Просмотр содержимого документа
«Идентификация чувств у детей с ЗПР. Дневник чувств и эмоций»
Идентификация чувств у детей с ЗПР. Дневник чувств и эмоций
Одной из специфических закономерностей развития психики являются особые взаимоотношения ребенка с окружающей средой, и прежде всего с людьми. В силу своих особенностей, дети с задержкой психического развития испытывают трудности в осознании своих переживания и не всегда понимают эмоциональные состояния людей, эмоции таких детей не всегда адекватны, наблюдается отклонения в поведении, всё это затрудняет их взаимодействие с окружающими и адаптацию в социуме. Проблемы в эмоциональной сфере, если не предпринимать необходимых мер их коррекции, в дальнейшем сказываются на обучении детей, на их успеваемости и приводят к различным формам социально – психологической дезадаптации. Дети с ЗПР нуждаются в формировании эмоциональной сферы и коррекции её недостатков, это является одной из приоритетных задач воспитания в целом. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «…эмоции не развиваются сами по себе, …основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема». Важным моментом в работе педагога-психолога, является необходимость научить ребенка управлять своими эмоциями, понимать эмоциональнее состояния других людей, что позволит контролировать свое поведение и приведет к успешному взаимодействию с окружающим миром.
Для коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития необходим комплексный подход. Для осуществления коррекционной работы по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития рекомендуется учитывать следующие условия:
*установление положительного эмоционального контакта с ребенком, доброжелательный настрой педагога;
*эмоциональное проведение занятия, обогащенный интонациями голос педагога;
*организация специальных коррекционных занятий, направленных на снятия напряжения, обучение выразительным движениям — «азбуке эмоций» и имитации различных эмоциональных состояний;
*развитие умений понимать эмоциональные состояния, учить ребенка распознавать свои и чужие эмоции, анализировать причины их возникновения;
*применение в практике педагогические средства, которые способствуют появлению положительного отклика со стороны ребенка (поощрение, ситуация успеха, музыкальное сопровождение занятия и т.д);
*развитие умений у ребенка контролировать свои эмоции, осознавать их, и справляться с ними;
Рекомендуются основные направления коррекционной работы по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития:
*развитие мышечных реакций, которое включает:
обучение мимической гимнастике;
обучение пантомимическим упражнениям на понимание эмоций;
обучение навыкам релаксации.
*развитие эмоциональной сферы детей, которое содержит:
обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других — людей и животных;
обучение правильному восприятию и распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
обучение умению понимать и анализировать собственные эмоции;
овладение словесными обозначениями эмоций.
*развитие коммуникативных умений и навыков, которое включает:
обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.
Примерная схема проведения занятия по эмоциональному развитию:
1.Мимическая гимнастика (Приложение 1).
2. Работа над пониманием эмоциональных жестов, движений, поз – вначале педагог сам показывает, затем предлагает ребенку повторить эмоциональные движения (Приложение 2).
3. Проигрывание различных эмоциональных состояний с помощью голоса и интонации (Приложение 3).
5. Рассматривание одноперсонажных и многоперсонажных схем, раскрывающих эмоциональные проявления в различных жизненных и сказочных контекстах; схем с вариативным проявлением эмоций; схем в которых внешнее выражение и причина эмоций представлены в конфликтной форме, т. е. прямо не согласуются; схем, предполагающие оценку причинно следственных связей (Приложение 5).
6. Рассматривание и «расшифровка» эмоций на картинах, пиктограммах, работа над эмоциональным словарным запасом (репродукции картин И. И. Левитана «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «У омута»; В. Д. Поленова «Ранний снег», «Золотая осень», «Пруд»; И. И. Шишкина «Бурелом», «Дубовый лес», «Иней», «Рожь»; В. М. Васнецова «Аленушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «Царевна лягушка», «Снегурочка», «Иван Царевич на Сером Волке»; Ф. А. Васильева «Оттепель», «Перед дождем», «Рассвет», «Мокрый луг», «Осень» и др)
7. Работа над литературным произведением. Это могут быть стихи А. Блока («Летний вечер», «На лугу», «Зайчик» и др.), В. Берестова («Веселое лето», «За игрой», «Заяц барабанщик» и др.), С. Дрожжина («Миновало лето», «Первый гром», «Все зазеленело»), А. Плещеева («Скучная картина», «Осенью»), А. Фета («Сад весь в цвету…», «Задрожали листы, облетая…»); рассказы П. Бажова, В. Драгунского, Н. Носова, К. Паустовского, М. Пришвина, Л. Толстого; сказки Г. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др.
8. Передача ребенком настроения, эмоционального состояния путем выбора соответствующей картинки (приложение 6).
9. Прослушивание музыкальных произведений, выразительно передающих различные настроения, эмоциональные состояния (музыкальные пьесы: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»; Л. Бетховен «Веселогрустно»; Р. Шуман «Веселый крестьянин»; С. Майкапар «Тревожная минута» и «Раздумье»; Д. Кабалевский «Печальная история», «Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка», «Клоуны»; А. Гречанинов «Материнские ласки»; Г. Свиридов «Грустная песенка» и т. д.).
10. Подведение итогов занятия с обязательным стимулированием (похвалой) детей за участие в работе.
Приложение
Приложение 1.
- Сморщить лоб и поднять брови (удивиться), выше, еще выше и расслабиться.
- Нахмуриться (рассердиться) – еще сильнее - расслабиться.
- Расширить глаза (испугаться), затем расслабить веки, представив, что наступила ночь и хочется спать.
- Расширить ноздри (вдохнуть, почувствовав какой – то запах; выдохнуть) – расслабиться.
Педагог обращает внимание детей на то, что наши руки могут «без слов» сказать многое: поблагодарить, поприветствовать, выразить недовольство, любовь и т. д. Далее педагог просит детей с помощью жестов изобразить радость, обиду, удивление, гнев, усталость и т. д.
При повторении игры можно предложить одному ребенку руками сообщить какую-нибудь информацию. Остальные дети будут пытаться отгадать, что он хотел сказать.
«Угадай-ка»
Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям отгадать «живые загадки», а затем тихонько, чтобы не слышали другие дети, дает одному из участников игровое задание. Ребенок выполняет его. Дети пытаются отгадать продемонстрированный им образ. Примерный перечень заданий:
• Изобрази свирепого медведя, бегущего за Машей;
• Изобрази, как лиса уговаривала колобка сесть ей на язычок;
• Покажи, как расстроенный заяц бежал по тропинке в надежде, что кто-нибудь поможет ему выгнать лису из избушки;
• Изобрази, как дул волк на соломенный домик Ниф-Нифа;
• Покажи, как ловит комаров веселый лягушонок;
• Покажи, как кот Леопольд шел на рыбалку.
Приложение 3.
«Передай голосом»
Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д
Приложение 4.
«Волшебное зеркало» - педагог (ребенок) демонстрирует жест или позу, дети повторяют движение.
«Мое настроение» - ребенок изображает различные эмоциональные состояния – я устал, я весел…
Приложение 5.
Разноперсонажные схемы: котенок удивленно смотрит на ежа. Состояние удивления
Приложение 6.
Педагог заранее устанавливает в разных местах зала пиктограммы. Читая стихи, он предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, соответствует настроению отрывка. Для этого предлагаются следующие стихотворные отрывки.
Плачет серенький зайчонок,
Так невесело ему.
Он промок,
Замерзли лапки,
Заблудился он в лесу.
Скоро ночь, скорей бы к маме
Как найти её: «Ау!»
Сердитый, страшный серый волк
Весь день по лесу бродит,
Обходит каждый кустик он,
Но зайцев не находит.
Рано утром, на рассвете
Вышел гномик погулять,
Чтоб лесным зверятам разным
Свой костюмчик показать.
В небе солнце улыбалось,
Радовался гном,
Что его наряд прекрасный
Увидят все кругом:
Заяц и лисица,
Волк, барсук и львица.
Рано утром солнышко встает,
У дома на заборе петушок поёт.
Радуются солнышку яркие цветочки,
Раскрывают солнышку свои лепесточки.
Жил на свете слон,
Смеяться не любил он.
И ходил он весь в печали,
Грустно головой качая.
Однажды в солнечный денёк,
Уселся ёжик на пенёк.
Его увидел зайка серый,
К нему бежит он со всех ног:
«Что ёжик грустный ты такой,
Что приключилось друг с тобой?»
В магазине «Для детей»
Встретил ёж своих друзей.
Заболтался, закрутился,
Магазин уже закрылся.
Ежик очень загрустил,
Что игрушек не купил.
Мишка-топотышка
Лесной дорогой шёл.
Песню пел малышка,
Вдруг в ельник он зашёл.
Набрал он много шишек,
И радостный такой
С корзиной полной шишек
Он поспешил домой.
Дневник чувств или как научиться понимать собственные чувства
Как прекратить заниматься «дожиганием» эмоциональных ситуаций? Как научиться экологично «утилизировать» свои неприятные эмоции? Как обнаружить собственные источники самомотивации и внутренней энергии? Как научиться приходить в тонус и концентрироваться в эмоционально сложной ситуации?
В арсенале эмоциональной компетентности есть отличный инструмент для ответа на эти вопросы – «Дневник эмоций».
Дневник эмоций – это техника отслеживания своего эмоционального состояния с целью улучшения самопонимания и самоконтроля.
Эта техника основана на базовых принципах эмоциональной компетентности:
осознание приводит к управлению.
то, что мы не осознаём, управляет нами.
Мы устроены таким образом, что сначала чувствуем, затем думаем. И это одна из причин того, что мы редко задумываемся о том, какие именно эмоции мы испытываем. В то время как именно эмоции являются «ключами» к нашим мотивам и потребностям, источниками нашей энергии или ее утечки!
Задачи дневника чувств и эмоций:
*получить реальную картину своего эмоционального состояния;
*понять свой ведущий (типично преобладающий) эмоциональный фон;
*наглядно увидеть взаимосвязь и различия между эмоциями, потребностями и своими намерениями;
Вы можете сильно удивиться, обнаружив через неделю регулярного ведения «Дневника эмоций», как часто вы испытываете раздражение, злость, страх, обиду и подобные эмоции, при этом считая себя в целом позитивным и дружелюбным человеком! Наилучшие результаты в применении этой техники дает регулярная практика. Такой вариант применения «Дневника» хорош для работы над самопониманием и концентрацией. Для развития навыков самоконтроля можно попробовать другой подход: заполняйте дневник чувств в наиболее эмоционально окрашенных ситуациях дня, сразу же, по горячим следам. Помимо самоанализа и осознания того, что вас вывело из себя, вы получаете немедленный бонус: вербализация эмоций сама по себе снимаетстресс! Эта на первый взгляд простая техника может дать вам много практической информации для понимания причин собственной неэффективности, источников стресса и нахождения личных ресурсов. При регулярном ведении «Дневника эмоций» через некоторое время (примерно месяц) у вас вырабатывается навык самопонимания и эмоциональногосамоконтроля. Кроме того, само по себе ведение такого дневника делает ваше эмоциональное состояние более стабильным и позитивным.