kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры, упражнения на развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, для детей старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Игры, упражнения на развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста»

Игры, упражнения на развитие

познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы

для детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие восприятия

Восприятие цвета

Игра «Бусы»

Предложите ребенку поочередно выкладывать бусинки в определенной последовательности (красный, желтый, красный и т.д., синий, зеленый, синий и т.д.) по названию взрослого, далее ребенок выкладывает рисунок и самостоятельно называет цвета бусинок.


Игра «Что какого цвета?»

Ребенку предлагают выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец – зеленым и т.д.).


Игра «Подбери по цвету»

Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.

Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.

Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение огурца – зеленую, сливы – синюю, лимона – желтую и т.д.


Восприятия величины.

Сюжетная игра «Наведи порядок»

Психолог демонстрирует картинки с изображением трех медведей и предлагает ребенку расставить их по росту. Далее психолог показывает конверт, достает письмо:

- Это письмо от медведей. Они пишут, что пока были в лесу, кто-то побывал и устроил беспорядок. Медведи не могут теперь разобраться, где чья кружка, ложка, тарелка, стул… и просят им помочь. Кто же приходил к медведям в дом? Поможем на вести медведям порядок?

Давай поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой обруч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим? Как думаешь, куда нужно поместить Мишуткины вещи? А теперь давай наводить порядок.


Игра «Самый высокий, самый низкий»

Цель: составление сериационных рядов по высоте.

Оборудование: набор брусков разной высоты.

Содержание: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).


Игра «Построим лесенку»

Цель: составление сериационных рядов по высоте.

Оборудование: набор из 8 полосок (полоски отличаются друг от друга на 2 см.) двух цветов (4 красные, 4 – синие).

Содержание: ребенку предлагается «построить лесенку»: разложить полоски красного цвета слева направо по убыванию: в начале – самая длинная полоска, в конце – самая короткая. Затем построить лесенку из синих полосок и разложить их слева направо по возрастанию: в начале – самая короткая, в конце – самая длинная.



Восприятия формы

Игра «Разложи на кучки».

На 15 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера (большая кукла и ма­ленькая кукла, большой грузовик и маленькая легко­вая машинка и т. д. Другой вариант – предметы разной формы).

Вариантом задания может быть игра «Одень клоу­нов»: ребенку дают большого клоуна и маленького кло­уна и одежду к ним.


Игра «Подбери подходящий по форме предмет».

На карточках расположены знакомые предметы: пи­рамидка, огурец, книга, дыня, арбуз, пуговица, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо.

Выложите перед ребенком трафареты фигур и пред­ложите к каждой подобрать похожую картинку.


Игра «Геометрические фигуры»

На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ребенок выполняет по просьбе взрослого задания:

  1. Покажи все круги, квадраты и т.д.;

  2. Я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;

  3. Обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;

  4. Покажи большой круг, маленький круг.


Игра «Сложи геометрические фигуры из частей»

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.

Ребенку поочередно предъявляются карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.


Игра «Геометрическое лото»

Для проведения игры следует предварительно подготовить карточки с геометрическими фигурами (треугольники, круги, квадраты) двух размеров (большие и маленькие), четырех цветов (красные, синие, желтые, зеленые). Предложите ребенку следующие задания:

Задание 1. Покажи круги, треугольники, квадраты.

Задание 2. Покажи маленькие круги, маленькие треугольники, маленькие квадраты.

Задание 3. Выбери большие круги, большие треугольники, большие квадраты.

Задание 4. Выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.

Задание 5. Покажи красные квадраты, синие квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.


Развитие целостности восприятия

Игра «Разрезные картинки»

Ребенку предлагаются картинки, разрезанные на 2, 3 или 4 части. Ребенку предлагают соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.


Игра «Склеим чайник»

Предложите ребенку «склеить» разбитый чайник из осколков.

Покажите картинку с целым чайником – образец: «Вот такой чайник должен получиться у тебя». (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.


Игра «Незаконченные рисунки»

Цель: развитие умения находить недостающие элементы.

Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (например, цветок без лепестка, платье без рукава, стул без ножки и т.д.), карандаш.

Содержание: ребенку предлагается назвать, а затем дорисовать недостающие элементы.


Игра «Наложенные изображения»

Цель: различение изображений по их «наложенным» контурам.

Оборудование: карточка с нарисованными друг на друге контурами 3-5 разных предметов (геометрических фигур, игрушек и т.д.).

Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.


Игра «Что перепутал художник?»

В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.


Упражнение «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, т. Е. они не дорисованы. Ребенка просят дорисовать их.


Развитие тактильных ощущений


Игра «Угадай на ощупь»

Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона. Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок.

Спрашивайте каждый раз ребенка, какая эта фигура. Когда он потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите уме сделать то же самое, но с закрытыми глазами.

После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т.д. (отбор фигур производится из множества фигур разной формы).


Игра «Что лежит в мешочке?»

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.).

Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).


Игра «Телесные фигуры»

На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.


Упражнение «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушиваясь к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. Чувствуешь?».

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. Чувствуешь? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?». Далее упражнение повторяется.


Упражнение «Змейка»

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как змейка, машинка, санки и др.).

Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.

«Пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.


Упражнение «Отпечатки»

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.).


Упражнение «Пешеход»

«Пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя пальчиками одновременно (сначала только указательными, потом – средними и т.д.).


Упражнение «Пианино»

«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино (компьютера). При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.


Упражнение «Загадочные следы»

Сгруппировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.


Упражнение «Что спрятано в песке?»

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.

Следует освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Усложняя задачу, упражнение можно проделать с влажным песком.

Далее взрослый закапывает в песок игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано.


Игра «Отгадай загадку и найди отгадку»

Ребенку предлагают отгадать загадку. Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее.




Задания на коррекцию и развитие внимания


Игра «Что изменилось?»

Ребенок должен внимательно посмотреть на рисунок (2 предмета) и ответить на вопрос, что изменилось?

Игра «Найди такой же предмет»

Покажите ребенку рисунки. На них сверху нарисован образец и 6 его копий. Из этих 6 рисунков только одна является точной копией образца. Его-то ребенок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозаметные отличия

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие умения зрительно «перемещать» объекты.

Оборудование: схема лабиринта (различные варианты).

Содержание: психолог показывает ребенку лабиринт и просит его «провести» по нему взглядом нарисованный объект. При затруднениях ребенок пользуется указкой.

Задание «Найди предмет»

Среди 8 рисунков должен найти такой же предмет, как эталон.

Упражнение на развитие зрительной памяти, внимания.

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2-5 секунд, затем закройте ее и попросите воспроизвести ее по памяти, сложить так же.


Игра "Зеваки"    

Цель: развитие у детей произвольного внимания. .-т» • Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закон­читься, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

 

Игра "Не пропусти растение"

Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.

Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, до­рога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...

 

Игра "Четыре стихии"

Цель: развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анали­заторов.

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками. Команда Движение руками

"Земля" Дети опускают руки вниз

"Вода" Вытягивают руки вперед

 "Воздух" Поднимают руки вверх

 "Огонь" Вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах


Игра "Нос, нос, рот"              

Цель: развитие у детей зрительного внимания.

Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит:"Нос, нос, нос, рот..."При пер­вых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы. Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается - выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.

 

Игра "Найди отличия"

Цель: развитие у детей зрительного внимания. г

Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые от­личия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки.

Учитель: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.

 

Игра "Нарисуй по клеточкам"

Цель: развитие у детей зрительно-моторной координации, внимания.

Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял задание - показать последовательность рисования.

 

Игра "Запомни точки"

Детям предлагаются карточки с расставленными в них точками. Время показа каждой карточки -1-2 с. Необходимо посмотреть на карточку, запомнить расположение точек и воспроизвести рису-юк у себя на бланках. Время на зарисовывание не более 15с.

 

Игра "Ладонь! Кулак!"

Цель: развитие у детей слухового внимания и координации движений.

Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Педагог командует (сначала это сопровождается соответствующими действиями): "Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!" и т. д. Затем темп произношения команд увеличивается, те, кто сбился, выбывают. Выигрывает тот, кто остался в игре последним.

 

Игра "Делай, как я"    

Цепь: развитие у детей произвольного внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу взрослого поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу - второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем левую. Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

Игра «Вспомни, как было»

Материал: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

◈ Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».

◈ Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Игра «Запомни и нарисуй»

Материал: картинки, бумага, карандаши.

Вариант 1

◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.

Вариант 2

◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.

Игра «Я тоже»

◈ Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.

Пример рассказа:

— Однажды девочка Лена пошла на речку.

— Я тоже.

— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.

— Я тоже.

— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом. (Молчит.)

— Подошли они к реке.

— Я тоже.

— Вдруг темная туча заслонила солнце. (Молчит.)

— Загремел гром. (Молчит.)

— Застучали капли дождя. (Молчит.)

— Девочка спряталась под тентом.

— Я тоже.

— А собака залезла в кусты.

— Я тоже.

— Вскоре дождь кончился. (Молчит.)

— Девочка искупалась в реке.

— Я тоже.

— Подозвала собаку.

— Я тоже.

— И они побежали домой.

— Я тоже.

Игра «Кто наблюдательнее?»

Игра способствует развитию внимания и восприятия

◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.

◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.

Игра «Кто летает?»

Игра способствует развитию внимания, мышления

◈ Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями.

◈ Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку.

Игра «Прогулка в картинках»

Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти.

Материал: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры.

◈ Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе... Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.

Игра «Нарисуй узор»

Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук

Материал: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.

◈ Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

Игра «Найди пару»

Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать

Материал: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.

◈ Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.

Игра «Хлоп» или «топ»

Игра способствует развитию внимания

◈ Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».

◈ Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. П.).

Игра «Будь внимателен!»

Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля

◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру). Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.

Игра «Найди игрушку»

Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве

Материал: любая игрушка.

◈ Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение (например: справа от ребенка).

Игра «Посмотри и запомни»

◈ На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

◈ Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места.

◈ Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех), постепенно увеличивая его.

◈ Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна.

Игра «Послушай и запомни»

◈ Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.

◈ Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

◈ Обязательно меняйтесь ролями.


Игра « Слушай хлопки»

Цель игры: Развитие активного внимания.

Процедура игры. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу(на 10-20 сек.)

  1. хлопок. Поза "аиста" (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую)

  2. хлопок. Поза "лягушки" (присесть, пятки вместе носки врозь и колени в стороны, руки - между ногами на полу).

3 хлопок. Дети возобновляют движение (ходьбу).

Примечание:

1. До начала игры рекомендуется "выучить" каждую позу и прорепетировать: хлопки-поза.

2. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5 м.

Если помещение небольшое, предложите детям двигаться по кругу.

3. Каждая предполагаемая игра "прокручивается" несколько раз с разными заданиями, участниками. Общая продолжительность игры -25 минут.


Игра «Канон»

Цель игры: Развитие волевого (произвольного) внимания.

Процедура игры. Звучит музыка Ф. Бургмюллера "Кавалькада" (или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук теста).

Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок. На второй - второй, на третий - третий и т. д. Когда правую поднимут все дети, они также по порядку начинают поднимать левую руку.

Игра «Зеваки»

Цель игры: Развитие волевого (произвольного) внимания.

Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего ("Стоп!") останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончится, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.


Игра «Буквы алфавита»

Цель игры: Развитие внимания

Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, Которому присвоена буква, делает один хлопок.


Игра «Пишущая машинка»

Цель игры: Развитие волевого (произвольного) внимания, закрепление навыков чтения.

Процедура игры. Как в игре 6, каждому ребенку присваивается буква алфавита. Не следует присваивать только буквы Й, Ь, т. к. они редко встречаются в односложных словах.

Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово "напечатано" , все дети хлопают в ладоши.

Слова для игры: еж, дом, ты, папа, мама, цирк, щелк, чаша, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я, стул.


Игра «Сказочное королевство»

Цель игры: Научить детей внимательно изучать учебный или иной текст.

Процедура игры. Выбирается пара стражников (если детей много, то можно выбрать две пары). Учитель сообщает классу, что все приглашены на бал во дворец. Но попасть туда можно только внимательно прочитав текст и ответив на вопросы строгих и неподкупных стражей.

Рекомендации. На роль стражников лучше выбирать детей, имеющих проблемы с устойчивостью внимания, но достаточно сильных в интеллектуальном плане. Игру надо проводить динамично, чтобы она не наскучила детям. Дети, которые не смогли пройти мимо стражников с первого раза, могут подойти повторно, чтобы им задали новый вопрос.


Игры на развитие памяти


Игра «Магазин»

Содержание: Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их по количеству до 5-7. в этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и сыном (или дочкой), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», Игрушки» и т.д.


Игра «Запомни и найди»

Содержание: Для игры необходимы таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Покажите ребенку на 5-10 с. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же – с геометрическими фигурами.


Игра «Вспомни пару»

Содержание: Требуются бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на которых он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.



Игра «Похоже – не похоже»

Цель: учить детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.

Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.

Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).

Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.



Игра «Растительные загадки»

Цель: формировать произвольное внимание, понятийное мышление.

Необходимый инвентарь: фанты.

Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок...».

Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.

Ответ правильный — игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» — спеть песенку, станцевать, прокукарекать... То-то будет весело!

Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!

Усложняем: ведущим может быть ребенок.

Игра «Изменялки»

Цель: формировать произвольное внимание, память

Необходимый инвентарь: игрушки.

Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Что изменилось?

Закрепляем: играть можно на кухне — например, положить на стол овощи до семи наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2 овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.

Усложняем: если играете с игрушками, увеличьте их количество до 5-7 штук. Можно ставить похожие игрушки (например: 3 игрушки из 5 немного отличаются друг от друга). Можно не убирать предметы, а менять их местами. Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Игра «Бабушкины запасы»

Цель: формировать произвольное внимание, учит ориентироваться на плоскости, закрепляет знания о цвете, форме, предмете

Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, формы, размера.

Как играем: выложите пуговицы по углам стола и в середине (сначала возьмите 5 пуговиц). Пусть ребенок рассматривает их в течение 1-2 минут. Запоминает их расположение, их цвет, размер. Затем он должен отвернуться, а вы быстро меняете местами две пуговицы. Ребенок поворачивается и определяет, что изменилось (например, желтая пуговица была в центре, а теперь она поменялась местами с красной, которая была в верхнем правом углу).

Закрепляем: у этой игры много вариантов. Выкладывайте пуговицы не только на столе, но и на ковре; меняйте пуговицы по форме и по цвету.

Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из бумаги геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). А можно брать и объемные фигуры из набора кубиков — шар, куб, брусок, цилиндр, призму.

Усложняем: увеличьте количество пуговиц. Меняйте местами по две пары пуговиц; убирайте по 1-2 пуговицы; используйте похожие пуговицы, которые мало отличаются друг от друга.

Игра «Капуста, морковка, горох, ох…»

Цель: учить ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание.

Как играем: объясните ребенку, что отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде.

Начинаем. «Морковь растет в огороде?» — «Да». «Огурец?» — «Да». «Свекла?» — «Да». «Слива?» — «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему возможность исправить ошибку.

Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды ит. д.

Усложняем: поиграйте в игру «Грустный — веселый»: вспоминайте все, что может быть грустным: «Больной ребенок?» — «Да». «Сломанная игрушка?» — «Да». «Обиженный клоун?» — «Да». «Смеющаяся девочка?» — «Нет».

Слова можно заменить действием: «нет» — топаем, «да» — хлопаем.

Поиграйте в игру «Из чего сделано?». Например, что сделано из дерева? Пусть ребенок перечислит как можно больше слов, обозначающих предметы, сделанные из дерева: палочка, карандаш, книга, тетрадь, машина и т. д.

Спросите у ребенка, а может ли быть сделано все, что он перечислял, из другого материала, например, машина или счетная палочка? Книжка? Ведь игрушечная машинка может быть и железной, и пластмассовой, и резиновой и т. д.

Игра «Звучащие предметы»

Цель: развивать у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.

Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.

Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами. С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки — шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.

Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.

Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.

Закрепляем: у вас дома есть музыкальные игрушки? Итак, играем. Например, поет зайка, хохочет мышка, о чем-то говорит медведь, а можно одновременно включить несколько игрушек. Пусть малыш угадает каждую игрушку Чтобы было интересно, меняйтесь ролями, ошибайтесь.

Усложняем: предметы могут звучать тише или громче, быстро или медленно. Играем на прогулке: птицы поют, машины сигналят и т. п.

Игра «Зеркало»

Цель: развиваем внимание, наблюдательность, синхронность».

Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям.

Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д.

Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.

А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте!

Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.

Можно построить несложный дом из 4-5 кубиков, потом нарисовать человечка (можно схематично), затем прочитать стихотворение.

Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».

Где ошибся Буратино?

Цель: формировать произвольное внимание, зрительный контроль за рукой при написании узора

Необходимый инвентарь: тетрадь и ручка.

Как играем: расскажите ребенку о том, как Мальвина учила рисовать Буратино. Она рисовала узор, а он Должен был нарисовать такой же. Дайте образец (несложный узор, например, волнистая линия, с каждой стороны от нее нарисованы кружочки). Ниже — узор Буратино (в некоторых местах нет кружочков). Ребенок должен помочь Буратино исправить ошибки.

Усложняем: рисуем 3-4 ряда разных геометрических фигур. Все фигуры каждого ряда повторяются. В каждом ряду ребенок заштриховывает, например, только квадрат. Или квадрат заштриховывает вертикальными линиями, а треугольник горизонтальными. Круг можно штриховать закручивающейся спиралью и т. д.

Игра «Забавный художник»

Игра помогает вырабатывать наблюдательность

Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 5-6 отличиями в каждой и т. д.

Как играем: покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.

А может, художник нарисовал что-то неправильно?! (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег... на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.

Закрепляем: играем летом — рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает. В машине — чтобы ребенок вас не отвлекал, дайте ему несколько заранее подготовленных картинок, в которых нет деталей. Пусть ребенок их дорисует. А когда приедете к месту назначения — проверьте его.

Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга десятью и более деталями.

Упражнение «Дорисуй-ка»

Игра учит ориентироваться в пространстве; развивает произвольное внимание

Необходимый инвентарь: несложные рисунки, карандаши или фломастеры.

Как играем: предложите ребенку нарисовать справа от солнышка столько же тучек, сколько и слева; на земле столько же птичек, сколько и в небе; под пеньком столько же грибочков, сколько яблок на яблоне и т. д.

Закрепляем: ваш ребенок расшумелся и не может остановиться? Обведите его правую и левую руку, нарисуйте на левой руке браслет, например, такой: три бусинки красных, одна желтая, одна оранжевая. Пусть он на правой руке нарисует такой же браслет.

Усложняем: у вас дома есть мозаика? Сложите из нее узор, предложите ребенку сделать такой же. А сами можете идти на кухню и доваривать суп.

Игра «День и ночь»

На столе выставляют 5-6 игрушек. Названия этих игрушек проговариваются детьми. Взрослый говорит: "Ночь". Дети закрывают глаза, в это время прячется одна игрушка. На слово взрослого "День" дети открывают глаза и угадывают, какую игрушку спрятали. Так повторяется несколько раз. Вместо игрушек можно взять яркие картинки из лото.

Игра «Повтори»

Взрослый называет несколько слов, (для начала не более трех) ребенок их запоминает, а потом повторяет.

Задания на развитие временных представлений.


Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель: формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Оборудование: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Содержание: психолог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующего время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.


Игра «В какое время года нужны эти предметы?»

Цель: закрепление понятия о временах года и сезонных изменениях в природе.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки (например, зонт скакалка, панама, мяч, лыжи, санки, резиновые сапоги, меховая шапка, велосипед и т.д.)

Содержание: психолог показывает ребенку изображения времен года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и объяснить почему, а также по каким признакам он определил время года.


Упражнение «Кто старше?».

Цель: определение возраста человека.

Оборудование: картинки с изображением людей разного возраста (младенец в коляске, дошкольник, ученик, юноша, взрослый мужчина, пожилой человек и др.)

Содержание: психолог просит ребенка выложить ряд картинок по принципу возрастания или убывания возраста изображенных на них людей.


Задания на развитии пространственных представлений


Упражнение «Ориентировка в окружающем пространстве»

- У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали свое название – правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать твои руки?

- Покажи, какой рукой ты рисуешь, пишешь, ешь.

- В какой рук ты держишь ручку, карандаш, ложку.

- Как называется эта рука? (следует показ).

-Надень на правую (левую) руку браслет.

- Подбрось мяч правой рукой.

- Переложи кубик левой рукой. И т.д.


Игра «Найди пару»

Цель: различение правой и левой сторон тела.

Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек ит.п.

Содержание: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).


Игра «Капризный фотограф»

Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову – справа от зайца, мышку – слева от мишки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.


Игры на развитие образного мышления,

формирование мыслительных операций

Задание «Залатай коврик» Из четырех вариантов подбери подходящую заплатку к каждому коврику.


Игра «Четвертый лишний»

Требуется серия картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать.


Игра «Колумбово яйцо» Инструкция: «Давай попробуем восстановить разбитое яичко. У тебя есть осколки от «волшебного яйца» и чертеж, по которому можно правильно и точно сложить яйцо».


Игра «Закономерность» Ребенку необходимо найти закономерность в изображении предметов и показать те предметы, которыми нужно закончить каждый ряд.


Игра «Угадай животное» Психолог спрашивает у ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как….; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как… и т.д.». При затруднениях у ребенка назвать животное, можно воспользоваться картинками.


Игра «Полянки» Ребенку предлагается рисунок «Полянки» и зашифрованное письмо-схема, помогающее найти нужный домик. Используя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема помогла найти ему путь.



Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

Игра «Я вижу то, что вы не видите»

Цель игры: развитие концентрации внимания, реакции и наблюдательности.

Дети расходятся по комнате и внимательно осматриваются кругом. Кто-то из них (по желанию) начинает описывать форму, цвет, свойства, величину и другие признаки выбранного им предмета, находящегося в игровой комнате, но не называет его.

Начать эту игру можно так:

Я вижу то, что вы не видите! Это предмет сложной формы небольшого размера песочного цвета с пятью выдающимися в разные стороны частями, обитает в море. Что это? (Морская звезда)

Когда дети находят этот предмет, громко называют его. Если предмет угадан, то следующий ребенок начинает рассказывать про свой задуманный предмет, и игра продолжается.

 

Таким образом, дети получают возможность, не «замочив» ног, добраться до противоположного берега. Затем они меняются либо парами, либо ролями в паре, и игра повторяется. При этом дети возвращаются таким же образом на покинутый ими берег.

 

Игра «Морские хищники»

Цель игры: развитие общей моторики, ловкости и решительности, коммуникативных способностей, снятие мышечного напряжения, разрядка, создание благоприятной психологической атмосферы.

На полу мелом чертится большой круг — это воображаемый корабль. Взрослый объясняет детям условия игры:

В море вокруг корабля плавает много акул, касаток и других морских хищников. Они стараются утащить матросов в море, а матросы пытаются их поймать и втащить на корабль. Когда матросам удается втянуть морского хищника на корабль, он превращается в матроса, а если матрос попадает в море, он становится морским чудовищем.

Дети деляться на команды: матросов и морских чудовищ. Перетягивать можно друг друга только за руки. И по правилу: один матрос — одно чудовище. никто больше не вмешивается.

Вводится дополнительное правило: если кому-нибудь станет больно, неприятно, он испугается, он может крикнуть «Стоп!», и борьба прекращается.

 

Игра «Корабль»

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, доверия и интуиции, навыков мотивации.

Дети берутся за руки и встают в круг — это берег. В середине круга находится море — это очень опасное, коварное море, так как в нем есть скалистые утесы и рифы. (Утесы и рифы делаются из стульев и картонных коробок различных размеров.) На стулья-утесы можно посадить желающих детей и в конце игры дать им возможность высказаться о своих пережитых впечатлениях и ощущениях.

Один ребенок, по желанию или по выбору, становится «кораблем», а другой — капитаном корабля. «Кораблю» завязывают глаза, а капитан управляет своим судном, давая словесные указания. Задача «капитана» — вести свой «корабль» так, чтобы он не налетел на утесы и рифы. Примерные команды капитана: «Сделай два шага вперед», «Стоп!», «Повернись направо и пройди еще два шага» и др.

Чтобы дети устали от игры, не стоит отправлять в плавание больше двух-трех кораблей.

 

Игра «Посмотри-ка на меня!»

Цель игры: развитие наблюдательности и умения преподнести себя.

Взрослый предлагает детям рассказать или изобразить пантомимой различные виды транстпорта (тематика может быть любой):

Расскажите о своем любимом виде транспорта, не называя его, а мы попытаемся отгадать, о чем идет речь.

Ребенок может так описывать легковой автомобиль: он быстро едет по дорогам, в него можно сесть впятером, он есть почти в каждом доме и т.д.

Расскажите или покажи пантомимой машину или любой другой транспорт, на котором ты еще не ездил, но очень хочешь прокатиться.

(Принцип тот же.)

Если бы ты был взрослым и работал водителем, то на какой машине хотел бы ездить?

Каждый из детей демонстрирует собственное представление о транспортных средствах. Задача зрителей — догадаться, что именно им было показано.

 

Рисование силуэтов

Цель игры: развитие мелкой моторики, концентрации внимания и абстракного мышления.

Рисование лучше всего проводить под спокойную инструментальную музыку.

Дети берут по одному фломастеру и листу бумаги для рисования, выбирают себе место в комнате: на полу или на столе. Задача ребенка: подумать и нарисовать на листе только контур машины (тематика может быть любой), без опознавательных обозначений. Когда все рисунки будут готовы, взрослый вывешивает их на стенд. Задача детей, переходя от рисунка к рисунку, зрительно попытаться отгадать, какую машину хотел изобразить художник: мотоцикл, скорую помощь, пожарную машину и т.д.

 

Упражнение «Робот и тряпичная кукла»

Цель игры: развитие воображения и абстрактного мышления, восприятия и осознания собственного тела, обучение навыкам расслабления и снятия мышечного напряжения.

По команде взрослого (громкий хлопок в ладоши) дети двигаются по комнате то как тряпичные куклы, то как роботы.

  Тряпичная кукла двигается со свобоно болтающимися руками и опущенными плечами. Также расслабляются лицевые и челюстные мышцы, так что немного опускается нижняя челюсть и через приоткрытый рот видны зубы.

  Роботы — тяжелые и неповоротливые, они неуклюже шагают по комнате, с трудом поворачиваются и неловко совершают другие движения. При этом дети могут корчить веселые рожицы.

Упражнение повторяется несколько раз.


Игра «Я не должен - я должен»

Цель: Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.

Ход игры.

Взрослый заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (В системах: взрослый-ребёнок, ребёнок - ребёнок) и шаблоны «Я не должен», «Я должен», изображение знаков «+, - »

I вариант: Ребенок раскладывает около шаблонов те картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняет свой выбор.

II Вариант: дети сидят на стульях, у каждого по 2 шаблона. Взрослый показывает сюжетную картинку, предлагает детям сделать выбор и показать шаблон, соответствующий их выбору. Выслушиваются объяснения 2-3 детей.

 

Игра «Звери на болоте»

Цель: Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь.

Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого. Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)

Ход игры.

Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

 

Игра «Чудо - дерево».

Цель: Упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде.

Взрослый. Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению.

 

Словесная игра «Все наоборот»

Цель: Активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)

- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.

 

Дидактическая игра «Оцени поступок»

Цель: Развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

 

Игра «Мост дружбы»

Цель: Развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.).и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

 

Игра «Волшебный стул»

Тот кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова.

 

Игра «Фотографии друзей»

Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.

На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.

 

Игра: «Волшебные руки»

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?»

 

Музыкальная игра «Танец в парах».

Цель: развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе.

Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги. Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.

 

Экспериментальная ситуация «Сломанный карандаш».

Цель: развивать эмпатию, гуманное отношение к сверстнику в конфликтной ситуации.

Двум детям предлагается, пользуясь одной коробкой карандашей, нарисовать снеговика (ель, подсолнух и т.д.) Один карандаш - самый привлекательный по цвету, новый - механический грифельный, т.е. механически будет прятаться в корпусе. Дети стремятся взять этот карандаш, но возникают сложности. В такой ситуации проявляется отношение к затруднениям сверстника.

Обсуждается, что чувствовал ребенок в ситуации затруднения и того или иного отношения к нему сверстника.

 

Игра «Радио».

Цель: развивать устойчивый интерес к сверстнику.

Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог вначале сам изображает диктора. Он поворачивает к детям спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора передается детям.


Упражнение «Снежинка»

Представь себе, что с неба падают снежинки, а ты ловишь их ртом. А теперь снежинка:

легла на правую щеку – надуй ее;

легла на левую щеку – надуй ее;

легла на носик – наморщи нос;

легла на лоб – пошевелите бровями;легла на веки – поморгай глазами и открой их.

Снегопад закончился.


Упражнение «Черепашка» Представь, что мы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лопатках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать – они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!


Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

«Зайчик-кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко

А колечко непростое –

Блестит словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы – в кулак, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.


«Комарик»

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз (это «лапки»).

«Доброе утро!»

Доброе утро, ручки! (потереть ребенку ручки)

Вы проснулись?

Доброе утро, ножки! (потереть ножки)

Вы проснулись?

Доброе утро, щечки! (погладить щечки)

Доброе утро, ушки! (прикоснуться к ушкам)

Доброе утро, животик! (погладить животик)

Доброе утро, спинка! (погладить спинку)

Доброе утро, плечики! (погладить плечи)

Доброе утро, пальчики! (размять каждый пальчик)

Пальчики проснулись

И потянулись, потянулись!


«Перед нами елочка»

Перед нами елочка - (сцепить пальцы в замок, но не сгибать)

Шишки, иголочки, (пальцы сжать в кулачки, кроме указательных)

Шарики, фонарики, (покрутить кистями)

Зайчики и свечки, (выставить указательный и средний пальчики, затем

ладошки тесно прижать друг к другу)

Звезды, человечки. (ладошки сложены вместе, пальчики растопырены; два

пальчика поставить на стол)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бутолина Юлия Александровна

Дата: 26.02.2020

Номер свидетельства: 541169

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства