ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ «КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ «КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ»
Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации нашего общества. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ «КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ»»
Духовно-нравственное воспитание «Культура как средство духовного развития молодёжи»
Максим Вячеславович Звягинцев
ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж автосервиса»
Специалист
практический психолог
Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации нашего общества. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане Республики. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе и не только в школе, а так же и в колледже, должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь учащегося.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Подростки же в свою очередь, базируются как раз на заложенных в них с детства качествах духовно-нравственного воспитания такие как: милосердие, доброта, дружелюбность, ответственность, послушание, терпение, верность, толерантность, взаимопомощь.
Важнейшим этапом развития воспитания подрастающего поколения является концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
В наше время идеалом концепции воспитания молодого поколения становится такой гражданин нашей республики, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, чтит духовные морально-этичные традиции народа своего государства.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? В первую очередь, это семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, борьба за своё право на свободу и свободу своей страны;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, толерантность;
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира, стремление познать новое и работать во благо развития своего государства и общества;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– уважение религии, которая присуща нашему народу – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие и этическое развитие;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Учитель, социальный педагог, практический психолог, семья, друзья… Все они влияют на развитие личности учащегося. Важную роль играет в развитии духовно-нравственного воспитания сам учитель как личность, на которую ориентируется ученик; и важно то, как подаёт себя учитель, что он делает для того чтобы ученик захотел развиваться и становиться лучше. У современного учителя должна быть «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в колледже, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей это поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Особенности методов и мероприятий по духовно нравственному воспитанию всех учащихся заключаются в усилении взаимодействия между колледжом и родителями. Достигается это различным путями: встречи с семьей, проведение родительских собраний в неформальной обстановке; проводятся совместные внешкольные мероприятия: «посещение музеев, выставок и походов, организация спортивных соревнований».
Духовно - нравственное воспитание учащихся предусматривает создание таких условий обучения, при которых формируется и стимулируется позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Одним из направлений нравственного воспитания учащихся является углубленное изучение искусства, а именно, литературы, музыки, театра, живописи. Хорошо действуют, театральные перевоплощения, принятие на себя различных образов наглядным образом укрепляют в душах детей истинные ценности.
Колледж сегодня проводит колоссальную работу по духовному воспитанию подрастающего поколения. Огромное значение уделяется изучению религии. И задача родителей – совместно с педагогами вложить в юные неокрепшие души зерно истины.