Понятие, виды, причины возникновения девиантного поведения у обучающихся
Особенности диагностической процедуры
Диагностика
ПМПК
Профилактическая работа
Введение
Проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних в силу специфики данного возраста всегда являлись предметом внимания психолого-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современном обществе вызвала формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних, особенно в детской и подростковой среде, различных форм девиантного поведения, таких как рост игровой и интернет-зависимостей, потребление психоактивных веществ, агрессия, противоправные и антисоциальные действия, суицидальное поведение. Поэтому замеченные вовремя отклонения в поведении обучающегося, а также правильно организованная психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь играют решающую роль в предотвращении нарушений, которые приводят к девиациям. Для повышения продуктивности организации такого рода работы необходимо проведение специалистами психологической диагностики тех обучающихся, чье поведение не укладывается в общепринятые социальные нормы.
Понятие, виды, причины возникновения девиантного поведения у обучающихся
Девиантное поведение является предметом исследования целого ряда отраслей научного знания - социологии, криминологии, психологии, психиатрии, этики, педагогики, конфликтологии и др. Существуют различные взгляды на определение понятия «девиантное поведение».
Девиантное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п. («Педагогический энциклопедический словарь», 2002 г.)
Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон, 1989).
Девиантное поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг, 2001).
В рамках девиантного (отклоняющегося) поведения выделяются две различающиеся тяжестью и выраженностью формы. К первой относится девиантное поведение в узком смысле, нарушающее общие возрастные нормы и требования (прогулы школы, побеги из дома, употребление психоактивных веществ, агрессивное поведение и др.), но не являющееся уголовно наказуемым. Вторая, более тяжелая, форма включает в себя делинквентное (противоправное) поведение, которое уже является уголовно наказуемым.
Типология девиантного поведения
Виды девиантного поведления, не имеющего противоправного содержания
Виды противоправного (делинквентного)
поведения
побеги детей и подростков из дома, детских воспитательных учреждений;
бродяжничество как следствие детской безнадзорности;
злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими токсическими средствами (аддиктивное поведение);
аутоагрессивное поведение (покушение на собственный организм, вплоть до крайних проявлений - самоубийства);
отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учёбы и т. п.).
1. Отклонения агрессивной ориентации,
проявляющиеся в действиях,
направленных против личности:
хулиганство;
драки;
побои;
тяжкие преступления - изнасилования, убийства.
2. Отклонения корыстной направленности,
связанные со стремлением к криминальному обогащению:
кражи;
грабежи;
хищения и т. п.
Причины и предпосылки возникновения девиантного поведения
Множество теоретических исследований посвящено причинам и предпосылкам возникновения у детей и подростков девиантного поведения. Чаще всего отмечаются следующие причины возникновения девиаций:
1. Семейное воспитание
Роль семейного воспитания в становлении личности ребенка подчеркивается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Ведь в семье формируются не только социально значимые качества ребенка, но и оценочные критерии – что «хорошо» и что «плохо», закладываются представления о нормах и правилах. Не смотря на то, что ребенок проводит значительную часть жизни в различных социальных институтах – детском саду, школе, влияние семьи всегда сильнее влияния общества в целом.
Наиболее губительным для психики ребенка условием семейного воспитания, приводящим к сильным нарушениям социализации, являются хронические конфликтные отношения с «семейнойжестокостью».
2. Социально-материальное положение семьи
Одним из важных факторов возникновения девиаций является социальное положение семьи и ее материальный статус. Например, исследования Шурыгиной И.И. доказали, что в семьях, матери которых имеют высшее образование, не было ни одного случая, чтобы 14 – 15-летние школьники проявляли склонность к девиациям. Среди бедных детей малообразованных матерей были и воровство, и суицид.
Но на практике встречаются дети с девиантным поведением, живущие в материально обеспеченных семьях, где у родителей есть высшее образование. Много жалоб на поведение детей исходит от педагогов частных школ, где учатся дети достаточно обеспеченных родителей.
Можно сказать, что сегодня понятие «неблагополучная семья» расширилось и включает не только семьи, где родители выпивают или не в ладах с законом, но и материально и социально благополучные, в которых по отношению к ребенку применяются неадекватные методы воспитания.
Так же условно можно разделить причины возникновения девиантного поведения на первичные и вторичные:
Первичные причины развития девиантного поведения у детей и подростков
Вторичные причины развития девиантного поведения у школьников:
алкоголизм, асоциальность и криминальность родных;
психопатические черты у родителей в виде повышенной аффективной возбудимости, а также их
незрелость и изолированность, снижение стрессоустойчивости и личностные проблемы;
потребность родителей устанавливать приоритет над ребенком;
неблагоприятные личностные особенности родителей (принципиальность, требовательность, нетерпимость, мнительность);
тревожность родителей в отношениях с детьми, аффективность в обращении с детьми (крик, ругань, угрозы), властность, стремление подчинить и добиться беспрекословного послушания
неравномерность воспитания, которая может выражаться в недостатке эмоционального контакта с ребенком в раннем детстве в избытке, потом и наоборот.
Сложные взаимотношения с учителями;
Повышение требований к учебе, к общей информированности (большинство детей сталкиваются
с типичным психическим стрессом и переутомлением);
Следствие медицинских проблем - депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Нервно-психические патологии и заболевания.
Акцентуации характера (чрезмерная выраженность каких-либо индивидуальных особенностей, черт личности)
Отставание в умственном развитии (как врождённое, так и приобретённое вследствие травм и
заболеваний).
Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения.
Особенности диагностической процедуры
Диагностика психических качеств, сопутствующих возникновению ДП у детей и подростков, позволяет выявить детей группы риска и проводить психологу и социальному работнику превентивные мероприятия в форме личных консультаций, групповых тренингов.
Любое отклоняющееся от привычной нормы поведение, будь то хулиганство, противоправные действия или аддикции (пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам), может быть выявлено на разных этапах развития ДП. Чем с более ранними этапами ДП работают социальные службы школы, тем больше вероятность полной реабилитации ребенка и его дальнейшего гармоничного развития.
Общая диагностика отклоняющегося поведения по существу совпадает с общей диагностикой личности и имеет комплексный характер (социально-психологический, социально-педагогический, психологический и медицинский аспекты).
Выбор того или иного диагностического аппарата зависит от того, какую область отклонений предполагается обследовать.
Примерный алгоритм действий при обследовании ребенка(подростка) с девиантным поведением:
1. сбор психологического анамнеза;
2. выяснить формулировку проблемы в интерпретации ребенка и/или его значимых близких;