kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Девиантное поведение. Понятие, причины, признаки девиантного поведения подростков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное поведение подростков: основные понятия, причины, проявление (признаки).

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение. Понятие, причины, признаки девиантного поведения подростков.»




















Рекомендации для специалистов

служб сопровождения образовательных организаций

по обследованию детей с девиантным поведением






























Содержание

Введение

  1. Понятие, виды, причины возникновения девиантного поведения у обучающихся

  2. Особенности диагностической процедуры

Диагностика

ПМПК

Профилактическая работа






































Введение



Проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних в силу специфики данного возраста всегда являлись предметом внимания психолого-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современном обществе вызвала формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних, особенно в детской и подростковой среде, различных форм девиантного поведения, таких как рост игровой и интернет-зависимостей, потребление психоактивных веществ, агрессия, противоправные и антисоциальные действия, суицидальное поведение. Поэтому замеченные вовремя отклонения в поведении обучающегося, а также правильно организованная психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь играют решающую роль в предотвращении нарушений, которые приводят к девиациям. Для повышения продуктивности организации такого рода работы необходимо проведение специалистами психологической диагностики тех обучающихся, чье поведение не укладывается в общепринятые социальные нормы.





















  1. Понятие, виды, причины возникновения девиантного поведения у обучающихся

Девиантное поведение является предметом исследования целого ряда отраслей научного знания - социологии, криминологии, психологии, психиатрии, этики, педагогики, конфликтологии и др. Существуют различные взгляды на определение понятия «девиантное поведение».

Девиантное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п. («Педагогический энциклопедический словарь», 2002 г.)

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон, 1989).

Девиантное поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг, 2001).


В рамках девиантного (отклоняющегося) поведения выделяются две различающиеся тяжестью и выраженностью формы. К первой относится девиантное поведение в узком смысле, нарушающее общие возрастные нормы и требования (прогулы школы, побеги из дома, употребление психоактивных веществ, агрессивное поведение и др.), но не являющееся уголовно наказуемым. Вторая, более тяжелая, форма включает в себя делинквентное (противоправное) поведение, которое уже является уголовно наказуемым.


Типология девиантного поведения

Виды девиантного поведления, не имеющего противоправного содержания

Виды противоправного (делинквентного)

поведения

  • побеги детей и подростков из дома, детских воспитательных учреждений;

  • бродяжничество как следствие детской безнадзорности;

  • злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими токсическими средствами (аддиктивное поведение);

  • аутоагрессивное поведение (покушение на собственный организм, вплоть до крайних проявлений - самоубийства);

  • отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учёбы и т. п.).

1. Отклонения агрессивной ориентации,

проявляющиеся в действиях,

направленных против личности:

  • хулиганство;

  • драки;

  • побои;

  • тяжкие преступления - изнасилования, убийства.

2. Отклонения корыстной направленности,

связанные со стремлением к криминальному обогащению:

  • кражи;

  • грабежи;

  • хищения и т. п.



Причины и предпосылки возникновения девиантного поведения

Множество теоретических исследований посвящено причинам и предпосылкам возникновения у детей и подростков девиантного поведения. Чаще всего отмечаются следующие причины возникновения девиаций:

1. Семейное воспитание

Роль семейного воспитания в становлении личности ребенка подчеркивается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Ведь в семье формируются не только социально значимые качества ребенка, но и оценочные критерии – что «хорошо» и что «плохо», закладываются представления о нормах и правилах. Не смотря на то, что ребенок проводит значительную часть жизни в различных социальных институтах – детском саду, школе, влияние семьи всегда сильнее влияния общества в целом.

Наиболее губительным для психики ребенка условием семейного воспитания, приводящим к сильным нарушениям социализации, являются хронические конфликтные отношения с «семейной жестокостью».

2. Социально-материальное положение семьи

Одним из важных факторов возникновения девиаций является социальное положение семьи и ее материальный статус. Например, исследования Шурыгиной И.И. доказали, что в семьях, матери которых имеют высшее образование, не было ни одного случая, чтобы 14 – 15-летние школьники проявляли склонность к девиациям. Среди бедных детей малообразованных матерей были и воровство, и суицид.

Но на практике встречаются дети с девиантным поведением, живущие в материально обеспеченных семьях, где у родителей есть высшее образование. Много жалоб на поведение детей исходит от педагогов частных школ, где учатся дети достаточно обеспеченных родителей.

Можно сказать, что сегодня понятие «неблагополучная семья» расширилось и включает не только семьи, где родители выпивают или не в ладах с законом, но и материально и социально благополучные, в которых по отношению к ребенку применяются неадекватные методы воспитания.

Так же условно можно разделить причины возникновения девиантного поведения на первичные и вторичные:

Первичные причины развития девиантного поведения у детей и подростков

Вторичные причины развития девиантного поведения у школьников:

Психобиологические предпосылки девиантного поведения:

  • алкоголизм, асоциальность и криминальность родных;

  • психопатические черты у родителей в виде повышенной аффективной возбудимости, а также их

незрелость и изолированность, снижение стрессоустойчивости и личностные проблемы;

  • потребность родителей устанавливать приоритет над ребенком;

  • неблагоприятные личностные особенности родителей (принципиальность, требовательность, нетерпимость, мнительность);

  • тревожность родителей в отношениях с детьми, аффективность в обращении с детьми (крик, ругань, угрозы), властность, стремление подчинить и добиться беспрекословного послушания

  • неравномерность воспитания, которая может выражаться в недостатке эмоционального контакта с ребенком в раннем детстве в избытке, потом и наоборот.


  • Сложные взаимотношения с учителями;

  • Повышение требований к учебе, к общей информированности (большинство детей сталкиваются

с типичным психическим стрессом и переутомлением);

  • Следствие медицинских проблем - депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).


  • Нервно-психические патологии и заболевания.

  • Акцентуации характера (чрезмерная выраженность каких-либо индивидуальных особенностей, черт личности)

  • Отставание в умственном развитии (как врождённое, так и приобретённое вследствие травм и

заболеваний).



Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения.





  1. Особенности диагностической процедуры

Диагностика психических качеств, сопутствующих возникновению ДП у детей и подростков, позволяет выявить детей группы риска и проводить психологу и социальному работнику превентивные мероприятия в форме личных консультаций, групповых тренингов.

Любое отклоняющееся от привычной нормы поведение, будь то хулиганство, противоправные действия или аддикции (пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам), может быть выявлено на разных этапах развития ДП. Чем с более ранними этапами ДП работают социальные службы школы, тем больше вероятность полной реабилитации ребенка и его дальнейшего гармоничного развития.

Общая диагностика отклоняющегося поведения по существу совпадает с общей диагностикой личности и имеет комплексный характер (социально-психологический, социально-педагогический, психологический и медицинский аспекты).

Выбор того или иного диагностического аппарата зависит от того, какую область отклонений предполагается обследовать.

Примерный алгоритм действий при обследовании ребенка(подростка) с девиантным поведением:

1. сбор психологического анамнеза;

2. выяснить формулировку проблемы в интерпретации ребенка и/или его значимых близких;

3. определить структуру девиации;

4. узнать, какие социокультурные нормы нарушаются: возрастные, профессиональные, культурные, социальные (семейные, групповые);

6.выдвинуть гипотезы (2-3) о причинах возникновения и продолжительности девиации;

7. проверить гипотезы при помощи психодиагностики;

8. спланировать и осуществить психокоррекционное воздействие в зависимости от психологического диагноза.


При сборе психологического анамнеза необходимо выяснить:

• всегда ли была данная проблема и в чем именно она выражалась;

• с какого момента возникла;

• что перед этим изменилось в структуре семьи (рождение нового ребенка; приезд кого-либо из

родственников, смерть, болезнь);

• что перед возникновением данной проблемы изменилось в условиях жизни семьи (переезд,

ремонт);

• кто первый обратил внимание на данную проблему;

• как сам ребенок ее воспринимает;

• что уже делали для решения данной проблемы;

• что думают по поводу данной проблемы члены семьи и значимые близкие.


При исследовании поведенческих характеристик девиантной личности, социальных установок,

социальных норм и стереотипов, декларируемых ценностей и мотивировок можно включить в

диагностический блок:

• анкеты;

• стандартизованное интервью;

• экспертные оценки;

• карты наблюдений;

• планы-схемы для сбора первичного материала, которые предполагают беседу с родителями и

ребенком;

• анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт, например, карта наблюдений

педагогов за проявлением девиантного поведения подростков (Н.В. Майсак).


Для сбора информации, касающейся семейного, медицинского и учебного статуса школьника,

используется «Социальная анкета», состоящая из пяти блоков:

1. Общие сведения.

2. Медицинский анамнез (группа здоровья и хронические заболевания).

3. Социальный анамнез (состав и материальное обеспечение семьи, курение и употребление

алкоголя родителями).

4. Бытовой анамнез школьника.

5. Дополнительные сведения о ребенке (пропуски уроков, состоит ли на учете, замеченные

отклонения в поведении).


К специализированным психодиагностическим методикам относятся следующие:

• Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками

(модификация методики МПА В.Д.Завьялова).

• Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения

(Ю.Б. Кляйберг).

• Шкала социально-психологической адаптированности СПА (К. Роджерса, Р. Даймонда в

адаптации Т.В. Снегиревой) (Приложение № 6).

• Карта социально-педагогического наблюдения для выявления уровня социального развития

дезадаптивных подростков С.А. Беличевой.

• Методика диагностики склонности к девиантному поведению (Приложение № 6).























































Приложение 1

Примерный пакет диагностических методик для определения склонности обучающегося к девиантному поведению.


Методика «Индивидуально-типологический опросник» (Л.Н. Собчик)

РАТ (Рисованный апперцептивный тест) (С. Розенцвейг – адаптация Н.В. Тарабриной)

Опросник для выявления акцентуированных свойств личности Шмишека – Леонгарда.

ВФТ (вербальный фрустрационный тест)

Методика «Метаморфозы» (метафорический проективный тест) Ж. Руайер (апробация Н.Я. Семаго

Методика определения школьной тревожности (проективный графический тест) (Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина)

Проективный тест «Кто я?» (20 позиций) (М. Кун)


Опросник «Самооценка психических состояний личности» Г. Айзенка

Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго

Проективные рисуночные тесты «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс – С. Кауфман)

Методика измерения самооценки подростков Дембо – Рубинштейн (и различные модификации)

Методика «Опросник уровня субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинда (для детей от 12 лет);

Копинг-тест Р. Лазаруса.

Опросник СДП («Склонность к девиантному поведению») (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Девиантное поведение. Понятие, причины, признаки девиантного поведения подростков.

Автор: Мицкевич Валентина Андреевна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541006

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства