ДЕПРИВАЦИОННЫЙ СИНДРОМ
Ещё сто лет назад приём грудного ребёнка в детский дом - приют для подкидышей - означал практически гибель в раннем возрасте. Даже в детской клинике "Шарите" в Берлине в конце девятнадцатого века умирало до 70% поступивших детей. Детские врачи и позже психологи, наблюдавшие за выжившими воспитанниками, обнаружили, что они значительно отстают в развитии от семейных сверстников, даже несмотря на тщательный медицинский уход со стороны персонала и обучение воспитателями. Английский педиатр Болби определил это отставание как депривационный синдром в связи с потерей матери. (Депривация - сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы органов чувств). Регулярные исследования в Мюнхенском детском центре с применением методов функциональной диагностики показали, что детский депривационный синдром в первую очередь влияет на развитие речи и социальное развитие.
Дети из домов малютки оказались неспособны соответственно своему возрасту нормально общаться с другими детьми и со взрослыми, у них обнаруживаются нарушения социального развития. Они не умеют соблюдать дистанцию, чрезмерно пугливы, болезненно упрямы. Сильно страдает развитие речи. Дети плохо умеют играть, у них недостаточно развиты мелкие мышцы рук, страдает и грубая моторика (умение ходить, сидеть, ползать).
Чем дольше дети остаются в доме малютки, тем в большей степени от отстают в развитии. Это связано не столько с таким учреждением как детский дом сам по себе, сколько с тем, что отсутствует материнское внимание к ребенку. Ему не хватает ежедневного, ежечасного ласкового общения с лицом, которое заменило бы ему мать. Даже самые современные детские дома с идеальными бытовыми условиями и квалифицированным персоналом не в состоянии решить эту проблему. Наилучшим решением для малыша является усыновление.
Замечено, что отставание в развитии речи и в социальном развитии ребенка тем больше, чем больше персонала участвует в уходе за ребенком раннего возраста и чем чаще меняются воспитательницы. Грудные дети настолько чувствительны к каждой смене ухаживающих за ними лиц, что если одна женщина ухаживанет больше, чем за тремя младенцами одновременно, у них всегда возникает синдром депривации.
Следует отметить, что синдром депривации может возникать и у ребенка, воспитывающегося в семье, если мать не уделяет малышу достаточного внимания. Предоставленный самому себе, лишенный материнского внимания и ласки, ребенок точно так же, как и дети, растущие вне семьи, начинает отставать в развитии и проявлять различные признаки депривации. Отчасти поэтому в ряде европейских стран столь быстро решаются вопросы лишения матери родительских прав - женщину, которая проявляет к усыновленному ребенку истинную любовь и внимание, считают лучшей матерью, чем ту, что родила, но обделила материнской любовью.
Особенности восприятия ребенка таковы, что чем раньше он будет усыновлен, тем легче будет протекать процесс адаптации к нормальной семейной жизни, тем быстрее и проще ребенок преодолеет все последствия депривации. Дети, усыновленные в возрасте старше трех лет, почти всегда нуждаются в корректирующей работе педагогов и психологов, так как у них уже присутствуют нарушения социального развития. Дети, которых усыновили в раннем возрасте, позднее настолько похожи в манерах поведения, речи, жестах и мимике на приемных родителей, что их почти невозможно отличить от родных.
Для окружающих и близких усыновленного ребенка важно понимать, что депривационный синдром - не заболевание, а обозначение нарушений в развитии, которые могут быть скорректированы обучением, развивающей терапией, занятиями с психологом, а главное - самой жизнью в семье. Нельзя требовать от усыновленного малыша, чтобы он изменился в один день, словно по мановению волшебной палочки. Коррекция социальных нарушений требует терпения и понимания - проявления депривационного синдрома не являются ни "доказательством плохой генетики", ни подтверждением "дурных наклонностей". Ребенку нужно время для преодоления трагических обстоятельств, в результате которых он оказался без жизненно важной любви матери. И чем тактичнее и умнее будут все окружающие, тем быстрее и легче усыновленный ребенок преодолеет последствия этих обстоятельств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Депривационный синдром у детей»
ДЕПРИВАЦИОННЫЙ СИНДРОМ
Ещё сто лет назад приём грудного ребёнка в детский дом - приют для подкидышей - означал практически гибель в раннем возрасте. Даже в детской клинике "Шарите" в Берлине в конце девятнадцатого века умирало до 70% поступивших детей. Детские врачи и позже психологи, наблюдавшие за выжившими воспитанниками, обнаружили, что они значительно отстают в развитии от семейных сверстников, даже несмотря на тщательный медицинский уход со стороны персонала и обучение воспитателями. Английский педиатр Болби определил это отставание как депривационный синдром в связи с потерей матери. (Депривация - сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы органов чувств). Регулярные исследования в Мюнхенском детском центре с применением методов функциональной диагностики показали, что детский депривационный синдром в первую очередь влияет на развитие речи и социальное развитие.
Дети из домов малютки оказались неспособны соответственно своему возрасту нормально общаться с другими детьми и со взрослыми, у них обнаруживаются нарушения социального развития. Они не умеют соблюдать дистанцию, чрезмерно пугливы, болезненно упрямы. Сильно страдает развитие речи. Дети плохо умеют играть, у них недостаточно развиты мелкие мышцы рук, страдает и грубая моторика (умение ходить, сидеть, ползать).
Чем дольше дети остаются в доме малютки, тем в большей степени от отстают в развитии. Это связано не столько с таким учреждением как детский дом сам по себе, сколько с тем, что отсутствует материнское внимание к ребенку. Ему не хватает ежедневного, ежечасного ласкового общения с лицом, которое заменило бы ему мать. Даже самые современные детские дома с идеальными бытовыми условиями и квалифицированным персоналом не в состоянии решить эту проблему. Наилучшим решением для малыша является усыновление.
Замечено, что отставание в развитии речи и в социальном развитии ребенка тем больше, чем больше персонала участвует в уходе за ребенком раннего возраста и чем чаще меняются воспитательницы. Грудные дети настолько чувствительны к каждой смене ухаживающих за ними лиц, что если одна женщина ухаживанет больше, чем за тремя младенцами одновременно, у них всегда возникает синдром депривации.
Следует отметить, что синдром депривации может возникать и у ребенка, воспитывающегося в семье, если мать не уделяет малышу достаточного внимания. Предоставленный самому себе, лишенный материнского внимания и ласки, ребенок точно так же, как и дети, растущие вне семьи, начинает отставать в развитии и проявлять различные признаки депривации. Отчасти поэтому в ряде европейских стран столь быстро решаются вопросы лишения матери родительских прав - женщину, которая проявляет к усыновленному ребенку истинную любовь и внимание, считают лучшей матерью, чем ту, что родила, но обделила материнской любовью.
Особенности восприятия ребенка таковы, что чем раньше он будет усыновлен, тем легче будет протекать процесс адаптации к нормальной семейной жизни, тем быстрее и проще ребенок преодолеет все последствия депривации. Дети, усыновленные в возрасте старше трех лет, почти всегда нуждаются в корректирующей работе педагогов и психологов, так как у них уже присутствуют нарушения социального развития. Дети, которых усыновили в раннем возрасте, позднее настолько похожи в манерах поведения, речи, жестах и мимике на приемных родителей, что их почти невозможно отличить от родных.
Для окружающих и близких усыновленного ребенка важно понимать, что депривационный синдром - не заболевание, а обозначение нарушений в развитии, которые могут быть скорректированы обучением, развивающей терапией, занятиями с психологом, а главное - самой жизнью в семье. Нельзя требовать от усыновленного малыша, чтобы он изменился в один день, словно по мановению волшебной палочки. Коррекция социальных нарушений требует терпения и понимания - проявления депривационного синдрома не являются ни "доказательством плохой генетики", ни подтверждением "дурных наклонностей". Ребенку нужно время для преодоления трагических обстоятельств, в результате которых он оказался без жизненно важной любви матери. И чем тактичнее и умнее будут все окружающие, тем быстрее и легче усыновленный ребенок преодолеет последствия этих обстоятельств.