Сложите руки в «замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходиться по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
Проговариваем «Формулу любви к себе».
«Я люблю тебя (и назовите свое имя) и принимаю тебя таким, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться. Самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».
3.Информативная (лекционная) часть: «Мастерство учителя в управлении своими эмоциями (15 мин)(текст лекции).
4.Упражнение: «Маска релаксации» (10мин.) При надевании «маски релаксации» необходимо расслабить мышцы лба и бровей, верхние веки глаз спокойно опустить, глазные яблоки слегка повернуть кверху так, чтобы внутренний взор оказался сосредоточенным в бесконечность в область переносицы. Язык должен стать мягким, его кончик – находиться у корней верхних зубов. Губы полуоткрыты, зубы не соприкасаются друг с другом.
После «надевания» «маски релаксации» начинайте беседу со школьниками.
5.а) Упражнение «Подсолнух» (10 мин.)
Эти упражнения способствуют лучшему овладению собственным телом, саморегуляции.
Ведущий предлагает рассчитаться на первый и второй. Вторые номера входят в круг и берутся за руки, аналогично и первые номера. Вторые номера поднимают руки вверх, а первые проходят как бы в круг, затем вторые номера опускают руки. Первые номера прогибаются спинами, а вторые наклоняются вперед. В течение 10 секунд держат подсолнух, а затем меняются местами.
б) Упражнение «Качели» (10 мин.)
Пара поворачивается спиной друг к другу. Руки сцеплены в замок. Один подсаживается как бы под своего партнёра, ноги в коленях сгибает и, приподнимаясь, наклоняется потихоньку вперед, ноги в коленях выпрямляет; в это время партнёр прогибается в спине. Затем партнёры меняются местами.
Перерыв 20 минут.
6. Релаксационный видеофильм «Вера в себя». (35 мин.)
Чтобы хорошо устроиться для просмотра фильма, рекомендую вам войти в АТ состояние.
Перестать напряженно, думать, позвольте мыслям течь спокойно пусть они проходят сами по себе. Сосредоточьтесь на внутреннем восприятии мира. Слова анализировать нет смысла. Аутотренинговый фильм разработан специалистами для восстановления собственного ресурса.
7.Рефлексия занятия (15 мин.)
Все что мы делаем на занятиях, способствует самовосстановлению вашего организма в целом, мы с вами обучаемся психорегуляции психических состояний и умению управлять своим собственными эмоциями.
8.Ритуал прощания. (3 мин.)
Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.
Лекционно – информационный материал:
«Мастерство учителя в управлении своими эмоциями».
Педагогическое образование – это не только овладение системой знаний, логикой рассуждений и способами деятельности. Это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений. Это становление мира личности на основе знаний, эмоций, веры и любви.
Чтобы справиться с этой миссией, педагогу необходимо развитое мышление, не только логическое, но и образное, способность к эмпатии, к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения. Учитель должен уметь поддерживать свою форму, обладать искусством самовыражения.
К личностным качествам, которые характеризуют творческую индивидуальность, можно отнести глубокую эмоциональную погруженность в ход событий. Успешность той или иной деятельности, её результативность зависит от того, насколько эффективно и целесообразно используются стойкие особенности личности человека, обусловленные типом его высшей нервной деятельности.
Индивидуальным стилем деятельности педагога называют систему предпочитаемых учителем приёмов, склад его мысли, манеру общения, способы предъявления требований и разрешения конфликтов. Творческий стиль во многом неповторим.
Избранные учителем приёмы и методы педагогического взаимодействия должны быть системны, гармоничны, согласованны, созвучны между собой; должны соответствовать личности учащихся и особенностям коллектива, а также творческой индивидуальности самого учителя.
Педагогический проект предстоящей деятельности должен отражать индивидуальные особенности педагога.
учителям подвижного типа высшей нервной деятельности важно обеспечить себе свободу творческого поиска на уроке, наметить не «прямую линию» своей деятельности, а своеобразный «коридор», предусматривающий возможность импровизированного, «зигзагообразного» движения к намеченной цели.
Базой для организации импровизированного самочувствия учителей инертного типа является «продумывание возможных вариантов, многих деталей обучения на основе тщательного, выверенного прогнозирования и проектирования», умение дать «веер вариантов» хода учебного процесса, заранее предусмотреть выход из различных ситуаций педагогического общения с конкретными ребятами.
Давайте посмотрим, что помогает нам легко справляться со своими эмоциями – артистизм. Выделим роль артистизма в структуре личности учителя, а также задачи, цель и результат труда педагога – артиста. Урок – всегда творчество!
Синтезирующую.
Обогащенную и гармонизирующую личностные проявления педагога.
Регулирующую самочувствие педагога, его настрой на творчество.
Защитную.
Формирующую мотивационно – ценностное отношение к содержанию образования (логичное и красивое сочетание эмоционального и рационального на уроке дает возможность ребёнку по – новому взглянуть на образование, найти в нем увлекательное и ценное лично для себя).
Небольшое отступление: «Современная психология признает театр как один из методов преодоления трудностей общения, обеспечивающих возможности для самовыражения человека, и даже лечебного воздействия с целью снятия различных неврозов, сохранения психического здоровья».
Если учитель искренне устремлён к высоким целям своего труда, если в его душе живет желание помочь детям стать лучше, то всё – и эмоции, и воображение, и пластика, и внешняя выразительность, и владение собой – ложиться в основу определенного качества, и возникает то, что называется педагогическим артистизмом.
Проблема психических состояний педагога и управления ими в процессе деятельности и общения очень важна, поскольку физическаяраскрепощённость (сюда относим – мышечных заимов, свобода движений, легкость пластического выражения) и психологическая свобода (отсутствие страха быть объектом внимания, свободное изъявление воли, мысли, чувства, психическое равновесие) – это первое исходное условие продуктивности деятельности учителя и развития его артистизма. При этом условии становиться возможным проявление его индивидуального Я.
Низкая эмоциональная культура, неумение владеть формой эмоциональных переживаний и читать чужие эмоции – губительно для педагога. Учитель-неврастеник – беда и для него самого, и для его окружения.
Умение ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя своё психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно – психической энергии – трудно переоценить значение этих моментов в работе учителя.
Устанавливает прочные эмоциональные контакты с детьми те преподаватели, кто умеет «сбросить маску», активно, выразительно проявляет свои чувства, умеет быть непосредственным. Чтобы научиться сбрасывать однообразные сковывающие маски, необходимо овладеть набором ролей, играть их непринужденно и гибко – в зависимости от того, с кем вы общаетесь. Чувствуя, что вы в маске, ваш партнёр сам спешит надеть её. А чувствуя, что вы отдаете контакту свою энергию, свой порыв, – сам оживляется.
Настройка на творчество в непосредственном общении с детьми сложна и протекает у каждого по своему, большинство педагогов систематически осуществляют психологическую настройку на предстоящий урок, готовятся к встрече с детьми. В этом процессе значительная роль отводиться таким эмоционально значимым моментам, как мысленное переживание предстоящего урока, мероприятия, выработка своего эмоционального отношения к объектам деятельности.
Это – стремление мысленно пережить предстоящее общение и через него вызвать необходимый творческий настрой, который поможет почувствовать предстоящую деятельность, как бы эмоционально погрузиться в неё. Показательно для творческого процесса педагога стремление соотнести материал урока с собственным личным опытом, который помогает эмоционально осветить материал, увидеть в нем новые связи и опосредования.
Именно так материал деятельности и приобретает необходимую творческую привлекательность для самого учителя.
Можно условно выделить и рекомендовать следующие основные направления работы по эмоциональной настройке перед уроком.
– глубоко личностно осознать материал, заново увлечься давно знакомым и ощутить удовлетворение от предстоящей работы с классом;
– найти внешние формы выражения своего эмоционального отношения к учебному материалу: соответствующие жесты, мимику, интонацию;
– выполнение физических действий, которые должны соответствовать определенному эмоциональному состоянию и способны вызвать в человеке нужные эмоции.
Поскольку самочувствие, психическое состояние человека мало подвластны воле и сознанию, надо отталкиваться не от них, а от логики физических действий, которая при верном её осуществлении рефлекторно вызовет соответствующую ей логику чувств.
Допустим: у педагога, подготовившего урок, мероприятие, нет сегодня желания работать в классе – плохое настроение. Как в этом случае может помочь метод физических воздействий? Оказывается, существует магическое «если бы». «Если бы я был в хорошем настроении, все было бы так: я бодрой, энергичной походкой вошел бы в класс, приветливо поздоровался, доброжелательным взглядом окинул класс…».
Одновременно педагог должен физически воспроизвести всю логику своих действий с подлинной верой в это состояние, не выжимать из себя настроение, а последовательно действовать.
Действия всегда поддаются нашему контролю и постепенно сосредотачивают внимание на работе, отвлекают от посторонних воздействий. Постепенно приводят нас к нужному чувству, в данном случае к творческому.
Кроме метода физических действий для саморегуляции настроения и психического состояния можно рекомендовать педагогу такие методы, как рефлексия (самопознание своего внутреннего мира, осмысление его), аутогенная тренировка (метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, позволяющей управлять физиологическими и психическими процессами организма), релаксация (снятие стрессовых нагрузок, психического напряжения, достижения состояния покоя, расслабленности), музыкотерапия (воздействие на психику посредством музыки с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики).
Необходимо находить в своей деятельности все хорошее, фиксировать в сознании эти хорошие качества и опираться на них
Полезно записывать все удачные приёмы в педагогический дневник, просматривая который можно освежить в памяти эффективные испытанные средства и способы общения. А это в свою очередь облегчит сознательную выработку необходимых элементов оптимального педагогического общения.
Мощным рычагом в руках педагога, многократно увеличивающим его власть над собой, является самовнушение психологическая сущность этого приема – зарождение и укрепление веры в себя как субъекта деятельности. Самовнушение связано с огромной концентрацией психических процессов (внимания, воображения, мышления, памяти) на объекте работы. Внутренняя сосредоточенность позволяет зримо представить то состояние, к которому стремиться педагог. Техника самовнушения строиться на аутогенной тренировке, состоящей из словесных предписаний.
Внушить себе что – то - значит поверить, поверить – значит быть. Человек воздействует на себя с помощью слов и мысленных образов.
Например, можно использовать метод вербального самовнушения, апробированный Г.Н.Сытиным в психотерапевтической практике. Словесные формулы учитель может произносить «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, во время рабочего дня, перед трудной беседой.
На следующем занятии мы с вами будем разучивать упражнения на регуляцию психических состояний, а сегодня я хочу показать вам еще один метод регуляции психического состояния.