Документационное обеспечение коррекционно-развивающего процесса. Из опыта работы педагога-психолога ДОУ.
Документационное обеспечение коррекционно-развивающего процесса. Из опыта работы педагога-психолога ДОУ.
Специальная документация педагога-психолога - это документация, обеспечивающая содержательную и процессуальную сторону его деятельности. Паспорт обследования ребенка, карта психолого-педагогической помощи ребенку; индивидуальные программы работы и другие виды документации являются закрытой документацией. Хочу поделиться формами документации, которые есть у меня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Документационное обеспечение коррекционно-развивающего процесса. Из опыта работы педагога-психолога ДОУ. »
Специальная документация педагога-психолога ДОУ
Это вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
Выписка из медицинской карты.
Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
Психологические заключения. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации хода взаимодействия психолога с ребенком.
Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме.
Заключения, коррекционные карты и протоколы являются закрытой документацией, которая предъявляется только по запросу специалистов системы образования. Хочу поделиться примерными бланками специальной документации, которая есть уменя.
Карта
сведения о ребенке
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Сведения о семье
Состояние здоровья
Данные об особенностях развития до поступления в ДОУ
Социальные условия
Домашний адрес
Телефон
На оборотной стороне карты в виде таблицы фиксирую динамику развития ребенка по годам:
Отмечаю уровни развития познавательных процессов, а также статус в группе на начало года и на конец.
Адаптационный лист наблюдения педагогом - психологом МБДОУ д/с № _____
За Ф.И. ребенка:
Год рождения:
Дата поступления в ДОУ
Группа:
Дальше дата наблюдения и особенности поведения и эмоционального состояния. Например:
23.06.2013
В саду на 2 часа с мамой. Эмоциональное состояние спокойное. Речь развита. Проявляет интерес к окружающей среде. Активно включается в режимные моменты.
Или:
В саду до обеда. При расставании с мамой плачет. В течение времени пребывания в группе эмоциональное состояние неуравновешенное. Интерес к игровой деятельности проявляет слабо. Контакты ограничены. Аппетит отсутствует или избирательный.
После нескольких наблюденийделаем заключение.
Заключение: от “___”___________20___года
1) Эмоциональное состояние ребенка:
2) Социальные контакты ребенка:
3) Сон ребенка:
4) Аппетит ребенка:
Уровень адаптации:
Паспорт обследуемого ребенка
Дата обследования
Имя, фамилия
Возраст
Реакция на обследование:
Контактность:
- самостоятелен
- с активизацией взрослого
- недостаточная
Протокол обследования познавательной сферы ребенка
Восприятие
Какие предметы спрятаны в рисунке?
Находит все предметы
Находит 2/3 предметов
Находит 1/ 3 предметов
Кто это?
Находит все предметы
Находит 2/3 предметов
Находит 1/ 3 предметов
Внимание
Найди отличия.
Самостоятельно нашел все отличия
Нашел 2/3 отличий
Нашел 1/3 отличий
Память
Запомни картинки (кратковременная зрительная)
Называем все картинки, которые ребенок запомнил
Десять слов (кратковременная слуховая)
Называем все слова, которые ребенок запомнил
Мышление
Сложи картинку (наглядно-образное)
Складывает самостоятельно, без затруднений
Складывает самостоятельно с небольшими затруднениями
Складывает с помощью взрослого
Четвертый лишний.
Находит лишние предметы в 3 случаях
Находит лишний предмет в 2 случаях
Не находит лишний предмет
Нелепицы
Находит все нелепицы
Находит 2/3
Находит 1/3
Времена года
Называет 4 времени года и 3-4 признака
Называет 4 времени и 1-2 признака
Называет 2 времени или не называет признаков
Подбери заплатку к коврику
Находит в 4 случаях
Находит в 2 случаях
Не находит заплатку
Последовательность событий
Выбор карточек
Составляет связный рассказ
Затрудняется составить рассказ
Карта психолого-педагогической помощи ребенку
Карта №
Обследование проводит
Дата
Фамилия, Имя
Дата рождения
Группа
Адрес
Ф.И.О. родителей
Кем направлен
Причина обращения
Анамнестические сведения
Семья
Условия проживания
Особенности раннего развития
Жалобы в настоящий момент:
- сфера нарушения адаптации в ДОУ
- сложности в воспитании, обучении
- уровень выполнения программы
- трудности в усвоении норм поведения
- особенности социальных контактов
Ситуация в семье:
- совместные занятия дома с ребенком
- взаимоотношения родителей с ДОУ
- отношения в семье
- тип семейного воспитания
Взаимоотношения ребенка с педагогом
Взаимоотношения со сверстниками
Программа индивидуальной работы педагога-психолога
с (ф.и. ребенка, возраст)
1.Составлена психологом (Ф.И.О)
2.Психологическая характеристика ребенка
3.Цели программы /прописать конкретные цели и задачи с детьми, отдельно выделить работу с родителями и педагогами/
4.Этапыреализации программы по месяцам
5.Планируемые результаты психологической работы с ребенком в виде, допускающем их экспертную проверку
Например:
Психологическая характеристика ребенка: Высокий уровень личностной тревожности. Низкая самооценка. Имеет рассеянное, неустойчивое внимание, неустойчивое запоминание.
Цели: Снижение уровня личностной тревожности; развитие позитивной самооценки;
Этапы работы по месяцам:
Ноябрь - Снижение уровня личностной тревожности; (в коррекционной группе);
Декабрь - Коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на снижение
провоцирующих тревожность факторов;
Январь - Коррекционная работа: направленная на обучение повышение самооценки ребенка.
Планируемые результаты:
Наблюдение за поведением;
Анкетирование педагогов и родителей;
Графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой.
Диагностика внимания, памяти.
Индивидуальная работа
с Ф.И. ребенка
Цель: коррекция повышенной возбудимости
Пластические упражнения: На пляже.
Плывем. Вращаем головой. Левое плечо — правое плечо. Локоть — колено. Зайцы и черепахи. Шалтай-болтай. Болтаем ногами. Коленка — подбородок. Крутим педали. Солдатик. Выше ноги от земли. Ножницы.
Музыкальные задания: Извлекаем звуки. Музыканты. Слушаем тишину. Подражаем звукам животных. Слушаем классику. Цветная музыка. Пушистая музыка. Слушаем пение птиц. Волшебная картинка. Музыка для сказочных героев. Времена года. Маски.
Художественные задания: Рисуем поролоновыми губками. Украшение. Рисуем двумя руками. Шелковая аппликация. Царь-рыба. Делаем рамки для рисунков. Делаем рамки для рисунков. Море, водоросли, рыбы. Небо, облака, радуга. Рисуем двумя кисточками. Делаем коллаж. Рисуем, закрыв один глаз. Манная картинка.