Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение детей в ДОУ. Сказкотерапия как метод профилактики девиантного поведения.»
«Сказка про мышонка» (Е. Ульева)
«Все играют, а я один»
Почему нельзя никого обижать
«Сказка про котенка, который всех обижал» (Е. Ульева)
«Сказка про зайчика и волка» (Е. Ульева)
«Сказка про Дусю, которая дразнит других детей» (Л. Цвирко)
«Сказка про Колю и его друзей» (Л. Цвирко)
«Сказка про зайца-забияку» (И.Гурина)
Как стать уверенным
«Цветок по имени Незабудка»
«Роза и ромашка»
Правда и ложь
Сказка про цыпленка, который всех обманывал» (Е.Ульева)
«Честный мальчик»
«Сказка про зайца – обманщика» (Е. Ульева)
«Дворец врулей» (М.Андрианов)
Хвастовство
«Сказка про поросенка, который всегда хвастался» (Е.Ульева)
«Как хвастовство вред принесло»
«Сказка про козленка» (Е.Ульева)
Вежливость
«Сказка про дракона» (Е.Ульева)
«Сказка про двух медвежат» (Е.Ульева)
«Сказка про неуклюжего медвежонка» (Е.Ульева)
«Сказка про кузнечика» (Е.Ульева)
Почему нельзя брать чужое
«Кот и мышь»
«История про вороненка Стасю, который брал чужие вещи без спроса»
«Как Ваня научился дружить»
Для чего нужно быть хорошим
«Сказка про серенького волчонка» (Е.Ульева)
«Сказка про кузнечика» (К.Ульева)
Сказка про маленького мышонка» (Е.Ульева)
«Сказка про девочку Арину»
Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).
Для ребенка дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Ребенок запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.
Размышления над сказками и их обсуждения:
Основная тема. Важно понять основные идеи сказки то, что с помощью нее мы хотим донести до ребенка. Вопросы: О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы будем использовать эти знания в реальной жизни?
Линия героев. Важно понять видимую и скрытую мотивацию поступков героев. Вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей. Важно составить список способов преодоления трудностей героями сказки. Вопросы: Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Он все решает и преодолевает сам или старается переложить ответственность другому? В каких ситуациях реальной жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и к себе. Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношения к окружающему миру, другим героям. Вопросы: Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, а в каких – разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции?
Актуализированные чувства. Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему. Вопросы: Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх? Раздражение? Посему герой реагирует именно так?
Образы и символы в сказках. Важно осознавать, какие тенденции, уроки и способы поведения в жизни несет в себе каждый герой сказки. Вопросы: Кто такой герой (имя)?
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО – ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ НЕ ДОЛЖНЫ ПОДТВЕРГАТЬСЯ ОСУЖДЕНИЮ. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ УВЕРЕН, ЧТО ОН МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ ЛЮБОЕ СВОЕ МНЕНИЕ.
Примеры сказок
Жадность и щедрость
«Сказка про жадного зайчонка» (Е. Ульева)
«Сказка про куклу» (Е. Ульева)
«Сказка про щедрую» (И. Гурина)
«Как медведь со всеми малиной делился»
Трусость и смелость
«Сказка про гусеницу, которая всех боялась» (Е. Ульева)
«Сказка про трусливого цыпленка» (Е. Ульева)
«Сказка о вороненке»
Не будем лениться
«Сказка про ежонка, который не помогал маме»
«Колосок» (Е. Ульева)
«Как луна рассердилась»
«Ласточка и воробей»
«Сказка про ежа»
Аккуратность
«Сказка про поросенка» (Е. Ульева)
«Сказка о принцессе Замарашке» (Е. Ульева)
«Кот – грязнуля» (И. Ревю)
Учимся добиваться цели
«Сказка про серенького волчонка»
«Сказка про зайчонка, который ничего не доделывал до конца
Будем самостоятельными
«Белочка – припевочка»
«Случай в лесу»
« Как Кенгуреныш стал самостоятельным
Соблюдаем режим дня
«Сказка про непослушного хомячка»
«Сказка про непослушного лягушонка»
«Тема и сон» (О. Быкова)
Как находить друзей
«Сказка про котенка, у которого не было друзей» (Е. Ульева)