощь обучающемуся с аутистическими нарушениями, ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.
Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;
развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;
формирование коммуникативных умений;
сенсорное развитие;
повышение двигательной активности ребенка;
формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;
стимуляция речевой активности;
развитие и коррекция детско-родительских отношений.
Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия.
Продолжительность каждого занятия 30-45 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог-психолог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
В процессе занятий с следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий:
Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.
Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.
Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
Обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях. В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения,
Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. Инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».
В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия».
Использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятиях помимо стандартной динамической паузы необходимо привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.
Опора на сенсорные анализаторы. В нашем случае дополнительно используем «сенсорные буквы и цифры, геометрические фигуры»
Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.
Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.
Срок реализации программы: данная программа рассчитана сроком на 1 год, занятия проводятся 1раз в неделю.
Программа строится на принципах:
Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям. В процессе оказания коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями важным направлением работы педагогов является организация взаимодействия с родителями. Работа с родителями включает следующие виды деятельности: изучение опыта семейного воспитания, имеющихся проблем и достижений; формирование педагогической культуры, обучение родителей умениям взаимодействовать с ребенком, понимать его сигналы и потребности; оказание консультативной помощи в организации занятий с ребенком дома; распространение и обмен опытом. Особое внимание уделяется включению ребенка в семейный социум, поскольку для успешности коррекционной помощи важно, чтобы с ребенком помимо педагогов занимались все члены семьи. Педагог обучает родителей созданию особой адаптивно-адаптирующей среды, способствующей сглаживанию аутизма у ребенка, помогает в решении его проблемного поведения. Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей с аутистическими нарушениями предполагает специально создаваемые и поддерживаемые взрослыми условия, которые делают образовательную среду управляемой (т. е.адаптированной) к потребностям и возможностям ребенка и одновременно приспосабливающей (т.е. адаптирующей) самого ребенка к окружающей действительности.
Учебный план
№
Название раздела и темы
Количество часов
Всего Теория Практика
1.
Знакомство. Начальная диагностика.
4
1
3
2.
Формирование социально-эмоциональной сферы
7
-
7
3.
Коррекция психомоторики
7
-
7
4.
Развитие познавательной сферы
7
-
7
5.
Развитие словарного запаса и общей осведомленности
7
-
7
6.
Итоговая диагностика. Итоговое занятие.
4
1
7
Всего
36
3
33
111. Учебно-тематический план реализации индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Месяц
Темы занятий
Кол-во часов
Сентябрь
Знакомство.
Психодиагностика памяти и внимания.
Психодиагностика личностных особенностей.
Психодиагностика интеллектуальной сферы.
1
1
1
1
Октябрь
Страна «Психология».
Словарик эмоций.
Развитие словарного запаса и общей осведомленности.
Уроки вежливости.
1
1
1
1
Ноябрь
Развитие восприятия.
Развитие памяти.
Развитие восприятия и пространственных соотношений.
Развитие внимания
1
1
1
1
Декабрь
Тревога. Элементы тренинга уверенности в себе.
Испуг «Страшная пещера».
Спокойствие.
Отреагирование негативных эмоций, релаксация.
1
1
1
1
Январь
Психотерапевтическая работа по выравниванию или развитию компенсаторных навыков.
Развитие интеллектуальных способностей.
Волшебные средства понимания.
Мои друзья.
1
1
1
1
Февраль
Развитие психомоторики.
Психогимнастика и психотерапевтические методы
Обучение навыкам распознавания и выражения эмоций
Обучение навыкам самообслуживания.
1
1
1
1
Март
Полезные привычки.
Обучение ребенка навыкам конструктивного диалога
27.Страна «Я». Мое тело.
28. Я и моя семья.
1
1
1
1
Апрель
29. Доброта- злость.
30. Лень-трудолюбие.
31. Дружелюбие.
32. Общественный этикет.
1
1
1
1
Май
Психодиагностика памяти и внимания.
Психодиагностика личностных особенностей.
Психодиагностика интеллектуальной сферы.
Итоговое занятие.
1
1
1
1
ВСЕГО
36 часов
Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка с ЗПР обусловленного расстройствами аутистического спектра:
Знакомство. Начальная диагностика.
Формирование социально-эмоциональной сферы.
Коррекция психомоторики.
Развитие познавательной сферы.
Развитие словарного запаса и общей осведомленности.
Итоговая диагностика.
Такое деление материала в определенной степени условно, поскольку детям с аутистическими нарушениями свойственна неравномерность развития, здесь важно определять и учитывать реальные детские возможности, а не биологический возраст.
Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются не только в проблемном развитии, но и в быстром пресыщении даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требования немедленного выполнения действий без учета характерных для детей данной категории задержанных реакций может усилить сложности и трудности взаимодействия, вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии. Поэтому программный материал трансформируется в зависимости от детских особенностей, подбираются понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. Взаимодействие с таким ребенком требует гибкости, постоянного поиска и нешаблонных решений, поскольку проведение занятия с ребенком с аутизмом полностью зависит от его желания взаимодействовать.
«Складывание разрезных картинок», «Найти в помещении правый верхний угол и т.д.».
«Классификация», «Четвертый лишний».
«Запомни картинки».
«Тест переплетенных линий».
2.Формирование социально-эмоциональной сферы
С целью преодоления трудностей социально-эмоционального развития у детей с нарушениями аутистического спектра нами определены уровни, которые будут определять содержательную последовательную психолого-педагогическую работу в этом направлении, а именно:
Уровень 1 - Выделение себя из окружающей среды; Уровень 2 - Допуск другого человека в свое пространство; Уровень 3 - Становление социального взаимодействия; Уровень 4 - Способность конструктивно влиять на окружающую среду; Уровень 5 - Способность к социальному поведению (умение управлять своими действиями и поведением).
Практика.
Диагностика эмоциональных состояний. Игры и упражнения на познание и управление эмоциями. Элементы психотерапии.
Развитие эмоциональной сферы посредством стимуляции их ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых); пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка.
Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.
Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.
Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.
Формировать у ребенка представление о собственном теле.
Развивать способность к распространению опыта познания окружающего мира и элементарного осознания себя в нем.
Формировать умение ребенка выделять себя из окружающей среды: чувствовать собственное тело (незрелую, но, тем не менее, надежную схему тела); выявлять реакции на различные раздражители; уметь выделить из окружающей среды предметы и манипулировать ими. При этом важно все усилия направлять на то, чтобы обогащения тактильных, вестибулярных, зрительных и звуковых впечатлений ребенка осуществлялось с целью получить хотя бы кратковременную улыбку ребенка
Отрабатывать выражение лица, позы и жесты тела, формировать речь в сочетании с движениями тела, зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах (шарфик, размещенный между ребенком и взрослым, воздушный шарик и т.д.). Такая работа будет готовить постепенное развитие у ребенка умения использовать невербальные типы поведения как средства регуляции социального взаимодействия.
Систематически развивать мелкую моторику руки ребенка. В дальнейшем переходим к формированию все более сложных кинетических программ, направленных на развитие моторной сферы ребенка.
Коррекция недостатка осмысления предмета как объекта манипуляций и целенаправленных действий. Для этого у ребенка формируем, прежде всего, умение ориентироваться в квазипространственном поле (собирать паззлы, вкладыши, открывать засовы, наливать жидкость) и при этом стараться, насколько это возможно, согласовывать движения разных частей тела.
Побуждение ребенка перераспределять пальцы руки на игрушке с помощью разных по величине, толщиной и объемом предметов; захватывать предмет двумя, тремя пальцами. Для развития тактильной чувствительности руки подбирать предметы, различные по своим качествам (материала, фактуры, плотности, упругости); использовать игры с детским кремом, который малыш может размазывать на различных поверхностях (зеркальце, резиновом коврике, мисочке).
Развивать координацию движений руки путем обучения ребенка выкладывать, а потом складывать в ведерко различные предметы, снимать и надевать на стержень кольца пирамидки, расчленять на части матрешки, бочки, деревянные яйца, формочки для песка и т.д.
Планомерно развивать у ребенка умение прислушиваться к голосу взрослого, искать и находить глазами источник звучания. Использовать: детские песенки, сказки, стишки, содержанием которых предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики.
3.Коррекция психомоторики
Аутичному ребенку необходима определенная физическая нагрузка для поддержания психофизического тонуса, нормального развития мышечной и опорно-двигательной системы и снятия психоэмоционального напряжения.
Практика. Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики «Повторяй за мной», «Найди по плану», «Графический диктант и др.Упражнения для навыков каллиграфического письма.
формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;
действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку,
звуки и слова.
формировать навыки схватывать предметы разной величины и формы и рассматривать их;
формировать сенсомоторный опыт.
развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;
развивать способность к визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов;
налаживание взаимодействия между анализаторами с помощью разноплановых ресурсов музыкальных упражнений.
корректировать сенсомоторные ощущения;
расширять ограниченный спектр движений, которые выполняют только роль аутостимуляции.
4.Развитие познавательной сферы
Основой разработки содержания на направление познавательного развития для детей с аутизмом стало достояние мировой практики и опыта. В этом контексте выделены пять уровней последовательной работы с аутичными детьми: 1 Уровень - Чувственный опыт;
2 Уровень - Знания о предмете; 3 Уровень - Знания о свойствах предмета; 4 Уровень - Знания о связях между предметами, взаимоотношение; 5 Уровень - Знания о последовательности, причину и следствие действий и событий. Практика
развивать способность к восприятию и наблюдения за предметами;
формировать представления о предметах быта, которые чаще всего использует ребенок, названия отдельных их признаков и действий с ними, простые правила безопасности при пользовании ими, а также игрушки, их названия и действия с ними;
развивать умение выполнять предметные действия, которые требуют умения подбирать, совмещать предметы или его части;
формировать умение различать предметы по величине и форме (большой, малый, похожий на куб, шар); группировать сходные и соотносить различные предметы по величине, форме; сравнивать объекты с учетом двух свойств (величина и форма и т.д.).
формировать способность к отзыву;
учить действовать по инструкции;
формировать способность употреблять в собственной речи слова, которые дают элементарные представления о ориентирования в пространстве (там, здесь, сюда, туда).
5.Развитие словарного запаса и общей осведомленности
Практика
Дидактическая игра «Знание названий предметов».
Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.
Для группового занятия каждому дается однотипный набор карточек.
Словесная игра «Угадай по описанию».
Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет.
Массаж мышц рта и закрепление умений выполнения артикуляционной гимнастики (с помощью взрослого).
Закрепление понимания ребенком своего имени и соотнесение с самим собой; называние своего имени.
Закрепление понимания речевых и жестовых указаний взрослого.
Продолжение обучения выражению действий и своих желаний одним словом: «открыть», «закрыть», «дай», «привет», «пока» и др. и соответствующим жестам.
Обучение соотнесению предметов с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту).
Закрепление умений произнесения звуков: повторение звуков, воспроизводящих голос животного, произносимых взрослым; осознание собственных движений рта и более четкой артикуляции при произнесении звуков. При игре используются игрушки, затем картинки домашних животных, голоса которых легко воспроизводятся: кошка, собака, корова, коза.
Обучение ответам на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? — Да», «Это ложка? — Нет»).
Обучение составлению простых предложений, состоящих из двух-трех слов, включая подлежащее и сказуемое (фразой из двух слов «действие + предмет») с опорой на картинки с изображением людей, выполняющих какое-либо действие («Кто это? — Папа». «Что папа делает? — Папа идет»).
Психомоторика: ребенок имеет чувство безопасности и доверия, а также предпосылки арт-педагогического диалога с педагогом (благодаря специально подобранным средствам привлечения его внимания и заинтересованности). Владеет различными формами активных проявлений, сформированы предпосылки сенсомоторной координации.
Коммуникативная сфера: идет на контакт, спокойно реагирует на детей, может обратиться с просьбой.
Формирование элементарных математических представлений: различает понятия «один-много», выделяет один и много предметов из группы предметов; различает 2 предметы разного размера - «большой - маленький»; называет геометрические фигуры и формы; счет до 20.
Ознакомление с окружающим миром: имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей, узнает и показывает кошку, собаку (настоящая, игрушка, рисунок).
Формирование сенсорного опыта: реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (строит из кубиков по образцу и самостоятельно, собирает пазлы и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; знает и узнает все цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу.
V11. Список литературы
1. Белопольская, И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст]/ И.Л.Белопольская –М.: Когито-центр, 1994.
2. Бендас, Т.В. Нагаев, В.В. психология чувств и их воспитание [Текст]/ Т.В. Бендас, В.В. Нагаев. – М., 1982.
3. Захаров, А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка [Текст]/ А.И.Захаров. – М., 1989.
4. Захаров, А.И. Как преодолеть страх у детей [Текст]/ А.И.Захаров. – М., 1980.
5. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст]/ К.Е.Изард. – М., 1980.
6. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/ О.А.Казанский. – М., 1994.
7. Клюева, Н.В. Касаткина, Ю.В. учим детей общению [Текст]/ –Ю.В.Касаткина, Н.В.Клюева. – Ярославль, Академия развития, 1996.
8. Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь [Текст]/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М: Генезис, 2002.
9. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст]/ Г.Л.Лэндрет. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
10. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 1996
11.Чистякова, Г.И. Психогимнастика [Текст]/ Г.И.Чистякова. – М., 1990
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой
Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»
Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева «Развивающие игры для дошкольников»