способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
актуализировать в сознании коллег свой образ педагога;
снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
выявлять особенности представлений педагогов о своей профессиональной деятельности;
формировать прогностические в предвидении результатов своих действий;
продолжать осваивать способы самораскрытия;
развивать способность к рефлексии;
обратить внимание на поиск резервов для более эффективной работы.
Условия проведения:
Приглашаются молодые педагоги, группа – 6-10 человек (педагоги, воспитатели).
Продолжительность занятия: 1 ч. – 1ч. 20 мин.
Оборудование:
листы чистой бумаги, ватман;
ручки, карандаши, фломастеры;
музыкальное оформление;
бланки теста, карточки.
Ход занятия
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей школе. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность.
Основные правила общения
Не принято обижать, перебивать.
Обращаться друг к другу по имени, на «ты» от первого лица (например: я хочу, думаю, чувствую…).
Уважительно относиться друг к другу.
Если начинается какое-то дело – в нем участвуют все без исключения.
Уважение к говорящему, не перебиваем.
Каждый участник может отказаться от участия в задании, сказав: «Стоп!».
Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).
Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
Недопустимость непосредственных оценок человека.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: сокращение психологической дистанции, создание доверительной, благоприятной атмосферы в группе.
Ход упражнения. Каждый из участников рисует для себя слово (предмет, вещь, животное, растение и т.д.), которое ассоциируется с вами. Нарисуйте и расскажите, наделяя её собственными качествами личности. Данный перенос способствует более полному раскрытию внутреннего состояния человека.
3. Упражнение «Ожидание»
Цель: выяснить ожидания участников тренинга, может быть, их опасения и интересующие вопросы для того, чтобы скорректировать программу семинара-тренинга и оценить эффективность работы тренера.
Материалы: ватман с готовым изображения улья, стикеры (пчелы) (Приложение 1).
Время проведения: 3-5 мин.
Ход упражнения. Написать на стиках несколькими словами свои ожидания от тренинга. Поочередно наклеить их на плакат с ульем.
4. Тест «КАКОЙ ВЫ ПЕДАГОГ?» (Приложение 2)
Цель: выяснения умения анализировать собственную деятельность (поведение, чувства, мысли).
Стимульный материал: анкета из 14 вопросов.
Время проведения: 10 мин.
Сейчас я раздам Вам тест, ответьте, пожалуйста, на бланке и посчитайте баллы.
5. Работа с незаконченными предложениями (Приложение 3)
Материалы: карточки с заданием, ватман, маркеры.
Время проведения: 5 мин.
Каждый по очереди вытаскивает карточку и заканчивает предложения, второй ведущий фиксирует на доске характеристики, которые дают педагоги студенту – «трудному» и «идеальному». Составляем общую характеристику реального студента.
Цель: способствовать развитию умения анализировать собственную деятельность, проектирование, умение проводить фрагменты самоанализа, развивать творческие способности, фантазию.
Материалы: карточки с заданием, ручки.
Время проведения: 10-12 мин.
Одно из самых главных качеств педагога – умение разобраться в возможных причинах той или иной ситуации, предположить ее последствия, а потом выбрать наиболее оптимальный способ ее разрешения.
Педагогам трех групп предлагается одна и та же ситуация: «Студент разбил вазу».
1 группа продумывает как можно больше характеристик студента (личностные качества, успешность в обучении, статус в группе и т.д.).
2 группа предлагает, как можно больше возможных причин – почему разбил вазу.
3 группа продумывает возможные реакции (как позитивные, так и негативные) педагога на то, что студент разбил вазу.
Каждая группа работает самостоятельно, записывая варианты на отдельных карточках. На это отводится 7 мин. Когда все готовы, карточки собираются и раскладываются в три стопки (1-я – характеристика студента, 2-я – мотивы, 3-я – реакция педагога). Далее совместная работа организуется по принципу лото: педагоги 1-й группы открывают одну из карточек и зачитывают характеристику студента. Педагоги 2-й группы также берут любую карточку и объясняют мотивы поступка. И, наконец, педагоги 3-й группы конкретизируют реакцию по отношению к студенту, разбившему вазу.
Таким образом, из абстрактных, разрозненных характеристик складывается целостная картина педагогической ситуации.
Далее осуществляется совместный поиск возможных последствий сложившейся ситуации, а также причин той или иной реакции педагога на действие студента.
м
Мотивы
Ситуация (поступок)
по
Последствия
Реакция на поступок
отм
После анализа ситуации карточки вновь возвращаются в общий набор, перемешиваются и работа продолжается. Каждая смоделированная ситуация будет носить свой, специфический характер и требовать индивидуального подхода к анализу в зависимости от того, является ли она конфликтной, позитивные или негативные последствия может вызвать.
Необходимо создать на занятии такую ситуацию, чтобы педагоги видели: один и тот же поступок может иметь различные мотивы и последствия, может быть по-разному воспринят окружающими.
На основании такой работы совместно с педагогами можно построить схему анализа педагогической ситуации, которая будет использоваться при моделировании самых разнообразных ситуаций.
7. Упражнение «Портрет педагога»
Время проведения: 10-15 мин.
Упражнение выполняется в трех микрогруппах. Каждая получает задание составить собирательный социально-психологический потрет типичного педагога:
- педагог дореволюционной России;
- советский;
- современный педагог.
Педагогам предлагается план-схема, по которой они будут работать:
- внешний вид (одежда, манера, атрибуты, символизирующие педагога того или иного времени);
- особенности речи;
- доминирующие ценности;
- манера общения с детьми, коллегами;
- возможная реакция на различные ситуации, поступки детей;
- основные принципы педагога своего времени.
При выполнении задания можно вспоминать образы из художественной литературы, кинофильмов, а также примеры из своего жизненного опыта, наблюдение за педагогами в процессе своей профессиональной деятельности.
Вопросы к выполненным заданиям:
– С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
Работа со своим внутренним миром, своими переживаниями, самая главная работа по восстановлению и раскрытию собственных ресурсов организма. Именно такую работу я предлагаю Вам сейчас с помощью приема психосинтеза.
Ведущий раскрывает значение используемых символов, участники самостоятельно анализируют, что получилось у каждого.
9. Упражнение «Солнечная поляна»
Цель: снятие напряжения, создание тёплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих.
Материал: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава, солнце, цветная и белая бумага, ножницы, различные изобразительные средства.
Время проведения: 3 мин.
Инструкция. Посмотрите, как светло в нашей комнате. Она наполнена светом и теплом наших сердец. Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где растёт много цветов. Это и ромашки, и одуванчики, и васильки. Каждый на этой поляне найдёт свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который представили в своём воображении. Напишите на нём пожелание группе, раскрасьте, вырежьте этот цветок и приклейте на нашу солнечную поляну.
Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат сказочных цветов.
Итог занятия. (3 мин.)
На фоне музыки выдается «Листок обратной связи».
Приложение 1
Листок обратной связи
«____» _________ 2017 г. Ф.И.О._____________________________
Должность __________________________
Посещение тренингового занятия у педагога-психолога
Я извлекла для себя много пользы из занятия
5 4 3 2 1
Я не извлекла для себя большой пользы из занятия
Я полностью удовлетворена своей работой
5 4 3 2 1
Не удовлетворена своей работой
Что на занятии было для меня:
Самым полезным_____________________________________________________________
Самым бесполезным__________________________________________________________
Самым приятным_____________________________________________________________
Самым неприятным___________________________________________________________
Листок обратной связи
«____» _________ 2017 г. Ф.И.О._____________________________
Должность ________________________
Посещение тренингового занятия у педагога-психолога
Я извлекла для себя много пользы из занятия
5 4 3 2 1
Я не извлекла для себя большой пользы из занятия
Я полностью удовлетворена своей работой
5 4 3 2 1
Не удовлетворена своей работой
Что на занятии было для меня:
Самым полезным________________________________________________________
Самым бесполезным_____________________________________________________
Самым приятным_______________________________________________________
Самым неприятным_____________________________________________________
Приложение 2
ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ ПЕДАГОГ?»
(тест М.И. Станкина)
Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы «да» или «нет». Обведите нужную цифру.
Вопросы
Да
Нет
Охотно ли вы беретесь за подготовку занятий по новой теме, не имеющей типовой разработки?
1
0
Легко ли вам отказаться от приемов воздействия на студентов, которые вы охотно применяли раньше?
0
1
Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?
0
1
Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?
0
2
Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим студентам, разделив их на сильных, средних и слабых по умственным способностям и нравственным качествам?
2
0
Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая со студентами?
1
0
Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы в разных ситуациях надо применять разные стили?
1
0
Легче ли вам избежать конфликта со студентами, чем с администрацией?
0
2
Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения студентов, рекомендованных в ВУЗе и культивируемых в вашем учебном заведении?
1
0
Часто ли оказывается ваше первое интуитивное впечатление о качествах студента верным?
1
0
Часто ли объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недостатками, недоработками?
0
2
Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?
0
1
Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и постоянного контроля студенты вашей группы будут адекватно себя вести?
0
2
Поощряете и наказываете ли вы разных студентов по-разному за одинаковые поступки?
1
0
Количество баллов: ________
Обработка результатов. В таблице приведены баллы, которые присваиваются в зависимости ответа на каждый вопрос. Суммируйте количество набранных вами баллов.
0-5 баллов. Вы – очень слабый педагог, Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.
6-10 баллов. У вас много пробелов в подготовке работы с ученическим коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу.
11-15 баллов. Вы – хороший, знающий педагог. Однако, подумайте, не стремитесь ли вы к слишком идеальному результату. Предоставляйте студентам больше свободы, смотрите на них, как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений.
16-20 баллов. Вы – грамотный, опытный педагог. Вы избегаете шаблонов в работе, выполняете свои обязанности творчески, избегаете излишней категоричности в отношениях с людьми. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации – не Вы ли являетесь причиной напряженности?
Приложение 3
Мой любимый студент/воспитанник – это …
Трудный студент/воспитанник тот, который …
Я бы не хотела работать со студентом, который …
Я бы очень хотела работать со студентами, которые …
Наиболее часто встречающиеся позиции студента 1-го курса это …
Наиболее часто встречающиеся позиции студента 4-го курса это …
Я бы хотела видеть моих студентов/воспитанников ...
Приложение 4
«Старый город»
Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Расслабьтесь. Почувствуйте, как расслабляются ваши ноги, почувствуйте, как расслабляется ваш живот, почувствуйте, как расслабляются ваши руки, сначала кисти, потом расслабление поднимается вверх, расслабляются плечи, шея, лицо, вся голова. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело. Вдохните глубоко. Выдохните, вдохните еще. Выдохните. Вдох, выдох.
А теперь представьте себе город, любой город, который первый придет к вам в голову. Представьте, какие в нем улицы – широкие или узкие, длинные или короткие. Представьте – какие дома – высокие многоэтажки или маленькие одноэтажные, бревенчатые или каменные. Какого цвета ваши дома. Представьте, какое время года сейчас в городе – весна, зима, лето или осень… Что сейчас утро, вечер, день или ночь. Посмотрите по сторонам – одни вы в городе или вас окружают люди. Сколько их? Что они делают? Как они себя чувствуют? Хочется ли вам заняться теми же делами, что и они? Прислушайтесь, пожалуйста, что вы слышите? Пение птиц, шум ветра, скрип форточки или вокруг вас тишина? Как вы себя чувствуете в вашем городе? Пожалуйста, запомните это чувство.
А теперь давайте прогуляемся по нашему городу, по его улицам. У каждого из вас свой город. У кого-то он большой, широкий, а у кого-то небольшой. Вот мы гуляем по городу и, дойдя до самого его центра, попадаем на городскую площадь. Рассмотрите ее внимательно. Какая она? Какой формы? Какого размера? В центре площади находится фонтан. Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его. Работает он или нет, большой он или маленький, круглый или квадратный. Постойте около него. Какие чувства он у вас вызывает? Чтобы вы хотели сделать сейчас, стоя около фонтана?
Но вдруг, на другой стороне площади, вы замечаете магазин. Давайте подойдем к нему. Первое, что нас встречает это витрина. Давайте внимательно рассмотрим ее. Что на ней изображено? Какая она? Яркая, красочная, броская или простая, неприметная, такая, которая не бросается в глаза. Рассмотрите внимательно, как называется ваш магазин. А теперь давайте зайдем в магазин.
Возьмите, пожалуйста, дверную ручку и потяните дверь на себя. Легко или трудно открывается дверь в магазин? Заходите. Что же ждет вас внутри. Осмотритесь. Как вам магазин, куда вы пришли? Хорошо вам в нем или нет? Давайте погуляем по нему, посмотрим, что в нем продается. Выберите, пожалуйста, в магазине вещь, которая вам больше всего понравится. Внимательно рассмотрите ее. Чем она вам понравилась?
В магазине начал приглушаться свет, и вы почувствовали, что устали. В углу магазина вы увидели кресло, подойдите и присядьте в него. Почувствуйте, как вам стало хорошо, вытяните ноги. Свет в магазине становится тусклым, вас окутывает полумрак. В этом полумраке начинаются слышаться разные звуки. Сначала звуки тихие, ели слышные, но чем дольше вы сидите, тем громче они становятся. Это между собой беседуют вещи в магазине. Прислушайтесь, пожалуйста, о чем они могут беседовать между собой. Вы прислушиваетесь к беседе, которая льется спокойно и тихо, и ваши веки становятся тяжелыми. Вы засыпаете…
Но вдруг вы просыпаетесь. За окном магазина уже темно. Вы встаете из кресла и выходите из магазина. Вот дверь магазина закрылась за вами. Холодный вечерний ветерок обдул вас. Вы открываете глаза и оказываетесь здесь у нас в комнате.
Интерпретация:
Представление города и все, что есть в нем– это то, как человек видит свою жизнь, как видят его жизнь другие.
Фонтан– это эмоции человека, как он может их проявлять и контролировать
Витрина магазина – это то, как видят человека другие, как он может себя преподнести.
Дверь магазина – это вход во внутренний мир (легко или трудно открывается).