kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внимание как общепсихологический процесс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внимание это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость;сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внимание как общепсихологический процесс»

Внимание как общепсихологический процесс Одилова Н.Г. - и.о.доцента кафедры «Дистанционное образование» ТГПУ им.Низами

Внимание

как общепсихологический процесс

Одилова Н.Г. - и.о.доцента кафедры «Дистанционное образование» ТГПУ им.Низами

Внимание - это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость ; - сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности

Внимание

- это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость ;

- сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности

Виды внимания непроизвольное Это непреднамеренное сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей

Виды внимания

непроизвольное

Это непреднамеренное сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей

Виды внимания произвольное  Это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, нередко требующее определенных волевых усилий

Виды внимания

  • произвольное

Это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, нередко требующее определенных волевых усилий

Виды внимания Послепроизвольное внимание Проявляется вслед за произвольным в результате появления интереса к деятельности. Характеризуется целенаправленностью и отсутствием волевых усилий

Виды внимания

Послепроизвольное внимание

Проявляется вслед за произвольным в результате появления интереса к деятельности. Характеризуется целенаправленностью и отсутствием волевых усилий

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют три основных формы внимания:   Внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) – обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира Внутреннее внимание (интеллектуальное) – обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания Моторное (двигательное) внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют три основных формы внимания:

Внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) – обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира

Внутреннее внимание (интеллектуальное) – обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания

Моторное (двигательное) внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком

Основные свойства внимания Сосредоточенность (концентрация) Устойчивость выделение сознанием объекта и направление на него внимания, т.е. удержание внимания на каком-либо объекте, и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент, с целью получения наиболее полной информации о нем. Объем большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент

Основные свойства внимания

Сосредоточенность (концентрация)

Устойчивость

выделение сознанием объекта и направление на него внимания, т.е. удержание внимания на каком-либо объекте, и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент, с целью получения наиболее полной информации о нем.

Объем

большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии

характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Объем внимания На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении. В психологических лабораториях для этой цели используется специальный прибор — тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов  тахис —«быстро»,  скопео— «смотрю»). На экране на короткое время показывают буквы, цифры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными-, словами, объем внимания — это широта той области, на которую оно может быть распространено. Задание. Определить объем внимания. Необходимо на листе бумаги предварительно заготовить 6 квадратов 4Х4 (табл. 9). Затем внимательно рассмотреть первую фигуру на табл. 9 в течение 2—3 сек., не более, и по памяти постараться как можно точнее ее воспроизвести. Так последовательно проверить себя на всех шести фигурах. За каждый правильно помещенный кружок (или квадратик) в соответствующую клетку таблицы начисляется одно очко. При получении 49 очков можно заключить, что объем внимания хороший, Если получено менее 35 очков, необходимо еще потренироваться 1—2 раза в месяц на протяжении первого полугодия, а затем возвращаться к этому упражнению по мере необходимости для самооценки и тренировки.

Основные свойства внимания Распределение Интенсивность это умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая их в своем сознании. Например, студент на лекции распределяет внимание одновременно между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент Переключаемость характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой это скорость перехода от одного вида деятельности к другому

Основные свойства внимания

Распределение

Интенсивность

это умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая их в своем сознании. Например, студент на лекции распределяет внимание одновременно между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент

Переключаемость

характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой

это скорость перехода от одного вида деятельности к другому

Тест — «корректурная проба» Задание. Тест для определения способности распределять внимание Для этого задания используется тестовая табл. 8. Вам нужно за 5 мин. внимательно просматривая эту таблицу, как можно быстрее зачеркивать разными способами буквы с,  к,  а букву  а  обводить кружком, например: По окончании работы нужно оценить ее точность и производительность чтобы пользоваться полученными данными как для первичной самодиагностики, так и для оценки степени развития своей способности к распределении внимания после занятий или самостоятельной работы. Показатель точности работы вычисляется по формуле: А=Е/(Е+О) где  А— точность работы;  Е— число правильно зачеркнутых знаков; О— число ошибок. При О == 0 А  =  1, при наличии ошибок А всегда меньше 1. Показатель производительности вычисляется по формуле  П=С*А,  где П—производительность; С— число просмотренных знаков. Эти показатели характеризуют особенности вашей деятельности не только в данной тестовой ситуации, но и имеют более широкое значение для реальной учебной деятельности. Например, если вы за 5 мин. просмотрели 1500 знаков и правильно оценили 1350 из них, то это означает высокую степень способности к устойчивости внимания.

Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном, после переключения на новую деятельность, периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности

Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном, после переключения на новую деятельность, периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности

Переключение то на вазу, то на лица

Переключение то на вазу, то на лица

Переключение то на девушку, то на бабушку

Переключение то на девушку, то на бабушку

Переключение то на девушку, то на череп

Переключение то на девушку, то на череп

Спасибо за Внимание!

Спасибо за Внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внимание как общепсихологический процесс

Автор: ОДИЛОВА НАИРА ГУЛЯМОВНА

Дата: 01.02.2021

Номер свидетельства: 572069


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства