kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дневник психолого-педагогического сопровождения детей с ментальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дневник психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Содержит психологическую диагностику, образовательный маршрут ребенка, диагностика специалистов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дневник психолого-педагогического сопровождения детей с ментальными нарушениями»













ДНЕВНИК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ













Фамилия __________________________

Имя _____________________________

Отчество__________________________

Дата рождения_____________________





Дата заполнения __________________________

Учреждение ________________________________________________


Рекомендации по ведению дневника


Дневник заполняется на основе интегрированной психолого-педагогической оценки, полученной по итогам анализа данных психолога, логопеда, педагогов, а также изучения учебной документации. Дневник заполняется в течение учебного года, итоги работы с ребёнком анализируются 3 раза в год на ПМПк (консилиуме).

На первой странице четко и разборчиво заполняются педагогом данные о ребёнке, прописывается дата заполнения дневника, учреждение.

Затем специалисты, необходимые ребёнку, на основе рекомендаций ПМПК и ПМПк заполняют маршруты сопровождения.

Далее педагогом заполняется карта трудностей, имеющихся у ребёнка (педагогическая диагностика). При необходимости педагог обращается к другим специалистам. Карта заполняется на основе наблюдения за деятельностью ребёнка и изучения его работ. Учителем-логопедом отслеживается динамика речевого развития ребёнка на основе данных работы с ребёнком. Педагогом-психологом заполняется карта данных психологической диагностики, определяются причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ: даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции: диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики); проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения); сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения); аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение ребёнком образовательной программы. Динамика развития ребёнка отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.








Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения

Направление работы

(специалист)

Количество часов в неделю

Дата и время проведения

Используемые программы и технологии

Форма проведения занятий

Ф.И.О. специалиста



Психологическая помощь (педагог-психолог)















Дефектологическая помощь (учитель-дефектолог)















Логопедическая помощь (учитель-логопед)























Педагогическая помощь (учитель, воспитатель, социальный педагог)

















ЛФК (тренер по ЛФК)















Ритмика (тренер)













Другое (тьютор)























Педагогическая диагностика (заполняет педагог)

№ п/п


Виды трудностей

Год сопровождения

20___- 20___

20___- 20___

20___- 20___

20___- 20___

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к


ЛИЧНОСТНЫЕ













1

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие.













2

Нарушение нравственных норм и правил поведения.













3

Неосознанность важности и необходимости учения.






































































РЕГУЛЯТИВНЫЕ













1

Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу.













2

Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью.













3

Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью.













4

Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.













5

Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
























































КОММУНИКАТИВНЫЕ













1

Трудности во взаимодействии со взрослыми













2

Трудности во взаимодействии со сверстниками.













3

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами.













4

Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками













5

Неумение находить способы разрешения конфликтов
























































ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ













1

Общеучебные

Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны.













2

Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема













1

Знаково-символические

Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач.













2

Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов.













1

Информационные

Неумение находить и выделять необходимую информацию.













2

Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию.













3

Неумение передавать информацию.


























































ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ













1

Подготовка к обучению грамоте (ПГ) - чтение

Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук.













2

Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений.













3

Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения.













4

Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.













5

Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков.























































1

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи - русский язык

Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам.













2

Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже.













3

Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов.













4

Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.













5

Трудности в составлении различных видов рассказов.













6

Трудности в составлении всех типов предложений.























































1

ФЭМП – математика

Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности













2

Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого.













3

Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений.













4

Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который).













5

Трудности соотнесения цифры, числа и количества.













6

Трудности в практическом иллюстрировании состава чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.













7

Трудности в использовании условной мерки.













8

Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических

знаков +, -,‹,›, =).













9

Трудности в составлении и решении арифметических задач.























































Примечание к таблице

Н – начало года

С – середина года

К – конец года

Условные обозначения

(красный) – трудность есть

(желтый) — иногда встречается

(зеленый) – трудность скорректирована

Динамика речевого развития (заполняет логопед)

п/п


Старшая группа

Подготов. группа

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

нача

ло года

конец года

1. Развитие сенсомоторного уровня речи

Состояние фонематического восприятия













Состояние артикуляционной моторики













Состояние звукопроизношения*













Сформированность звуко-слоговой структуры слова













2

Сформированность навыка языкового анализа и синтеза













3

Сформированность грамматического строя речи













4

Состояние словаря и сформированность навыков словообразования













5

Состояние связной речи














Условные обозначения: В - высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

- звук в норме

- звука нет или он неправильный - звук поставлен изолированно (закрашивается ¼ часть круга)

- автоматизация звука в словах (закрашивается 2/4часть круга)

- звук в предложении (закрашивается 3/4 часть круга)

- звук введен в речь (закрашивается весь круг)



Состояние звукопроизношения («V» - отмечается нарушение в произношении звуков)



С

С

З

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л

Р

Р

Й

Г

К

Х

Т

Д

прочие звуки

Старшая группа

начало года





















конец года





















Подготов. группа

начало года





















конец года





















1 класс

начало года





















конец года





















2 класс

начало года





















конец года





















3 класс

начало года





















конец года





















4 класс

начало года





















конец года





















Психологическая характеристика (заполняет психолог)


Психологические

качества


Методики

Этапы проведения

Пред

школа-подг. гр.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

0к-тябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

Речевое развитие


«Речевые антонимы», «Речевые классификации», «Произвольное владение речью»











Визуальное мышление:

линейное

структурное

динамическое

комбинаторное

Тест Равена


Серия А

Серия В

Серия С

Серия D












Понятийное мышление:

Интуитивное,


Логическое,


Речевое,

Образное,

категоризация

Абстрактное мышление


Тест Амтхауэра №2


Тест Амтхауэра №3


Тест Амтхауэра №4


Тест Амтхауэра №6











Скорость преработки информации

Тест Тулуз-Пьерона












Внимательность

Тест Тулуз-Пьерона











Зрительно-моторная координация

Гештальт – тест Бендер











Кратковременная речевая память


«Кратковременная речевая память»











Кратковременная зрительная память


Кратковременная зрительная память»











Навык чтения


Тест Эббингауза –Ясюковой











Тревожность

Тест Кеттелла











Настроение

Тест Люшера











Энергия

Тест Люшера












Условные обозначения (уровень): В - высокий, С – средний, Н – низкий, П – патология.

Маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка 5-8 лет



Виды трудностей

(педагогическая симптоматика)

Причины трудностей

(психологи-ческая симптоматика)

Содержание коррекционной работы

Воспитатель

Психолог

Дефектолог




1


ЛИЧНОСТНЫЕ


Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие.


Несформированность представлений о себе,

Образе – Я:

Я - реальном,

Я – потенциальном.



Беседы на темы: «Что мы умеем - чему мы научимся».

Выставки достижений детей.

Оформление группового уголка «Звезда недели».

Оформление детских портфолио успеха, альбомов «Я умею и люблю».

Игры: «Люблю – не люблю»,

«Кем я стану», «Ласковое имя» (I.Л.1.1) и др.


Беседы о реальных и возможных достижениях детей.

Игры: «Я умею» «Отгадай, кто какой»,

«Мое будущее»,

«Если бы я был звездой» (II.Л.1.1).

Рисование на темы:

«Рисуем имя»,

«Мой смешной портрет»,

«Ладошка достижений»,

«Цветок качеств».

Ролевые игры.

Использование пословиц и поговорок

(чтение и беседы, заучивание) (III.Л.1.1).

Игры:

«Договори предложение» (III.Л.1.2),

«На кого я похож» (III.Л.1.3).

Игровой массаж «Что? Где?» (III.Л.1.4).



Тревожность,

неуверенность в своих возможностях,

способностях;

или

отсутствие

самокритичности.

Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием.

Похвала, поддержка.

Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка).

Психогимнастика.

Ролевые игры.

Игры (при отсутствии самокритичности):

«Угадай, что нравится маме (друзьям) (I.Л.1.2)»,

«Школа Дружбы» (I.Л.1.3).

Упражнение

«Я не могу – я могу – я сумею» (II.Л.1.2).

Психогимнастика.

Работа по сказке –метафоре «Огонек» (II.Л.1.3)

Игры с песком. Лепка.

Игры:

«Давай поговорим» (II.Л.1.4),

«Волшебные очки» (II.Л.1.5),

«Заяц – хваста» (II.Л.1.6),

«Мысленное путешествие по картине» (II.Л.1.7).

Тематическое рисование с учетом трудности ребенка.

Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний) (III.Л.1.5)

Использование междометий с различной интонацией (ай, ой, ух).

Интонационное выделение.

Игра:

«Попроси игрушку» (III.Л.1.6).








2
















Нарушение нравственных норм и правил поведения.







Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях.

Отсутствие внешних норм, ограничений.



Использование утренних вхождений в день Н. М. Метеновой (I.Л.2.1).

Оформление уголка «Наши добрые дела».

Чтение литературных произведений, например, рассказов В. Осеевой и беседы на этические темы (I.Л.2.2).

Игры: «Звонок в цветочный магазин» (I.Л.2.3),

«Приглашение в гости» (I.Л.2.4).

Решение проблемных ситуаций :«В вежливом автобусе», «Как поступить»

и др.

Игры: «Круг добра» (II.Л.2.1),

«Кто подарил добрые слова» (II.Л.2.2),

«Колечко дружелюбия» (II.Л.2.3),

Упражнение «Мусорное ведро» (II.Л.2.4).

Азбука вежливых фраз (составление предложений).

Игры: «Поздоровайся по-разному»,

«Поблагодари по-разному».



Расхождение между знанием норм и личным отношением к соблюдению правил.



Игры с правилами:

«Да и нет не говори»,

«Кричалки– шепталки– молчалки» (I.Л.2.5)

Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в д/с.

Игры:

«Вежливый ручеек»( I.Л.2.6),

«Волшебная палочка – добрых слов выручалочка» (I.Л.2.7).

Настольные игры:

«Оцени поступок»,

«Хорошо – плохо».


Решение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Упражнение «Встань на его (ее) место» (II.Л.2.5).

Игры:

«Если да – похлопай, если нет – потопай» (II.Л.2.6),

«Догадайся, кто пришел?» (II.Л.2.7),

«Ласковушка» (II.Л.2.8).


.Логоритмическое упражнение «Мы всегда играем дружно» (III.Л.2.1)

Продолжи рассказ (III.Л.2.2)

Пересказ «Кто наказал его»

В. Осеевой (III.Л.2.3).




3


Неосознанность важности и необходимости учения.




Несформированность внутренней позиции школьника.


Экскурсии в школу:

1 сентября, обзорные экскурсии, посещение уроков в 1-ом классе.

Беседы о школе.

Чтение литературных произведений:

В. Берестов «Читалочка» (I.Л.3.1),

А. Воронкова «Подружки идут в школу» (I.Л.3.2) и др.

Ролевая игра «Школа».

Дидактические игры:

«Умники и умницы»,

«Что возьмем в школу».

Коррекционные сказки для школьной адаптации:

«Создание лесной школы» (II.Л.3.1),

«Смешные страхи» (II.Л.3.2).

Игры: «Для чего нужны…» (урок, перемена, звонок),

«Не пропусти школьные принадлежности»,

«Поймай оценку»,

«Д/с – дом – школа» (ассоциации).

Отгадывание загадок о школьных принад-лежностях (II.Л.3.3).

Придумывание загадок о школьных принадлежностях (описательные рассказы).

Рассказы из личного опыта.

Составление рассказа по картине «В школу» (III.Л.3.1).

Лабиринты с проговариванием

(дорога в школу).

Игра: «Школьные слова»

(обогащение словаря).

Диалог И. Тарло

«Печалиться не надо» (III.Л.3.2).





Трудности в осознании целей учения.


Беседы:

«Для чего учатся в школе»,

«Кем я стану».

Чтение и обсуждение рассказов: Н. Носова «Ступеньки» (I.Л.3.3) «Федина задача» (I.Л.3.4);

Л. Толстого «Филиппок» (I.Л.3.5),

«Таня знала буквы» (I.Л.3.6). Игры: «Я учёный»

(с элементами опытов, экспериментов), «Чему учат в школе».


Коррекционные сказки об отношении учеников к урокам, заданиям:

«Школьные правила» (II.Л.3.4), «Домашнее задание» (II.Л.3.5), «Школьные оценки» (II.Л.3.6),

Сказка-метафора «Парусник» (II.Л.3.7).

Театрализованные игры:

«У Мальвины на уроке»,

«Лесная школа»

Игра: «Если «да» похлопай, если «нет» потопай».

Игры с буквами

«Картинная азбука»

(на что похожа буква),

«Подари букве платье» (раскрась, укрась букву),

«Собери букву из частей»,

«Сделай букву из проволоки, нитки, семян, палочек и т.д.»

Игры с цифрами

(определение места звука в слове и обозначение его цифрой).

Пословицы и поговорки (III.Л.3.3)

.Логоритмическое упражнение «Первый раз в первый класс» (III.Л.3.4)




Привлекательность внешней стороны учения.

Чтение литературных произведений:

Е.Ушан «Я играю в школу» (I.Л.3.7),

И.Токмакова «Скоро в школу» (I.Л.3.8),

Е.Пермяк «Кто?» (I.Л.3.9).

Просмотр мультфильмов:

«В стране невыученных уроков»,

«Вовка в тридесятом царстве».

Использование школьных принадлежностей на занятиях (организация рабочего места).

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Игры: «Собери портфель»,

«Собери и прочитай» (кубики, пазлы),

«Собери и сосчитай».

Коррекционные сказки:

«Игры в школе» (II.Л.3.8),

«Собирание портфеля» (II.Л.3.9).

Игры: «Все ли слова мне понятны»,

«Наши помощники»

(энциклопедии, ПК).

«Радостно - грустно»

(II.Л.3.10),

«Хорошо - плохо» (II.Л.3.11), «Автобиография» (II.Л.3.12).


Описательные рассказы. Рассказы по серии картинок

Игры:

«Зашумлённые картинки», (школьные принадлежности, буквы),

«Узнай букву на ощупь»,

«Заколдованное слово» (расшифровать слово по первым звукам названий картинок).

«Азбука в загадках» (III.Л.3.5).

Знакомство со словарями, энциклопедиями.








1







2

КОММУНИКАТИВНЫЕ




Трудности во взаимодействии с взрослыми.

Неадекватная самооценка.



  1. Создание ситуации успеха.

  2. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов.

  3. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.).

  1. Использование невербальных рефлексивных методик (II.Р.1.9- 1.13).

  2. Проигрывание проблемных ситуаций.

  3. Игры: «Ласковые лапки» (II.К.1.1), «Повтори за мной», «Волшебные очки» (II.Л.1.5).

  1. Посильные задания.

  2. Индивидуально-дифференцированный подход.

  3. Пропедевтика (подготовка ребенка к какому-либо виду деятельности, заданию).


Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями: организационными, перцептивными, оперативными.

  1. Обучение умению работать по алгоритму.

  2. Введение правила- схемы по коммуникативной деятельности (словесных, наглядных).

  3. Игры: «Повтори задание» (I.К.1.1), «Скажи по-другому» (I.К.1.2).

  4. ].

  1. Игры и театрализация сказок (с диалогами).

  2. Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый», «Угадай, что понравится взрослому».

  3. Совместное творчество (в паре с взрослым договориться и нарисовать картинку).

  1. Работа в паре с взрослым.

  2. Игры: «Я слово, ты мне слово» (III.К.1.1), «Исправь ошибку» (III.К.1.2), «Составь предложение или Перевертыши» (III.К.1.3).

  3. Включение ребенка в деятельность.

Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации.

  1. Беседы на темы: «Мы здороваемся», «Как обратиться с просьбой», «Что делать, если ты потерялся?» (I.К.1.4).


  1. Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов, ребенок должен выбрать один.

  2. Игры: «Интервью» (II.К.1.2), «Давай поговорим» (II.К.1.3), «Устройся на работу» (II.К.1.4).

  3. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме», «Позвони в кассу», «Позвони в магазин» (I.Л.2.3).

  1. Диалоги по лексическим темам.

Усвоение речевых образцов во взаимодействии с взрослым, смена ролей.

Трудности во взаимодействии со сверстниками.

Неадекватная самооценка.


  1. Трудовые поручения в парах (тройках, команде).

  2. Разработка системы поощрений: «Самая дружная пара»

  3. Ролевые игры.

  4. Работа в парах на содержании УМК «Предшкола нового поколения» [Кронтик учится рисовать фигуры: 20-21].

  1. Игры на формирование адекватной самооценки «Горячий стул», «Я – сильный, умный, смелый», «Я могу, хочу, умею» (II.Л.1.2).

  2. Б. Житков «Зоосад», отрывок «Орел» [Кронтик учится слушать и рассуждать: 66].

  1. Организация взаимопроверки выполнения заданий.

  2. Упражнение «Похвали за…» (III.К.2.1).


Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями:организационными, перцептивными, оперативными.

  1. Организация работы в парах, небольших группах (КСО).

  2. Игры «Мы – конструкторы» (I.К.2.1), «Повторялки» (I.К.2.2), «Комплименты другу» (I.К.2.3).

  1. Работа в парах.

  2. Игры «Зеркало» (II.К.2.1), «Скульпторы» (II.К.2.2), «Сиамские близнецы» (II.К.2.3).


  1. Работа и игры в парах.

Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации.

  1. Игры и хороводы с диалогами (I.К.2.4).

  2. Игры на обогащение словаря (I.К.2.5).


  1. Игры в парах: «Попугайчики», «Договоритесь, нарисуйте одинаково» (II.К.2.4), «Молчок» (II.К.2.5) «Я люблю тебя за то…» (II.К.2.6),

  1. Игры по методу телефонного разговора: «Поговори с другом», «Поздравь именинника».

3












4

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами.






Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками

(Вся работа строится подобным образом, только через парную и подгрупповую работу).

Т.е. одна и та же работа, только формы разные.


Недостаточное развитие мыслительных операций.



  1. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает» (I.К.3.1), «Я знаю пять…» (I.К.3.2), «Хитрые вопросы» (I.К.3.3) .


  1. Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот» (II.К.3.1).

  2. Игра «Назови сходство и различие у двух предметов (сумка и ранец)».

  1. Игры и упражнения на развитие мышления: «Придумай загадку» , «Закончи предложение» .

Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи.

  1. Работа по автоматизации звуков.


  1. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности.

  2. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или с педагогом. (II.К.4.1).

  1. Работа в соответствии с планом коррекционной работы.

  2. Логоритмика.

  3. Игра «Закончи предложение».

  4. Игра «Скажи по-другому» (синонимы).

Несформированность процессов произвольного внимания.


  1. Игры с правилами, типа: «Да и нет не говори, черное с белым не дари» для всех, но на разном материале (I.К.4.1).

  2. Игры на внимание (см. «Раздел «Произвольное внимание» Регулятивные УУД).

  3. Игры «Дай задание взрослому» (продолжи узор, графический диктант, поиск с ориентированием – найти игрушку).

  4. Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям.

Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами: мимикой, жестами, интонацией.

  1. Расскажи стихи руками (I.К.4.2).

  2. Игра «Попугай»,

  3. Театрализация, этюды.


  1. Психогимнастика на выражение эмоционального состояния.

  2. Игры с зеркалом.

  3. Игра «Скажи по- разному» (синонимы).

  1. Игры на интонацию.

  2. Игры на выделение одного слова голосом.


5

Неумение находить способы разрешения конфликтов.

Несформированность социальной ответственности,

способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

  1. Чтение художественной литературы (см. рассказы В.Осеевой)

  2. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением.

  3. Обыгрывание проблемных ситуаций.



  1. Игры «Встань на его место», «Волшебные очки», «Ты похож на…», «Спина к спине»

  2. Тренинг эмоций с использованием фраз «Иди сюда», «Не мешай мне», (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т.д.).

  1. Упражнение на установление причинно-следственных связей – закончи фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что…» (III.К.5.1)

  2. Упражнение «Два друга» (III.К.5.2)


Неадекватная самооценка.




  1. Разбор конфликтных ситуаций.

  2. Игра «Хорошо – плохо» (на печатной основе).

  3. Работа в парах

  1. Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов (II.К.5.1).


  1. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.


Слабо развито позитивно-личностное отношение в общении.



  1. Беседы с детьми «С кем хочется дружить».

  2. Игры «Волшебный стул» (см.Личностные УУД), «Хорошо, да не очень» (I.К.5.1), «Клубочек» (I.К.5.2).

Ведение книги «Добрых дел».

  1. Сказкотерапия «Лесная школа» (Приложение № 6).

  2. Телесно ориентированная терапия «Успокой маму (друга)».

Игры «Два барана» (II.К.5.2), «Добрые руки» (II.К.5.3).

  1. Оказание помощи друг другу.

  2. Итоговая рефлексия в конце занятия.


Неумение пользоваться общепринятыми вежливыми оборотами просьб, вопросов, предложений.

  1. «Словарик добрых слов (как можно поздороваться, попрощаться)».

  2. Игра «Комплименты» (I.К.2.3).

  3. Театр-экспромт «Этюды».

  4. Чтение литературных произведений (рассказы В. Осеевой)

  1. Упражнения на интонационную выразительность.


  1. Упражнения на интонационную выразительность.

  2. Игра «Кукла Маша» (III.К.5.3).




1

РЕГУЛЯТИВ-НЫЕ


Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу



Снижен уровень умственной активности, целенаправленности действий

Графические диктанты «Напиши и продолжи…» (I.Р.1.1)

Игра «Люди и время» (I.Р.1.2)

Упражнение «Нарисуй» (II.Р.1.1)

Упражнение «Реши задачу» (II.Р.1.2)


Упражнение «Узнай, кто это?» (III.Р.1.1)

Игровое упражнение «Узнай, что (кто) это?» (III.Р.1.2)

Игровое упражнение «Цепочка слов» (III.Р.1.3)

Примечание: игры со строительным материалом, мозаикой, игры с правилами

Примечание: логические задачи, слуховые диктанты, игры с правилами, речевые игры.


Не сформировано произвольное внимание.


Упражнение «Срисуй» (I.Р.1.3)

Подвижные игры типа «Летает не летает», «Съедобное несъедобное»

Упражнение «Если «да» - хлопай, если «нет» - топай» (I.Р.1.4)

Игра «Топ – хлоп» (I.Р.1.5)

Упражнение «Делай, что я говорю» (II.Р.1.3)

Игра «Зеваки» (II.Р.1.4)

Упражнение «Найди ошибку» (II.Р.1.5)


Упражнение «Запомни, повтори» (III.Р.1.4)

Упражнение «Договори слово» (III.Р.1.5)

Игровое упражнение «Найди место звука в слове» (III.Р.1.6)

Примечание: игры и упражнения направленные на восприятие образца и сопоставление с образцом


Слабо развита способность произвольно управлять своим поведением.

  1. Игра «По новым местам» (I.Р.1.6)

  2. Игра «Поварята» (I.Р.1.7)

Игра «Передай мяч» (II.Р.1.6)

Упражнения «Запрещенные числа» (II.Р.1.7) (аналогично - «Да и нет не говори»)

Игровое упражнение «Угадай-ка» (II.Р.1.8)

  1. Упражнение «Назови ласково» (III.Р 1.7)

  2. Игра «Кто больше назовет…» (III.Р.1.8)

  3. Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О» (III.Р.1.9)

Рефлексивные техники эмоционального состояни: «Облака настроения» (II.Р.1.9), «Паровозик настроения» (II.Р.1.10), «Гусеница настроения» (II.Р.1.11), «Гора настроения» (II.Р.1.12), «Лестница настроения» (II.Р.1.13)

Примечание: вовлечение в игру, выполнение разных ролей – ведущего, второстепенных. Используются игры с правилами (подвижные, сюжетно-ролевые, режиссерские). Работа в паре. Беседы по правилам поведения в группе («Час можно, час нельзя»). Введение новых правил, поощрений; заполнение «Уголка достижения», «Дневника поощрения», «Линейки достижений» и т.д.



2





Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью.


Слабо развита способность управлять своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.).

  1. Игра «Снеговики» («Матрешки») (I.Р.2.1)

  2. «Я кладу в мешок…» (I.Р.2.2)

  3. Игра «Разрезные картинки» (I.Р.2.3)

  4. Упражнение «Что не дорисовано?» (I.Р.2.4)

Упражнение «Классификация» (II.Р.2.1)

Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур» (II.Р.2.2)

Игра «Исключение лишнего» (II.Р.2.3)

Игровое упражнение «Кого испугался охотник?» (II.Р.2.4)

  1. Игра Кто внимательный?» (III.Р.2.1)

  2. Игра «Я – слово, вы – много слов» (III.Р.2.2)

  3. Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов (III.Р.2.3)

Примечание: игры и упражнения на развитие всех ВПФ


Не сформировано умение планировать свои действия.



  1. Игра «Из каких мы сказок?» (I.Р.2.5)

  2. Игра «Времена года» (I.Р.2.6)

  3. Игры со строительным материалом (по образцу, схеме)


  1. Упражнение «Шифровки» (II.Р.2.5)

  2. Игра «Запиши сказку» (II.Р.2.6)

Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания

  1. Упражнение «Найди и обведи букву» (III.Р.2.4)

  2. Игра «Укрась салфетку так, как я скажу» (III.Р.2.5)

  3. Игра «Как их зовут?» (III.Р.2.6)

Упражнение «Послушай, ответь и расскажи» (III.Р.2.7)

Примечание: задания направленные на воспроизведение деятельности, работу с планом, прорисовывание пана-схему, алгоритма

Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания


3


Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью.



Не сформировано умение осуществлять последовательный поэлементный контроль.

  1. Игра «Квартет» (I.Р.3.1)

  2. Игра «Найди дорожку» (I.Р.3.2)

  3. Игра «Лото» (I.Р.3.3)

  4. Игры с пальцами (I.Р.3.4)

  1. Игра «Собери пирамидку» (II.Р.3.1)

  2. Игра «Выкладывание узора из мозаики»

(II.Р.3.2)

См. трудность 2, причину 2

Примечание: перед игрой ребенок проговаривает действия (инструкцию) по выполнению задания; взрослый по ходу выполнения напоминает алгоритм (посмотри, выбери, сделай, оцени); использование взаимоконтроля; многоступенчатого контроля; использование оценки (фишки).

Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения.


Слабо развита саморегуляция умственной деятельности.

  1. Игра «Выкладывание узора» (I.Р.3.5)

  2. Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки» (I.Р.3.6)

  1. Упражнение «Прямой и обратный счет» (II.Р.3.3)

  2. Упражнение «Пальцы» (II.Р.3.4)

  3. Игра-пиктограмма «Запиши сказку» (II.Р.2.6)

  1. Упражнение «Хлопай в ладоши» (III.Р.3.1)

  2. Игра «Собери бусы» (III.Р.3.2)

Рефлексивные техники эмоционального состояния (II.Р.1.9 – 1.13)

Примечание: при выполнении задания использовать смену видов деятельности и поз; ввести правило «могу, хочу, умею»; систему поощрений (бонусы), релаксацию и т.д.


4


Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.



Недостаточность развития сенсорных систем.

Недостаточная точность, гибкость и объективность восприятия.

  1. Игровое упражнение «Нанизывание бусинок» (I.Р.4.1)

  2. Упражнение «Срисовавание по клеточкам» (I.Р.4.2)

  3. Игра «Найди два одинаковых предмета» (I.Р.4.3)

  1. Логические цепочки «Найди нужную фигуру», «Погремушки» (II.Р.4.2)

  2. Упражнение «Точки 1» (II.Р.4.3)

  3. Игровое упражнение «Ухо-нос» (II.Р.4.4)

  1. Упражнение «Окончание слов» (III.Р.4.1)

  2. Игра «Найди букву» (III.Р.4.2)

  3. Игра «Узнай, какого это цвета» (III.Р.4.3).

Примечание: игры и упражнения направлены на развитие анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, двигательного и т.д.).

Например: хлопают в ладоши по инструкции.


5













Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.









Слабо развиты навыки проявления волевых усилий.




  1. Игровое упражнение «Четыре стихии» (I.Р.5.1)

  2. Игра «Слушай команду» (I.Р.5.2)


  1. Упражнение «Кто внимательнее?» (II.Р.5.1)

  2. Упражнение «Сосчитай глазами» (II.Р.5.2)

  3. Упражнение «Точки 2» (II.Р.5.3).


  1. Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О» (III.Р.1.9)

  2. Игра «Зрительный диктант» (III.Р.5.1)

  3. Упражнение «Чем отличаются две картинки?» (III.Р.5.2)

Примечание: используются приемы – «похвали соседа»; цветовая оценка; невербальные средства оценки (улыбка на ладошке, прикосновения). Организуются игры с правилами. Например, игра «Найди слово».

Не развита произвольность поведения.

Примечание: см. п. № 1, причина № 3





1.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Общеучебные

Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны

Снижен познавательный интерес, слабо развита познавательная активность

Беседы об окружающем мире

Проговаривание, ведение дневника «Сегодня я узнал…»

Игра «Люди и время» (I.Р.1.2).

«Загадки+крисс-кроссы» (П.П.1.1)

Упражнение «Реши задачу» (II.Р.1.2)


Разгадывание ребусов, кроссвордов

Игровое упражнение «Узнай, что (кто) это?» (III.Р.1.2) . Игровое упражнение «Цепочка слов» (III.Р.1.3)

Отсутствие саморегуляции умственной деятельности

Игра «Выкладывание узора» (I.Р.3.5)

Игра-пиктограмма

«Говорящие рисунки» (I.Р.3.6).

Упражнение «Прямой и обратный счёт» (II.Р.3.3)

Упражнение «Пальцы» (II.Р.3.4)

Игра-пиктограмма «Запиши сказку» (II.Р.2.6)

Рефлексивные техники эмоционального состояния (II.Р.1.9 – 1.13).

Упражнение «Хлопай в ладоши» (III.Р.3.1)

Игра «Собери бусы» (III.Р.3.2)




Примечание: при выполнении задания использовать смену видов деятельности и поз; ввести правило «могу, хочу, умею»; систему поощрений (бонусы), релаксацию и т.д.



2

Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема



Несформированность умения осознавать конкретные познавательные цели

Рефлексия деятельности

Игры с конструктором, мозаикой

Все виды лото, домино

Упражнение «Чем похожи и непохожи?»(II.П.1.2) «Пары картинок» (II.П.1.3)

«Пары слов» (II.П.1.4)

Игровой приём «Вспомни и назови» (III.П.1.1)

«Узнай, что мы загадали» (III.П.1.2)

Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности

Игра «Из каких мы сказок?» (I.Р.2.5)

Игра «Времена года» (I.Р.2.6)

Игры со строительным материалом (по образцу, схеме).


Упражнение «Шифровки» (II.Р.2.5)

Игра «Запиши сказку» (II.Р.2.6)



Игровой приём «Поручение» (III.П.1.3)

«Зеленый, красный, синий» (III.П.1.4)

Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности

Игра «Квартет» (I.Р.3.1)

Игра «Найди дорожку» (I.Р.3.2)

Игра «Лото» (I.Р.3.3)

Игра с пальцами (I.Р.3.4).


Игра «Собери пирамидку» (II.Р.3.1)

Игра «Выкладывание узора из мозаики» (II.Р.3.2)




Упражнение «найди и обведи букву» (III.Р.2.4)

Игра «Укрась салфетку так, как я скажу» (III.Р.2.5)

Игра «Как их зовут?» (III.Р.2.6)

Упражнение «Послушай, ответь и расскажи» (III.Р.2.7)



1

Знаково-символические

Неумение

использовать знаково-символические средства для решения задач


Слабо развиты познавательные

психические процессы

Игры и упражнения на развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления)

Игра «Снеговики» («Матрешки») (I.Р.2.1)

«Я кладу в мешок…» (I.Р.2.2)

«Игра «Разрезные картинки» (I.Р.2.3)

Упражнение «Что не дорисовано» (I.Р.2.4).




Упражнение «Класси-фикация» (II.Р.2.1)

Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур» (II.Р.2.2)

Игра «Исключение лишнего» (II.Р.2.3)

Игровое упражнение «Кого испугался охотник» (II.Р.2.4)

Игра «Кто внимательный?» (III.Р.2.1)

Игра «Я – слово, вы – много слов» (III.Р.2.2)

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов (III.Р.2.3)



Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин, текстов.

2









Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов

Недостаточность зрительного анализа

Зрительные диктанты

Игры со всеми видами мозаики (складывание рисунков, узоров по образцу)

Игра «Найди два одинаковых числа» (I.П.2.1)

Игра «Положи такую же фигуру» (I.П.2.2).

Упражнение «Продолжи узор»

«Вычеркни лишнюю фигуру»

«Из каких геометрических фигур составлен рисунок?»

«Узнай по контуру» (назвать наложенные друг на друга изображения предметов).

Работа с разрезной азбукой «Преврати буквы в слова» (о,а,с – оса)

«Перепутанные буквы» (перечислить и записать наложенные друг на друга буквы)

Упражнение «Выложи буквы» (III.П.2.1).

Игра «Отвечай быстро» (III.П.2.2).

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Графические диктанты (I.Р.1.1)

Игры с конструктором

Развивающая настольная игра «Сложи узор» (кубики с разноцветными гранями – настольный вариант)

«Найди игрушку» (инструкция пространственных действий).

Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

Игра «Муха» (II.П.2.1).

Разрезные картинки (разные варианты – по количеству частей, по способам разрезов).

Штриховка по образцу, по вербальной инструкции (слева направо, сверху вниз и т.д).

Игра «Запомни позу» (III.П.2.3).


Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения.

Слабо развита зрительно-моторная координация

Упражнение «Повтори рисунок» (срисовывание)

«Заколдованная картинка» (соединив точки по порядку, «расколдовать» предмет, сказочного героя)

Игра «Найди отличия»

«Дорисуй картинку» (восстановить по клеточкам вторую половину изображения: домик, мишка, заяц, клоун)

«Заполни пробел» (восстановить клеточки на пустых областях листа в клетку) «Сделай копию» (срисовать изображение по клеточкам)

3. «Чистый лист» (II.П.2.2)

Упражнение «Дорисуй букву»

«Найди две одинаковые буквы»


Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринты»)

Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения.

1









2






3

Информационные

Неумение находить и выделять необходимую информацию

Слабо развиты познавательные психические процессы


См. знаково-символические трудности (трудность 1, причина 1)

Слабо развита способность саморегуляции деятельности


См. общеучебные трудности (трудность 1, причина 1)

Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию

Несформированность предпосылок для развития логического мышления

Упражнение «Кто это? Что это?"(I.П.3.1)

Логические задачи (I.П.3.2).

Игра «Мультипликаторы»

(I.П.3.3).

Игра «Чего больше? (II.П.3.1)

«Подбери пару» (II.П.3.2)

Логические задачи (II.П.3.3).

Упражнение «Закончи предложения» (III.П.3.1)

«Подбери слово» (III.П.3.2)

«Послушай рассказ и ответь на вопросы» (III.П.3.3)

Игровые приёмы (III.П.3.4).

Неумение передавать информацию

Слабо развиты коммуникативные умения

«Задай вопрос товарищу, ответь на его вопрос»

Театрализованные игры-диалоги (I.П.3.4)

Игра «Истории из мешка» (II.П.3.4)

«Камень мудрости» (II.П.3.6)

Игровой приём «Что тебе сказали по телефону?» (III.П.3.5)

«Что ты хочешь?» (III.П.3.6)

1

Подготовка к

обучению грамоте (ПГ)

Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук

Нарушение слухового восприятия

Упражнения:

«Где позвонили?» (I.ПГ.1.1),

«Тихо – громко» (I.П.1.2),

«Скажи, что слышишь» (I.ПГ.1.3),

«Кто больше?» (I.ПГ.1.4),

«Кто позвал тебя, узнай»


Упражнения:

«Сравни слова» (III.ПГ.1.1),

«Где звук?» (III.ПГ.1.2),

«Скажи, что слышишь» (I.ПГ.1.3)


Низкий уровень развития фонематического слуха

Упражнения:

«Кто больше?» (I.ПГ.1.4),

«Будь внимателен» (I.ПГ.1.5)


Упражнение «Сравни слова» (III.ПГ.1.1)


Тугоухость


Упражнение «Скажи, что слышишь» (I.ПГ.1.3)



Слабая концентрация внимания

Упражнения:

«Кто больше?» (I.ПГ.1.4),

«Будь внимателен» (I.ПГ.1.5),

«Скажи, что слышишь» (I.ПГ.1.3)



Упражнения:

«Сравни слова» (III.ПГ.1.1),

«Где звук?» (III.ПГ.1.2),

«Скажи, что слышишь» (I.ПГ.1.3),

«Будь внимателен» (I.ПГ.1.5)

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Упражнение «Поймай рыбку» (I.ПГ.1.6)


Упражнения:

«Поймай рыбку» (I.ПГ.1.6),

«Звуковые и слоговые кубики» (III.ПГ.1.3)

2

Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие,
их условных обозначений

Нарушения слухового восприятия


Упражнения:

«Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1),

«Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2),

«Определи, какой звук» (I.ПГ.2.3),

«Звонкий – глухой» (I.ПГ.1.4)


Упражнения:

«Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1),

«Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2),

«Определи, какой звук» (I.ПГ.2.3),

«Звонкий – глухой» (I.ПГ.1.4)

Низкий уровень развития фонематического слуха

Упражнения:

«Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1),

«Кто больше?» (I.ПГ.1.4),

«Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2),

«Найди место для своей картинки» (I.ПГ.2.3.),

«Покажи правильно» (I.ПГ.2.4),

«Определи, какой звук» (III.ПГ.2.2),

«Звонкий – глухой» (III.ПГ.2.3)


Упражнения:

«Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1),

«Кто больше?»(I.ПГ.1.4),

«Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2),

«Найди место для своей картинки» (I.ПГ.2.3.),

«Покажи правильно» (I.ПГ.2.4),

«Определи, какой звук» (III.ПГ.2.2),

«Звонкий – глухой» (III.ПГ.2.3)

Слабая концентрация внимания

Упражнения:

«Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1),

«Найди место для своей картинки» (I.ПГ.2.3.)


Упражнения:

«Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1),

«Найди место для своей картинки» (I.ПГ.2.3.)

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Упражнения:

«Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2),

«Определи, какой звук» (III.ПГ.2.2)


Упражнения:

«Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2),

«Определи, какой звук» (III.ПГ.2.2),

«Какое слово задумано?» (III.ПГ.2.1)

3

Трудности в работе с условно-графической схемой слова и предложения

Недоразвитие фонематического слуха

Упражнения:

«Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1),

«Кто больше?» (I.ПГ.1.4),

«Определи, какой звук» (III.ПГ.2.2)


Упражнения:

«Сравни слова» (III.ПГ.1.1),

«Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1),

«Кто больше?» (I.ПГ.1.4),

«Определи, какой звук» (I.ПГ.2.3)

Недостаточность звуко-буквенного анализа и синтеза

Упражнения:

«Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2),

«Определи, какой звук» (I.ПГ.2.3),

«Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1),

«Слова звучат» (I.ПГ.3.1),

«Вот как произносятся звуки» (I.ПГ.3.2)


Упражнения:

«Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2),

«Определи, какой звук» (I.ПГ.2.3),

«Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1),

«Слова звучат» (I.ПГ.3.1),

«Вот как произносятся звуки» (I.ПГ.3.2)

Недостаточное развитие образа слова

Упражнения:

«Слова длинные и короткие» (I.ПГ.3.3),

«Вот как произносятся звуки» (I.ПГ.3.2),

«Подскажи словечко» (I.ПГ.3.4)


Упражнения:

«Слова длинные и короткие» (I.ПГ.3.3),

«Вот как произносятся звуки» (I.ПГ.3.2),

«Подскажи словечко» (I.ПГ.3.4)

Низкий уровень развития логических операций анализа и синтеза

Упражнения:

«Сколько слов?» (III.ПГ.3.1),

«Кто лучше?» (III.ПГ.3.2),

«Назови сходство и различие»,

«Четвертый лишний»,

«Что сначала, что потом»


Упражнения:

«Сколько слов?» (III.ПГ.3.1),

«Кто лучше?» (III.ПГ.3.2),

«Составь предложения по картинкам» (III.ПГ.3.3),

«Кто как голос подает?» (III.ПГ.3.4)

Низкий уровень развития образного мышления

Упражнения:

«Назови одним словом» (I.ПГ.3.5),

«Подскажи словечко» (I.ПГ.3.4),

«Угадай, что задумано»,

«Где мы были, мы не скажем…»,

«На что похоже?»,

«Дорисуй до предмета»


Упражнения:

«Назови одним словом» (I.ПГ.3.5),

«Подскажи словечко» (I.ПГ.3.4),

«Кто как голос подает?» (III.ПГ.3.4)

Недостаточно сформированы зрительно-прост-ранственные представления

Упражнения:

«Волшебные узоры» (I.ПГ.3.6),

«Футбол»,

«Слуховой диктант»


Упражнения:

«Как слова дружат» (III.ПГ.3.5),

«Какая полоска нужна» (III.ПГ.3.6),

«Волшебные узоры» (I.ПГ.3.6)

4

Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости

Нарушение слухового восприятия

Упражнения:

«Как Мишутка учился

говорить» (I.ПГ.4.1),

«Купи игрушку» (I.ПГ.4.2)


Упражнения:

«Восстанови порядок» (III.ПГ.4.1),

«Эстафета» (III.ПГ.4.2),

«Рассыпанные слоги» (III.ПГ.4.3)

Недостаточность звуко-буквенного анализа


Упражнения:

«Эстафета» (III.ПГ.4.2),

«Купи игрушку» (I.ПГ.4.2)



Упражнения:

«Восстанови порядок» (III.ПГ.4.1),

«Как Мишутка учился говорить» (I.ПГ.4.1),

«Звуковые и слоговые кубики» (III.ПГ.1.3),

«Найди слог» (III.ПГ.4.4),

«Рассыпанные слоги» (III.ПГ.4.3)

5

Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков

Нарушение слухового восприятия


Упражнение «Измени слова по образцу» (I.ПГ.5.1)



Упражнения:

«Смотри, не ошибись!» (III.ПГ.5.1),

«Звуки заблудились» (III.ПГ.5.2),

«Измени слова по образцу» (I.ПГ.5.1),

«Какое слово отличается от других?» (III.ПГ.5.3),

«Буква заблудилась» (III.ПГ.5.4),

«Измени по образцу» (III.ПГ.5.5),

«Подскажи словечко» (III.ПГ.5.6),

«Распутай слово» (III.ПГ.5.7)

Несформированность вербального анализа

Упражнение

«Измени слова по образцу» (I.ПГ.5.1)



Упражнения:

«Звуки заблудились» (III.ПГ.5.2),

«Веселые нотки» (III.ПГ.5.8),

«Раз, два, три» (III.ПГ.5.9),

«Измени слова по образцу» (I.ПГ.5.1),

«Какое слово отличается от других?» (III.ПГ.5.3),

«Буква заблудилась» (III.ПГ.5.4),

«Ералаш» (III.ПГ.5.10),

«Распутай слово» (III.ПГ.5.7)

Недостаточное развитие процессов зрительного анализа

Упражнения:

«Узнай по контуру»,

«Кто спрятался?»,

«Что перепутал художник?»,

«Зашумленные картинки»


Упражнения:

«Смотри, не ошибись!» (III.ПГ.5.1),

«Кто самый внимательный?» (III.ПГ.5.11),

«Веселые нотки» (III.ПГ.5.8)

6

Трудности при письме, чтении: пропуски, замены, недописывание

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Упражнения:

«Догадайтесь, что написал Незнайка»,

«Пляшущие буквы»,

«Буквоедик»


1. Использование кассы букв и слогов.

2. Упражнения:

«Догадайтесь, что написал Незнайка»,

«Пляшущие буквы»,

«Буквоедик»,

«Замени первый звук» (III.ПГ.6.1),

«Вставь пропущенную букву» (III.ПГ.6.2),

«Подружи две буквы в одном слове» (III.ПГ.6.3)

Неустойчивость внимания

Упражнения:

«Зашумленные картинки»,

«Зеркало»,

«Сравни картинки и найди отличия»

Задания по принципу корректур-ной пробы

Упражнения:

«Догадайтесь, что написал Незнайка»,

«Буквоедик», «Зеркало»,

«Найди отличия» (III.ПГ.6.4),

«Вставь пропущенную букву» (III.ПГ.6.2)

Сниженная работоспособность


1. Создание условий для повышения работоспо-собности путем индивидуа-лизации.

2. Задания по принци-пу коррек-турной пробы


Недостатки
в развитии звуко-буквенных ассоциаций

Работа по заданию логопеда


1. Звуковой анализ слова.

2. Чтение по схемам в азбуке.

3. Упражнения:

«Звуковые и слоговые кубики» (III.ПГ.1.3),

«Прочитай слоги» (III.ПГ.6.5),

«Азбука веселых человечков» (III.ПГ.6.6),

«Реконструирование букв» (III.ПГ.6.7),

«Нахождение "спрятавшихся" букв» (III.ПГ.6.8),

«Как появились буквы» (III.ПГ.6.9)

Недостаточное знание букв алфавита

1. Чистоговорки.

2. Ребусы.

3. Упражнения:

«Найди букву»,

«На что похожа буква?»

Корректурная проба

1. Чистоговорки.

2. Упражнения:

«Звуковые и слоговые кубики» (III.ПГ.1.3),

«Ребусы»,

«Азбука веселых человечков» (III.ПГ.6.6),

«Реконструирование букв» (III.ПГ.6.7),

«Нахождение "спрятавшихся" букв» (III.ПГ.6.8),

«Как появились буквы» (III.ПГ.6.9)

1

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам

Недостаточное развитие механической памяти

1. Упражнения:

«Повтори за мной»,

«Назови одним словом»,

«Кто больше?»,

«Назови картинки»,

«Вспомни сказку».

2. Заучивание стихотворений

Обучение приемам запоминания

Упражнения:

«Повтори за мной»,

«Назови одним словом»,

«Кто больше?»,

«Опиши картинку»


2

Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже

Нарушение слухового восприятия

1. Игра «Я возьму с собой в поход» (I.ПО.2.1).

2. Упражнения:

«Зарисуй и расскажи сказку или стихотворение» (I.ПО.2.2), «Запомни картинки» (I.ПО.2.3),

«Запомни и повтори» (I.ПО.2.4)

Упражнение

«Вспомни пару» (III.ПО.1.1)


1. Игра «Я возьму с собой в поход» (I.ПО.2.1).

2. Упражнения:

«Вспомни пару» (III.ПО.2.1),

«Зарисуй и расскажи сказку или стихотворение» (I.ПО.2.2),

«Запомни картинки» (I.ПО.2.3),

«Запомни и повтори» (I.ПО.2.4),

«Опиши людей по картинке» (III.ПО.2.2)

Несформированность вербального анализа

1. Игра «Найди пару» (I.ПО.2.6).

2. Упражнения:

«Продуктовый магазин» (I.ПО.2.5),

«Разучи стихотворение» (I.ПО.2.7) ,

«Выучи загадки» (I.ПО.2.8)


1. Игра «Найди пару» (I.ПО.2.6).

2. Упражнения:

«Продуктовый магазин» (I.ПО.2.5),

«Послушай и повтори» (III.ПО.2.3),

«Посмотри и повтори» (III.ПО.2.4),

«Разучи стихотворение» (I.ПО.2.7),

«Выучи загадки» (I.ПО.2.8)

Недостаточное развитие процессов зрительного анализа

Упражнения:

«Гуляем по саду» (I.ПО.2.9),

«Гуляем по лесу» (I.ПО.2.10),

«Заблудились животные» (I.ПО.2.11),

«Запомни фрукты» (I.ПО.2.12)

Упражнения:

«Запомни картинки» (I.ПО.2.3),

«Запомни слова»,

«Запомни фрукты» (I.ПО.2.12)

Упражнения:

«Запомни картинки» (I.ПО.2.3),

«Запомни слова»,

«Запомни фрукты» (I.ПО.2.12)

3

Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов

Нарушение слухового восприятия

1.Упражнения:

«Образование сложных прилагательных» (I.ПО.3.1),

«Полминутки для шутки» (I.ПО.3.6).

2. Игры:

«Назови ласково» (I.ПО.3.2),

«Кто у кого? (I.ПО.3.3),

«Где зимуют звери?» (I.ПО.3.4),

«Что из чего?» (I.ПО.3.5)



1.Упражнения: «Образование приставочных глаголов» (III.ПО.3.1),

«Образование сложных прилагательных» (I.ПО.3.1).

2. Игры:

«Назови ласково» (I.ПО.3.2),

«Кто у кого?» (I.ПО.3.3),

«Где зимуют звери?» (I.ПО.3.4),

«Что из чего?» (I.ПО.3.5),

«Превращение слов» (III.ПО.3.2),

«Родственники осины» (III.ПО.3.3)

Несформированность вербального анализа

Игра «Что подарил ребятам Чебурашка?» (I.ПО.3.7)



1. Игры: «Что подарил ребятам Чебурашка?» (I.ПО.3.7),

«А что вчера?» (III.ПО.3.5).

2. Фонетические игры (III.ПО.3.4)

Недостаточное развитие процессов зрительного анализа

Лексико-грамматические игры и упражнения (III.ПО.3.6)


Упражнения на саморегуляцию произвольной деятельности (II.ПО.3.1)

Лексико-грамматические игры и упражнения (III.ПО.3.6)

4

Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов

Недостаточное развитие зрительно-пространст-венных представлений

1. Упражнение

«Путаницы» (I.ПО.4.1).

2. Диктанты пространственных действий «Встань у …» «Принеси из …» и др.

3. Игры:

«Не пропусти» (I.ПО.4.2),

«Где что лежит?»,

«Где галчонок?» (I.ПО.4.3),

«Где матрешка?» (I.ПО.4.4)

«Прятки» (I.ПО.4.5)

Упражнения:

«Десять
отличий» (II.ПО.4.1),

«Саша-растеряша» (II.ПО.4.2)

1. Упражнения:

«Маленькие слова» (III.ПО.4.1),

«Важные слова» (III.ПО.4.2),

упражнения на употребление предлогов (III.ПО.4.4).

2. Игры:

«Не пропусти» (I.ПО.4.2),

«Переехали на новую квартиру» (III.ПО.4.3).

5

Трудности в составлении различных видов рассказов

Низкий уровень речевого развития

1. Чтение и пересказ коротких рассказов.

2. Рассматривание картин и ответы на вопросы по содержанию картины.

3. Игры: «Цепочка слов», «Доскажи словечко»


Упражнения:

«Придумай вопросы по картинке»,

«Задай вопрос товарищу»,

«Расскажи, где лежит»

Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)

1. Ролевая игра «Грузчики» (I.ПО.5.1).

2. Игры: «Летает, а не птица» (I.ПО.5.2),

«Четвёртый лишний» (I.ПО.5.3),

«Собери шесть» (I.ПО.5.4),

«Классификация» (I.ПО.5.5).

3. Упражнение «Длинные, высокие, толстые» (I.ПО.5.6)

Упражнения на развитие понятийного аппарата (анализа, обобщения, систематизации)

1. Игры: «Летает, а не птица» (I.ПО.5.2),

«Четвёртый лишний» (I.ПО.5.3),

«Собери шесть» (I.ПО.5.4),

«Классификация» (I.ПО.5.5).

2. Упражнение «Длинные, высокие, толстые» (I.ПО.5.6)

Заниженная самооценка

Положительная оценка действий ребенка, похвала

1. Упражнение «Спрятанные проблемы».

2. Консультации с педагогами и родителями.

3. Работа по повышению статуса ребёнка

1. Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях.

2. Положительная оценка действий ребенка, похвала

6

Трудности в составлении всех типов предложений

Низкий уровень речевого развития

1. Чтение и пересказ коротких рассказов.

2. Рассматривание картин и ответы на вопросы по содержанию картины.

3. Игры: «Цепочка слов», «Доскажи словечко»


Упражнения:

«Придумай вопросы по картинке»,

«Задай вопрос товарищу»,

«Расскажи, где лежит»

Недостаточность словарного запаса


1. Пересказ художественных текстов (I.ПО.6.1).

2. Составление рассказов по картинкам (I.ПО.6.2)


1. Пересказ художественных текстов (I.ПО.6.1).

2. Составление рассказов по серии сюжетных картинок (III.ПО.6.1); (III.ПО.6.2).

3. Упражнение:

«Составь предложение» (III.ПО.6.3).

4. Игра «Воспроизведение» (III.ПО.6.4)

Низкий уровень развития логических операций анализа и синтеза

1. Составление рассказа (I.ПО.6.3).

2. Упражнения:

«Установи последовательность событий» (I.ПО.6.4),

«Речь и фантазия» (I.ПО.6.5).

3. Игра «Встретились герои разных сказок» (I.ПО.6.6).

4. Моделирование сказочного сюжета (I.ПО.6.7)

1. Упражнение «Опосредованное запоминание» (II.ПО.6.1).

2. Логические упражнения (II.ПО.6.2).

3. Упражнения на развитие наблюдательности и фантазии (II.ПО.6.3).

4. Игра «Кто
откуда?» (II.ПО.6.4)

1. Составление рассказа (I.ПО.6.3)

2. Упражнения:

«Установи последовательность событий» (I.ПО.6.4),

«Выбери подходящее слово» (III.ПО.6.5),

«Моделирование сказочного сюжета» (I.ПО.6.7)

1

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности

Низкий уровень развития восприятия времени

1. Упражнения:

«Живые сутки» (I.ПМ.1.1),

«Зарядка» (I.ПМ.1.2),

«Наш день» (I.ПМ.1.3),

«Продолжи за мной» (с мячом),

«Скажи наоборот»,

«Назови соседей» (дни недели, времена года).

2. Ведение календаря природы.

3. Составление рассказов из личного опыта.

4. Чтение художественной литературы


Упражнения:

«Живые сутки» (I.ПМ.1.1),

«Дни недели, стройся!»,

«Продолжи за мной» (с мячом),

«Скажи наоборот»,

«Назови соседей» (дни недели, времена года),

«Что было раньше, что позже».

2. Составление рассказов из личного опыта

Низкий уровень развития произвольности

1. Игры с правилами.

2. Упражнения:
«Беги по сигналу»,

«Остановись по сигналу».

3. Сюжетно-ролевые игры.

4. Настольно-печатные игры.

5. Головоломки.

6. Кубики с картинками.

7. Игры с конструктором.

8. Мозаика, пазлы

Регулятивные трудности приложение (II.Р.1.6 – II.Р.1.8)

1. Упражнение

«Раз, два, три, говори».

2. Игры-драматизации

2

Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого

Незнание числового ряда


Упражнения:

«Детективы, за работу!» (I.ПМ.2.1),

«Черные и белые» (I.ПМ.2.2),

«В одном дворе» (I.ПМ.2.3),

«Лестница, ведущая к замку» (I.ПМ.2.4),

«Считай дальше» (I.ПМ.2.5),

«Сбежавшие числа»

Упражнение

«Учимся включать память» (II.ПМ.2.1)

Упражнения:

«Детективы, за работу!» (I.ПМ.23.1),

«Черные и белые» (I.ПМ.2.2),

«В одном дворе» (I.ПМ.2.3),

«Считай дальше» (I.ПМ.2.5),

«Сбежавшие числа»

Недостатки в развитии смысловой памяти

1. Пересказы.

2. Заучивание стихов.

3. Составление рассказов по сюжетным картинкам

Упражнения: «Работа
с пиктограммами» (II.ПМ.2.2),

«Свяжи
слова» (II.ПМ.2.3)

1. Пересказы.

2. Заучивание стихов.

3. Составление рассказов по сюжетным картинкам

3

Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений

Нарушения восприятия особых свойств предметов и явлений

1. Упражнения:

«Пять имен» (I.ПМ.3.1),

«Посчитаем – отдохнем» (I.ПМ.3.2),

«Стук-стук» (I.ПМ.3.3),

«Чудесный мешочек» (I.ПМ.3.4),

«Посчитай и отсчитай!» (I.ПМ.3.5),

«Что не дорисовано?» (предметные картинки),

«Что перепутал художник?»,

«Дорисуй фигуру»,

«Опиши предмет».

2. Подвижные игры


1. Упражнения:

«Пять имен» (I.ПМ.3.1),

«Посчитаем – отдохнем» (I.ПМ.3.2),

«Стук-стук» (I.ПМ.3.3),

«Чудесный мешочек» (I.ПМ.3.4),

«Посчитай и отсчитай!» (I.ПМ.3.5).

2. Физкультминутки

4

Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который)

Неумение различать отвлеченный счет и счет конкретных предметов

1. Упражнения:

«Сколько? Какой?» (I.ПМ.4.1),

«Звериный детский сад – построй в ряд всех ребят» (I.ПМ.4.2),

«Отгадай» (I.ПМ.4.3),

«Теремок» (I.ПМ.4.4).

2. Зарядка.

3. Подвижные игры.

4. Физкультминутки


Упражнения:

«Сколько? Какой?» (I.ПМ.4.1),

«Звериный детский сад – построй в ряд всех ребят» (I.ПМ.4.2),

«Отгадай» (I.ПМ.4.3),

«Теремок» (I.ПМ.4.4)


Низкий уровень речевого развития

1. Чтение и пересказ коротких рассказов.

2. Рассматривание картин и ответы на вопросы по содержанию картины.

3. Игры: «Цепочка слов», «Договори словечко»


Упражнения:

«Придумай вопросы по картинке»,

«Задай вопрос товарищу»,

«Расскажи, где лежит»

5

Трудности соотнесения цифры, числа и количества

Нарушение зрительного восприятия образа цифры

1. Упражнение «Узнай по контуру».

2. Узнавание точечных или пунктирных цифр.

3. Узнавание перечеркнутых цифр или наложенных друг на друга.

4. Нахождение заданной цифры в ряду цифр.

5. Поиск цифры в сюжетной картинке.

6. Штриховка.

7. Дорисовывание.

8. Выкладывание из палочек, нитки на бархатной бумаге


1. Упражнения:

«Рассеянный художник»,

«Положи нужную цифру»,

«Узнай по контуру».

2. Узнавание точечных или пунктирных цифр.

3. Узнавание перечеркнутых цифр или наложенных друг на друга.

4. Нахождение заданной цифры в ряду цифр.

5. Дорисовывание цифры

Недостаточный уровень развития мыслительных операций

1. Головоломки.

2. Лабиринты.

3. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза (I.ПМ.5.1), сравнения, классификации, обобщения


1. Головоломки.

2. Лабиринты.

3. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза (I.ПМ.5.1), сравнения, классификации, обобщения

6

Трудности в практическом иллюстрировании состава чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел

Слабое понимание состава числа


Упражнения:

«Торопись, да не ошибись» (I.ПМ.6.1),

«Сколько в какой руке?» (I.ПМ.6.2),

«Один да один» (I.ПМ.6.3),

«Сколько нас без одного?» (I.ПМ.6.4)


Упражнения:

«Торопись, да не ошибись» (I.ПМ.6.1),

«Сколько в какой руке?» (I.ПМ.6.2),

«Один да один» (I.ПМ.6.3),

«Сколько нас без одного?» (I.ПМ.6.4)

Недостаточное развитие процессов анализа и синтеза

1. Головоломки.

2. Ребусы.

3. Лабиринты.

4. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза (I.ПМ.5.1), сравнения, классификации, обобщения


1. Головоломки.

2. Ребусы.

3. Лабиринты.

4. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза (I.ПМ.5.1), сравнения, классификации, обобщения

7

Трудности в использовании условной мерки

Низкий уровень логических операций

1. Головоломки.

2. Ребусы.

3. Лабиринты.

4. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза (I.ПМ.5.1), сравнения, классификации, обобщения


1. Головоломки.

2. Ребусы.

3. Лабиринты.

4. Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза (I.ПМ.5.1), сравнения, классификации, обобщения

Слабый перенос освоенных знаний в новую ситуацию

1. Упражнения:

«Что такой длины? Ширины? Высоты?» (I.ПМ.7.1),

«Елка» (I.ПМ.7.2),

«Перевозка материалов» (I.ПМ.7.3).

2. Конструирование.

3. Экспериментальная деятельность


Упражнения:

«Что такой длины? Ширины? Высоты?» (I.ПМ.7.1),

«Елка» (I.ПМ.7.2) ,

«Перевозка материалов» (I.ПМ.7.3)


8

Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических

знаков +, –, ‹, ›, =)

Недостатки в развитии процессов анализа и синтеза

Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза (I.ПМ.5.1)


Логические задачи, направленные на развитие процессов: сериации, анализа и синтеза (I.ПМ.5.1)

Слабое понимание состава числа первого десятка

1. Задачи в стихотворной форме.

2. Упражнения:

«Торопись, да не ошибись» (I.ПМ.6.1),

«Сколько в какой руке» (I.ПМ.6.2),

«Один да один» (I.ПМ.6.3),

«Сколько нас без одного?» (I.ПМ.6.4).

3. Конструирование


Упражнения:

«Торопись, да не ошибись» (I.ПМ.6.1),

«Сколько в какой руке» (I.ПМ.6.2),

«Один да один» (I.ПМ.6.3),

«Сколько нас без одного?» (I.ПМ.6.4),

«Хитрые примеры» (III.ПМ.8.1).

2. Игры: «Доложи правильно» (III.ПМ.8.2),

«Дорисуй» (III.ПМ.8.3),

«Соедини правильно» (III.ПМ.8.4)

9

Трудности в составлении и решении арифметических задач

Не понимает смысл операций сложения и вычитания

Упражнение

«В овощном магазине» (I.ПМ.9.1),



Упражнения:

«Волшебная корзинка» (III.ПМ.9.1),

«Математическая посуда» (III.ПМ.9.2),

«Вазочка» (III.ПМ.9.3),

«Слоненок и цветы» (III.ПМ.9.4),

«Мартышка и бананы» (III.ПМ.9.5),

«Птички» (III.ПМ.9.6),

«Внимательные глазки» (III.ПМ.9.7),

«Волшебный сад» (III.ПМ.9.8)

Затрудняется сравнивать, уравнивать множества и составлять словесный отчет о своих действиях

Упражнения:

«Грузовички» (III.ПМ.9.9),

«Забавные карандашики» (III.ПМ.9.10),

«Забавные лапки» (III.ПМ.9.11),

«Посудная полка» (III.ПМ.9.12)


Упражнения:

«Грузовички» (III.ПМ.9.9),

«Забавные карандашики» (III.ПМ.9.10),

«Забавные лапки» (III.ПМ.9.11),

«Посудная полка» (III.ПМ.9.12)

Слабое понимание грамматических конструкций

1. Наблюдение на прогулке.

2. Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Строители», «Путешествие», «Магазин»


Отработка понимания смысла приставочных глаголов

Затруднено понимание символической модели, ее перевод в словесную, предметную

Моделирование арифметических задач


Моделирование арифметических задач


Условные обозначения : если трудность встречается выделяем её цветом. (см. педагогическую диагностику); причину тоже выделяем цветом (см. психологическую диагностику).




































Рекомендации специалистов



































25






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дневник психолого-педагогического сопровождения детей с ментальными нарушениями

Автор: Бутолина Юлия Александровна

Дата: 19.09.2018

Номер свидетельства: 478168


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства