kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cеминар-практикум "Адаптация нового ученика в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум для педагогов МОУ "Адаптация нового ученика в школе".

В последнее время родители и классные руководители часто обращают внимание на затруднения у новичков в период привыкания к новому коллективу. Как известно, процесс адаптации проходит легче, если оказать ребенку поддержку, как со стороны педагога, так и со стороны класса. Данный семинар поможет актуализировать в сознании педагогов проблему сложности адаптационного периода, а рекомендации будут полезны как ученикам, так и учителям-предметникам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cеминар-практикум "Адаптация нового ученика в школе" »

Семинар-практикум для учителей «Адаптация нового ученика в школе»

Составитель: педагог-психолог МБОУ № 68 г. Челябинска Новикова Ольга Константиновна


Цель: оказание помощь педагогам в осознании смысла адаптационного периода и принятия его идеи.


1. Введение (приветствие, вступительное слово, раздача листов бумаги)

Упражнение «Снежинка»

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: ни на кого не смотреть и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист. Все листы одинаковой формы, размера. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? (Участники отвечают, что не нашли).

А почему? Как вы думаете?

Варианты ответов самые разные и постепенно, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Поэтому и адаптация к школе протекает у детей по-разному.


2.Работа в группах

Участники разбиваются на группы. Прежде чем, мы перейдем к вопросу об адаптации, я предлагаю решить вам следующее.

Представьте себе ситуацию: Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте? (Участники семинара обмениваются мнениями в группе и представляют общий ответ, где все мнения учтены. Общая дискуссия).

Когда в класс приходит новый ученик – это всегда большое событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка. Он проходит через несколько фаз адаптации: сначала ребята к нему осторожно присматриваются и держатся поодаль, затем находятся один-два ученика, которые берут на себя разъяснительную функцию, далее формируется общее коллективное мнение о новом ученике. В результате новенький либо становится изгоем, либо «вливается» в общую тусовку. Многое зависит от личностных качеств пришедшего, его коммуникабельности, а также от помощи классного руководителя в данной ситуации.


3. Упражнение «Знакомство с новеньким» (группа желающих – 10 чел.)

Есть очень хороший тренинг, который можно провести с ребятами после занятий. Много времени он не занимает.

Все участники берут стулья и садятся в круг, в т. ч. и вновь пришедший (один из участников упражнения), который в нескольких словах рассказывает о себе, свою биографию и историю, как он попал в эту школу. Буквально несколько слов.

Затем по кругу каждый из учеников называет свое имя и говорит ему слова поддержки. Причем повторяться категорически запрещается. В данной ситуации необходимо проследить, чтобы каждый говорил максимально искренне, ирония – недопустима. После этого новичку все пожимают руку, как бы принимая его в свои ряды.

На следующий день новенькому будет немного легче ориентироваться и привыкать к новым условиям.


4. Завершение работы (раздать листы с темой и ручками на каждого). Выявление актуального состояния.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации.

Составляем синквейн:

1 строка – заголовок, ключевое слово, понятие, тема, выраженное в форме существительного (адаптация).

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


Пример карточки для раздачи:

1. Адаптация

1. Адаптация

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.


5. Раздача рекомендаций (Приложение). Предложение поделиться и обобщить практический опыт учителей в адаптации новичков.










Приложение

НОВЫЙ УЧЕНИК В КЛАССЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА


Классному руководителю

Педагогам - предметникам

Ученикам

  • провести беседы: индивидуальную – с новичком и групповую – с классом. Рассказать о системе работы, о досуговой деятельности ребят, о порядках школьного процесса и кратко дать характеристику класса;

  • провести экскурсию по школе, дать памятку с именами ребят и учителей с номерами кабинетов;

  • вызвать доверие к себе, предупредить, что при возникновении каких-либо проблем всегда можно обратиться к вам за советом, гарантируйте неразглашение такой беседы;

  • необходимо нацелить новенького на плодотворную учебу, дружелюбность и коммуникабельность; сделать акцент на том, что любая ситуация всегда разрешима;

  • дать ему возможность привыкнуть к новым условиям перед тем, как вовлекать в активную работу на уроках;

  • провести встречу с классом в кругу для знакомства (см. приложение);

  • совместная деятельность, в т. ч. совместная уборка класса после уроков;

  • постоянное наблюдение за классом и разъяснительные беседы;

  • взаимодействие с педагогами, социально-психологической службой и подробная беседа с родителями;

  • можно использовать анкетирование всего класса с целью определения интересов и увлечений каждого ученика (см. пример в приложении). Затем сравнить полученные результаты с анкетой новичка и выявить учеников, разделяющих увлечения вновь прибывшего. Организовать мероприятие, отвечающее интересам новичка. Учитывать данные при объединении в группы для совместной работы;

  • побеседовать с лидерами класса, попросить взглянуть на себя глазами новичка, дать им задание ввести его в курс дела и «подтянуть» по школьной программе. Прикрепить к новенькому ответственного;

  • воспитывать толерантное отношение к разным людям;

  • включить в план тематические классные часы и родительские собрания; на собрании представить новых родителей и выступить с просьбой о доброжелательном отношении со стороны детей;

  • проинформировать родителей новенького ученика о работе кабинета социально-психологической службы, о наличии рекомендаций разного содержания на сайте ОУ.


  • дать возможность акклиматизироваться перед тем, как вовлекать в активную работу на уроках;


  • дать новому ученику время на адаптацию к требованиям разных педагогов;


  • совместная деятельность;


  • давать обучающимся групповые задания таким образом, чтобы новый ученик оказывался в наиболее дружелюбно настроенной группе;


  • взаимодействие с классным руководителем;


  • индивидуальный подход на основе наблюдения и данных классного руководителя о ребенке.


  • не надо агрессивно настраиваться на новичка, делать поспешные выводы, не поговорив с человеком;


  • помните, люди бывают разные, а новичок может быть очень стеснителен, поэтому в ваших силах помочь человеку влиться в коллектив;


  • не ждите шагов от него, действуйте сами – вы «хозяева» в классе, будьте гостеприимны;


  • относиться доброжелательно и воздерживаться от резких высказываний и насмешек;


  • привлекать к участию в групповых занятиях и развлечениях.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Cеминар-практикум "Адаптация нового ученика в школе"

Автор: Новикова Ольга Константиновна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210274


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства