kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аутоагрессвиное поведение у подростков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аутоагрессия – разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях - в попытках суицида.

Одним из самых распространенных видов аутоагрессивного поведения среди подростков и молодых людей является нанесение себе порезов - чаще всего на запястьях. Что заставляет их наносить себе повреждения?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аутоагрессвиное поведение у подростков.»

Аутоагрессия – разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях - в попытках суицида.

Одним из самых распространенных видов аутоагрессивного поведения среди подростков и молодых людей является нанесение себе порезов - чаще всего на запястьях. Что заставляет их наносить себе повреждения?

Мнение ученых.

Специалист по работе с психологической травмой Ван дер Колк (Van der Kolk Bessel A.) из Массачусетского центра психического здоровья провел исследование среди пациентов, которые наносили себе порезы. Оказалось, что детство большинства из них прошло в нездоровой семейной атмосфере: их родители пренебрегали своими обязанностями или даже применяли по отношению к детям физическое или сексуальное насилие. Такие пациенты часто упоминали о ситуациях систематической травли со стороны учителей и одноклассников в период их обучения в школе.

По мнению американского психотерапевта Марши Линехан, аутоагрессивные люди имеют низкую самооценку и склонны обесценивать себя и свои чувства. Такое поведение часто является следствием игнорирования или высмеивания потребности ребенка делиться своими переживаниями. В целом, можно сказать, что аутоагрессивное поведение свойственно эмоционально неуравновешенным людям – например, страдающим невротическими или депрессивными расстройствами.

Аутоагрессия у подростков.

К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями.

Подростки, совершившие аутоагрессивное действие, чаще всего осознают (и не скрывают) тот факт, что они не планировали умирать. Они «всего лишь» хотели привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, или «просто» использовали этот способ для того, чтобы заглушить эмоциональные переживания физической болью.

«Я хочу порезать себе вены, но не хочу умереть... Я хочу лишь, чтобы все поняли, что со мной нельзя так поступать! Скажите, как порезать вены, чтобы все-таки остаться в живых???»

«Это случилось, когда мне было 15 лет... Я порезал руки из-за несчастной любви. Сейчас всё уже прошло, но немного жутко об этом вспоминать. Больше я такого не сделаю».

«Я один раз порезала вены из-за конфликта с родителями. Они так ругались, что у меня просто закончились силы их слушать! Вот тогда я и взяла лезвие!».

«Я несколько раз резала руки. Я знала, что не умру. Но я совсем не могла терпеть ту боль, которая буквально разрывала мне душу! Мне нужно было как-то успокоиться. Теперь у меня на руках уродливые шрамы, и даже летом мне приходится ходить с длинными рукавами. Но я не уверена, что не сделаю это снова...».



«Я стараюсь никому не показывать свои шрамы. Я боюсь, что на меня будут смотреть с презрением, будут осуждать или решат, что я ненормальная. На самом деле мне тогда просто было очень плохо, но мне стыдно в этом признаваться…».

Хотя некоторые подростки и бравируют своими порезами, большинство из них не спешит признаваться в подобном поведении, опасаясь непонимания и отвержения со стороны сверстников и взрослых. Они так и остаются «один на один» со своими проблемами, рискуя попасть в замкнутый круг «стресс – аутоагрессия». В конце концов, у таких подростков может возникнуть стойкая привычка остро и саморазрушительно реагировать на жизненные неприятности.

«В какой-то момент я испугалась – потому что поняла, что не могу остановиться. Как только у меня случалось плохое настроение (а оно у меня случалось часто), меня начинали преследовать неотступные мысли о том, что надо порезать вены. От этих мыслей было очень трудно избавиться».

«Я резал руки много раз. Лезвием, ножами, даже бутылочным стеклом. Это случалось каждый раз, когда я всерьез выходил из себя. Я не знал, куда мне девать свой гнев. Я не мог причинить зло окружающим, поэтому причинял его себе. Со стороны это выглядело ужасно».

«Я понимала, что поступаю очень плохо. Мои подруги ругали меня. Они спрашивали меня, как я дальше собираюсь жить с такими руками – ведь они были покрыты шрамами от кисти до локтя. Я понимала, что это некрасиво, но не могла найти в себе силы остановиться».

Помощь аутоагрессивному подростку.

Как можно помочь подростку с аутоагрессивным поведением? Действительно ли его следует лечить в психиатрическом стационаре?

В большинстве случаев госпитализация не является обязательным условием – кроме случаев серьезной депрессии с суицидальным риском.

Таким подросткам можно посоветовать пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении. Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) помогает восстановить контроль над своим состоянием.

Основная проблема подростков, склонных к аутоагрессии, – низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность.

Аутоагрессивный подросток нуждается не в осуждении и высмеивании, а в понимании и помощи. Хорошо, если рядом с ним окажется друг – ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.

«Меня очень поддержали мои друзья. Они не стали мне говорить, что я слабак, или как-то иначе стыдить меня. Наоборот, они сначала посочувствовали мне, но потом призвали найти в себе силы. Я стал думать о своей жизни, стал думать о том, каким я хочу быть. Теперь я стараюсь этого достичь. Надеюсь, что я не вернусь старым привычкам».



«Сейчас мне шестнадцать лет, а первый раз я порезала руки лет в тринадцать. Я даже не могу сосчитать, сколько раз я это делала. Недавно я поругалась со своим парнем и в очередной раз порезалась. Меня привезли в больницу, чтобы наложить швы – и там я увидела женщину лет тридцати или даже сорока! Она сказала мне, что поругалась с любимым и порезала себе вены. Меня это удивило и напугало. Я подумала, что я если сейчас не остановлюсь, то меня ждет такое же будущее. Мне это не понравилось. В общем, я хочу пересмотреть свое поведение».

«Я надеюсь, что всё прекратилось. Спасибо моей маме. Она была рядом со мной в это трудное время, всегда выслушивала и поддерживала меня. Но все-таки иногда мое настроение бывает таким плохим, что я вспоминаю этот старый проверенный способ».

Некоторым подросткам удается справиться со своей проблемой самостоятельно. Они прекращают регулярно наносить себе порезы, хотя – увы – в других областях жизни их эмоциональное неблагополучие может продолжать проявлять себя.

Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке.

Выразите искреннее беспокойство за него - но не сомнения в его психической полноценности. Не стыдите подростка и не осуждайте его поведение.

Скажите о своем желании помочь, постарайтесь выслушать и понять проблемы этого подростка.

Узнайте, есть ли у него представление о способах решения этих проблем и поделитесь своими мыслями, предложите помощь.

Расскажите ему, что многие люди смогли отказаться от саморазрушающего поведения и научились преодолевать свою печаль или гнев.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Аутоагрессвиное поведение у подростков.

Автор: Федотова Евгения Борисовна

Дата: 30.09.2018

Номер свидетельства: 479321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Аутоагрессвиное поведение у подростков."
    ["seo_title"] => string(40) "autoagressvinoe_povedenie_u_podrostkov_1"
    ["file_id"] => string(6) "479323"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538335573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства