Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс на тему «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности педагога-психолога школы»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательное школа №4 г. Шебекино Белгородской области»
Цель: стала организация деятельности обучающихся, родителей и педагогов
в поиске и обработке необходимой информации;
обобщению способов действия;
помощь в постановке учебных и воспитательных задач;
включение обучающихся, родителей и педагогов в информационно-образовательную среду.
сопровождение предполагает создание среды, т.е. оптимальных условий для развития личности обучающегося и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.
Задачи:
обеспечить сопровождение, как целостной и комплексной системы педагогической поддержки и психологической помощи личности;
создать условия, способствующие социальной адаптации обучающегося, родителя и учителя;
профилактика состояний неблагополучия субъектов образовательного процесса (ученика, родителя, педагога).
Основными функциями тьютора являются: проектировочная
организационно-мотивационная
информационно-консультационная
аналитическая
рефлексивная
Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач!
Проектировочная функция
Проектировочная функция (тьютор-методист, тьютор-член команды
разработчиков):
разработка концепции тьюторской программы или события: цель, форма, методы, средства, этапы;
разработка содержания, включая учебные материалы (курсы), элементы
рефлексии и мотивации;
разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и
вариантов маршрутов;
разработка организационно-методической и нормативной документации (положения, инструкции, формы документов и пр.);
разработка требований к информационно-образовательной среде, соз- дающей условия для социального, образовательного и профессионального самоопределения педагогов.
Организационно-мотивационная функция (тьютор-координатор, тьютор-администратор): создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы, стимулирующей учебный процесс;
осуществление социальных контактов между педагогами;
организация решения административных и технических вопросов, возникающих у педагогов;
подготовка к проведению и проведение очных и виртуальных образовательных событий;
контроль тиражирования и рассылки итоговых документов.
Информационно-консультационная функция (тьютор-навигатор, тьютор-предметный консультант, тьютор-консультант по развитию, тьютор- социальный продюсер): ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения;
консультирование и поддержка педагогов, помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой деятельности;
оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний
и практических навыков, указание способов трансформации их в про-
фессиональную деятельность;
оказание помощи в выстраивании индивидуальной образовательной
траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного и профессионального самоопределения).
Аналитическая функция (тьютор-наблюдатель, тьютор-аналитик):
наблюдение и фиксация личностных данных, способностей педагогов, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению;
анализ портфолио личностного развития и портфолио педагогов в процессе и по итогам обучения.
Рефлексивная функция: организация рефлексивной деятельности на этапах обучения учителей;
создание условий для освоения педагогов рефлексивных навыков и умений.
6. Рефлексия (коррекция профессиональной деятельности через самоанализ).
Принципы тьюторского сопровождения учителей: 1.Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности.
2. Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своев-ременного процесса в развитии познавательного интереса.
3. Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов педагогов.
4. Открытость – управление собственной познавательной и образовательной деятельностью.
Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации: Самоопределения;
Самообразования;
Самоосуществления;
Самореализации человека в профессии.
Тьютор включается в разные виды деятельности проектную, исследовательскую, за счет чего педагогам удается увидеть проблемы собственной практики, построить пути их решения, создать программы преобразований, связанных с повышением качества образования.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе:
(Практическая психология в образовании). – М.: Генезис, 2000.
2. Зоткин А. Идея тьюторства и проблема субъективности в обра-
3. Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении //Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. – М.: АПКиППРО, 2009.
4. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая позиция. – М.:
2008.
5. Организация тьюторского сопровождения в образовательном уч-
реждении: содержание, нормирование и стандартизация деятель-
ности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методическо-