kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темперамент— это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Основой темперамента  являются унаследованные человеком свойства нервной системы, которые влияют на быстроту усвоения знаний, формирования навыков. От этих свойств зависит динамика психических процессов и состояний, психической деятельности в целом.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, на динамические особенности поведения человека, на его индивидуальность. Вот почему темперамент нельзя отделить от личности. Темперамент выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности»

Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности Темперамент — это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности. Основой темперамента являются унаследованные человеком свойства нервной системы, которые влияют на быстроту усвоения знаний, формирования навыков. От этих свойств зависит динамика психических процессов и состояний, психической деятельности в целом. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, на динамические особенности поведения человека, на его индивидуальность. Вот почему темперамент нельзя отделить от личности. Темперамент выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью.

Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности

Темперамент — это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Основой темперамента являются унаследованные человеком свойства нервной системы, которые влияют на быстроту усвоения знаний, формирования навыков. От этих свойств зависит динамика психических процессов и состояний, психической деятельности в целом.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, на динамические особенности поведения человека, на его индивидуальность. Вот почему темперамент нельзя отделить от личности. Темперамент выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью.

И.П. Павлов теоретически обосновал и экспериментально подтвердил ведущую роль в динамических процессах центральной нервной системы. Он считал, что «темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума» Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Подвижность нервных процессов . Подвижность характеризуется быстротой и легкостью сменяемости процессов возбуждения и торможения. Противоположной этому свойству является инертность нервных процессов, исключающая их быструю и легкую перестройку.

Сила нервной системы — показатель работоспособности нервных клеток, их функциональной выносливости, способности задерживать реакцию на воздействие одних раздражителей под влиянием других, еще более значимых.

Уравновешенность нервной системы . Данное свойство означает соответствие силы возбуждения силе торможения. Значительное преобладание одного из этих процессов над другим свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов.

Учет особенностей, свойств темперамента в профессиональной деятельности юриста.

Учет особенностей, свойств темперамента в профессиональной деятельности юриста.

  • Каким образом оценивать свойства темперамента? Данный вопрос оказывается не таким простым. В психологической литературе высказывается обоснованное возражение против ценностного подхода к тому или иному темпераменту, тем более против того, чтобы делить их на « плохие» и «хорошие», «лучшие» и «худшие».
  • Более продуктивным представляется иной подход к оценке того или иного темперамента, его отдельных свойств - с точки зрения изучения адаптивных возможностей индивида в процессе поддержания им равновесия между организмом и средой. Поэтому с социальной, тем более с правовой, точки зрения темперамент не подлежит оценке, так как не определяет социальную ценность человека, поскольку не связан с его мировоззрением, убеждениями, правосознанием. «Никакой темперамент не служит препятствием для развития общественно ценных свойств личности, равно как и отрицательных ее свойств. Генетически детерминированные свойства темперамента - это лишь предпосылки воспитания, обучения, формирования характера, развития умственных и физических способностей».
  • Исходя из основных динамических свойств нервной системы, темперамента человека, необходимо видеть, к какой деятельности он более всего предрасположен. В этом состоит одно из направлений учета человеческого фактора в решении вопроса о повышении эффективности и качества труда любого работника, в том числе, разумеется, и юриста
Характер, его свойства и черты

Характер, его свойства и черты

  • Характер, как известно, имеет тесную связь с темпераментом, который является его природной основой, динамической стороной. Более того, характер развивается на базе темперамента. Поэтому он, как и темперамент, достаточно устойчивое личностное образование.
  • Характер — это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия
  • Черты, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно). Аналогичный подход может иметь место и при изучении отношений субъекта к различным формальным и неформальным группам, в которых протекает его жизнедеятельность. Эти отношения помогают выявлять такие свойства характера, как доброжелательность, отзывчивость, общительность, коллективизм либо, напротив, высокомерие, зависть, агрессивность, жестокость, эгоцентризм, конфликтность, авторитарность и властолюбие, аутизм (замкнутость), индивидуализм.
  • Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.). Они тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми. По тому, как человек относится к себе, можно сказать и о его отношении к окружающим. Отношение к другим людям во многом формирует отношение человека к самому себе. К таким чертам характера относятся: скромность, отзывчивость, альтруизм и, напротив, эгоизм, высокомерие, самолюбие, тщеславие, обидчивость и т.д., которые проявляются в самооценке личности.
  • Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необходимо также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.
  • Черты, в которых отражается отношение к вещам, материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).
Акцентуация характера или акцентуация личности – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Эта особенность личности определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на все сферы ее деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру. Акцентуация является крайним вариантом нормы и не считается психическим расстройством или заболеванием.
  • Акцентуация характера или акцентуация личности – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Эта особенность личности определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на все сферы ее деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру. Акцентуация является крайним вариантом нормы и не считается психическим расстройством или заболеванием.
Направленность личности

Направленность личности

  • Направленность личности. Одной из основных социально обусловленных подструктур личности является ее направленность.
  • Направленность — это система устойчивых побуждений человека, определяющая его социальную активность, избирательность отношений к различным явлениям, к той или иной социально полезной либо, напротив, антиобщественной деятельности.
Психологическая установка личности

Психологическая установка личности

  • В психологии под установкой понимают психическое состояние чело­века как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды.
  •   Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необхо­димые для ϶ᴛᴏго его психические силы. Знание закономерностей прояв­ления установки — необходимое условие для оценки личности преступ­ника, потерпевшего и  т.д. В установке в структурном плане выделяют три компонента: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих под­структур определяют активность человека в окружающей его обстанов­ке. Установка во многом определяет все поведение человека. Стоит заметить, что она управ­ляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выраже­ние лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с кᴏᴛᴏᴩым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки будут ценностные ориентации личности.

Воля. Ее место и роль в структуре личности

  • Воля — составной элемент сложных целенаправленных умышленных актов поведения. Она является мощной побудительной силой, входящей в мотивационную сферу поведения человека, в том числе и противоправного. В то же время некоторые преступления совершаются только потому, что субъект не может мобилизовать свою волю, чтобы противостоять своим сиюминутным желаниям и влечениям. Подмечено, что гораздо труднее преодолеть самого себя, чем какие-либо препятствия, возникающие на пути к достижению цели.

Поведение человека становится волевым благодаря мотиву, который определяет его направленность и активность. Кроме того, волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решения и его практической реализацией.

Наличие воли, волевой регуляции поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствует об умысле на совершение им тех или иных действий, а в случае противоправного их характера — об умышленной вине содеянного.

В юридической литературе в отличие от психологической можно встретить выражение «порок воли». В психологии такое понятие отсутствует. Поэтому, признавая некоторый условный характер данного термина, вместе с тем следует отметить, что он употребляется юристами, когда говорят об определенных эмоционально-волевых, личностных нарушениях, расстройствах поведения, о некоторой интеллектуально-волевой неполноценности процессов регуляции субъектом своих значимых с правовой точки зрения и собственных интересов действий, когда он не мог в полной мере руководить ими. Такой сниженный уровень волевой регуляции субъектом своих действий, не выходящий за пределы психической нормы, в рамках вменяемости выражается в сниженной способности субъекта всесторонне оценивать ту или иную значимую для него ситуацию и адекватно ей и своим возможностям принимать решения, эффективно руководить своими действиями, направленными на достижение поставленных целей

Понятие

Понятие "порок воли" означает неполноценность волевой регуляции субъектом принимаемых им решений, своего поведения при отстаивании собственных интересов (интересов своих близких) во время заключения гражданско-правовых сделок.

О том, что у субъекта снижен уровень волевой регуляции, могут свидетельствовать прежде всего психологические критерии "порока воли", а также чисто оценочные объективные критерии, которые могут быть установлены самим судом в ходе судебного заседания при решении вопроса о признании недействительности заключенной сторонами гражданско-правовой сделки.

К психологическим критериям, подтверждающим наличие у субъекта сниженной способности руководить своими действиями в пределах психической нормы, можно отнести следующие факторы:

  • сниженный уровень интеллекта, существенно осложняющий принятие человеком важных для него решений в нестандартных ситуациях в условиях когнитивного диссонанса, затрудняющий прогнозирование, планирование им своих последующих действий
  • наличие определенных устойчивых черт характера, составляющих в своей совокупности синдром так называемой "сниженной волевой устойчивости", формирующих "конформный тип" личности человека, решения которого очень часто принимаются им под влиянием каких-то внешних, порой случайных обстоятельств, под воздействием группового мнения; ведущими свойствами характера таких лиц являются: повышенная тревожность, постоянная озабоченность, избыточная осторожность, чрезмерная подозрительность, мнительность, склонность постоянно усложнять происходящие вокруг себя события; отсюда неуверенность в себе и в своих возможностях, отсутствие инициативы, самостоятельности, смелости в выборе собственной линии поведения, в достижении поставленной цели, сниженный самоконтроль
  • заниженные самооценка, уровень притязаний, вызывающие у субъекта чувство собственной неполноценности, ожидание всевозможного рода неудач;
  • наличие в мотивационной сфере личности в качестве ведущих мотивов избегания неудачи;
  • сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) личности, существенно затрудняющий осуществлять субъекту должный волевой контроль за своими эмоциями и поведением (при низких значениях фактора С в сочетании с высокими значениями факторов
Мотив

Мотив

  • Мотив — это побуждение, направленное на удовлетворение значимой для субъекта потребности.
  • Мотив является внутренним побуждением человека к тому или иному поступку, способному удовлетворить личностно значимые для него потребности, интересы. Мотив обусловливает формирование намерений человека принять решение совершить какие-либо действия (либо, напротив, воздержаться от них) во имя достижения поставленной цели. Поэтому мотивы в качестве побудительных сил лежат в основе различных, в том числе и преступных, действий человека, объясняющих их совершение.
Мотив и цель - это психические явления, которые вместе с виной образуют субъективную сторону преступления. Мотив определяет поведение не сам по себе, а только во взаимосвязи с целью. Мотив - стимулятор поведения, он находится

Мотив и цель - это психические явления, которые вместе с виной образуют субъективную сторону преступления. Мотив определяет поведение не сам по себе, а только во взаимосвязи с целью. Мотив - стимулятор поведения, он находится "впереди" общественно опасного деяния.

Мотивы преступления:

  • 1. Мотивы классового, идейно-политического характера;
  • 2. Низменные мотивы, являющиеся различными формами проявления эгоизма;
  • 3. Мотивы, лишенные низменного содержания.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Мотивационная сфера личности характеризуется следующими показателями:

Мотивационная сфера личности характеризуется следующими показателями:

  • Потребностями человека в продуктах общественного производства.
  • Разнообразием, историчностью и изменчивостью мотивации.
  • Развитием мотивации, которое может быть как спонтанным, так и целенаправленным.
  • Опосредованностью, интеллектом, речью и самосознанием.
  • Наличием волевых процессов.
  • Устойчивостью, автономностью и надситуативностью.
  • Взаимозаменяемостью.
В чем состоит сущность теории когнитивного диссонанса процесса мотивации? Какое влияние данное явление оказывает на поведение юриста?

В чем состоит сущность теории когнитивного диссонанса процесса мотивации? Какое влияние данное явление оказывает на поведение юриста?

  • Наиболее мощное мотивационное воздействие на субъект когнитивный диссонанс оказывает в жизненно (профессионально) важных для него ситуациях, когда необходимо принимать ответственное решение, разрешать конфликтные отношения, оценивать групповое мнение значимой для него социальной группы и т.д. Примеров воздействия когнитивного диссонанса на принятие решений в профессиональной деятельности юристов достаточно много.
  • Взять хотя бы, к примеру, поведение следователя, приступающего к расследованию совершенного преступления в условиях неочевидности, принятие им решения о задержании подозреваемого, проведении обыска, отдельных тактических комбинаций, связанных с использованием тех или иных доказательств и т.п. И здесь очень важно обратить внимание на одну очень существенную деталь. С принятием решения под воздействием когнитивного диссонанса субъект начинает придавать ему большую ценность по сравнению с решением, которое им было отвергнуто. «В этом просматривается действие своеобразного психологического механизма оправдания человеком сделанного им выбора уже после того, как он совершен», — обращает внимание на эту очень важную закономерность Р.С. Немов. Установлено, пишет далее он, что «после принятия решения человек невольно начинает искать дополнительные его оправдывающие аргументы и тем самым искусственно повышает для самого себя ценность избранной альтернативы. Одновременно с этим он обнаруживает склонность игнорировать неприятную для него информацию, говорящую о том, что он принял не самое лучшее из решений». И далее: «в тех случаях, когда силой обстоятельств человек бывает вынужден совершить действие, повлекшее за собой нежелательный результат, он стремится задним числом повысить ценность данного результата для того, чтобы уменьшить возникший в результате этого диссонанс».
Совершая те или иные поступки, наблюдая за поведением других лиц, человек, как правило, пытается их объяснить. Причинное объяснение поступков человека в психологии получило название каузальной атрибуции.
  • Совершая те или иные поступки, наблюдая за поведением других лиц, человек, как правило, пытается их объяснить. Причинное объяснение поступков человека в психологии получило название каузальной атрибуции.

С этой точки зрения одни люди, как правило, считают, что достигнутые ими результаты, успехи в их деятельности, равно как и неудачи, зависят главным образом от них самих (так называемый внутренний локус контроля), другие же, напротив, полагают, что все зависит от внешних факторов, от складывающихся независимо от их воли каких-то обстоятельств, попросту говоря, от везения, случая (так называемый внешний локус контроля). Такое отношение к себе, подобного рода оценка внешних обстоятельств оказывают серьезное влияние прежде всего на процесс мотивации личности и в конечном итоге сказываются в целом на результативности и успешности самой деятельности. Оказывается, что направленность лиц первой группы (с внутренним локусом контроля) прежде всего на самих себя определяет их более высокую ответственность, большую настойчивость на пути к достижению поставленных целей. Поэтому у таких людей определяющей является мотивация достижения успехов. Для лиц противоположной группы (с внешним локусом контроля) в структуре их мотивационной сферы ведущими являются мотивы избегания неудачи.

Установлено, что лица, мотивационная сфера которых определяется мотивацией достижения, в жизни, в профессиональной деятельности добиваются гораздо больших результатов, успехов, нежели те, у кого ведущими являются мотивы избегания неудачи. Как показали результаты обследования большой группы прокурорских работников, профессионально успешные сотрудники прокуратуры имеют действительно более выраженный внутренний локус контроля, что свидетельствует о том, что у них выше уровень персональной ответственности за происходящие события, принимаемые решения и их последствия, больше инициативы. Они считают, что сами добились всего, что было и есть в их жизни, благодаря собственной воле и энергии. Интересным выглядит и еще одно психологическое различие в поведении описанных выше двух групп людей. Лица, мотивированные на достижение успеха, в случае неудачи, как говорится, не опускают руки. Более того, их упорство и активность возрастают.

Данный феномен особенно наглядно проявляется в работе следователей, добивающихся высоких результатов в раскрытии преступлений, расследуемых в условиях неочевидности. Напротив, у лиц, мотивированных на избегание неудачи, в случае неуспеха интерес к решению поставленной задачи, а следовательно, и результативность их деятельности падают. Таким образом, изучение мотивов поведения людей, процессов мотивации деятельности имеет исключительно важное значение. С одной стороны, установление мотивов, которыми руководствовался виновный, помогает правильно квалифицировать его действия, устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению преступления, объективно оценивать полученные при расследовании доказательства, определять виновному то или иное, даже более мягкое наказание, чем оно предусмотрено в Уголовном кодексе . С другой стороны, процессы мотивации играют исключительно важную роль в профессиональной деятельности юристов, оказывают существенное влияние на результативность их труда.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности

Автор: Ильина Вера Александровна

Дата: 18.01.2019

Номер свидетельства: 496054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства