kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Девиантное поведение. Понятие, причины, признаки девиантного поведения подростков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное поведение подростков: основные понятия, причины, проявление (признаки).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение. Понятие, причины, признаки девиантного поведения подростков.»




















Рекомендации для специалистов

служб сопровождения образовательных организаций

по обследованию детей с девиантным поведением






























Содержание

Введение

  1. Понятие, виды, причины возникновения девиантного поведения у обучающихся

  2. Особенности диагностической процедуры

Диагностика

ПМПК

Профилактическая работа






































Введение



Проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних в силу специфики данного возраста всегда являлись предметом внимания психолого-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современном обществе вызвала формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних, особенно в детской и подростковой среде, различных форм девиантного поведения, таких как рост игровой и интернет-зависимостей, потребление психоактивных веществ, агрессия, противоправные и антисоциальные действия, суицидальное поведение. Поэтому замеченные вовремя отклонения в поведении обучающегося, а также правильно организованная психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь играют решающую роль в предотвращении нарушений, которые приводят к девиациям. Для повышения продуктивности организации такого рода работы необходимо проведение специалистами психологической диагностики тех обучающихся, чье поведение не укладывается в общепринятые социальные нормы.





















  1. Понятие, виды, причины возникновения девиантного поведения у обучающихся

Девиантное поведение является предметом исследования целого ряда отраслей научного знания - социологии, криминологии, психологии, психиатрии, этики, педагогики, конфликтологии и др. Существуют различные взгляды на определение понятия «девиантное поведение».

Девиантное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п. («Педагогический энциклопедический словарь», 2002 г.)

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон, 1989).

Девиантное поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг, 2001).


В рамках девиантного (отклоняющегося) поведения выделяются две различающиеся тяжестью и выраженностью формы. К первой относится девиантное поведение в узком смысле, нарушающее общие возрастные нормы и требования (прогулы школы, побеги из дома, употребление психоактивных веществ, агрессивное поведение и др.), но не являющееся уголовно наказуемым. Вторая, более тяжелая, форма включает в себя делинквентное (противоправное) поведение, которое уже является уголовно наказуемым.


Типология девиантного поведения

Виды девиантного поведления, не имеющего противоправного содержания

Виды противоправного (делинквентного)

поведения

  • побеги детей и подростков из дома, детских воспитательных учреждений;

  • бродяжничество как следствие детской безнадзорности;

  • злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими токсическими средствами (аддиктивное поведение);

  • аутоагрессивное поведение (покушение на собственный организм, вплоть до крайних проявлений - самоубийства);

  • отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учёбы и т. п.).

1. Отклонения агрессивной ориентации,

проявляющиеся в действиях,

направленных против личности:

  • хулиганство;

  • драки;

  • побои;

  • тяжкие преступления - изнасилования, убийства.

2. Отклонения корыстной направленности,

связанные со стремлением к криминальному обогащению:

  • кражи;

  • грабежи;

  • хищения и т. п.



Причины и предпосылки возникновения девиантного поведения

Множество теоретических исследований посвящено причинам и предпосылкам возникновения у детей и подростков девиантного поведения. Чаще всего отмечаются следующие причины возникновения девиаций:

1. Семейное воспитание

Роль семейного воспитания в становлении личности ребенка подчеркивается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Ведь в семье формируются не только социально значимые качества ребенка, но и оценочные критерии – что «хорошо» и что «плохо», закладываются представления о нормах и правилах. Не смотря на то, что ребенок проводит значительную часть жизни в различных социальных институтах – детском саду, школе, влияние семьи всегда сильнее влияния общества в целом.

Наиболее губительным для психики ребенка условием семейного воспитания, приводящим к сильным нарушениям социализации, являются хронические конфликтные отношения с «семейной жестокостью».

2. Социально-материальное положение семьи

Одним из важных факторов возникновения девиаций является социальное положение семьи и ее материальный статус. Например, исследования Шурыгиной И.И. доказали, что в семьях, матери которых имеют высшее образование, не было ни одного случая, чтобы 14 – 15-летние школьники проявляли склонность к девиациям. Среди бедных детей малообразованных матерей были и воровство, и суицид.

Но на практике встречаются дети с девиантным поведением, живущие в материально обеспеченных семьях, где у родителей есть высшее образование. Много жалоб на поведение детей исходит от педагогов частных школ, где учатся дети достаточно обеспеченных родителей.

Можно сказать, что сегодня понятие «неблагополучная семья» расширилось и включает не только семьи, где родители выпивают или не в ладах с законом, но и материально и социально благополучные, в которых по отношению к ребенку применяются неадекватные методы воспитания.

Так же условно можно разделить причины возникновения девиантного поведения на первичные и вторичные:

Первичные причины развития девиантного поведения у детей и подростков

Вторичные причины развития девиантного поведения у школьников:

Психобиологические предпосылки девиантного поведения:

  • алкоголизм, асоциальность и криминальность родных;

  • психопатические черты у родителей в виде повышенной аффективной возбудимости, а также их

незрелость и изолированность, снижение стрессоустойчивости и личностные проблемы;

  • потребность родителей устанавливать приоритет над ребенком;

  • неблагоприятные личностные особенности родителей (принципиальность, требовательность, нетерпимость, мнительность);

  • тревожность родителей в отношениях с детьми, аффективность в обращении с детьми (крик, ругань, угрозы), властность, стремление подчинить и добиться беспрекословного послушания

  • неравномерность воспитания, которая может выражаться в недостатке эмоционального контакта с ребенком в раннем детстве в избытке, потом и наоборот.


  • Сложные взаимотношения с учителями;

  • Повышение требований к учебе, к общей информированности (большинство детей сталкиваются

с типичным психическим стрессом и переутомлением);

  • Следствие медицинских проблем - депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).


  • Нервно-психические патологии и заболевания.

  • Акцентуации характера (чрезмерная выраженность каких-либо индивидуальных особенностей, черт личности)

  • Отставание в умственном развитии (как врождённое, так и приобретённое вследствие травм и

заболеваний).



Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения.





  1. Особенности диагностической процедуры

Диагностика психических качеств, сопутствующих возникновению ДП у детей и подростков, позволяет выявить детей группы риска и проводить психологу и социальному работнику превентивные мероприятия в форме личных консультаций, групповых тренингов.

Любое отклоняющееся от привычной нормы поведение, будь то хулиганство, противоправные действия или аддикции (пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам), может быть выявлено на разных этапах развития ДП. Чем с более ранними этапами ДП работают социальные службы школы, тем больше вероятность полной реабилитации ребенка и его дальнейшего гармоничного развития.

Общая диагностика отклоняющегося поведения по существу совпадает с общей диагностикой личности и имеет комплексный характер (социально-психологический, социально-педагогический, психологический и медицинский аспекты).

Выбор того или иного диагностического аппарата зависит от того, какую область отклонений предполагается обследовать.

Примерный алгоритм действий при обследовании ребенка(подростка) с девиантным поведением:

1. сбор психологического анамнеза;

2. выяснить формулировку проблемы в интерпретации ребенка и/или его значимых близких;

3. определить структуру девиации;

4. узнать, какие социокультурные нормы нарушаются: возрастные, профессиональные, культурные, социальные (семейные, групповые);

6.выдвинуть гипотезы (2-3) о причинах возникновения и продолжительности девиации;

7. проверить гипотезы при помощи психодиагностики;

8. спланировать и осуществить психокоррекционное воздействие в зависимости от психологического диагноза.


При сборе психологического анамнеза необходимо выяснить:

• всегда ли была данная проблема и в чем именно она выражалась;

• с какого момента возникла;

• что перед этим изменилось в структуре семьи (рождение нового ребенка; приезд кого-либо из

родственников, смерть, болезнь);

• что перед возникновением данной проблемы изменилось в условиях жизни семьи (переезд,

ремонт);

• кто первый обратил внимание на данную проблему;

• как сам ребенок ее воспринимает;

• что уже делали для решения данной проблемы;

• что думают по поводу данной проблемы члены семьи и значимые близкие.


При исследовании поведенческих характеристик девиантной личности, социальных установок,

социальных норм и стереотипов, декларируемых ценностей и мотивировок можно включить в

диагностический блок:

• анкеты;

• стандартизованное интервью;

• экспертные оценки;

• карты наблюдений;

• планы-схемы для сбора первичного материала, которые предполагают беседу с родителями и

ребенком;

• анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт, например, карта наблюдений

педагогов за проявлением девиантного поведения подростков (Н.В. Майсак).


Для сбора информации, касающейся семейного, медицинского и учебного статуса школьника,

используется «Социальная анкета», состоящая из пяти блоков:

1. Общие сведения.

2. Медицинский анамнез (группа здоровья и хронические заболевания).

3. Социальный анамнез (состав и материальное обеспечение семьи, курение и употребление

алкоголя родителями).

4. Бытовой анамнез школьника.

5. Дополнительные сведения о ребенке (пропуски уроков, состоит ли на учете, замеченные

отклонения в поведении).


К специализированным психодиагностическим методикам относятся следующие:

• Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками

(модификация методики МПА В.Д.Завьялова).

• Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения

(Ю.Б. Кляйберг).

• Шкала социально-психологической адаптированности СПА (К. Роджерса, Р. Даймонда в

адаптации Т.В. Снегиревой) (Приложение № 6).

• Карта социально-педагогического наблюдения для выявления уровня социального развития

дезадаптивных подростков С.А. Беличевой.

• Методика диагностики склонности к девиантному поведению (Приложение № 6).























































Приложение 1

Примерный пакет диагностических методик для определения склонности обучающегося к девиантному поведению.


Методика «Индивидуально-типологический опросник» (Л.Н. Собчик)

РАТ (Рисованный апперцептивный тест) (С. Розенцвейг – адаптация Н.В. Тарабриной)

Опросник для выявления акцентуированных свойств личности Шмишека – Леонгарда.

ВФТ (вербальный фрустрационный тест)

Методика «Метаморфозы» (метафорический проективный тест) Ж. Руайер (апробация Н.Я. Семаго

Методика определения школьной тревожности (проективный графический тест) (Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина)

Проективный тест «Кто я?» (20 позиций) (М. Кун)


Опросник «Самооценка психических состояний личности» Г. Айзенка

Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго

Проективные рисуночные тесты «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс – С. Кауфман)

Методика измерения самооценки подростков Дембо – Рубинштейн (и различные модификации)

Методика «Опросник уровня субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинда (для детей от 12 лет);

Копинг-тест Р. Лазаруса.

Опросник СДП («Склонность к девиантному поведению») (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Девиантное поведение. Понятие, причины, признаки девиантного поведения подростков.

Автор: Мицкевич Валентина Андреевна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541006


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства