Когда пКогда потенциальные родители задумываются о приёме ребёнка в семью, они нередко сталкиваются с целым комплексом стереотипов, существующих в нашем обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буклет "Мифы о примных детях"»
Когда потенциальные родители задумываются о приёме ребёнка в семью, они нередко сталкиваются с целым комплексом стереотипов, существующих в нашем обществе.
"От осинки не родятся апельсинки"
Первая группа мифов связана с проблемами наследственности. Часто опасения потенциальных родителей связаны с укоренившимся мнением о том, что биологические родственники детей из детских учреждений сплошь алкоголики, наркоманы, преступники, больные сложными генетическими или психическими заболеваниями, и что все эти проблемы передаются по наследству.
Однако, "гена преступности" или "гена алкоголизма" пока никому из учёных выделить не удалось. Стоит помнить, что на формирование личности влияют как гены, так и социальное окружение ребёнка. Чаще всего невозможно разделить вклад наследственности и воспитания в формирование личности. Забирая ребёнка в семью, мы меняем его социальное окружение и предоставляем ему гораздо более широкие возможности для развития и самореализации, чем детское учреждение или неблагополучная семья.
Да, есть особенности, которые действительно во многом определяются генами, например, темперамент или математические способности,но при этом не генами определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить, быть счастливым. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека
Конечно, ряд заболеваний наследуется, и среди родственников наших детей могут оказаться болеющие люди, но в вопросах наследственности не всё так, как мы обычно себе представляем. Если доподлинно известно о каком-то серьёзном заболевании у прямых родственников ребёнка, можно обратиться за консультацией к медикам – генетикам, психиатрам и др. – чтобы определить вероятность развития данной болезни у ребёнка. Но было бы несправедливо считать всех детей носителями заболеваний. Ведь нельзя быть на сто процентов уверенным в том, какие гены унаследует рожденный в нашей собственной семье ребёнок. В наследственности каждого из нас есть гены, которые могут "дремать" в течение нескольких поколений, а затем проявиться совершенно неожиданно.
"Здоровых нет"
Вторая группа мифов связана со страхами по поводу здоровья приёмных детей. Нередко сами сотрудники детских домов говорят о том, что "у нас все больные". Да и медицинские карты детей из интернатных учреждений обычно исписаны десятками диагнозов, только успевай читать и пугаться.
Часть диагнозов оседает в медкартах детей сразу после рождения. Например, беременность матери могла протекать неблагополучно, ребёнок мог родиться с маленьким весом, недоношенным. Большинство подобных проблем при адекватном уходе и воспитании компенсируются без последствий.
Симптоматика последствий депривации, госпитализма зачастую очень напоминает проявления некоторых заболеваний. Это задержка психоэмоционального, речевого, физического развития ребёнка. При попадании детей в семью накопившиеся проблемы зачастую решаются в процессе нормального ухода, воспитания и адекватной помощи.
"Возлюби как самого себя"
Часто родители беспокоятся, что не смогут принять и полюбить приёмного ребёнка так, как они полюбили бы (или уже любят) кровных детей. Хотя, мало кто задумывается о том, что разных людей вообще трудно любить одинаково. Мы по-разному любим своих кровных детей: старших и младших, девочек и мальчиков, своих родителей, своих друзей и родственников, но для каждого из них находим место в нашем сердце. Не существует какого-то определённого сценария любви.
Даже в относительно благополучных условиях программа родительского поведения может включиться не сразу или не заработать вовсе. Возможно, отношение к приёмному ребёнку будет отличаться от тех чувств, которые мы намечтали себе при просмотре фильмов и чтении "тематической литературы". Возможно, при встрече со своим будущим ребёнком у нас ничего не "ёкнет", а привязанность будет формироваться долгие годы. К тому же, надо помнить, что "дети из системы" бывают сильно травмированы, им трудно любить и их трудно любить. Но любовь и привязанность – это процесс, а не отлитый в бронзе результат.
Также было бы ошибочно считать, что все дети в интернатных учреждениях только и мечтают о том, чтобы их поскорее забрали домой и одарили любовью. Дети приходят в семью со своим прошлым. У многих есть свои страхи и опасения по поводу семейного устройства. Многие дети плохо понимают язык заботы и любви, не умеют считывать позитивные сигналы от взрослого и адекватно реагировать на них. Помимо психологической травмы дети часто имеют заметные задержки развития, недолеченные заболевания и нескорректированные поведенческие проблемы.
Далеко не всё из этого набора уходит "само собой". Детям часто необходима помощь врачей, психологов, педагогов и других специалистов. Реабилитация ребёнка "из системы" может стать делом многих лет. С одной стороны, это большая сложность для родителей, с другой – это огромный шанс для детей, т.к. только заинтересованные в благополучии ребёнка взрослые могут помочь детям раскрыть заложенный в них потенциал и максимально реализовать себя.
Подготовила: психолог отделения приема, диагностики и перевозки несовершеннолетних Пономарева О. Ю.
Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"