kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Арт терапия, как средство коррекции эмоционально - волевой сферы у учащихся с ограниченными возможностями развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей - это целесообразно организованная система психологических воздействий. Говоря, об основных направлениях психологической коррекции с помощью арт терапевтических методик эмоциональных нарушений выделяют:
• смягчение эмоционального дискомфорта у детей с овз;
• повышение активности и к самостоятельности;
• устранение личностных реакций, которые обусловлены эмоциональными нарушениями, такими, как агрессия, повышенная возбудимость, тревожность;
• коррекция уровня самооценки, самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Арт терапия, как средство коррекции эмоционально - волевой сферы у учащихся с ограниченными возможностями развития.»



Арт терапия, как средство коррекции эмоционально - волевой сферы у учащихся с ограниченными возможностями развития.

Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей - это целесообразно организованная система психологических воздействий. Говоря, об основных направлениях психологической коррекции с помощью арт терапевтических методик эмоциональных нарушений выделяют:
• смягчение эмоционального дискомфорта у детей с овз;
• повышение активности и к самостоятельности;
• устранение личностных реакций, которые обусловлены эмоциональными нарушениями, такими, как агрессия, повышенная возбудимость, тревожность;
• коррекция уровня самооценки, самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В настоящее время в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья многие педагоги и психологи такие, как Копытин А. И., Бурно М. Е., Лебедева Л. Д., Макарова Е. Г. и др., рассматривают искусство и художественно-творческую деятельность, а именно арт-терапию. Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы. Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает её большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с тяжелыми нарушениями речи, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития, детский церебральный паралич. Незрелость эмоционально-волевой сферы обуславливает слабую, соответствующую более раннему возрасту её регулирующую функцию и связанное с этим нарушение социального поведения. Это способствует возникновению негативных эмоциональных состояний, тем самым эмоциональные расстройства находят своё выражение и в нарушениях поведения. Вне зависимости от того, какими причинами вызвано недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы у учащихся овз, есть несколько задач, которые необходимо решить для того, чтобы смягчить выраженность нарушений: формирование саморегуляции и навыков самоконтроля над своими действиями, а также развитие умения сдерживать аффективные проявления. Именно эти задачи могут решаться с использованием арт-терапии в психокооррекционной работе с детьми. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру, проявить свои чувства и эмоции с помощью используемых символов в социально приемлемой форме. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. На арт-терапевтических занятиях с учащимися овз искусство не является самоцелью, научить ребенка рисовать, танцевать, лепить, а главной целью применение арт терапии в самовыражение своих чувств и эмоций.

Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют фантазировать. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру, проявить свои чувства и эмоции с помощью используемых символов в социально приемлемой форме. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Ведь психолог не стремится научить ребенка рисовать или лепить, а лишь помогает средствами искусства справиться с внутренними проблемами, выразить негативные эмоции, которые он не может вербализовать, дать выход творческой энергии. Традиционно на занятиях педагога-психолога с учащимися используются элементы изотерапии, включающие различные способы рисования и лепку, что позволяет прорабатывать детские страхи, тревожность, повышать самооценку, развивать многообразие эмоциональных проявлений. Применяемые в практике проведения рисуночной терапии задания можно разделить на следующие типы: предметно-тематический — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми; образно-тематический — в основе рисование абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств «Радость», «Гнев», «Удивление»; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей; задания на совместную деятельность (коллективное рисование)

Спектр арт-терапевтических методик, используемых в работе с детьми с ОВЗ, может быть дополнен сказкотерапией как одним из видов библиотерапии. Эта методика дает положительные результаты в работе с детьми, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости). Психологи, применяющие сказки, часто отмечают, что на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. В сказкотерапии возможно использование как уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, так и составление психологом специально направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Многолетний опыт работы специалистов с детьми школьного возраста показывает, что наиболее эффективным является проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются элементы музыкотерапии, изотерапии, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. Исходя из обобщения данного опыта, а также проанализировав теоретические аспекты данного вопроса, приходим к выводу о необходимости более активного и систематического включения арт-терапевтических методов в коррекционно-развивающую работу психолога с учашимися с ОВЗ.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Харламова Наталья Михайловна

Дата: 16.09.2021

Номер свидетельства: 586811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(106) "riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246709"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446447704"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства