Агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени проявляются вспышки злости и гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью. Следует отметить, что полное отсутствие агрессивности может быть следствием некоторых нарушений развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«агрессивный ребенок »
Сопровождение агрессивного ребенка
Агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени проявляются вспышки злости и гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью. Следует отметить, что полное отсутствие агрессивности может быть следствием некоторых нарушений развития.
Те или иные проявления агрессии встречаются у многих детей дошкольного возраста. Причиной такого поведения является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманное действие или реализовать свое желание. Очень часто подобное поведение ребенка наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм. В процессе развития личностно-смысловой сферы дошкольника, развития произвольности поведения проблема «детской агрессивности» разрешается.
Но существует ряд факторов, которые объективно могут повлиять на закрепление агрессивной модели поведения. Например, у детей с нарушениями психического развития в силу различных присущих им особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонения со стороны ЦНС), особенностей их семей (семьи с агрессивной моделью поведения, неблагополучные семьи) такая форма поведения может закрепиться и в дальнейшем перерасти в устойчивую черту поведения.
Классификация агрессии и агрессивного поведения
(А.Басс, А.Дарки)
1. Физическая (физические действия против кого-либо)
2. Вербальная (угрозы, крики, Ругань)
3. Косвенная:
-направленная (сплетни, злобные шутки)
-ненаправленная (крики в толпе, топание)
4. Раздражение (вспыльчивость, грубость)
5. Негативизм (оппозиционная манера поведения)
Э.Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу – проявляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия.
О.Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:
1. Защитная.
Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии у ребенка – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
2. Деструктивная
Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
3. Демонстративная
Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому- либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
А.А.Романов перечисляет следующие основные признаки для классификации агрессивности:
Направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого, на себя.
Наблюдаемость – ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии.
Временные признаки, т.е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии.
Пространственные признаки – в семье, детском саду, на улице и др.
По особенностям психических действий – физическая, вербальная; в агрессивных мыслях, чувствах и пр.
По социальной опасности агрессивных действий:
- девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности ребенка за собственное поведение
- делинквентные формы агрессивного поведения, нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение
Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей
Наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению, психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое коституционально обусловленное поведение родителей или родственников).
Биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие)
Некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга)
Влияние социального окружения.
Для дошкольника значимыми являются три фактора:
1.Семья.
2. Окружающие дети.
3. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом.
В дошкольном возрасте на появлении агрессии самое большое внимание оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей влияют те модели поведения, которые представляют им родители.
Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку = вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражание модели поведения родителей = ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях выкрикивает и т.п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.
Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания = уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям = вероятность ответной агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.
Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение = вседозволенность = проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.
Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева = ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции = деструктивная агрессивность = насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка = у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед = вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения = проявления агрессии.
Конфликты между родителями, развод = демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
Существуют также ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение условия и факторы:
- реактивность или ответная агрессивность
- введение жестких ограничений в поведение ребенка
- новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка
- нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.