kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детская шизофрения. Формы детской шизофрении. Признаки и причины. Психотические симптомы. Распространенность болезни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассмотрена проблема возникновения детской шизофрении, история изучения данного феномена и способы диагностики и лечения у детей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детская шизофрения. Формы детской шизофрении. Признаки и причины. Психотические симптомы. Распространенность болезни.»

Детская шизофрения. Формы детской шизофрении. Признаки и причины. Психотические симптомы. Распространенность болезни.


Шизофрения (F20)

Шизофренические расстройства обычно характеризуются существенными и характерными искажениями мышления и восприятия, а также неадекватными аффектами. Ясное сознание и интеллектуальные способности обычно сохраняются, хотя с течением времени может иметь место определенное снижение познавательных способностей. Важнейшая психопатологическая симптоматика включает ощущение отражения мыслей (эхо), вкладывания чужой или похищения собственной мысли, передачи мысли на расстояние; бредовое восприятие и бред контроля извне; инертность; слуховые галлюцинации, комментирующие или обсуждающие больного в третьем лице; беспорядочность мысли и симптомы негативизма.

Течение шизофренических расстройств может быть продолжительным или эпизодическим с прогрессированием или стабильностью нарушений; это может быть один или несколько эпизодов болезни с полной или неполной ремиссией. При наличии обширной депрессивной или маниакальной симптоматики диагноз шизофрении не следует ставить до тех пор, пока не будет ясно, что шизофреническая симптоматика предшествовала аффективным нарушениям. Не следует диагностировать шизофрению и при наличии очевидной болезни мозга, а также в течение наркотической интоксикации или абстиненции.

Детская шизофрения

Шизофрения у детей диагностируется с одной стороны гораздо проще, чем у взрослых, так как они еще не умеют скрывать свои переживания как взрослые. А с другой, при раннем начале заболевания, внутренний мир ребенка еще очень беден и привычных патологических фантазий не наблюдается. Шизофрения у детей является не самостоятельным заболеванием, а ранней формой обычной шизофрении. Заболевание имеет наследственную природу и часто не отмечается каких-либо внешних видимых причин ее начала. Если в роду были больные, страдающие этой болезнью, то вероятность появления ее у потомков возрастает. В зависимости от близости родства, возможность проявления болезни составляет от 2 до 13%.

История

В работах клиницистов XIX—XX веков накапливаются данные о психозах у детей с галлюцинациями, сопровождающихся бредом, кататоническими расстройствами, а также меланхолическими состояниями и нарушениями поведения. (Малиновский П. П., 1847; Ковалевский П. И., 1883; Данилло С. Н., 1891; Муратов В)

В работе A. Homburger (1926) особое внимание обращалось на сходство клинической картины шизофрении у детей, подростков и взрослых. Здесь все же следует отметить, что как на том этапе исследований шизофрении в онтогенетическом аспекте, так и на всех последующих отдельными клиницистами оспаривалась возможность шизофрении у детей из-за их психической незрелости.

С середины 30-х и в начале 40-х годов нашего столетия начинается следующий этап в изучении шизофрении у детей. Клинические особенности шизофрении у детей привлекли внимание таких клиницистов, как Н. И. Озерецкий (1924, 1938), Т. П. Симеон (1926, 1929), С. 3. Галацкая (1933), Е. С. Гребельская (1934) и др. Изучая моторику у больных разных нозологических групп, М. О. Гуревич и Н. И. Озерецкий (1930) обнаружили, что у больных шизофренией детей моторные нарушения напоминают симптомы так называемой моторной дебильности Дюпре. Критерии дифференциальной диагностики детской шизофрении и психозов при органических, инфекционных и других заболеваниях центральной нервной системы разрабатывали Е. А. Осипова, И. В. Шур (1935), А. И. Винокурова (1936), В. П. Кудрявцева (1954, 1956), М. О. Лапидес (1965).

М. Ш. Вроно (1967, 1972), продолжая изучать течение шизофрении у детей и подростков, описал непрерывный вялый, непрерывный с обострениями и ремиттирующий типы течения болезни.

Анализ клинических фактов по детской и Подростковой психиатрии, дает основание констатировать крайне медленное накопление знаний в области психопатологии детской шизофрении.

Идеи о взаимовлиянии возрастных и патогенных факторов и необходимости их учета при исследовании шизофрении у детей пронизывают и работы Г. Е. Сухаревой (1937, 1970), В. В. Ковалева (1969) и других советских детских психиатров.

Следующий раздел, без которого невозможно было бы понимание детской шизофрении, представлен клинико-генеалогическими исследованиями семей детей, больных шизофренией. Распространенность психозов и аномалий личности у родственников детей и подростков, страдающих шизофренией, отмечена в работах Г. Е. Сухаревой (1937), Т. П. Симеон (1948), А. Н. Чеховой (1963) и др.

До сих пор нет однозначного отношения к шизофрении у больных до 3-летнего возраста, обсуждается возможность ее выделения из общей группы психозов и препсихотических состояний. Не завершено описание симптоматологии ранней детской шизофрении, форм течения, семейной патологии, что подчеркивается многими ведущими детскими психиатрами разных стран.

Формы детской шизофрении

Чаще всего у детей встречается гебефреническая и кататоническая формы шизофрении. Соотношение других форм проявления болезни значительно ниже.

  • Гебефреническая шизофрения ((др.-греч. ἥβη — юность, φρενός — ум, разум) — один из подтипов шизофрении, характеризующийся наличием в поведении выраженных черт детскости, дурашливости.) имеет непрерывное течение и быстрое развитие. Бред и галлюцинации выражены слабо, но сильно страдает воля и эмоции. Ребенку трудно бывает собраться с мыслями, отсутствует стремление к последовательным действиям. В поведении таких детей наблюдается дурашливость и неуместное кривляние. Они производят много шума. Эмоции быстро сменяются от агрессии до навязчивой доброжелательности и наоборот.

  • Кататоническая шизофрения (напрягать) — тип шизофрении, характеризующийся психомоторными расстройствами.) сильно отличается от других форм проявления болезни. На первом этапе малыши совершают однообразные движения руками или игрушками без видимой цели, избегают общения и забиваются под кровать или в угол комнаты. Затем наступает фаза ступора: дети застывают в неестественных позах, мышцы находятся в состоянии напряжения, не реагируя на внешние раздражители. Взгляд больного растерянный, эмоции на лице явно не соответствуют окружающей обстановке. Иногда мышцы ребенка становятся пластичными, он может принимать позу, которую ему придают. Ступор сменяется фазой острого возбуждения, с агрессией, направленной на первого встречного или беспорядочными стремительными движениями.

  • Простая форма шизофрении как правило начинается в юношеском возрасте. Протекает она ровно, непрерывно, без ярко выраженного бреда и галлюцинаций. Начало заболевания может проявляться в виде необычных увлечений и любви к бессмысленным рассуждениям. С возрастом молодые люди становятся все более замкнутыми, безынициативными, их эмоциональные реакции обедняются. Отсутствует привязанность к родителям и другим членам семьи, социальная активность в виде стремления к учебе, созданию семьи, поиску работы, творчеству практическая нулевая. Даже если они поступают в институт с подачи родителей – быстро теряют интерес к учебе. Бесплодное мудрствование на темы мироустройства примитивно и не имеет связи с реальностью.

  • Редкая форма шизофрении, но так же проявляющаяся в детском возрасте, – пфропфшизофрения. Иногда ее называют – привитая форма шизофрении. Это сочетание симптомов шизофрении и умственной отсталости. Раннее развитие и быстрое прогрессирование болезни приводит к вялости и апатии уже в юношеском возрасте.

Развитие болезни

Начальные стадии заболевания проявляются в том, что ребенок испытывает проблемы, которые связаны с концентрацией внимания, нарушением режима сна, учебой, а также с нежеланием общаться. Развитие болезни характеризуется бессвязной речью, ребенок начинает видеть или слышать вещи, не видимые и не слышимые окружающими. Периоды улучшения сменяются тяжелейшими рецидивами, характеризующиеся бессвязным мышлением, когда малыш перескакивает с одной мысли на другую без прослеживания логики. При шизофрении у детей могут появиться бред, паранойяи галлюцинации. Во время  психотических фаз заболевания дети уверены в том, что у них сверхчеловеческие способности, или что люди следят за ними. В течении психотического приступа ребенок  может вести себя непредсказуемо и проявлять склонность к суициду и агрессии.

Признаки шизофрении

У детей эта болезнь развивается постепенно, а не внезапно наступает; при этом у больных деток проявляются различные нарушения, предшествующие возникновению психотических симптомов. Детская шизофрения приводит к серьезным негативным последствиям в плане  общего развития и успеваемости ребенка в школе.

Признаки нарушений при шизофрении должны наблюдаться, как минимум, непрерывно в течение полугода. После их появления у малыша должно наблюдаться снижение уровня функционирования в некоторых областях, либо же он будет неспособен к достижению требуемого уровня результатов в личностной или учебной сфере. Как минимум, два из этих  признаков должны наблюдаться в течение большей части одного месяца: бред, кататония (неподвижность, ступор), дезорганизованное поведение и речь, галлюцинации, безволие, эмоциональная подавленность, алогия (немота). При наличии бреда либо галлюцинаций, когда у ребенка возникают образы или он слышит голоса, для установки диагноза достаточно одного из симптомов.

Нарушение логического мышления, бред и галлюцинации наблюдаются редко и их трудно  диагностировать до семи лет; если они есть, то имеют менее сложную структуру, чем у взрослых и содержат детскую тематику. Хотя иногда сложно провести грань между таким патологическим симптомом, как бред и фантазиями, которые вызваны у детей игрой воображения. Также необходимо учитывать то, что в отличие от взрослых, детки порой не испытывают дискомфорта и не ощущают дезорганизующего характера психотических симптомов. И при их появлении на ранней стадии развития ребята не отличают их от  нормальных переживаний.

Психотические симптомы

У подростков и детей, больных шизофренией, могут быть следующие психотические симптомы. Бред является расстройством мышления, что выражается в беспорядочном мышлении и твердых убеждениях, искажающих интерпретацию реальности. Галлюцинации — расстройства восприятия, когда больной слышит, видит или воспринимает нечто, чего не существует в реальности или не присутствует на данный момент. Самый распространенный симптомом, наблюдающийся у детей, больных шизофренией, — слуховые галлюцинации, появляющиеся в 80% случаев при развитии болезни до достижения ребенком  11 лет. У 40-60% детей-шизофреников возникают зрительные галлюцинации, расстройства мышления и бред.

Галлюцинации

Слуховые: Они не связаны с аффективным состоянием. Один семилетний мальчик говорил, что слышит, как говорит мебель и стены.

Командные. Восьмилетний мальчик заявил, что слышит голоса, идущие с юга, которые приказали ему прыгнуть с крыши и ударить мать.

Диалоговые. Такого же возраста мальчик говорил, что слышит беседы Бога и дьявола, которые всегда враждуют.

Религиозные. Мальчик 11-ти лет слышит голос Бога, который не смог ему помочь, а также он слышит Иисуса и дьявола.

Комментирующие. Девочка 8-ми лет сказала, что слышит голос ангела, который произносит  фразы типа: «Сегодня ты не плакала и была хорошей девочкой».

Преследующие. Мальчик 9-ти лет сообщил, что голоса угрожают ему — если он не совершит того, что ему сказали, с ним произойдет что-то плохое.

Зрительные. Мальчик 12-ти лет видит призрака с красным, обожженным лицом, изрезанным шрамами, в разных ситуациях и местах. Он видит его с пяти лет.

Тактильные. Мальчик 8-ми лет ощущал, как дьявол ощущал его и передвигал его тело.

Соматические. Восьмилетняя девочка заявила, что ощущала ангела, дьявола и младенцев в своей руке.

Бред

Превращение в животное. Мальчик 9-ти лет был уверен, что он – собака, а его родители —  немецкие овчарки, что у него растет шерсть. Он отказывался покидать ветеринарную клинику, и хотел, чтобы ему сделали укол.

Преследования. Девочка была убеждена, что «злой» человек хочет отравить ее сок.

Соматический. Мальчик 11-ти лет описал «отбросы», производимые добрыми и злыми голосами, когда они спорят. «Отбросы» выходят из его ног, когда он плавает в бассейне с хлорированной водой.

Величия. Мальчик того же возраста верил, что он «иной» и ему можно убивать людей. Он ощущал, что Бог «фокусируется» на нем, тогда он становился очень сильным, и у него появлялись большие мускулы.

Отношения. Девочка 8-ми лет считала, что когда люди проходят мимо ее дома, они смотрят и указывают на нее, передают ей послание, чтобы она покинула дома. Также она думала, что люди в телевизоре разговаривают с ней, используя слово «ты».

Расстройство мышления. Мальчику снились мексиканские и вакуумные сны. Во сне он переворачивается вверх ногами и ему становится трудно кричать.

Другие признаки и симптомы:

  • Паранойя - Ребенок чувствует, что люди в сговоре против него или чувствует, что они говорят о нем в унизительном ключе.

  • Снижение в гигиене - Ребенок демонстрирует заметную незаинтересованность в личной гигиене.

  • Необоснованная тревога и страх - ребенок жалуется на необоснованные страхи, которые выходят  за рамки нормальных детских страхов (т.е. монстры в шкафу или под кроватью). Он или она показывает крайнюю тревогу о вещах не видимых или не существующих реально.

  • Изолированность - Ребенок нехарактерно для возраста отказывается от любимых детских занятий, не общается со сверстниками и не может поддерживать дружеские отношения.

  • Экстремальная капризность - Перепады настроения, не спровоцированные видимыми внешними факторами.

  • Раздробленность речи - ребенок постепенно или внезапно, теряет способность вести обычную модель разговора.

  • Хаотичность мысли - ребенку трудно отделить телевизионную фантастику от снов и реальности.

Распространенность шизофрении.

Частота заболеваемости шизофренией, чрезвычайно редко встречающейся среди детей в возрасте до 12- ти лет, возрастает в подростковом возрасте, и имеет критический возраст наступления между 20–25 годами:

- Распространенность заболевания шизофренией составляет, по различным оценкам, от 0,14 до 1,0 случая на 10 000 детей.

-  Шизофрения встречается среди взрослых в 100 раз чаще, чем среди детей.

-  Детская шизофрения наступает в более раннем возрасте (2–4 года) у мальчиков , и встречается в два раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Однако указанные половые различия исчезают в подростковом возрасте.

Причины большей распространенности заболевания у лиц мужского пола пока неизвестны; высказывались предположения, что этот факт объясняется общей биологической уязвимостью мальчиков перед неврологическими расстройствами, либо различной этиологией (происхождением) процессов у мальчиков и девочек.

Причины шизофрении у детей

Хотя эксперты не имеют четкого понимания того, что вызывает детскую шизофрению, исследования показывают, что она развивается таким же образом , как и шизофрения у взрослых . Исследователи остаются до сих пор озадачены вопросом, почему это  у некоторых людей  на ранней стадии развивается разрушительное расстройство мозга.

Дисбаланс важных химических веществ мозга, называемых нейротрансмиттерами, может играть роль в начале развития шизофрении. Эксперты пока не имеют возможности сопоставить строение мозга людей с этой болезнью и ее  различия с визуальными исследованиями.

Генетика и факторы окружающей среды, скорее всего, играют значительную роль в развитии болезни. Но даже не зная точных причин, исследователи полагают, что юношеская шизофрения развивается под воздействием некоторых экологических факторов риска.  

Возможные факторы риска раннего начала шизофрении
  • Наличие родственников первой или второй степени, страдающих шизофренией -иногда шизофрения передается по наследству;

  • Беременность  в более старшем возрасте;

  • Стрессовые условия жизни (то есть физическое или эмоциональное насилие, трудный развод, родительские скандалы или другие чрезвычайно стрессовые ситуации);

  • Вирусные заболевания еще в утробе матери;

  • Мать с тяжелой формой недоедания во время беременности;

  • Прием психотропных препаратов, таких как ЛСД, псилоцибин (народное название - волшебные грибы), или МДМА (экстази) во время детского или подросткового возраста. 

Диагностика

Диагностировать заболевание сложно. Необходимо длительное наблюдение психиатра. Констатировать шизофрению можно если бред и остальные симптомы не прекращаются в течении 6 месяцев. При этом следует убедиться, что такое поведение не обусловлено воздействием токсических веществ, ядов, наркотиков, алкоголя.

Лечение

Излечить шизофрению полностью невозможно, так как это хроническое заболевание. Используется психотерапия и медикаменты. Иногда необходима госпитализация, длительное пребывание в стационаре.
Однако, возможности лечения для детей с шизофренией значительно улучшились в последние годы. Врачи и эксперты психического здоровья используют комплексный подход для лечения шизофрении у детей и подростков. Сочетание лекарств, индивидуальной и семейной терапии, специализированных школьных программ, способны привести к хорошим результатам восстановления детей и подростков.

Препараты, используемые в лечении шизофрении у детей и подростков относятся к классу препаратов, называемых антипсихотическими или нейролептики. В зависимости от истории болезни вашего ребенка, тяжесть симптомов, возраста, времени начала и многих других факторов, лечащий врач определяет, будут ли применяться традиционные сорта этих препаратов или применяться новые методы лечения шизофрении с использованием современных, атипичных антипсихотических препаратов. Психиатр, который специализируется в лечении детей и подростков пропишет лекарства с учетом индивидуальных особенностей ребенка и будет внимательно следить, как эти мощные препараты влияют на ребенка.

Более новые антипсихотические препараты, кажется, способны управлять симптомами лучше, чем традиционные лекарства и имеют более низкий риск общих тяжелых побочных эффектов, связанных с антипсихотическими препаратами первого поколения. Наиболее распространенным побочным эффектом, связанным с этими новыми лекарственными препаратами, является относительно большое увеличение веса. Из-за этого, медицинский персонал должен следить за признаками резистентности к инсулину. Конечно, обострение шизофрении требуется обязательно купировать, но если не контролировать ситуацию, резистентность к инсулину может понизиться, что приведет к риску развития диабета.

Одно лекарство никогда не сможет удовлетворительно справляться с симптомами детской шизофрении. Несколько научных исследований показывают, что лишь многогранный подход значительно увеличивает возможность для восстановления.

Семейная психотерапия поможет членам семьи больного ребенка с подростковой шизофренией, справиться с ее симптомами, в том числе подскажет, что делать, когда они усилятся. Семейный терапевт может обеспечить профессиональный уход, которые поможет справиться с ситуацией во время кризиса.

Подростковая шизофрения требует индивидуальной психотерапии, которая позволит ребенку развить основные социальные навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с другими людьми. Для лечения вносятся изменения в образовательные программы и разрабатывается индивидуальная когнитивно-поведенческая терапия.

Стратегия лечения шизофрении направлена ​​на снижение интенсивности симптомов и частоту их проявления. Ребенку с тяжелыми симптомами в начале, возможно, потребуется госпитализация, пока врачам не удастся уменьшить интенсивность и стабилизировать состояние пациента. Психиатру для лечения шизофренического состояния ребенка или подростка, у которого симптомы шизофрении, возможно, потребуется настроить сложную комбинацию методов лечения, чтобы найти баланс, который лучше всего подходит для уникальных потребностей больного.

Прогноз

Имеется два варианта:

  1. Положительный, перспективный - частичное выздоровление, замедление прогрессирования болезни, притупление симптоматики.

  2. Неблагоприятный – дальнейшее развитие заболевания, обострение симптомов, усугубление состояния и, как итог - апатическое слабоумие.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Авдонина Виктория Ивановна

Дата: 07.08.2017

Номер свидетельства: 424996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства