Просмотр содержимого документа
«Доклад «Одаренность как феномен современного общества»»
«Одаренность как феномен современного общества»
Подготовил: магистр психологии Аккайынской средней школы Мартукского района Актюбинской области Жабагин Руслан Кенжигалиевич
Среди самых интересных и загадочных явлений природы феномен детской одаренности занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и
исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.
В зарубежной психологии проблема одаренности рассматривается не
только в теоретическом, но и в практическом аспекте. Ф. Гальтон в своем
труде "Исследование человеческих способностей и их развитие" утверждал, что естественный отбор необходимо заменить искусственным, который поможет поддержать падающий интеллектуальный потенциал в человеческом сообществе. В первой половине XX века многие зарубежные исследователи (А. Бине, Т. Симон, Л. Гермен) само понятие «одаренность» связывали прежде всего с высоким уровнем интеллектуальных способностей. И лишь начиная с 50-х годов, предметом интереса западных психологов становится творческая одаренность, в частности воображение.
В отечественной психологии проблеме одаренности не уделялось достаточного внимания. К числу первых работ по данной проблематике относятся исследования профессора Г. Россолимо, в которых он развивал идею сравнительного подхода к личности: ученый провел при ломоносовском обществе исследование и отбор высокоодаренных детей.
Но вопрос по изучению одаренности до сих пор остается открытым. Американцы в ходе практических исследований выявили, что одаренность обусловлена на генетическом уровне (хромосома 6). В Китае специалисты BGI (центр генетических исследований) придерживаются такой же точки зрения, считая, что одаренность ребенка зависит от наследственности на 50-80%. Но в противовес исследователям США и Китая, не менее актуальными могут выглядеть исследования Лазурского.
Очень важными понятиями в характерологии Лазурского являются понятия «эндопсихики» и «экзопсихики», введенные им в 1916 году.
После определения этих фундаментальных понятий Лазурский предпринял еще одну попытку классификации личности. В ее основу он положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде. Но одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала любой страны является налаженная система поиска и обучения одаренных индивидуумов. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.
И начинать нужно с общепсихологической грамотности. Нужны специальные школы для одаренных детей, специально подготовленные учителя, специальные учебники — но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть и что они другие— не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, но и личностным особенностям. Ведь одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание.
Использованная литература
Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети.... // Семья и школа, №3, 1990.
Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991.
Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.
Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995.- №4.- с.73.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.
Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; под ред. Н. С. Лейтеса - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.