Cказкотерапевтическое занятие 'Колобок'
Сказка для работы с детьми и родителями.
Цель: психодиагностика и психокоррекция родительско - детских отношений.
Основные задачи:
- осмысление собственной модели поведения в диаде «Я мой ребенок»
- стимулирование активной жизненной позиции;
- формирование детско-родительских отношений;
- развитие уверенности в себе.
Необходимые материалы:
мягкое ковровое покрытие, декорации, сценические костюмы.
1.Приветствие. Эмоциональный шеринг.
Психолог приветствует всех участников занятия и представляется им. Если члены группы не знакомы друг с другом, проводится процедура знакомства. Каждый участник пишет свое имя на небольшом листе бумаги и с помощью булавки или бэйджика прикрепляет его на груди.
2.Составление правил группы
Под руководством психолога группа знакомится с правилами сказочной жизни, они примерно такие же, как и правила психотерапевтической группы: конфиденциальность; доверие; «Я-высказывания»; возможность сказать «нет»; активность и др., и принимает их.
3.Разминка. Упражнение «Цвет моего состояния». Часть 1
Психолог предлагает участникам определить и сказать по очереди, в какой цвет сегодня окрашено их внутреннее состояние.
4. Введение в сказку
Психолог: Сегодня я расскажу вам сказку о Колобке, у которого был сложный период в жизни, и вы узнаете, какой выход для себя он нашел. Итак:
Жили-были дед да баба. У них не было детей и потому, они часто грустили. Так грустили, что домовенок, который у них жил за печкой, пожалел их, и решил помочь им. Ночью испек он румяный колобок и оставил его на подоконнике.
Утром дед и баба увидали его, обрадовались, и стали его воспитывать как сына родного. Уж как они его любили, холили, лелеяли, во всем угождали. Только колобок рос капризным, непослушным. Никто из соседских детей не любил с ним играть.
Однажды дед с бабкой пошли в соседнюю деревню, а сыночку своему колобку наказали сидеть дома. Но не послушался колобок родителей и пошел гулять в лес.
Катится колобок по лесной тропинке, а навстречу ему заяц.
ЗАЯЦ: Здравствуй, колобок! Какой ты румяный и красивый! Давай вместе поиграем.
КОЛОБОК: Вот еще, размечтался! Не буду я с тобой играть! У тебя шерстка серая, некрасивая и глаза косые! Брр-р!
Колобок покатился дальше, а заяц горько заплакал от обиды.
Катится колобок, катится, а навстречу ему волк.
ВОЛК: Здравствуй, колобок, румяный бок! Давай будем дружить, вместе играть!
Колобок: Тоже мне друг нашелся! От тебя плохо пахнет, уйди с дороги!
Да с разбегу как кинется ему под ноги. Волк кубарем покатился и поранил лапку.
Колобок покатился дальше. А навстречу ему медведь.
МЕДВЕДЬ: Здравствуй, колобок! Пойдешь со мной малину собирать
КОЛОБОК: Сам собирай свою малину! Чучело мохнатое!
Колобок показал язык медведю и покатился дальше.
Катится колобок, а навстречу ему лиса.
ЛИСА: Здравствуй, колобок! А где твои родители!
КОЛОБОК: Мне родители не указ! Я что хочу, то и делаю.
ЛИСА: Что-то я плохо слышу тебя. Подойди поближе.
Колобок подкатился ближе к лисе, а она хвать его за румяный бочок, да потащила в свою нору, чтобы пообедать. Испугался колобок, давай на помощь звать. Только некому было ему помогать, всех он в лесу обидел.
Тем временем дед и баба вернулись домой, а колобка дома нет. Бросились они в лес сыночка спасать. Вовремя они подоспели, не то лиса съела бы колобка.
Вернулись дед и баба со своим сыночком домой. Колобок обещал своим родителям, что теперь он будет уважать их, заботиться о них и впредь не будет никого обижать.
5.Упражнение «Цвет моего состояния». Часть 2
Психолог предлагает участникам занятия снова назвать цвет своего состояния, чтобы определить, произошли ли за время игры какие-либо изменения.
6.Анализ сказки «Колобок»
Психолог предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.
1. Почему колобок вырос капризным и непослушным?
2. Что чувствовали жители леса, когда колобок высмеивал их?
3. Какие чувства вы испытывали в роли героев?
7.Завершение занятия. Эмоциональный шеринг.
Участники обсуждают занятие, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватало? Говорят о том, какой вывод для себя сделали.
Завершение занятия
Психолог благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной.
Самоанализ занятия психолога
Сказкотерапевтическое занятие «Колобок» для работы с детьми и родителями.
Отделение «Балбулак».
Цель: психодиагностика и психокоррекция детско – родительских отношений.
Основные задачи:
- осмысление собственной модели поведения в диаде «Родитель - ребенок»
- стимулирование активной жизненной позиции;
- формирование детско-родительских отношений;
- развитие уверенности в себе.
Необходимые материалы:
мягкое ковровое покрытие, декорации, сценические костюмы.
При проведении психологического тренинга были использованы классические приемы, используемые в практической психологии.
На первом этапе знакомства – разминочное упражнение – приветствие (методы телесно – ориентированной терапии) позволило участникам снять психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Обязательным условием психотерапевтического занятия является составление правил группы. На этом этапе каждому участнику предоставляется возможность выразить свое мнение и выслушать других. Это поможет принять группе такие правила, которые будут учитывать запросы всех участников.
1 часть упражнения «Цвет моего состояния» поддерживает формат индивидуальной работы. Внутренние ощущения и чувства каждого участника выводятся на уровень осознанности.
Основная часть занятия – проигрывание сказки. Участники занятия в роли персонажей, непосредственно обыгрывали сюжет сказки, предложенный психологом. Эмоциональное проживание в роли героев сказки повлияло на изменение внутреннего состояния участников занятия. 2 часть упражнения «Цвет моего состояния» помогла участникам определить, насколько изменилось их внутреннее состояние.
Следующий этап - анализ сказки «Колобок». Все отвечали на вопросы психолога для анализа сказки.
Эмоциональный шеринг стал завершением занятия. Участники тренинга делились впечатлениями, обсуждали, какой опыт они извлекли и какие выводы сделали для себя.
Содержание занятия полностью соответствовало заявленной теме.
На занятии оптимально сочеталась индивидуальная, и групповая формы работы.
Запланированный материал реализован полностью.