kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

БУКЛЕТ "Консультационная работа с родителями". советы психологам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди приѐмов работы психолога с родителями как клиентами можно отметить следующие:

  • говорить на понятном родителям языке,

без частого употребления специальной терминологии;

  • быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;
  • учитывать эмоциональное состояние родителя; отказаться от поучений, нотаций, высокомерия;
  • разговаривать с позиции партнерства; предварительно планировать содержание беседы с родителем;
  • быть доброжелательным;
  • защищать интересы родителя и ребѐнка, а не становиться инструментом в руках администрации, классного руководителя, учителей;
  • сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей.

Хотя характер продуктивного общения в ходе консультации зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, всѐ же можно выделить ряд общих причин, обусловливающих типичные ошибки, которые допускают психологи при консультировании родителей:

  • незнание техник общения;
  • жесткие ожидания по отношению к родителям;
  • оценивание родителей;
  • директивная позиция по отношению к родителям; суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность психолога в ответ на слова и действия родителей;
  • использование стереотипов, установок, затрудняющих общение; приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция); агрессивность, напористость;
  • равнодушие, унылость.

Избегание подобных ошибок поможет  вам повысить эффективность консультативной работы в рамках сотрудничества психолога с родителями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«БУКЛЕТ "Консультационная работа с родителями". советы психологам»

Особенности консультативной беседы с родителями


4. Если родитель согласился с тем, что действительно его ребенок имеет то или иное нарушение, то он сам, вероятнее всего, задаст вопрос: «Почему?» Здесь очень важно избежать появления у него чувства вины, поскольку за этим последует сопротивление дальнейшей работе. Или, наоборот, родитель включится в нее столь рьяно, что породит какое-либо другое нарушение. Поэтому иногда имеет смысл сказать, что, вероятно, имелись какие-то объективные причины в прошлом.


5. После этого можно пошагово, очень осторожно, подводить родителя к реальной причине ситуации, после каждого шага проверяя принятие его родителями. В противном случае надо останавливаться. Лучше принятая часть правды, чем усиление сопротивления и агрессия в адрес психолога.


6. Следующий вопрос, который также обычно задает родитель: «Что делать?» Это означает, что родитель согласен — нарушение действительно имеется, причины его понятны, но как изменить ситуацию? И здесь психолог вправе и должен предложить родителям некоторые варианты изменения ситуации, только делать это надо очень аккуратно, как бы прислушиваясь к тому, как тот или иной совет ложится на ожидания родителей, не вызывает ли он сильного сопротивления.

Психологическое консультирование - это специально организованная беседа психолога с клиентом (представителем школьной администрации, учителем, родителем или учащимся) для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию. Кроме информационных целей, на консультации могут также реализо-вываться психокоррекционные и психотерапевтические цели: нейтрализации болезненно-напряженного состояния клиента, успокоения, коррекции дефектов психического развития у детей и др. Консультации организуются с ограниченным числом лиц, связанных между собой профессионально-служебными взаимоотношениями (администрацией и учителями, учителями и учащимися), а также отношениями семейного характера (родителей и детей). Психологическое консультирование родителей может быть организовано: с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказанием консультативной помощи в организации эффективного детско - родительского взаимодействия; с другой, по инициативе психолога, с целью информирования родителей о школьных проблемах ребѐнка


Согласно классификации Ю.Е. Алѐшиной, консультативная беседа имеет 4 фазы:


1. знакомство и начало беседы, расспрос клиента;

2. формулирование и проверка консультативных гипотез;

3. коррекционное воздействие;

4. завершение беседы.

На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность и оформляет протокол консультации.



Особенности консультативной беседы с родителями


  1. Логика консультативной беседы во многом определяется тем, пришел ли родитель сам или же по приглашению психолога. В первом случае после предъявления родителем беспокоящей его проблемы психолог на основании предыдущего опыта общения с ребѐнком формулирует для себя внутреннюю гипотезу о причинах проблемы, затем с помощью уточняющих вопросов проверяет еѐ. Во втором случае он может воспользоваться данными психологической диагностики, поэтому гипотеза может быть сформулирована более точно.


  1. Следующий этап – это либо дополнение поведенческих проявлений (со слов родителей), свидетельствующих о наличии нарушения, либо первичное сообщение о таких проявлениях с просьбой к родителю дополнить их. Здесь очень важным является умение психолога вести разговор на языке родителя, избегая привычных для психолога, но непонятных для родителя терминов.


3. После того как совместно согласованы поведенческие проявления, которые не удовлетворяют родителя, необходимо дать им психологическое название варианта нарушения развития ребѐнка.Поскольку уже в предыдущей беседе родителям становится понятным содержание нарушения, они, как правило, принимают и его название, что само по себе является важным терапевтическим воздействием. Знать «имя» — означает понимать, что происходит, и иметь контроль над происходящим.




































































В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

Формы и методы работы психолога в образовательном учреждении

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Психодиагностика

- индивидуальное

обследование;


- групповое

тестирование;


- анализ продуктов

деятельности.

индивидуальное

и групповое

тестирование;

анкетирование;

- анализ урока;

-наблюдения.

- анкетирование;

- тестирование.

Психопрофилактика

Для дошкольников:

- развивающие занятия;

Для школьников:

- тренинги, факультативы;

- уроки психологии, лекции;

- семинары, практикумы;

- ролевые игры.

- тренинги;

- лекции, семинары;

-практикумы;

-консилиумы;

- деловые игры.

- родительские

собрания;

- групповые

консультации;

- тренинги;

- ролевые и деловые игры.

Психокоррекция

групповые коррекционно-развивающие занятия;

индивидуальные

коррекционные занятия.

индивидуальные беседы;

релаксационные

занятия;

- тренинг общения.

- игровые занятия с детьми и родителями;

-родительские группы.

Консультирование

консультативные беседы;

индивидуальные

консультации;

профконсуль-тации для

старшеклассников

- групповые консультации.

- групповые консультации

индивидуальные

консультации

- тренинги;

- ролевые игры.

- индивидуальные и групповые консультации;

- родительские

собрания.



Среди приѐмов работы психолога с родителями как клиентами можно отметить следующие:

  • говорить на понятном родителям языке,

без частого употребления специальной терминологии;

  • быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;

  • учитывать эмоциональное состояние родителя; отказаться от поучений, нотаций, высокомерия;

  • разговаривать с позиции партнерства; предварительно планировать содержание беседы с родителем;

  • быть доброжелательным;

  • защищать интересы родителя и ребѐнка, а не становиться инструментом в руках администрации, классного руководителя, учителей;

  • сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей.


Хотя характер продуктивного общения в ходе консультации зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, всѐ же можно выделить ряд общих причин, обусловливающих типичные ошибки, которые допускают психологи при консультировании родителей:

  • незнание техник общения;

  • жесткие ожидания по отношению к родителям;

  • оценивание родителей;

  • директивная позиция по отношению к родителям; суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность психолога в ответ на слова и действия родителей;

  • использование стереотипов, установок, затрудняющих общение; приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция); агрессивность, напористость;

  • равнодушие, унылость.


Избегание подобных ошибок поможет вам повысить эффективность консультативной работы в рамках сотрудничества психолога с родителями.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
БУКЛЕТ "Консультационная работа с родителями". советы психологам

Автор: САВЧЕНКО ВИКТОРИЯ МИХАЙЛОВНА

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393322


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства