ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА А.Г.Ашаргина
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА А.Г.Ашаргина
В данной статье рассматриваются основные трудности психического развития детей с нарушениями слуха. Закономерности психического развития глухого ребенка требует особого подхода, и нуждается в тщательном изучении. Несмотря на большое количество исследований на эту тему, в ней всё ещё остаются подводные камни, которые затрудняют развитие когнитивных способностей данных детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА А.Г.Ашаргина»
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
А.Г.Ашаргина
студентка 1 курса, направление «Специальное дефектологическое образование», профиль «сурдопедагогика», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)
В данной статье рассматриваются основные трудности психического развития детей с нарушениями слуха. Закономерности психического развития глухого ребенка требует особого подхода, и нуждается в тщательном изучении. Несмотря на большое количество исследований на эту тему, в ней всё ещё остаются подводные камни, которые затрудняют развитие когнитивных способностей данных детей.
Ключевые слова: дети, нарушение слуха, особенности психики, психическое восприятие,
В.И.Лубовский говорит: «В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности». Так как какие-то психические функции формируются на позже на основе других, сформировавшихся раньше, и дают толчок для дальнейшего психического и психофизического развития. При любом нарушении у детей возникаю проблемы с восприятием, переработкой и хранением информации. У детей с нарушенным слухом этот психологический аспект ярко выражен, так как страдает один из ведущих органов восприятия информации. Но эти нарушения у детей с нарушенным слухом наблюдаются только до определенного периода их развития [2].
Так же у всех детей с ограниченными возможностями наблюдаются трудности в речевом опосредствовании действий. Эта закономерность для детей с нарушенным слухом тоже может быть временной, если будут предоставлены соответствующие условия обучения и воспитания, то соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания меняется в сторону опосредствованного. У детей получается научиться адекватно и осмысленно запоминать наглядный и словесный материал [1].
И.М.Соловьев выделяет две основные закономерности психического развития глухих детей. Первое что он отмечает- это зависимость психического развития от количества, разнообразия и сложности воздействий внешних обстоятельств. Второе, на что указывает И.М.Соловьев что в первые годы у детей с нарушенным слухом выделяется некоторое отставание в развитии в первые годы жизни, но более ускоренное в последующие, когда на ребенка ведется воздействие со стороны сурдопедагога и психолога [1].
Таким образом можно сделать вывод, психическое развитие ребенка с нарушение слуха изменяется с возрастом гораздо более прогрессивно, чем у детей с нормой. Несмотря на то что дети с врожденным дефектом слуха в начале своей жизни имеют пониженный потенциал психического развития позднее их уровень становится заметно выше. Если занятия с глухими детьми выстраиваются с учетом их возможностей и особенностей, то их психика может превзойти работу детей с нормой слуха. Так как они по мимо устной речи овладевают и жестовой, а полеязычие ведет к ускоренному развитию когнитивных способностей. Изучив работу И.М.Соловьева я подробнее познакомилась с закономерностями психики детей с нарушениями слуха.
канд.филол.наук, доцент кафедры логопедии и детской речи
К.В.Абрамова
Список литературы:
Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. – М.: Изд-во «Сфера», 1971. – 240 с.
Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1995. – № 1. –С. 28-34.