Как можно предотвратить притеснение (буллинг)? Всячески поощрять приглашение одноклассников ребенка в гости, и особенно тех, кому симпатизирует. Участвуйте в общении, располагайте к себе и своему ребенку. Даже отъявленные драчуны будут смотреть Вам в рот, если Вы можете часами рассказывать о марках автомобилей, и вряд ли после этого обидят Вашего ребенка. Создать «буферную зону». Ребенку важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду. Наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, составляющая своеобразную «буферную зону», которая сможет помочь ему в трудной ситуации. Научите не бояться своих одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него. Помогайте ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу. Учить не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону друзей. Стараться не показывать слабость и страх перед агрессорами. Вместо просьб о помиловании уметь постоять за себя (может быть, озадачивая их неожиданными вопросами, например: Чего ты хочешь добиться?). Вырабатывать адекватную самооценку. Пользоваться правилами: хвалить при всех, ругать наедине; не смешивать личность ребенка и его поступки; не манипулировать ребёнком, стараясь вызвать чувство вины; принимать неудачи как важную часть жизненного опыта. | | Кто участвует в школьном буллинге. Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства. Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию. В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей. Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость. | | Что делать, если Ваш ребенок стал жертвой притеснения (буллинга) в школе. рекомендации для родителей Март, 2021г. |
Буллинг (от англ. “bully” – хулиган, драчун, насильник) – психологический террор, избиение, травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и злоупотребление. Буллинг может проявляться в физическом насилии, угрозах, а также вербальной агрессии и унижении, злоупотреблении силой (властью) для подавления и оскорбления. Кто может стать жертвой буллинга? В позиции жертвы буллинга может оказаться ребенок, имеющий какие либо особенности, выделяющие его из общей массы сверстников. Поводом для неприятия могут стать этническая или культурная принадлежность, сексуальная ориентация, принадлежность к той или иной религиозной конфессии, социальный статус или другие отличия. Часто подвергаются буллингу дети с отклонениями в развитии, имеющие видимые анатомические дефекты. Такие проблемы ребенка, как заикание, энурез, гиперактивность, слабое зрение и необходимость постоянного ношения очков, могут сделать его уязвимым. Особенности внешности, слишком высокий или низкий рост, отличающиеся от сверстников интеллектуальные способности могут вызвать негативное отношение одноклассников. Применение к ребенку в семье физического наказания может сделать его как агрессором, так и жертвой буллинга, так как сопротивляемость к насилию у них снижена. | | Признаки того, что ребенок стал жертвой буллинга: ребенок вдруг начинает болеть и стремится уклониться от обучения; отказывается выходить из дома и ходить в школу; снижается успеваемость; у него несчастный внешний вид; нет друзей; никто не хочет с ним сидеть за партой; ребенок - постоянный объект шуток и юмора; ребенок часто приходит с синяками и в порванной одежде; ребенка не зовут на дни рождения, и к нему никто не приходи; ребенок говорит, что ему не у кого спросить домашнее задание; на соревнованиях дети говорят: «Только не с ним!»; он часто проводит время дома в одиночестве; никогда не приводит домой друзей; выбирает длинный и неудобный путь в школу; крадет деньги у родителей (чтобы раздавать). | | Как реагировать на сообщение ребенка о притеснении со стороны сверстников? 1. Отнеситесь к данной информации серьезно. 2. Попытайтесь оставаться спокойными. 3. Выясните, насколько велика угроза для жизни ребенка. 4. Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»; «Мне жаль, что с тобой это случилось». 5. Не пытайтесь найти, в чем виноват ребенок, чем он вызвал такое отношение к себе. Убеждение, что жертва сама виновата в травле – ложное! Поиски «неправильного» поведения подкрепляют позицию жертвы, давая понять ребенку, что он сам виноват в таком отношении окружающих. 6. Отвечайте на вопросы и постарайтесь помочь ребенку преодолеть тревогу. 7. Продумайте и обсудите тактику оказания помощи и обеспечения безопасности ребенка. 8. Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно («зоны успешности»), есть люди, которые его ценят и уважают, и они могут быть привлечены для решения проблемы. 9. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. 10. Иногда достаточно малейшего вмешательства со стороны родителей, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования. |