Просмотр содержимого документа
«Доклад для педсоветов на тему "Особенности адаптации первоклассников"»
Психологические особенности адаптации первоклассников к школе
Возрастное развитие, особенно детское, - сложный процесс, который, как правило, приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. По Л.С. Выготскому развитие - это, прежде всего возникновение нового. Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей.
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. В ходе школьного обучения ребенок не только осваивает навыки получения знаний, но и обогащается новыми мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений. В этот период могут возникать некоторые сложности. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Трудность для ребёнка заключается в том, что если до школы некоторые индивидуальные особенности ребёнка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживает себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.
Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими является физиологическая и социально- психологическая адаптация. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
Физиологическая адаптация, которая происходит как бы автоматически, тем не менее, может значительно подрывать здоровье детей, медики отмечают снижение и повышение артериального давления, потерю веса, головные боли.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления к школьным требованиям процесса обучения и к выстраиванию социальных контактов. Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами - низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе. Основными компонентами психологической готовности к школе являются:
- умственная готовность к школе;
- мотивационная готовность к школе;
- эмоционально-волевая готовность к школе;
- готовность к общению с одноклассниками и учителем.
Если обобщить всё вышесказанное, то основные условия возникновения необходимости психологической адаптации ребёнка к школе:
-благоприятная семейная микросреда, для которой характерно отсутствие конфликтных ситуаций;
- правильные методы воспитания в семье;
-полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе;
-тесный контакт родителей с учителем;
- выполнение ребенком требований школьного режима.
Для успешной адаптации младших школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий не только в первый год обучения в школе, а на протяжении всего времени обучения в начальной школе, причём со стороны не только школы, но и родителей.
Литература
1. Алла Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 год. 3.
2. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс 2007 3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Педагогика, 1956. – 520 с. 2.