kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Думай как ребёнок, поступай как взрослый. (искусство быть родителем) Тема 1: «Опять двойка»:как заставить ребёнка хорошо учиться".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Никогда родители так часто не жаловались на проблемы в обучении и на лень детей. Радикально поменялась среда обитания , и родители столкнулись с поколением своих детей-маленьких потребителей.

За это время произошло социальное и экономическое расслоение. Ревность к вещам, зависть к детям из обеспеченных семей стимулируют рыночные отношения в школе. Разводы, разделы имущества ,взаимные упрёки в низкой зарплате -всё это дети видят, «фотографируют» , «сканируют»  , «копируют» с нас.

Ещё одно радикальное изменение они растут в новой коммуникативной среде. Компьютеры заменяют семью. Электронные игры –ролевые игры со сверстниками.

Мобильная связь послужила толчком для психологической созависимости детей и взрослых. Она стала инструментом контроля в руках активных мам и бабушек. Ребёнку не нужно больше принимать самостоятельных решений и планировать свою жизнь!

Перенасыщенная информационная среда расшатывает уверенность ребёнка в себе. Особенно при негативном характере информации. Таким образом, среди устойчивых детских страхов появился страх терактов, страх потерять родителей…..Страх не выучить урок и получить двойку – не самый яркий! Получение знаний не гарантирует более важное для детей физическое и социальное выживание. Они выживают вместе с нами. Это влияет и на семейный контекст, и на мотивацию к обучению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Думай как ребёнок, поступай как взрослый. (искусство быть родителем) Тема 1: «Опять двойка»:как заставить ребёнка хорошо учиться". »

Думай как ребёнок, поступай как взрослый.

(искусство быть родителем)

Тема 1: «Опять двойка»:как заставить ребёнка хорошо учиться.

Никогда родители так часто не жаловались на проблемы в обучении и на лень детей. Радикально поменялась среда обитания , и родители столкнулись с поколением своих детей-маленьких потребителей.

За это время произошло социальное и экономическое расслоение. Ревность к вещам, зависть к детям из обеспеченных семей стимулируют рыночные отношения в школе. Разводы, разделы имущества ,взаимные упрёки в низкой зарплате -всё это дети видят, «фотографируют» , «сканируют» , «копируют» с нас.

Ещё одно радикальное изменение они растут в новой коммуникативной среде. Компьютеры заменяют семью. Электронные игры –ролевые игры со сверстниками.

Мобильная связь послужила толчком для психологической созависимости детей и взрослых. Она стала инструментом контроля в руках активных мам и бабушек. Ребёнку не нужно больше принимать самостоятельных решений и планировать свою жизнь!

Перенасыщенная информационная среда расшатывает уверенность ребёнка в себе. Особенно при негативном характере информации. Таким образом, среди устойчивых детских страхов появился страх терактов, страх потерять родителей…..Страх не выучить урок и получить двойку – не самый яркий! Получение знаний не гарантирует более важное для детей физическое и социальное выживание. Они выживают вместе с нами. Это влияет и на семейный контекст, и на мотивацию к обучению.

Ситуация 1.

Не все дети учатся ровно и хорошо с первого класса. 7-летняя девочка очень стеснялась отвечать и переспрашивать. Ей нужно было время, чтобы подумать над ответами. В конце второго класса на родительском собрании её причислили к «твёрдым троечника». Папа девочки – чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию.Он устроил дома дочке скандал и та ушла на улицу….Родители разыскали её на вокзале, догадавшись, что девочка собралась в соседний посёлок к бабушке…. С тех пор ребёнок подрос, она подтянула учёбу и уже выбралась в «хорошисты» , но до сих пор помнит реакцию отца на «тройки» и своё чувство одиночества и отчаяния.



Что происходит

Родители: «Наша дочь троечница….Нам стыдно ходить в школу на родительские собрания».

Дочка: « Они меня не любят , потому что я какая-то не такая уродилась. Моя жизнь кончена…»


Практика приклеивания отрицательных ярлыков снижает мотивацию достижения у детей. Что проку стараться, если тебя всё равно будут ругать за плохие отметки? Дети обнаруживают , что в школе есть «любимцы» и «изгои», «трудные дети» и «отличники». Эти ярлыки- показатель статуса ребёнка в группе. Ярлыки управляют поведением всех членов группы.

Объектом оценки должен быть не ученик, а результаты его усилий.Различают отметки и оценки. Отметки позволяют и нам и детям отслеживать траекторию прогресса в обучении. А оценки- это невидимые колпаки с надписями, которые дети долго носят на голове.Для кого-то это корона, для кого -то- клеймо.

Что мы говорим.

Что они думают.

«Ты позоришь семью. У нас все заканчивают школу с золотыми медалями».

«У меня какая-то аномалия…Я-гадкий утёнок».

«Если ты сейчас учишься на тройки, что ты запоешь, когда подрастёшь?».

«Жизнь может только ухудшаться.Чем старше становишься, тем тяжелее и беспросветнее…»

«Я не хочу даже знать, что ты получил двойку.Как хочешь, но домой приноси только хорошие отметки».

«Их не интересую я. Их интересуют только мои отметки».


Ситуация 2.

«Способный, но ленивый!»-ещё один ярлык в школе.Мальчик первые три года начальной школы учился очень хорошо. Но после смены классного руководителя стали появляться сначала «четвёрки», а потом и «тройки». Оказалось, что у мальчика нет стратегической мотивации к обучению. Он не знает, зачем надо учиться и почему важно выполнять задания всякий раз.

Что происходит

Родители: «Ты способный, но ленивый! Жалко, что пропадает такой дар…»

Сын: «они понимают, что я способный и обладаю даром. Этого достаточно , чтобы ничего не делать. Мне повезло!»


Хвалите детей, чтобы поощрять к учёбе. Но хвалить стоит действия и результаты его усилий. Способности -это прекрасный стартовый капитал, но они могут остаться неиспользованным природным ресурсом. Ценностью обладают результаты наших усилий. Кому-то они даются легче, кому-то –трудней. Школьная программа построена на формировании всё более усложняющихся навыков .Пропуски в нашей школе чреваты быстрым нарастанием пробелов.. Выход в том, чтобы у детей выработать привычку заниматься, ориентироваться на достижение хорошего результата.

Сейчас многие дети не знают, зачем им учиться, если успех жизни измеряется не способностями, а материальными благами. «Способности- это 10%от капитала или таланта, остальное-труд!»

Что мы говорим.

Что они думают.

«Тебе достались хорошие гены! Я тоже учился легко!»

«Ура! Мы -счастливая семейка! Главное, чтобы достались гены .Пусть работает тот, кому не повезло!»

«Ты просто ленивый, стоит только поднатужиться, как ты покажешь блестящий результат!»

«Я бы поднатужился…Но я- ленивый .Как –нибудь удивлю их, ладно уж!»


Так почему же они не хотят учиться?

1.Они не понимают, зачем это нужно. Раньше зависимость между образованием и положением человека была очевидна. Учёба приравнивалась к труду. Сегодня сами взрослые расхолаживают детей, говоря, что дело не в образовании, а в связях, не в усилиях, а в симпатиях, не в таланте ученика, а в деньгах родителей.

2.Прикрепить ребёнку отрицательный ярлык-всё равно что поставить крест на его «карьере». Если нет зависимости между усилиями и поощрениями, даже обезьянка в зоопарке не будет прыгать с ветки на ветку , а будет лениво висеть на хвосте.

3.Они не приучены совершать усилий, необходимых для учёбы , потому что в «нормальной» семье у ребёнка « должно быть всё». Мы опекаем своих детей , балуем их большим количеством игрушек. Но на самом деле , дети должны расти в условиях некоторого дефицита и тогда они сами будут придумывать различные игры из подручных материалов.

4.Они мало играли до школы в ролевые игры. В современном мире дети чаще играют с компьютером , чем со своими сверстниками.

5.Им бывает просто не интересно! Есть дети , которым интересны сложные задачи, а с простыми они не справляются именно потому, что они не соответствуют их уровню способностей .Попробуйте не упрощать задание , а усложнить , чтобы и вы , и ребёнок почувствовали границы своих возможностей.

6.Мы так восхищаемся нашими детьми, их способностями и талантами, что иногда им уже ничего не нужно делать: счастье, что родился такой вундеркинд!

Почему же они всё-таки учатся?

  1. Учиться всё-таки интересно!

  2. Дети учатся , потому что так принято -ходить в школу, делать уроки.

  3. Они учатся, чтобы нас не расстраивать.

  4. Дети чувствуют доверие взрослых.

Как заставить ребёнка учиться? Взять ремень и выпороть, поставить в угол на колени на гречку или заставить эту гречку перебирать?

Психологическое давление-инструмент жестких людей, которые считают справедливым , когда «младший» подчиняется «старшему».Но это простой путь потерять контакт с ребёнком. А без контакта с ним уже ни о чём не договориться….

Самый верный путь стимулировать обучение-это сформировать уже у малышей познавательный интерес к миру .Детское удивление и готовность пробовать необычные вещи нужно поддерживать и поощрять. В вашей речи должно звучать: « Посмотри, какой птенчик…»; «Иди, попробуй сделать это сам! Правда, здорово?».И когда ваш ребёнок подрастёт, нельзя перемещать акцент только на интеллектуальные достижения. Ваш сын или дочь очень нуждаются в похвале, признании и безусловной любви. Не забывайте об этом.

Ориентируйтесь на чувства ребёнка. Говорите ему о том, что понимаете его чувства в данный момент. Используйте такие фразы: «Я вижу, ты расстроен.Ещё бы!» ,«Я тебя понимаю…Похоже, ты сделал всё, что мог в этой ситуации» , «Мне тоже не всё равно…», « У тебя горят глаза от счастья. Ну-ка , похвастайся!».

Не скрывайте своего огорчения и ожиданий. В этом вам помогут такие фразы «Я ожидал большего .Иногда на задание нужно тратить не час, а два…»; «Почему ты не попросил о помощи? Мы же рядом!»; «Давай посмотрим на это задание ещё раз. Что было самым трудным?».

Хвалите вашего ребёнка за удачные решения. Напоминайте ему о прошлых достижениях, настраивайте его на удачу!. Иногда похвала- это аванс, а иногда- подсказка. Хвалите то , что он делает, а не его самого. Это очень просто : « Мне нравится, как ты тут придумал…» , «Покажи, как ты это сделал? Научи и меня!».

Попросите психолога в школе измерить IQ ребёнка или подобрать другие тесты на развитие интеллекта , чтобы оценить ресурс и понять структуру способностей вашего сына или дочери. Ориентируйте ребёнка на постоянные и систематические усилия. Способности угасают, если их не тренировать.

Наши дети учатся и живут для себя, а не для того, чтобы тешить наше самолюбие успехами ребёнка в школе.

Выводы

Главное в обучении- это глубокая познавательная мотивация, интерес к новому , необычному, сложному. Успешно учатся и развиваются дети с хорошим ориентировочным поведением, уверенные и настойчивые. Важнее хвалить за старания и успехи, чем фиксироваться и ругать за ошибки. Учителя и родители должны действовать согласованно, но отвечать за успехи будет всё же ребёнок!.


Материал подготовила педагог-психолог школы Панфилова С. Е.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Панфилова Светлана Евгеньевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127153


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства