kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптация ребёнка в замещающей семье и семьи к приемному ребёнку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг «Адаптация ребёнка в замещающей семье и семьи к приемному ребёнку» адресован кандидатам в замещающие родители и уже существующим приёмным семьям. Работая на данном тренинге, кандидаты получают необходимую информацию об особенностях протекания самого трудного этапа в жизни замещающей семьи – адаптационного; практикуются в решении неоднозначных ситуаций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация ребёнка в замещающей семье и семьи к приемному ребёнку »

БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №2»










Занятие в «Школе кандидатов в приёмные родители»

по теме: «Адаптация ребёнка в замещающей семье и семьи к приемному ребёнку»






Психолог Вискова Я.В.










Вологда

2015


Цель: ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями адаптацией детей в приёмных семьях, адаптации приёмных родителей к новой семейной ситуации.


Задачи:

- Информировать кандидатов в замещающие родители об особенностях адаптации детей к новым условиям жизни на разных этапах развития приемной семьи.

- Обсудить влияние предшествующего жизненного опыта ребенка на его адаптацию в замещающей семье.

- .Познакомить с особенностями адаптации в семье детей разного возраста.

- Предложить кандидатам в замещающие родители рекомендации по организации эффективного взаимодействия с приёмными детьми в период их адаптации в замещающей семье.

Теоретическая часть

Когда ребёнок оказывается в замещающей семье, у него начинается процесс адаптации.

- Как вы понимаете, что такое адаптация?

Адаптация – это процесс активного приспособления человека к изменениям среды с помощью различных социально-психологических средств.

Упражнение: «Где я?»

Для упражнения вам нужно разделиться на 3-4 группы (зависит от количества человек).

Представьте себе ситуацию: вы открываете глаза и оказываетесь в незнакомом месте. Что вы будете делать? Что постараетесь узнать?

Вы увидели вокруг себя людей? Как вы себя станете с ними вести.

Обсуждение.


Примечание ведущего: вероятно, первоначально Ваше состояние будет близко к шоковому, Вы будете растеряны. Длительность этого момента зависит от особенностей Вашей нервной системы. Кто-то, оглянувшись, постарается забиться в укромное место и оттуда рассмотреть новую обстановку, а кто-то, наоборот, начнет проявлять активность, суетиться. Варианты поведения могут быть самыми разными: от стремления убежать и вернуться на прежнее место до остолбенения.

Когда шоковое состояние пройдет, Вы, наверное, начнете оглядываться вокруг себя, замечать, что и кто находится рядом. Постепенно начнёте предпринимать попытки освоиться в новом месте. Если рядом окажутся люди, Вы, скорее всего, обратитесь к ним с вопросами. Вероятно, Вас заинтересуют окружающие предметы и вещи, которые Вы начнете трогать, исследовать их, действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Дальнейшее приспособление к жизни в новом месте будет зависеть от Вашего опыта, умений, знаний, желания жить в этом месте. От того, как окружающие люди будут удовлетворяться Ваши потребности. На процесс привыкания к изменившимся условиям будут влиять люди, которые окажутся рядом, их поддержка и помощь, их радушие или враждебность по отношению к Вам.

! Процесс перехода ребёнка в семью требует больших усилий и терпения от всех участников этого процесса. Адаптация в новой семье – это двусторонний процесс, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.


Предшествующий опыт ребенка.

Упражнение «Линия жизни»

Оборудование: лист бумаги, карандаш/ручка

Инструкция:

На листе бумаги начертите горизонтальную линию. Отметьте слева крайнюю точку линии – это начало вашего жизненного пути. От этой точки по линии слева направо отложите равные отрезки, каждый из которых условно соответствует трем годам вашей жизни. Недалеко от правого конца линии отметьте точку – это сегодняшний день. Представьте, что получившаяся линия является графическим изображением вашего жизненного пути. Начните слева. Постарайтесь вспомнить первые три года вашей жизни. Возьмите карандаш(и) и раскрасьте, рассматриваемый отрезок,  цветом(цветами), которые как вам кажется, смогли бы отразить основные настроения, эмоции, переживания этого периода. Проделайте то же самое со всеми остальными отрезками вашего жизненного пути». Отметьте на прямой самые значимые дня вас жизненные события.

Справа от настоящего времени отметьте события жизни, которые вы хотели бы пережить в будущем.

- Расскажите о самом значимом событии в вашей жизни? Что помогало вам переживать тяжелые события? На какие ресурсы вы опирались?

Обсуждение


Сейчас мы с вами наглядно убедились, что у каждого из нас есть насыщенное воспоминаниями прошлое.

Даже младенец имеет свой неповторимый опыт внутриутробного общения с матерью. Когда в семью попадают дети дошкольного или школьного возраста, за ними стоит уже целая история жизни в неблагополучной семье, полная обид и переживаний, последующая жизнь в детском доме. Ребёнок, живущий в детском доме, пережил разлуку с семьёй. Пусть это была разлука с неблагополучной семьёй, но для ребенка это серьёзная утрата. Подобная травма оказывает разрушительное воздействие на все уровни жизнедеятельности человека - физический, психологический, социальный.

Изъятие ребёнка из семьи начинает с одной стороны, стимулировать его фантазии об идеальных отношениях с новыми родителями, а с другой - усиливать неосознанную обиду на собственных отца и мать.

Такие же противоречивые чувства ребенок испытывает, находясь в замещающей семье: с одной стороны, он хочет стать членом нового коллектива, принять новых родителей, с другой - боится «предать» кровную семью. Ребенок бессознательно как бы не позволяет себе привязаться к «новым» маме и папе. Если родители этого не понимают, то они чувствуют ревность и пытаются снизить влияние прошлого на ребенка, что нередко становится причиной конфликтов.

Дети, оставленные матерями сразу после рождения, не имеют никаких воспоминаний об отношениях с близким человеком. Они всегда ощущали себя частью группы, где постоянно менялись взрослые, с которыми невозможно было сформировать отношения привязанности. Представления этих детей об отношениях в семье искажены и, как правило, не имеют ничего общего с реальностью.

Опыт жизни в любом сиротском учреждении, независимо от его качества, накладывает на развитие ребенка тяжелый отпечаток. Чем дольше дети живут в сиротском учреждении, тем сложнее им адаптироваться в замещающей семье. Ребёнок, оставшийся без попечения родителей, становится очень осторожным в доверительных отношениях, в привязанности и в глубоких чувствах. Он воспринимает этот мир как опасный и ненадежный, где в любой момент может произойти личная катастрофа. Для него взрослые – это властные фигуры, которые управляют ребенком, как хотят, в то время как от него самого ничего не зависит.

В результате у ребенка формируется твердое убеждение, что любить его невозможно и ничего стоящего из него не получится. Только в семье это убеждение может измениться, самооценка может повыситься, а ребёнок - стать полноценный, уверенным в себе членом общества.


Особенности адаптации детей в новых условиях.

Адаптация в замещающей семье у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит от возраста ребенка, от черт его характера и от опыта прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будет разное.

Когда ребёнок первый раз переступит порог вашего дома, его поведение может быть самым разнообразным – кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, попросит всё показать, рассказать о том, что вокруг. Чтобы избежать неприятностей и сохранить добрые отношения с ребёнком в этот непростое для вас обоих время, заранее уберите те предметы, которыми вы особенно дорожите, в укромные места. Доступные же для ребенка вещи оставьте на видном месте, так, чтобы ему было их удобно брать. Рассмотрите вместе с ребёнком то, что вызвало у малыша интерес, расскажите, как можно этим пользоваться, дайте возможность опробовать (лучше всего до тех пор, пока не надоест), после чего покажите, где это должно лежать, храниться. Ребёнок будет просто фонтанировать вопросами обо всём, что его окружает. Отвечайте на всё, постарайтесь удов­летворить его любопытство и не дайте затухнуть разбуженному познавательному интересу.

Под влиянием новых впечатлений у малыша может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.

К новым родителям у ребенка возникает разное отношение. Некоторые дети будут держаться какое-то время на расстоянии от своих новых родителей, прежде чем «подпустят» их к себе. Некоторые малыши испытали настоящую «голодовку» любви или долго мечтали о моменте, когда за ними придут мама и папа, поэтому тут же бросятся на шею к своим новым родителям.

Кто-то из детей сразу сможет принять обоих новых родителей. Кто-то первоначально будет отдавать предпочтение только одному из родителей. Например, ребёнок может предпочесть папу, и мало уделять внимания маме, а кто-то, наоборот, по привычке будет тянуться к женщине. Бывает трудно понять, почему ребёнок делает свой выбор. Может быть ему понравилась внешность (улыбка, глаза, прическа, одежда), или потому, что ему в доме ребенка не хватало внимания мужчины и подобным предпочтением он восполняет образовавшийся дефицит. А кому-то за время пребывания в учреждении женщины стали привычнее и ближе. Быть на месте «второго» родителя в такой ситуации тяжело и даже обидно. Очень важно разговаривать друг с другом об этом, и иметь силы и терпение, чтобы дождаться момента, когда ребёнок будет «готов» к обоим родителям.

Ребёнок, попав в замещающую семью, способен сформировать чувство привязанности к новым родителям. Первичная привязанность у ребёнка начинает формироваться в контакте с матерью еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок способен сформировать и вторичную привязанность - любить свою замещающую семью, считать ее своей, и это может произойти в любом возрасте.

Попадая в семью и не испытывая еще любви к новым родителям, ребенок ведет себя вполне адекватно. Семья при этом переживает некую эйфорию по поводу того, что все складывается благополучно.

Но как только у ребенка начинается процесс формирования привязанности к семье, его поведение меняется: он ломает свои игрушки и вещи взрослых, обманывает и может совершать мелкие кражи, причем у тех членов семьи, к кому лучше всего относится.

- Как вы считаете, с какой целью он этот делает?

Объясняется это просто. Такой ребенок привык привлекать к себе внимание любыми способами, обычно с помощью негативных поступков - в сиротском учреждении было именно так. В новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, он, как правило, идет тем же путем и в результате провоцирует родителей на наказание. Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка.

В поведении детей, оказавшихся в замещающих семьях, можно отметить общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке.

Говорить о том, что вживание ребенка в семью состоялась, можно, когда ребенок и члены семьи начинают идентифицировать себя друг с другом. Все члены семьи уверенно произносят местоимение «МЫ», а по выражению лиц и реакциям на ситуации становится трудно различить, где кровные, а где приемные дети. Для этого семье в течение 1,5-2 лет после приема ребенка необходимо пережить четыре достаточно непростых этапа.

Первый этап.

Изначально все члены семьи пребывают в состоянии эйформии, приёмный ребёнок старается вести себя идеально, стремится следовать всем правилам, заведённым в вашей семье. Но затем наступает период «базисного шлейфа». В это время процесс вживание ребенка в семью «тормозится» из-за проблем ребёнка, связанных с травматичным опытом жизни в неблагополучной семье, из-за нерешенных проблем с кровной семьи. Кровную семью ребёнка принято называть базисной. Именно с этим связанно название данного этапа.

Эти проблемы обостряются под влиянием стресса, который переживают все участники ситуации. Например, при появлении приемного ребенка кровный может пережить состояние регресса, то есть «предъявить» родителям поведение, свойственное детям более младшего возраста. У детей могут возобновиться симптомы давно прошедшего энуреза, ухудшиться речь, способность выполнять интеллектуальные задачи и т.п. Такой же регресс может наблюдаться и у приемного ребенка. Эта фаза обычно очень быстро проходит и сменяется значительным скачком в интеллектуальном и психофизическом развитии.

Сложнее идет процесс его эмоционального восстановления. Ребенок начинает «вспоминать» трагические события своей жизни, которые были вытеснены из его сознания. С этими страшными воспоминаниями ребенку крайне трудно справиться - он часто, порой навязчиво рассказывает о пережитых событиях, у него обостряются проявления «сиротских симптомов»: он начинает раскачиваться всем телом при первых признаках утомления или напряжения, плохо спит, его крайне сложно успокоить. Также ребенок постоянно жаждет внимания от новых родителей и всеми известными ему способами старается его привлечь. Он пытается «освоить» пространство семьи: раскидывает вокруг себя игрушки, оккупирует место около лидера (чаще всего матери, так как в приемных семьях, как правило, лидерство принадлежит женщинам). В результате возрастает эмоциональная нагрузка на семью, и особенно на мать.

Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было «в новинку». Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.

В это время у детей могут отмечаться: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п.

Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат энуреза, вредных привычек.

Приёмный ребёнок может начать ощущать себя жертвой обстоятельств. Это ощущение приводит его к мысли, что взрослые не беспокоятся о нем, и он может захотеть уйти из дома. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, и поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые дети длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Например, веселый, активный ребенок может вдруг стать капризным, подолгу плакать; может начать драться с родителями или с братом/ сестрой, если они есть, может делать что-то назло членам новым семьи.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляется отсутствие знаний у родителей о возрастных особенностях детей, умений устанавливать с ними контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.

Родители могут начать чувствовать усталость, раздражение, может начаться депрессия и опустится руки, некоторым начнёт казаться, что они совершенно не справляются с родительской ролью и не могут контролировать ситуацию. Но это нормальная реакция семьи и всех её членов на сложившуюся ситуацию, которая означает, что все вовлечённое в эту ситуацию получают для себя новые жизненные роли.

У приёмных родителей может появиться на этом этапе чувство беспокойства. Оно может быть связанно с тем, что они долгое время ждали появления ребёнка и вдруг это ожидание закончилось. А за продолжительный период времени это ожидание стало неотъемлемой частью их жизни, и его окончание оставило чувство пустоты. Причиной беспокойства родителей может так же стать то, что ребёнок ни внешне, ни по темпераменту на них не похож, они ещё не очень хорошо знают друг друга. Они знают только то, что любят этого ребёнка или это чувство пока только формируется. Это чувство тревоги и беспокойства сохранится на притяжении этого и следующего этапа, пока все члены семьи полностью не узнают друг друга, пока не научатся разговаривать и делиться опытом и чувствами.

Семьи справляются с ситуацией. Понимая причину детского поведения, они позволяют ребенку «отреагировать» свои травматические переживания, и способствуют тому, чтобы в дальнейшем отношения между ними стали более сбалансированными. Семьи, не способные «принять» ребенка, начинают сплачиваться, выстраивая незримые барьеры между кровными членами семьи и приемным ребенком.

На этом этапе родителям придётся искать множество способов обучения ребёнка разным вещам, так чтобы ему не стало скучно, и чтобы ребёнок не чувствовал неумехой, и чтоб не думал, что всё, что он умеет, не имеет никакой ценности. При этом для создания у ребенка чувства защищённости, близости, чувства собственности, избранности и уверенности, что он очень любим эффективно использовать игру. Многих детей нужно будет научить играть. И в этих играх очень важно давать понять, что мама и папа всегда рядом, помогут и поддержат. Некоторым детям придётся даже учится обниматься, сидеть на коленях у родителей и нежничать с папой и мамой.

Второй этап. Его можно назвать этапом «перестройки». Приемные дети обретают свое пространство в доме, и оно признаётся другими членами семьи. Это снижает общий уровень конфликтности, кровные и приёмные дети начинают соблюдать нейтралитет. Отношения матери и приёмного ребёнка становятся ближе. Ребенок чувствует себя свободнее, независимее и самостоятельнее. У ребёнка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряжённость.

Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, эмоциональнее, расторможенные делаются более сдержанными, а зажатые - более открытыми. Ребёнок в этот период просто «расцветает». У многих детей изменяется внешность: взгляд приобретает большую выразительность, начинают расти «новые» волосы, из тусклых они превращаются в блестящие и густые. У приёмных детей исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим ребенка в свою семью.

У детей начинает формироваться вторичная привязанность, и это даёт новый всплеск агрессивности, которая может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.п. В «успешных» семьях справляются и с этими проблемами.

«Неуспешные» семьи, если они и смогли выстоять на первом этапе, ждут новые разочарования, результатом чего может стать отказ от продолжения отношений с ребёнком.

Третий этап характеризуется объединением кровных и приемных детей, которые начинают ощущать себя единой группой. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы.

Приёмный ребёнок проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, принимает в них посильное участие. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение, если оно было, сочувствует и сопереживает родителям. Дети и родители живут жизнью обычной нормальной семьи, если только родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью и готовы адекватно воспринимать происходящие в ребенке возрастные изменения.

У приемного ребенка продолжает формироваться чувство привязанности. Если на предыдущем этапе он боялся «предать» биологических родителей, то сейчас переживает этап «отречения» от них. Он может отказаться от встречи с кровными родственниками, даже самыми близкими, становится «борцом» за целостность семьи. Снижается уровень агрессии внутри семьи, но учащаются конфликты с окружающими. Приемные дети все чаще начинают жаловаться на сверстников.

На четвертом этапе семья начинает осознавать свою целостность. Это означает переход на качественно новый уровень развития. Все члены семьи становятся необыкновенно похожими друг на друга - как внешне, так и по своим реакциям. Можно говорить и о сформировавшейся привязанности к семье у приемного ребенка. Он чувствует свою идентичность с приемной семьей, но, в это же время, способен «принять» и кровных родственников.

Приемные дети в своем поведении уже не отличаются от детей, воспитывавшихся у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

Даже младенцы испытывают трудности в адаптации к новой семье

Приемным родителям иногда рассказывают, что если естественные потребности младенца удовлетворяются, то есть его покормили, переодели, укачали и уложили в кровать, то малыш и не замечает, кто заботится о нем: биологическая мать, приёмная мать или няня.

Однако даже младенцы, которым всего несколько месяцев, могут испытывать трудности с адаптацией после переезда в приемную семью. Малыши замечают изменения в питании, в окружающей их цветовой гамме, в запахах, в обстановке. Возможно, они не понимают, что конкретно изменилось, но они, понимают, что какие-то изменения произошли.

В то время как старшие дети, как правило, реагируют на изменившуюся обстановку поведением, младенцы отзываются на перемены соматически: обычно возникают проблемы со сном и с питанием.

Ребенок может отказываться от еды, выплевывать пищу, у него может начаться расстройство желудка. Возможны также проблемы со сном: малыш с трудом засыпает, мало и нерегулярно спит. Может возникнуть общая раздражительность.

Важно обращать внимание на мимику малыша, интонации голоса, телодвижения - то есть на те вещи, с помощью которых ребенок пытается выразить свои эмоции.

Если у младенца возникли проблемы, нужно показать его врачу, чтобы определить, не вызвана ли раздражительность или нарушенное пищеварение медицинскими причинами. Если медицинские отклонения отсутствуют, родителям нужно признать, что таким образом малыш реагирует на едва заметные перемены, связанные с переездом в другую семью.

У малышей, попавших в приемную семью сразу после рождения, обычно не возникает проблем, потому что они еще нигде не находились достаточно долгое время, чтобы привыкнуть к определенным запахам, звукам или распорядку дня. А дети, жившие в сиротских учреждениях или с биологическими родителями хотя бы несколько месяцев, замечают, что окружающая обстановка изменилась, пусть даже они и не осознают, что человека который заботился о них раньше уже нет рядом. Дети же от 6 до 9 месяцев уже осознают, что они потеряли конкретного человека.

Младенцы не могут выражать свои эмоции словами, поэтому родителям нужно позволить им делать это так, как они могут – поведением, и стараться всячески поддерживать малышей. Это значит, что нужно много носить ребенка на руках, укачивать его, даже если на первый взгляд это не приносит ему успокоения.

Приемные родители должны попытаться как можно больше узнать о том, как кормили ребенка, купали и держали на руках, где он спал в его предыдущем доме. И в первое время в новой семье нужно постараться максимально точно воспроизвести эти условия, постепенно меняя их на удобные и принятые в новой семье.


«Вечерний дневник»

В период адаптации эффективно вести «вечерний дневник». Это своего рода личный дневник, в котором вы совместно с ребёнком анализируете прожитый день. Сначала нужно провести с реёбнокм беседу – анализ дня, а потом записать в дневник то,ч то ребёнок посчитает нужным и важным.

Примерные вопросы для беседы мы сейча опробуем на вас:

Чем запомнился этот день?

Что тебя сегодня порадовало хорошего?

Что тебя расстроило?

Что можно сделать, чтобы это исправить?

Что ты сегодня узнал?

Что ты хотел бы записать в дневник?

В конце можно нарисовать маленькую картинку «мой день»


Возьмите для этого бумажные карточки, проколите дырки в уголках и скрепите их металлическим кольцом или веревочкой. Проставьте на каждой карточке с одной стороны число — от 1 до 28, 30 или 31, в зависимости от месяца. Каждый вечер вы или ребенок должны рисовать на обратной стороне карточки картинку, изображающую какой-то эпизод проведенного вами дня. Обсудите с ребенком, как у него прошел день и выберите событие, которое можно изобразить на бумаге.


Первые дни ребёнка дома

Помните, перед тем, как ребёнок в первый раз переступит порог вашего дома, вам нужно основательно подготовиться к его приходу.

1. Узнайте, какой режим дня был конкретно у этого ребенка, которого вы берете в свою семью. Как он реагировал на его нарушения или как сам его нарушал - любил поздно ложиться спать, или подолгу спал с утра.

2. Выясните предпочтения ребёнка в еде. Не настаивайте, если он будет отказываться от каких-то ценнейших на ваш взгляд продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он всё начнёт сам их есть.

3. Можете подарить ребёнку подарок, но не стоит вываливать на него горы новых игрушек - маленького ребёнка непривычные игрушки могут и напугать.

4. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю, пока ребёнок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.

5. Устраните новые для ребёнка резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите из его комнаты цветы, обладающие сильным резким запахом, косметические средства.

6. Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.

7. Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это всё и в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, но может привести к серьёзным расстройствам или аллергическим реакциям у ребёнка.

8. Познавательные нагрузки и новые впечатления увеличивайте постепенно. Старайтесь не перегружать ребёнка на самом первом этапе, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, и так её будет предостаточно.

Совершенно не обязательно совершать дальние прогулки или поездки в клубы, музеи и на праздники. Позвольте сначала ребёнку достаточно ознакомиться с домом.

9. Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза».

10. Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.


Адаптация приемных родителей

Приём ребёнка в семью подразумевает не только адаптацию ребёнка к новым условия. В это непростое для всей семьи время происходит адаптация родителей к новой жизненной ситуации.

Итак, в семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, – типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо приёмного ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка - это серьезное испытание для всей семьи. Ведь у приемных родителей нет ни каникул, ни отпусков, они не могут дома отдохнуть и расслабиться. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которое зачастую бывает достаточно хрупким. Это происходит даже когда рождается собственный ребенок. А что говорить, когда в семье появляется незнакомый ребенок, причем довольно сложной судьбы и непростого характера.

Поэтому примерно через месяц картина семьи несколько изменяется. В ответ на вопрос: «Насколько реальная обстановка отличается от ожидаемой?», большая часть приемных матерей выражают явное или неявное неудовлетворение своей новой ролью. Негативные эмоции, в основном, связаны с увеличением объема домашней работы, затратой дополнительных сил, энергии и времени, возникновением непредвиденных ситуаций, которые отражаются на налаженном быте семьи.

Многие матери, имевшие собственных детей, расстроены тем, что новый ребенок отличается от их собственных детей, что к нему нужно применять иные дисциплинарные меры, искать новые способы воздействия. Им многое не нравится в поведении детей, шокируют манеры поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды). В тех семьях, где есть собственные дети, обнаруживается, что они не могут относиться к ребенку также как к своему собственному. Они вынуждены делать ему поблажки, жалеть его и потакать капризам.

Поняв, что приемный ребенок совсем не такой как собственные дети, родители стараются сделать максимально возможное для блага его и всей семьи.

Но пока очень незначительная часть приемных матерей выражает разочарование своей новой ролью. И, хотя они подчеркивают возрастание нагрузки, тем не менее «сдаваться» они пока не собираются. Наоборот, они готовы продолжать свой тяжелый труд и с оптимизмом смотрят в будущее.

В основном, после первого месяца совместного проживания матери выражают положительное отношение к сложившейся ситуации, но примерно половина отмечает, что привыкание проходило нелегко.

Через три месяца многие приемные родители начинают чувствовать себя более уверенно и комфортно, они положительно оценивают свой опыт и определяют обстановку в семье как «весьма хорошую». Они более уверены в своих силах, им удалось найти свои собственные способы доверительного общения с приёмным ребенком. Отмечают также значительные изменения у ребенка в лучшую сторону.

Но есть семьи, в которых отношения с ребенком не изменились в лучшую сторону. У них наблюдается разочарование в ребенке и в своих силах; осознание собственного провала сопровождается стрессовым состоянием матери.

Появление нового ребенка негативно сказывается на взаимоотношениях между членами семьи. Например, ребенок действует на нервы мужу, и он отказывается иметь с ним какие-либо взаимоотношения. Ребенок может проявлять избирательность, отдавать предпочтение одному члену семьи, например, отцу, отвергая мать. Приемный ребенок может оказывать негативное влияние на имеющихся в семье детей или способствовать возникновению между детьми конфликтных отношений (ревность, соперничество). Особенно много проблем возникает там, где приемный ребенок старше собственных. «Я надеялась, что он будет старшим братом для малышей, а он терроризирует их», - делится одна из матерей.

В целом, через 3 месяца существования такой семьи вырисовывается достаточно противоречивая картина. Матери все еще полны энтузиазма и ощущают определенное удовлетворение от своей новой роли. Отцы же менее оптимистичны, что объясняется разными ролями родителей в жизни семьи.

Решающим в жизни семей является 6 месячный период. Удовлетворение от своей новой роли в большой степени зависит от того, насколько взрослые смогли понять и принять ребенка. По истечении 6 месяцев многие родители испытывают гораздо меньше оптимизма и отмечают, что им стало труднее, чем в первые дни.

Их удовлетворение своими действиями гораздо меньше, чем раньше. Первоначально приемным родителям казалось, что ребенок прекрасно привыкает к новой обстановке, со всем соглашается, делает то, что от него ждут. И вдруг он перестает быть абсолютно послушным, все чаще выражает собственные взгляды и начинает предъявлять собственные требования. Это свидетельствует о том, что он начинает чувствовать себя в приемной семье комфортно, становится самим собой. Даже если приемные родители понимают, насколько важны и существенны происходящие с ребенком перемены, от этого им не легче справляться с новыми и новыми трудностями. Теперь они гораздо реже отмечают положительные сдвиги и намного чаще говорят об ухудшении поведения, они менее уверены и удовлетворены, чем раньше.

Оптимизм убывает потому, что большинство родителей начинают понимать всю серьезность и глубину детских проблем, а также сложность и не всегда эффективный результат своих попыток изменить поведение ребенка к лучшему. По мере того, как они ближе узнают ребенка, им становится понятнее, какое влияние на него оказал предыдущий жизненный опыт. Именно в этот момент важна помощь специалиста.

В то же время, они все больше привязываются к ребенку и, естественно, хотят ответной реакции от него. Родители ждут от ребенка благодарности и признательности за свои «героические усилия», однако их ожидания зачастую оказываются напрасными. И потому здесь очень важна поддержка и признательность со стороны родственников, друзей, соцработников, психологов, педагогов. Они должны отмечать положительную динамику в развитии ребенка, связанную с его жизнью в новой семье. Ребенок стал более защищенным, у него улучшились внимание, память и т.д., он стал более спокойным, уравновешенным, поправился и т.п.

Разочарование родителей не означает, что они плохо поработали или плохо справляются со своими обязанностями. Большинство замещающих родителей в этот период нуждаются в советах и рекомендациях о том, как справиться с поведением ребенка, в объяснении причин поведения ребенка, в ободрении и поддержке.

Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания. Поэтому празднование в семейном кругу такого знаменательного события способно оказать позитивное воздействие на адаптацию ребёнка в замещающей семье.

Большинство приемных семей начинает свою деятельность с полной уверенностью, что они смогут сделать ребенка счастливым. Они верят в то, что под их влиянием ребенок изменится к лучшему, но когда перемены наступают не так быстро, как им хотелось, они теряются и нуждаются в поддержке и объяснении причин. Они должны понять, что такой медленный и не очень явный прогресс – совершенно закономерное явление, что нет ничего страшного в том, что они не всегда самостоятельно смогут разрешить конфликты и справиться с трудностями.

Если родителям кажется, то их ребенок стал лучше себя вести, и что они действительно смогли помочь ему, то это, естественно, вызывает чувство удовлетворения. «Когда после всех трудностей, ты видишь слабые проблески понимания или выражение благодарности, или какие-то крохотные сдвиги в лучшую сторону, то чувствуешь себя просто на седьмом небе»,- так описывает свои чувства один из отцов.

В этот период значительно большее число матерей и отцов выражают удовлетворение обстановкой в семье и своей ролью. Создается впечатление, что они исполняют свою роль родителей намного увереннее, чем 6 месяцев назад. «Дела идут намного лучше – о таком я даже не могла мечтать 6 месяцев назад. Я просто стала понимать ее. И мы вместе можем решать проблемы, которые встают перед нами»,- такова оценка ситуации одной из матерей. Как видно из этого высказывания, они более терпимо относятся к проблемам ребенка. Эти проблемы их уже не слишком озадачивают и расстраивают.

Через полтора года можно сказать, что семьи, «продержавшиеся» столь длительное время, смогут существовать сколь угодно долго. Родители удовлетворены своей ролью и обстановкой в доме, многие довольны тем, что ребенок хорошо прижился в семье.

Но даже очень успешные родители нуждаются в поощрении и отдаче от вложенных усилий. Такой «отдачей» может быть чувство любви, выражаемое ребенком; счастье ребенка и его желание жить в этом доме; уверенность в том, что они сделали все необходимое для того, чтобы помочь ребенку.

Итак, для построения любых взаимоотношений требуется время, и это совершенно нормально.

Совместные занятия, игры, беседы; предоставление ребенку возможности высказать то, что у него не душе; понимание его проблем и проникновение в его интересы; помощь и поддержка, если ребенок расстроен, уход и забота, если он болен… Все это со временем непременно создаст эмоциональную близость между новыми родителями и приемным ребенком.

Процесс адаптации ребёнка в новой семье – это сложный, долгий и трудоемкий процесс, требующий участия и искренней заинтересованности в неё как самого ребёнка, так и всех членов его новой семьи. Только успешноё прохождение этого процесса позволит вам и вашему приёмному ребёнку стать полноценной и счастливой семьёй.


Каждый из вас живёт в доме или в квартире, в которой вы выбираете места, где вам комфортно - там хочется находиться, или наоборот, места, где не хочется часто бывать. В доме у вас есть ВАШЕ личное место – где вы храните свои вещи, спите или просто любите проводить время. Когда в Вашу семью придёт ребёнок, у него тоже должно появиться своё место, его личное пространство. Это будет территория, за которой он будет следить, расставлять предметы так, как ему удобно, когда подрастёт - самостоятельно поддерживать порядок. Очень важно, чтобы ребёнок знал, что такое место у него есть – это поможет ему чувствовать себя комфортнее, а главное – защищеннее в новом доме.

Для того чтобы выделить для ребёнка его личное пространство нужно осознать, какое пространство в доме занимаете Вы и члены вашей семьи.

Упражнение: Разделение территории

Цель: Оценка «личной территории» в доме.

Задачи:

- обозначить и охарактеризовать свою «личную территорию»: площадь, границы, положение относительно личной территории других членов семьи.

- осознать значение «личной территории».

- оценить влияние разграничения личной территории на взаимоотношения между домочадцами.

Инструкция:

Сейчас я выдам каждому чистый лист бумаги, на котором вы нарисуете план вашего дома или квартиры. Обозначьте на нём, где находятся окна, двери, мебель и другие предметы интерьера. Обратите внимание на экран, на нём предложен пример плана квартиры, с разделением неё на зоны. На нём изображены комната, кухня, ванная комната, коридор, предметы мебели, которые там находятся. Этот план может послужить вам примером для составления своего собственного плана. На выполнение у вас 5 минут.

Теперь, с помощью цветных карандашей, обозначьте, где вы и другие члены вашей семьи любите бывать. Отметьте, где Ваше, а где их личное пространство. Пример разделения пространства на экране. На выполнение данного задания у вас 7 минут.

Посмотрите, как распределилось пространство в вашем доме – возможно, обозначились участки квартиры, которые любят все члены семьи, или нашлось, скажем, кресло, из-за которого происходит постоянно конфликт, может, нашлись пустые, никем не используемые зоны. Сейчас я предложу ряд вопросов, запишите их.

Сколько места занимаете лично вы в своей жилище?

Хватает ли вам этого места?

Не притесняете ли вы территориальные права других членов семьи?

Подумайте, почему в вашем доме есть напряженные или пустующие зоны? Как это можно исправить?

Определите, где в вашем доме будет жить ваш приёмный ребёнок?

Хватит ли ему места в вашем доме?

Подумайте и ответьте на эти вопросы. Что вы чувствовали, когда создавали план своей квартиры, и когда разделяли её на зоны?

Попробуйте дома сделать тоже упражнение со своими домашними. А те, кто пришёл на занятие с парой, дома сравните, какие планы у вас получились – обсудите, какое место в доме Вы отвели своему супругу, а какое он сам для себя выбрал? и наоборот. Почему Вы подобный выбор?

Список литературы:


  1. Андреева Ю. Хотите усыновить ребёнка?/ Ю.Андреева. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.

  2. Грибанова Л. Найди меня, мама/ Л. Грибанова, С. Осадчук, нау.редактор – Семья Г.В. - М.: АНО «Студио-Диалог», - 2006г.

  3. Красницкая Г.С. Вы решили усыновить ребёнка/ Г.С. Красницкая, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, О.А. Кабышев, протоиерей Аркадий Шатов, - М.: Дрофа, - 2001г.

  4. Куфтяк Е.В. приёмная семья: особенности подбора и адаптации: ментодическое пособие для специалистов служб сопровождения семьи / Е.В. Куфтяк, И.В.Тихонова. – Кострома.: КГУ им.Н.А. Некрасова, - 2010. – 82 с.

  5. Лоис Р. Мелина (Lois R. Melina) – «Adopted Child» пер с англ./ , Vol. 3, # 6, July 1996.

  6. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: порфессиональная замещающая семья/ В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368.

  7. Сборник статей Шведского общества международной помощи детям «Adoptincentrum». Научно-популярное издание «Стать семьёй»/ М.: 2006г.







12






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Адаптация ребёнка в замещающей семье и семьи к приемному ребёнку

Автор: Вискова Яна Валерьевна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227561


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства