Формирование готовности к профессиональному самоопределению детей-сирот.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению детей-сирот.
Помощь детям в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск личностного смысла в трудовой деятельности. Сегодня эта задача особенно актуальна, поскольку на первое место все больше выходят так называемые "престижные профессии". Соответственно меняется и характер профориентационной помощи. У детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование готовности к профессиональному самоопределению детей-сирот. »
Формирование готовности к профессиональному самоопределению
у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Потеря семьи является тяжелейшей трагедией в жизни ребенка и оставляет глубокий след в его судьбе. Усилия государственных сиротских учреждений в области воспитания и обучения детей –сирот в значительной степени не достигают своего результата, т.к. выпускники этих учреждений испытывают серьезные трудности, оказавшись перед необходимостью самостоятельно решать свои жизненные проблемы.
Эти трудности обусловлены инфантилизмом, искаженным самоопределением, незнанием и неприятием самого себя как личности. Многим выпускникам интернатов и детских домов свойственны черты иждивенчества, неграмотность в решении материальных проблем, вопросов собственности, экономики, которые касаются их лично. Особые трудности они испытывают в общении с незнакомыми людьми, где требуется умение строить личностные отношения . Выпускники детских домов оказываются неготовыми к выбору профессии и планированию жизненного пути. В этих трудностях выпускников детских домов проявляются последствия отрицательного опыта семейных отношений и усвоения негативных ценностей и образцов поведения в раннем возрасте, т.к. большая часть детей, воспитывающихся в детских домах, приютах и интернатах являются социальными сиротами, т.е. имеют родителей, проявляющих асоциальные формы поведения. По данным детского фонда, в течение года после выхода из сиротских учреждений треть выпускников избирает противоправный путь, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый заканчивает жизнь самоубийством. В связи с этим встает задача целенаправленного изучения особенностей личностного развития и самоопределения детей-сирот в жизни, в обществе, профессии и необходима разработка программ психолого-педагогической поддержки их с целью повышения жизненной компетентности, в условиях постоянно изменяющейся социо-культурной ситуации.
За последние 10 лет кардинально изменились социально-экономические условия в стране, что обострило социальные проблемы и требует внесения корректив в педагогическую и психологическую работу в сиротских учреждениях.
Поэтому государством поставлена задача разработки комплексного подхода к оптимизации процесса личностного и профессионального самоопределения детей-сирот - воспитанников государственных сиротских учреждений и их последующей социально-психологической адаптации к самостоятельной жизни.
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в юношеском возрасте. Чтобы юноши и девушки приняли правильное решение, необходимо начинать профориентационную работу гораздо раньше, не позднее подросткового возраста. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Помощь детям в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск личностного смысла в трудовой деятельности. Сегодня эта задача особенно актуальна, поскольку на первое место всё больше выходят так называемые “престижные профессии”. Соответственно меняется и характер профориентационной помощи.
У детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт, неконкретен.
В условиях детского дома особенно важно работать над формированием жизненных планов воспитанников, выявляя наиболее значимые жизненные ориентиры ребёнка, тем самым, способствуя его самоопределению.
Воспитанник, всесторонне подготовленный к самостоятельной жизни, способен сделать осознанный выбор жизненного пути, выбрать будущую профессию, организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами того социума, в который он попадёт после выпуска из детского дома.
Проведя исследования в группе, по “Опроснику для выявления готовности школьников к выбору профессии” (подготовленным профессором В. Б. Успенским), мы выяснили, что у 75% детей – низкий уровень готовности, у 25% - средний уровень готовности, а высокую готовность не продемонстрировал ни один воспитанник.
Анализ изучения трудов по профессиональной ориентации подростков: Климова Е.А. “Как выбирать профессию”, Пряжникова Н.С. и Пряжниковой Е.Ю. “Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников”, позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы для воспитания детей, проживающих в детских домах.
Нам, педагогам, необходимо разработать программу “Формирование готовности к профессиональному самоопределению у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.
Данная программа должна включать в себя:
Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий;
Ознакомление детей со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции;
Формирование мотивации саморазвития, направленности личности на успешность в профессиональной деятельности;
Развитие у детей положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
Во время занятий по данной программе дети смогут:
изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
получить подробную информацию об учебных заведениях, опыт принятия решения и ответственного выбора;
определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.