Формирование "ментальной грамотности" в процессе преодоления дизорфографии
Формирование "ментальной грамотности" в процессе преодоления дизорфографии
Современная социально-психологическая ситуация развития детей обусловлена изменениями в культурной и социально-экономической сфере в обществе: глобализация, интенсивность, широкое развитие технологий и распространенность гаджетов. Сегодня нужней не информированность, а компетентность - «умение решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний».
«Ментальная грамотность» - это умение использовать существующие знания о биологических и функциональных особенностях человеческого мозга, памяти и творческого мышления для решения задач в различных видах и формах обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование "ментальной грамотности" в процессе преодоления дизорфографии»
Формирование «ментальной грамотности» в процессе преодоления дизорфографии
Современная социально-психологическая ситуация развития детей обусловлена изменениями в культурной и социально-экономической сфере в обществе: глобализация, интенсивность, широкое развитие технологий и распространенность гаджетов. Сегодня нужней не информированность, а компетентность - «умение решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний».
«Ментальная грамотность» - это умение использовать существующие знания о биологических и функциональных особенностях человеческого мозга, памяти и творческого мышления для решения задач в различных видах и формах обучения. «Ментальная грамотность» - это компетенция. Согласно системно-генетической концепции В.Д. Шадрикова любая компетенция формируется в деятельности. Наш проект предполагал формирование «ментальной грамотности» в процессе преодоления дизорфографии у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на этапе основного общего образования. Так как средний школьный возраст – период интеллектуализации всех психических процессов, их осознание и произвольность. С этой сложной задачей самостоятельно не справляются многие дети с ОВЗ.
Актуальность выбора процесса преодоления дизорфографии как деятельности по формированию «ментальной грамотности» обусловлен следующим: педагоги и специалисты отмечают, что среди детей с ОВЗ характерен рост числа школьников с трудностями формирования орфографического навыка. По данным И.В. Прищеповой, их число достигает 80%. Учителя-предметники, анализируя свою деятельность, выявляют, что грамотность одно из слабых мест подготовки выпускников с ОВЗ. Изучение орфографии заканчивается в 7 классе, но зачастую в 8-9 классах «теряется» приобретенный запас орфографических знаний, умений и навыков.
Для успешного преодоления дизорфографии необходим определенный уровень развития познавательных процессов. Дети не осознают взаимосвязь развитости познавательных процессов для успешного усвоения орфографических навыков, не владеют способами развития и управления вниманием, памятью, мышлением применительно к конкретной деятельности. Мы обучали способам развития и формирования навыков управления своей познавательной сферой, таким образом формируя способность решать задачи в других областях жизнедеятельности.
Одним из эффективных методов и приемов создания условий для развития способностей детей является социальное наставничество, формирующее плодотворную среду для раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса.
Совместные усилия педагогов, специалистов, родителей и детей формировали стратегии действий – индивидуальные планы, маршруты развития, работы в преемственности индивидуального подхода и социализации, позволяя обучить новой методике участников образовательного процесса.