Просмотр содержимого документа
«Этапы работы педагога-психолога с семьёй, находящейся в социально-опасном положении.»
Этапы работы педагога-психолога с семьёй, находящейся в социально-опасном положении.
Существуют различные подходы к выявлению семейного неблагополучия, которые используются педагогом-психологом:
через диагностику супружеских и детско-родительских отношений;
через изменение в поведении детей;
через изучение отношений детей к оценке своего поведения.
Для диагностики супружеских отношений широко используются методы, позволяющие определить степень удовлетворенности (неудовлетворенности) браком, изучить межличностные отношения супругов, выявить нарушения семейных отношений и особенности поведения в конфликтных ситуациях. Для изучения детско-родительских отношений широко используются рисуночные тесты, анкеты родителей(см.приложение),позволяющие проанализировать взаимоотношения в семье и выявить дефекты семейного воспитания.
Поэтому, задача педагога-психолога - приложить максимум усилий к работе с такой семьёй. Для определения наиболее эффективной формы работы с семьёй необходимо очень хорошо знать её проблемы. В какой помощи нуждается семья, какую, прежде всего помощь предоставить? Медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую. Для этого, на семью, находящуюся в социально опасном положении заводится папка, которая включает следующие документы:
Психолого-педагогическая характеристика.
Социальный паспорт семьи.
Карточка семьи для индивидуальной работы с ней. 2. Акты первичного обследования ЖБУ семьи и контрольных посещений.
Анкета.
Выписки из протоколов совета по профилактике при проведении анализа ситуаций в семье.
Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, составлен план работы, начинается непосредственно работа с семьёй.
Задачи педагога-психолога в процессе работы с семьёй:
установление контакта с семьёй;
выявление проблем и трудностей в семье;
стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти и органами внутренних дел;
использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.
Одна из форм работы педагога-психолога с семьёй – это патронаж, то есть посещение детей на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально экономическими целями. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж помогает принять профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказался ребенок.
Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где психолог, кроме информирования по определённой теме организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры и др.
В семьях, находящихся в социально опасном положении редко можно наблюдать какой-то один вид проблем, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Методика работы с противостоянием семьи. Первичные реакции противостояния семьи:
-отрицание;
-обвинение;
-хрупкость отношений;
-импульсивность родителей, детей;
-отказ от встреч;
-неприятные помощи, безнадежность, окружение семьи (препятствия, опасности);
-кризисы семьи, детей;
Очень важно, чтобы члены семьи почувствовали, что их положение может меняться к лучшему, и это не ведет ни к потерям, ни к новым переживаниям. Например, планируется срочно посетить врача, записать ребенка к специалистам. Для этого с семьей обсуждается , что необходимо сделать и чем можно помочь.
Большое внимание необходимо уделять бытовым условиям, в которых проживает семья. Изменение бытовых условий – это самый положительный показатель. Стало чище в квартире – легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и взрослым и т.д.
Непременным условием оказания помощи в семье, находящейся в социально опасном положении является вовлечение родителей и детей в совместную деятельность с любым центром и другими организациями для расширения педагогического поля и воспитательного пространства. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Задача психолога мотивировать потребность семьи измениться к лучшему.
.
Заключение.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы оказание психолого-педагогической материальной помощи. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.