Буклет "Взаимодействие с неблагополучной семьёй" рекомендации для социальных педагогов
Буклет "Взаимодействие с неблагополучной семьёй" рекомендации для социальных педагогов
Неблагополучная семья –это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:
- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней. - изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.
- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.
- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).
- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями. - прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями. - анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.
- координация действий школы, общественных организаций, административных органов. - стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка. Главная задача социального педагога – очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буклет "Взаимодействие с неблагополучной семьёй" рекомендации для социальных педагогов»
Неблагополучная семья –
это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:
- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней. - изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.
- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.
- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).
- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями. - прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями. - анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.
- координация действий школы, общественных организаций, административных органов. - стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.
Главная задача социального педагога – очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка.
Специалист социальной службы организует индивидуальную или групповую работу с семьёй и ребенком с учётом комплексного и междисциплинарного подхода по оказанию помощи в решении семейных проблем.
В зависимости от характера проблем таким семьям оказываетсяобразовательная, психологическая, посредническаяпомощь в рамках долговременных форм работы.
· Образовательная помощьзаключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формировании педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании детей;
· Психологическая помощьвключает социально - психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений;
· Организационная помощьпредполагает содействие в организации семейного досуга;
· Информационная помощьзаключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;
· Координационная помощьнаправлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребёнка.
Этапы работы с семьей.
1 этап - сбор информации о проблемах в семье (исследование домашней обстановки; выявление периодичности запоев/ длительности алкоголизма, исследование семейных контактов, ближайшего окружения; поиск позитивных и негативных авторитетов в семье и вне ее).
2 этап – анализ информации (определение необходимости привлечения специалистов к разрешению проблемы, беседы с членами семьи о том, что возможно сделать, что будут выполнять специалисты и что в силах семьи, определение необходимости лечения).
3 этап – реабилитация (обеспечение процесса реабилитации, посещение клиентов, приглашение специалистов, стимулирование семьи, помощь в проведении социальной работы, закрепление положительной мотивации).
Этапы работы с семьей.
1 этап - сбор информации о проблемах в семье (исследование домашней обстановки; выявление периодичности запоев/ длительности алкоголизма, исследование семейных контактов, ближайшего окружения; поиск позитивных и негативных авторитетов в семье и вне ее).
2 этап – анализ информации (определение необходимости привлечения специалистов к разрешению проблемы, беседы с членами семьи о том, что возможно сделать, что будут выполнять специалисты и что в силах семьи, определение необходимости лечения).
3 этап – реабилитация (обеспечение процесса реабилитации, посещение клиентов, приглашение специалистов, стимулирование семьи, помощь в проведении социальной работы, закрепление положительной мотивации).
Пять шагов, которые помогают организовать взаимодействие с неблагополучной семьей.
Конкретизация проблемы:
Что вас заботит? Когда вы начали употреблять алкоголь? В каких случаях вы употребляете алкоголь? Как часто? Что происходит потом? Что Вы чувствуете после употребления алкоголя? Должно ли что-либо измениться? Есть ли мнения на этот счет?
Решения, имевшие положительный эффект в прошлом:
Что помогало решить эту проблему в прошлом, пусть и ненадолго? От кого это зависит?
Первый шаг на пути к достижению цели:
Какую часть проблемы можно было бы решить сначала? Какой шаг может быть сделан в правильном направлении? (постановка условий не пить хотя бы 1 день в неделю)
Сильные стороны:
Что может помочь в достижении цели? Что вы можете сделать, чтобы удалось решить эту проблему? Может ли кто-то помочь? Удавалось ли это в прошлом?
Выбор вопросов на рабочий период:
С чего мы начнем свою работу? (разработка ближайших планов, целей)
Чтобы подросток стал благополучным, благополучными должны стать его родители
Как взаимодействовать с неблагополучной семьей.
1.Не принимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
2.Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу. Постарайтесь убедить ее в том, что ваши цели – это, прежде всего, их цели.
3.Не давайте окончательных готовых советов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
4.Поощряйте успехи, замечать даже незначительные ростки достижений в действиях семьи.
5.Формируйте в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.
6.Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» - от дальнейшей перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
7.Будьте твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Особенности поведения членов неблагополучной семьи
не проявляются в назначенное время, но иногда звонят;
у них отсутствует понятие времени (день, неделя, месяц);
во время встречи со специалистом могут смотреть телевизор, слушать радио;
в присутствии специалиста занимаются приготовлением пищи, выполнением домашней работы;
запирают дверь, опускают шторы, чтобы создать впечатление пустого дома;
не способны говорить ни о себе, ни о других;
постоянно ссорятся, дерутся.
При оказании вышеперечисленных видов помощи используются следующие методы работы.
Диагностические:наблюдение, опрос, тестирование.
-степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);
-материальное положение (источники доходов- постоянный или временный характер, доход на члена семьи); - социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня); -психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);
-Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация- причины, темп, от кого зависит разрешение); -Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).