Психолог: Уважаемые педагоги! Я благодарна, что вы пришли сегодня на наше занятие. Тема выбрана не случайно, т. к. уже прошли все праздники, которые способствовали поднятию положительного эмоционального настроя и в преддверии окончания учебного года наше психологическое состояние под воздействием нервно-психических нагрузок начинает истощаться.
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжения. Один мудрый человек сказал: “Что лучше один раз проговорить и проделать самому, чем сто раз об этом услышать”. Мне хотелось, чтобы вы приступили к работе с хорошим настроением, я попытаюсь показать вам способы расслабления и поднятия настроения, используя специальные методы. Может быть, вы посмотрите друг на друга с другой стороны, которая была вам не известна и просто немного расслабиться и отдохнуть.
Сегодня я начну наше занятие со стихотворения, которое называется “Свободный разговор”:
– Поговорим?
– О чем?
– О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Много знаете Вы.
А что-то мне известно.
Поговорим?
–Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Психолог: Сейчас я вам предлагаю Игру “Приветствие”, в которой вы должны поприветствовать друг друга нетрадиционным методом – щечками.
-Что является для вас формулой хорошего настроения? (ответы участников).
Психолог: Я считаю, что формулой хорошего настроения является здоровое тело, ясный ум и положительные эмоции и чувства. Тело нуждается в нашем постоянном уходе, ум — в тренировке каждый день. А смех – это лекарство от рутины, от всего, что «достало» и от многих болезней. Он вызывает комплексный биохимический процесс, который поднимает тонус и энергетику нашего организма.
Ученые рекомендуют — вместо того, чтобы 40 минут расслабляться, лучше 5 минут посмеяться. Ведь именно смех усиливает способность концентрироваться и повышает умение решать задачи.
Если вы способны улыбаться жизни, тогда жизнь всегда улыбнется вам!
Когда у вас плохое настроение или вы чем-то недовольны — вы начинаете болеть: сначала ваша душа, а если вы не измените ничего, то и ваше тело. И в свою жизнь вы начинаете притягивать негатив. Чем больше нерешённых задач, тем негативнее ваши мысли и хуже ваше настроение.
Получается заколдованный круг: ваши негативные мысли притягивают всевозможные неприятные ситуации, а от этого портится ваше настроение и вы мыслите негативно… Круг замкнулся! И всё начинает «валиться из рук»… Чтобы разорвать этот круг, надо «-» поменять на«+», то есть переключиться.
Есть замечательные действенные приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения. По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью. Я хочу вам предложить следующее Упражнение “Звуковая гимнастика”.
Психолог: Вы, наверное, знаете, что звуки также оказывают благоприятное воздействие на наш организм в целом. Каждый звук имеет свой принцип действия.
ХА – помогает повысить настроение.
При выполнении этого упражнения необходимо принять спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
Сейчас я хочу вам предложить поиграть со звуком ХА – помогает повысить настроение. Игра называется «Ха – ха – ха». Все ложатся, кладя голову на живот другому участнику и, образуя таким образом длинную цепь, первый играющий говорит: «Ха», второй: «Ха-ха» и т. д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.
Психолог: Метод самовнушения действенный, если вы в это действительно верите, а не просто произносите набор слов.
Инструкция: Каждый участник должен по очереди прочитать мантру, которая называется Мантра «Я»:
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Таких как я больше нет.
И так – с каждым человеком.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.
Психолог: А теперь я предлагаю Вам ответить на вопросы Теста «Опытный воспитатель ДОУ», касающихся непосредственно нас - воспитателей. А пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
1. Воспитатель детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой промолчать
в) По способу пешего хождения
Ключ к тесту
Если большинство А) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если Б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы воспитателя ДОУ.
Если В) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать директором детского сада.
Психолог: А сейчас я вам предлагаю «Прогулку» по зоопарку.Встаньте друг за другом в круг.
В зоопарке утро.
Служащий зоопарка чистит граблями дорожки. (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз).
Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней).
Приходят в зоопарк первые посетители (пальцами бегать вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафом и смотрят как они радостно прыгают (хлопки крест-накрест).
Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм и львы с жадностью едят мясо (мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине).
Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру. (стучать кулачками по спине)
А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку. (делать по спине движения руками сверху вниз).
Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (щипать руки, ноги).
А вот и колибри прилетела в гнездо и устроилась там поудобнее (в волосы и слегка подергать их).
Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, почувствуйте дыхание партнера. Послушай и понаблюдай за дыханием партнера и постарайтесь достичь синхронности дыхания с дыханием партнера. Мы с вами одно большое животное, которое дышит ровно, глубоко, спокойно). Молодцы!
Психолог: Теперь я прошу Вас по очереди высказать «Пожелание друг другу» на этот день.
Психолог: Говорите чаще друг другу приятные слова, учитесь жить с позитивным умом и со здоровым телом и хорошее настроение не покинет больше Вас!
Психолог: А теперь отметьте свое настроение на “Градуснике настроения”.
Участники отмечают свое настроение на конец занятия.
-Что вам понравилось, а что было трудно выполнить?